|
Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. — Москва, 1961Архитектор Н. А. Львов / М. В. Будылина, О. И. Брайцева, А. М. Харламова. — Москва : Госстройиздат, 1961. — 184 с., 5 л. ил. : ил. — (Мастера русской архитектуры / Академия строительства и архитектуры СССР, Институт теории и истории архитектуры и строительной техники).[Предисловие]
Настоящая работа основана, помимо ознакомления с литературой, на изучении неопубликованных текстовых и графических архивных материалов, а также на исследовании памятников архитектуры в натуре с обмерами и реконструкциями некоторых сооружений. Авторами использованы также неопубликованные работы, посвященные Н. А. Львову, в частности кандидатская диссертация А. X. Грансберг «Архитектурное творчество Н. А. Львова» (М., 1952) и кандидатская диссертация Н. И. Никулиной «Н. А. Львов — прогрессивный деятель русской культуры конца XVIII — начала XIX веков» (Л., 1952).
Введение, глава I «Жизнь и творчество», глава II «Теоретические высказывания Н. А. Львова» и глава V «Землебитное строительство» написаны кандидатом искусствоведения М. В. Будылиной.
Глава III «Усадебное строительство» написана архитектором А. М. Харламовой.
Глава IV «Городское строительство» написана архитектором О. И. Брайцевой.
Заключение написано авторским коллективом.
Работа проводилась под общим руководством М. В. Будылиной. Научный аппарат составлен и подбор архивного материала в основном произведен М. В. Будылиной.
В текст книги включены статьи, специально написанные для настоящей монографии: С. Н. Палентреер «Усадьба Вороново» (для главы III) и А. Н. Петрова «Дом Г. Р. Державина на Фонтанке у Измайловского моста» (для главы IV) и «Приоратский дворец» (для главы V).
Авторский коллектив приносит глубокую благодарность за ценные указания рецензентам А. X. Грансберг, А. А. Кипарисовой, А. Н. Петрову и А. Г. Чинякову.
ВВЕДЕНИЕ
При изучении сложных проблем в развитии русской архитектуры полнота и точность обобщающих выводов определяются прежде всего состоянием научных знаний об исследуемой эпохе. Наше богатое архитектурное наследие все еще недостаточно изучено. В архитектурной науке имеется множество пробелов, которые должны быть заполнены. Отсутствие капитального исследования о творчестве Н. А. Львова является одним из таких пробелов в истории русской архитектуры последней четверти XVIII века. Архитектурная деятельность Н. А. Львова заслуживает детального изучения, так как в ней мы находим и черты, типичные для эпохи, и своеобразные особенности, присущие творческой индивидуальности мастера.
Н. А. Львов был разносторонне одаренным человеком. Его «разум пылкий, изобретательный, любопытный, к впечатлениям отверстый и скорообъемлющий»¹ проявился во многих областях русской культуры. Львов был не только талантливым архитектором, рисовальщиком, гравером, поэтом, но и собирателем и исследователем русской народной песни, рудоискателем, механиком, изобретателем.
____________
¹ Биография российских писателей. Н. А. Львов. — «Сын Отечества», 1822, ч. 77, стр. 109.
Присущая ему энциклопедическая широта интересов характерна для передовых представителей культуры XVIII века. В поисках национальных путей развития русской культуры Львов сумел везде сказать новое слово и оставил ценный вклад в каждой области, с которой соприкасался. Некоторые его прогрессивные идеи сохранили свое значение до нашего времени. Глубокая вера в творческий гений русского народа побуждала его к практическому применению воодушевлявших его патриотических идей. Горячая любовь к Родине и стремление быть ей полезным были основным стимулом всей его деятельности.
Нельзя рассматривать архитектурное творчество Н. А. Львова изолированно, вне связи со всей его многогранной деятельностью, ибо его вклад в области архитектуры является всего лишь одним из звеньев в общей цепи его прогрессивных « патриотических устремлений.
В своем архитектурном творчестве он своеобразно отразил прогрессивные идеи эпохи, заняв видное место среди русских зодчих конца XVIII века. Его произведения перекликаются с некоторыми произведениями Старова и особенно с творениями Кваренги, с которым он тесно соприкасался в течение многих лет. В его творчестве уже намечалась та трактовка классических архитектурных форм, которая получила распространение в первой четверти XIX века.
Творчество Н. А. Львова оказало несомненное влияние на развитие русского классицизма; некоторые его архитектурные замыслы легли в основу произведений современных ему и позднейших русских зодчих, таких как В. П. Стасов, А. Г. Григорьев и др.
Исследование архитектурного наследия Н. А. Львова расширит наше представление об особенностях русской классической архитектуры последней четверти XVIII века и вместе с другими монографическими работами по архитектуре этого периода послужит основой для создания в дальнейшем обобщающих трудов по истории русского зодчества данной эпохи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ... 6
Глава I. Жизнь и творчество ... 7
Глава II. Теоретические высказывания Н. А. Львова ... 43
Глава III. Усадебное строительство ... 53
Усадьбы Новоторжского уезда ... —
Усадьбы близ Петербурга ... 91
Подмосковные усадьбы ... 101
Усадьбы на Украине ... 108
Глава IV. Городское строительство ... 118
Глава V. Землебитное строительство ... 157
Заключение ... 171
Литература ... 177
Перечень иллюстраций ... 179
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 13,4 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
14 декабря 2024, 16:59
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий