наверх
 

Буш П. Д. Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст. — Москва, 2017

Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017  Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017
 
 

Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Щенков Алексей Серафимович. — На правах рукописи. — Москва, 2017. — 257 с., ил.

 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Руинированные объекты — чрезвычайно ценная составляющая культурного наследия, в значительной своей части это фрагменты древних культур, остатки уникальных произведений. В то же время — это наиболее хрупкая часть культурного наследия, подверженная эрозии, требующая постоянного ухода. Проблема поддержания руинированного состояния объекта — не новая задача. Ещё в публикациях начала прошлого века говорится о том, что средства консервации открытой кладки очень малоэффективны. Хотя процесс разрушения продолжителен, он прогрессирует незаметно, но неумолимо. Как правило, происходят небольшие постепенные изменения, которые периодически приводят к массовым обвалам. Необходимы защита и сохранение.
 
Мировой опыт работы с руинированными объектами достаточно обширен, особенно в том, что касается практики работы с этим типом объектов. Практикуются два способа решения проблемы. Первый способ — укрепление памятника в руинированном состоянии с помощью различных технических средств и подчеркивание приобретенных качеств природно-антропогенной скульптуры. Второй — это включение наследия в новое законченное архитектурное сооружение.
 
В последнее десятилетие интерес к руинированным объектам заметно возрос. Но метод осмысления зачастую сводится к подбору визуальных образов, ориентированных на специфику актуальных культурных предпочтений (например, выставки «RUIN LUST» в британской галерее Тэйт 2014 г. И «MODERNISM AS A RUIN. An Archaeology of the Present» в Generali Foundation, Вена 2009 г.), тогда как теоретизация современных воззрений является достаточно редким явлением.
 
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью теоретического осмысления проблем работы с наследием, отсутствием систематизации и классификации современных приёмов интеграции руинированных объектов культурного наследия в современный архитектурный контекст, неразработанностью критериев культурной оценки применяемых приемов.
 
Тема особенно существенна для отечественной архитектурной теории. В России в изобилии представлены примеры руинированности памятников архитектуры. Полное восстановление чаще всего невозможно как по этическим, историко-культурным, так и по коммерческим причинам. Необходима новая историко-культурная и функциональная программа поддержания объекта наследия. Важен анализ практикуемых приемов консервации и экспозиции, мало используемых у нас приемов интеграции руинированных ценных объектов в новую архитектурную композицию. Необходимо предварительное изучение спектра историко-культурных, композиционных и технических проблем. В связи с этим весьма актуален анализ европейского опыта архитектурной работы с руинами.
 
В архитектурной проблематике сохранения руинированных объектов наследия на первом месте оказываются историко-культурные вопросы, связанные с образностью произведения прошлого, читаемостью прежних смыслов, возможностью переосмысления их современником. Но с этим во многом связана и техническая проблематика, которая отчасти роднит интеграцию руинированных памятников с археологией. Руинированные памятники находятся на границе между архитектурой и археологией. Руины наглядно показывают особенности строительства прошлых эпох и дают уникальную информацию о прошлом. Многие из этих объектов сами по себе живописны и эффектны по структуре, могут вызывать драматические исторические ассоциации. Существует явная потребность в изучении методов сохранения наследия, их фрагментарной реставрации. При невозможности восстановления памятника в полном объёме нужно максимально трепетно относиться к мало сохранившемуся подлинному материалу.
 
Теоретическая база исследования и степень научной разработанности темы
 
Анализ мировой практики последних десятилетий дает много примеров различных решений задачи сохранения руинированных объектов, раскрытия и интерпретации их культурного содержания. Распространены как технические средства консервации, так и защитные оболочки, различные приемы интерпретации культурного смысла руинированного объекта. Литература по проблеме достаточно обширна. Однако почти нет трудов обобщающего характера, направленных на осмысление историко-культурной проблематики работы с памятниками такого рода. Только в некоторых публикациях, касающихся более общих вопросов сохранения наследия, встречаются отдельные суждения о культурной роли руинированных памятников и тех содержательных трансформаций, которые происходят в процессе их консервации или включения в современное архитектурное сооружение.
 
К работам общего характера следует отнести труды, так или иначе затрагивающие проблематику руинированных памятников, их консервации и экспонирования: Йокилехто Ю., Кент Р., Джонстон К., Стэнли-Прайс Н., Тальягамбэ С., Пурини Ф., Есаулов Г. В., Репина Е. А. К работам, касающимся технической стороны консервации, следует отнести работы таких авторов как Куинлан М., Ханна М., Ашёрст Дж., Туччи Дж., Бонора В., Минеева И. М. Существует некоторое количество опубликованных статей и изданий зарубежных и отечественных авторов по специфике адаптации исторического материала и изменения функции здания, которые приводят анализ составной интеграционной архитектуры, не всегда оставляющей место для сохранения образности руинированной структуры, в том числе: Боллак Ф., Блозьес Ч., Дэйвис М., Диллон Б., Думитреску А., Соколов Б. М., Седов В. В., Кобрин К. Среди немногих работ, затрагивающих проблемы образных характеристик руинированных объектов присутствуют публикации на тему психологической и ментальной привлекательности руинированных памятников, истории их эстетизации: Зенкин С. Н., Тригг Д., Шёнле А., Лишаев С. А., Матюшина И. Г. Есть работы по частным вопросам, касающимся консервации и сохранению руин: Джэкс П., Фосетт Р., Фоузеки Р., Сандес С. Есть также монографии и диссертации зарубежных и отечественных авторов, касающиеся роли руинированных объектов в архитектурной практике: Думитреску А., Козэч М., Буонинконтри Ф., Минеева И. М.
 
К работам, имеющим косвенное отношение к интерпретации руинированных объектов культурного наследия, надо отнести диссертацию Каменского Ю. на звание кандидата культурологии «Интерпретация памятников археологии».
 
Сказанное позволяет заключить, что необходим анализ семантических характеристик приемов интеграции руинированных памятников в современную среду обитания, в частности — в состав новых архитектурных сооружений. Необходимо систематизировать спектр подходов к содержательной интерпретации руинированных памятников архитектуры, а также выявить современные теоретические тенденции в отношении к объекту исследования. Неразработанность критериев приводит к недостаточной ясности в общей концепции обращения с руинированными объектами исторического наследия. Тема сегодня стала значительно сложней и многоаспектней, чем в традиционной реставрационной теории. Она актуальна в общетеоретическом плане, в дальнейшем может представить интерес и для формирования практических проектных методик, в частности, ориентированных на отечественные экологические и социо-культурные условия.
 
Цель диссертации состоит в выявлении фундаментальных критериев оценки современных тенденций архитектурного осмысления (архитектурной проектно-строительной интерпретации) культурной значимости руинированных исторических объектов.
 
Состоит в разработке системы критериев оценки существующих подходов к сохранению руинированного наследия, к его интеграции в современный архитектурный контекст.
 
Основные задачи диссертации
 
В соответствии с поставленной целью исследования, сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
  1. Выявление и оценка направленности теоретического осмысления проблемы в существующей научной литературе.
  2. Выявление и систематизация формально-композиционных приемов работы с руинированными объектами исторического наследия.
  3. Анализ семантических и архитектурно-художественных приемов интеграции руинированных памятников в состав новых сооружений.
 
Объект исследования
Руинированные объекты исторического наследия, так или иначе подвергшиеся интерпретационным преобразованиям, а также публикации критического или теоретического содержания, раскрывающие рассматриваемую проблематику.
 
Предмет исследования
  • Художественные, эстетические и общекультурные аспекты подходов к сохранению объектов консервации;
  • Приемы интеграции руинированных фрагментов зданий в новые архитектурные сооружения без потери приобретённых в процессе разрушения эстетических и морфологических качеств.
 
Границы исследования
 
В хронологическом отношении основные задачи работы решаются преимущественно на материале исследований и проектных предложений второй половины XX — начала XXI века с необходимыми экскурсами в предысторию вопроса.
 
В географическом отношении выбор преимущественно европейского региона обусловлен тем, что при общей схожести менталитета и, в ряде случаев, материала европейский опыт предлагает широчайший спектр обработки руин для включения в новую структуру. Материал рассматривается, в частности, с точки зрения возможностей его дальнейшего приложения к деятельности на территории Российской Федерации, поэтому за основу анализа берётся европейский опыт, как наиболее близкий.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ.. 4
 
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМ ОБЪЕКТОМ.. 10
1.1. РУИНА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 10
АНТИЧНОСТЬ.. 10
СРЕДНИЕ ВЕКА.. 11
НОВОЕ ВРЕМЯ.. 12
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.. 19
1.2. СПЕЦИФИКА ОСМЫСЛЕНИЯ РУИНИРОВАННОГО НАСЛЕДИЯ В КУЛЬТУРЕ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.. 33
ЦЕННОСТНАЯ СПЕЦИФИКА РУИН.. 33
РУИНЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ.. 45
РУИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.. 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.. 60
 
ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ РУИНИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ.. 61
2.1. СЕМАНТИКА РУИН КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 63
Историко-научная, функциональная ценность руин.. 64
Историко-мемориальная ценность руин.. 75
Эстетическая, художественная ценность руин.. 85
Материальная ценность руин.. 91
Историко-научная ценность (Градостроительный уровень).. 94
2.2. МОРФОЛОГИЯ РУИН И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ.. 97
Систематизация руинированных объектов по материалу исходного сооружения.. 100
Систематизация руинированных объектов по причине разрушения.. 101
Систематизация руинированных объектов по степени сохранности аутентика.. 102
Систематизация руинированных объектов по культурному и охранному статусу.. 103
Систематизация на основе количественных характеристик.. 105
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.. 107
 
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ РУИНИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ.. 109
3.1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ ПО ИНТЕГРАЦИИ РУИНИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ.. 109
3.1.1. «ПРАГМАТИЧЕСКИЙ» АСПЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 110
3.1.2. «СУЩНОСТНЫЙ» АСПЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 118
3.1.3. ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ.. 125
3.2. МЕТОДИКИ РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ.. 127
3.3. ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ФРАГМЕНТАМИ РУИНИРОВАННОГО ОБЪЕКТА.. 137
ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ.. 137
СТЕНЫ.. 138
ПЕРЕКРЫТИЯ.. 145
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.. 147
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 147
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 149
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 155
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ И ТАБЛИЦЫ.. 159
ИЛЛЮСТРАЦИИ.. 159
ТАБЛИЦЫ.. 217
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.. 219
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ СОИСКАТЕЛЕМ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.. 223
 

 

Примеры страниц

 
Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017  Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017
 
Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017
 
Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017
 
Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : Диссертация  / П. Д. Буш ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2017
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 240 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

27 сентября 2020, 2:06 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий