|
Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Издание 2-е. — Минск, 1977История архитектуры Белоруссии / В. А. Чантурия. — Издание второе, переработанное и дополненное. — Минск : Вышэйшая школа, 1977. — 319 с. : ил.ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 6
Введение 8
Глава I. Развитие архитектуры па территории Белоруссии в эпоху первобытнообщинного строя 11
Глава II. Архитектура западных земель Руси во времена Древнерусского государства и феодальной раздробленности (IX—XIII вв.) 17
Глава III. Архитектура периода формирования белорусской народности (XIV — первая половина XVII в.) 29
Градостроительство 34
Городское жилье 43
Крепостное и замковое зодчество 50
Дворцово-замковое строительство 60
Культовая архитектура 81
Глава IV. Архитектура Белоруссии периода господства феодально-барщинной системы (вторая половина XVII—XVIII в.) 105
Градостроительство 108
Городское жилье 115
Архитектура общественных зданий 131
Дворцовая архитектура 145
Культовая архитектура 161
Глава V. Архитектура Белоруссии периода разложения феодально-крепостнических отношений и зарождения капитализма (конец XVIII — первая половина XIX в.) 207
Градостроительство 209
Гражданская и жилая архитектура городов 219
Сельское и усадебное строительство 231
Дворцовая архитектура 256
Культовая архитектура 264
Глава VI. Архитектура Белоруссии периода капитализма (вторая половина XIX — начало XX в.) 269
Архитектурное наследие древних городов БССР (приложение) 278
Литература 311
Перечень иллюстраций 312
ОТ АВТОРА
Архитектура является важной составной частью культуры народа. Развитие ее отражает социальную сущность той или иной общественной формации, идейно-художественные устремления и особенности творчества в различные исторические эпохи. В силу этого архитектура имеет огромное идеологическое значение. Архитектура — это летопись истории народа, рубленная в дереве и сложенная из камня. Градостроительные ансамбли, древние крепости и замки, ратуши и храмы, народное жилище и многие другие сооружения в своих лучших образцах отражают талант народа, их создавшего. Архитектурное наследие, являясь неисчерпаемым источником творческой фантазии поколений, дает нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм, изобретательности конструкторской мысли и рачительности экономного хозяина.
В каждой республике Союза ССР есть памятники архитектуры, имеющие мировое значение. Есть они и в Белоруссии. На протяжении своей истории белорусский народ создал высокоразвитую архитектуру. Ее лучшие произведения свидетельствуют о практической мудрости и художественном мастерстве зодчих. Изучение истории архитектуры и градостроительства способствует выработке творческого мировоззрения архитектора, правильного отношения к художественному наследию прошлого, освоению его подлинных ценностей.
В этой книге прослеживается процесс исторического развития архитектуры Белоруссии за дооктябрьский период. Руководство по истории белорусского зодчества, созданное применительно к потребностям высшей архитектурной школы, необходимо для организации изучения этого предмета н развития навыков самостоятельной работы студентов. Оно написано в соответствии с учебной программой по курсу истории искусств, архитектуры и градостроительства для высших учебных заведении по специальности «Архитектура», утвержденной Министерством высшего и среднего специального образования БССР 17 июля 1974 г.
Создание учебника стало возможным благодаря многолетним изысканиям и изучению в натуре архитектурного и градостроительного наследия, а также материалов центральных и республиканских архивов, фондов музеев и обширных литературных источников. Экспедиции и исследования, проведенные в течение двадцати лет, не только помогли ввести в научный оборот многие до этого малоизученные памятники зодчества, но и создали необходимый фундамент для постановки ряда историко-архитектурных проблем.
Для правильной оценки архитектурных явлений прошлого и освещения отдельных вопросов истории здесь рассматриваются не только уникальные здания, но и более широкая номенклатура сооружении, прослеживаются условия, которые привели к возникновению различных типов построек, обычно хорошо продуманных с функциональной стороны и простых по архитектуре (городское и сельское жилье, торговые ряды, хозяйственные постройки и др.).
Сравнительное изучение разнообразных типов построек раньше не проводилось или велось поверхностно и случайно, хотя анализ их весьма поучителен при рассмотрении архитектуры прошлого. Кроме того, предыдущие исследователи не выходили за пределы изучения значительных городов. Поэтому были совершенно упущены такие стороны зодчества, как народное и усадебное строительство, столь самобытные и яркие у каждого народа.
Первое издание «Истории архитектуры Белоруссии» (дооктябрьский период) вышло в свет в 1969 г. Материалы книги, помимо своего прямого назначения — учебного, использовались в той или иной степени в издании Белорусской советской энциклопедии и Свода памятников истории и культуры Белоруссии, в работе специальных научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР, деятельности республиканского Общества охраны памятников истории и культуры и других организаций. В 1972 г. на Всесоюзном смотре творческих достижений советской архитектуры книге был присужден почетный диплом.
Подготавливая новое издание книги, автор стремился учесть критические замечания и пожелания, высказанные в печати и на специальных обсуждениях первого издания. Текст всех разделов был подвергнут переработке или доработке с учетом результатов новейших исследований в области истории белорусского зодчества. Были еще раз проверены и, насколько это представилось возможным, уточнены датировки строительства отдельных памятников. Шире освещен процесс возникновения градостроительных систем и ансамблей в связи с историческим развитием городов. Даны характеристики строительных материалов и конструкций, имевших распространение в различные эпохи на белорусской земле.
Вместе с тем необходимо признать, что многие чрезвычайно важные проблемы архитектуры Белоруссии остаются пока недостаточно исследованными, а потому не нашли должного отражения и не получили оценки в новом издании книги. Так, пока еще не ясной представляется планировочная структура городов до XVII в. Археологические разработки при отдельных интересных открытиях последних лет (Берестье, Минск, Полоцк и др.) еще не дают нам обобщающих материалов, способствующих научному познанию градостроительной культуры, путей формирования архитектурных комплексов и ансамблей. Еще слабо изучено зодчество периода формирования белорусской народности и особенно деревянная народная архитектура, в которой национальные особенности проявляются наиболее заметно, отличаясь самобытными качествами. Недра земли сулят археологам и историкам еще неизвестные ценные находки, которые обогатят наши знания о древней культуре на территории Белоруссии, уточнят ее взаимосвязи и специфику по сравнению с культурой соседних стран и народов.
Старые города Белоруссии после разрушительных войн вновь возрождались, отстраивались, сберегая в то же время на своей территории многие уцелевшие древние здания. Эти здания становились историческими памятниками, реликвиями минувших эпох. В практике советского градостроительства отмечается включение памятников зодчества и исторических планировочных структур в проекты современной реконструкции городов. Гармоничное сочетание памятников и нового строительства в едином ансамбле — это решение одной из сторон проблемы взаимосвязи между традиционными и новаторскими чертами в градостроительстве. Актуальность проблемы усиливается массовой реконструкцией центральных районов исторически сложившихся городов Белоруссии. Это обстоятельство обязало автора во втором издании книги уделить место специальному приложению об исторических городах республики. В приложении «Архитектурное наследие древних городов БССР» (исп. Ю. В. Чантурия) приводится список городов БССР с архитектурным и градостроительным наследием, дана классификация этих городов по значимости и степени сохранности культурного наследия; по группам городов показан процесс формирования основных ансамблей, определены границы исторических центров в плане современных городов; выявлены наиболее ценные памятники и характерная рядовая застройка.
Ныне эти вопросы приобрели чрезвычайную важность. Принятый 26 октября 1976 г. Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» определил программу, направленную на обеспечение сохранности памятников истории и культуры в наших городах и населенных пунктах, памятных мест и исторических ландшафтов. Речь идет не только об охране культурных ценностей, но также о их предназначении, об их огромном научно-познавательном, воспитательном и эстетическом значении.
Материалы приложения имеют двоякое значение для учебного процесса. Во-первых, студент получает представление о планировочном развитии многих городов республики и уясняет для себя ценность сохранившегося в них архитектурного наследия; во-вторых, материалы приложения могут быть использованы для учебно-исследовательской работы студентов, а также для курсового и дипломного проектирования студентами градостроительной специализация. Таким образом, историко-теоретический курс по белорусской архитектуре сближается с решением ряда практических вопросов в рамках учебного процесса.
Включенные в книгу иллюстрации содержат натурные снимки, картографические материалы, обмеры, гравюры, акварели и зарисовки важнейших архитектурных памятников и ансамблей. Это делает издание пригодным не только для учебных целей, но и для более профессионального знакомства любого читателя, интересующегося историей материальной культуры, с градостроительством и памятниками зодчества Белоруссии.
ВВЕДЕНИЕ
В основу периодизации архитектуры Белоруссии положены важнейшие этапы социально-экономического развития страны, для которых характерно было преобладание определенных стилевых признаков в архитектуре. Все этапы развития архитектуры тесно связаны и представляют единый стройный процесс:
Принятая периодизация определяет главные и наиболее характерные моменты развития белорусской архитектуры, связанные с развитием социально-экономических формаций общества и политической жизнью страны. Объединение в книге периодов Древнерусского государства и феодальной раздробленности объясняется чрезвычайно малой сохранностью памятников тех времен на территории Белоруссии. Исходя из того что эти два периода были тесно связаны, допустимо совместное рассмотрение архитектурного наследия IX—XIII вв., памятники периода феодальной раздробленности логично развились из архитектуры Древнерусского государства, что обнаруживается уже на последней стадии его развития.
До IX в. развитие архитектуры на территории Белоруссии в основном протекало в условиях доклассового общества, хотя зачатки классовых отношении возникли уже в первом тысячелетии н. э. Определяющим для этого периода было простейшее жилище земляночного, полуземляночного и надземного типов. Сосредоточивалось оно в селищах и укрепленных поселениях — городищах. Таких городищ на белорусской земле насчитывают многие сотни.
Монументальная архитектура, которая находилась на одной из первых ступеней своего развития, представлена погребальными сооружениями (курганами) и языческими храмами. Хотя археологические раскопки еще не предоставляют науке достаточного материала для раскрытия характера всех типов построек до IX в., очевидно, что общее развитие культуры этой эпохи непосредственно предопределило развитие зодчества в период Древней Руси и последующее развитие архитектуры на белорусской земле.
В IX—XI вв. территория современной Белоруссии вошла в состав западных земель Древнерусского государства. Этот период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются новые типы сооружений: княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Возникают и быстро растут многочисленные города, окруженные крепостными укреплениями. Зодчие Древней Руси заложили основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры на территории Белоруссии. Лучшие памятники этого периода заняли выдающееся место в сокровищнице мировой культуры. Через свои западные земли Древнерусское государство оказывало культурное влияние на Польшу и Восточную Прибалтику.
В XII—XIII вв., в период феодальной раздробленности, на территории Белоруссии возникает несколько удельных княжеств, независимых от былой столицы — Киева. Наступает время политических и экономических столкновений, княжеских междоусобиц и войн. Продолжается дальнейшее развитие феодальных отношений, растут ремесла и торговля, что способствует новому росту городов. Для этого времени характерно глубокое выражение самостоятельной культуры каждого княжества на местной народной основе. Дальнейшее развитие получают уже известные с IX—XI вв. типы построек. Базируясь на многих традициях зодчества предшествующих столетий, они приобретают местные характерные особенности. Монументальные памятники архитектуры XII—XIII вв. в Полоцке, Витебске, Гродно и других городах — переосмысленные образцы древнерусского зодчества. По своему художественному и техническому уровню они стоят в ряду лучших памятников архитектуры Руси.
В XIV — первой половине XVII в. формируется белорусская народность. Этот процесс проходил в сложных исторических условиях, в обстановке возрастающего феодального и национального гнета. В результате развития экономических отношений укреплялись культурные связи между городами и отдельными районами страны, что создало предпосылки для формирования общебелорусской культуры. Развившаяся на основе высокой для того времени древнерусской культуры белорусская культура приобрела большое значение в Великом княжестве Литовском. Ожесточенная социальная и национальная борьба, как и частые войны, происходившие на территории Белоруссии, оказали прямое влияние на характер градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков и оборонных храмов. Сохранившиеся памятники зодчества этого периода имеют характерные черты готики, ренессанса и раннего барокко. Специфика развития белорусской архитектуры на этом этапе заключается в том, что она в силу сложившейся исторической обстановки находилась в контакте как с русским, так и с восточноевропейским и отчасти с западным средневековым искусством.
Со второй половины XVI в. возрастает стремление народных масс Белоруссии и Украины к воссоединению с Россией. Народные волнения расшатывали устои Литовского княжества. Во время Ливонской войны обнаружилось, что литовским магнатам уже не хватает силы, чтобы удержать в повиновении народные массы. В этой связи в обстановке внутриполитического кризиса ими была подписана в Люблине в 1569 г. уния об объединении Литвы с Польшей в одно государство — Речь Посполитую. С этого времени и особенно в XVII— XVIII вв. отмечается наплыв в Белоруссию польских магнатов и католического духовенства. Приглашенные ими из Италии и других стран Западной Европы архитекторы сооружали великолепные дворцы, монументальные монастырские комплексы и костелы. В многочисленных постройках этого вида наивысшего расцвета достигла архитектура барокко. Этот стиль в Белоруссии получил своеобразную трактовку, определившуюся местными условиями. Свои индивидуальные особенности сложились в деревянном строительстве в городах и селах. Особенно ярко они проявились в народном зодчестве, имевшем меньшую связь с общим стилистическим направлением в архитектуре.
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая находилась в состоянии экономического кризиса. Раздираемая классовыми и национальными противоречиями, она оставалась страной отсталой и слабой.
Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) было крутым поворотом в исторических судьбах белорусского народа. Это событие оказало большое влияние на подъем экономики, дальнейшее развитие культуры Белоруссии: она получила возможность мирно развиваться, была включена в общероссийский рынок, проводила крупные строительные мероприятия. Все это непосредственно или косвенно воздействовало на развитие архитектуры. Градостроительство вошло в русло государственной политики. Начались массовое переустройство белорусских городов, ансамблевая застройка и благоустройство их центров. В архитектуре новые, прогрессивные устремления определили пересмотр прежних художественных принципов. На смену стилю барокко приходит классицизм, который достиг своего наивысшего расцвета в первой трети XIX в. Плодотворное влияние русского зодчества обусловило рост архитектурного творчества в Белоруссии.
Со второй половины XIX в. Белоруссия вступает на путь капиталистического развития. Быстро развиваются промышленность и железнодорожный транспорт, растут и расширяются города, возникают новые типы сооружений, внедряются новые строительные материалы и конструкции. Развитие архитектуры Белоруссии шло в общем русле с русским зодчеством. В практике градостроительства консервировались сложившиеся планировочные структуры и системы застройки середины XIX в. Архитектурные течения этого периода носили в целом эклектичный и модернистский характер, что свидетельствует об упадке архитектурного творчества. Только Октябрьская революция вывела архитектуру Белоруссии из тупика и положила начало ее новому развитию.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 42,0 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
17 декабря 2024, 21:50
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий