наверх
 

Чериковер Л. З. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. : Альбом. — Москва, 1954

Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
 

Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. : Альбом / Под общей редакцией члена-корреспондента Академии архитектуры СССР З. Н. Быкова ; Автор текста: кандидат архитектуры Л. З. Чериковер ; Академия архитектуры СССР, Отдел художественной промышленности и интерьера. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — 19 с., 53 отд. л. ил. : ил.

 
 
 

[Аннотация]

 
Альбом «Бытовая мебель русского классицизма» включает 53 таблицы, состоящие из фотографий с натуры и обмерных чертежей бытовой мебели конца XVIII и начала XIX вв., наиболее интересной с художественной стороны и характерной по своим стилевым особенностям.
 
Таблицы сопровождаются пояснительным текстом и аннотациями, в которых кратко изложены сведения о каждом предмете.
 
Основной задачей альбома является ознакомление архитекторов, художников и учащихся художественно-промышленных учебных заведений с лучшими прогрессивными художественными традициями, заложенными в мебели русского классицизма.
 

 

 

[Предисловие]

 
Среди задач художественного порядка, возникающих перед нашими проектировщиками мебели, особого внимания заслуживает проблема творческого освоения отечественного наследия.
 
Партия учит, что нельзя строить новое, творчески не освоив все лучшее, накопленное человечеством. Эго указание партии относится ко всем видам искусства.
 
Между тем, если в области архитектуры уже не мало сделано по изучению и популяризации русского классического наследия, то этого нельзя сказать о русском декоративно-прикладном искусстве вообще и особенно о мебели, являющейся неотъемлемым элементом интерьера.
 
Литература о русской мебели весьма скудна и не дает о ней необходимого представления. В дореволюционное время было выпущено несколько небольших брошюр и журнальных статей, носящих случайный характер и посвященных отдельным историческим образцам русской мебели.
 
Если не считать кратких данных о развитии русской мебели, приведенных в книгах «Мебель. Альбом обмеров» и «Стили в мебели» Н. И. Соболева, выпущенных Академией архитектуры СССР, то исследовательской и теоретической литературы в этой области почти не имеется.
 
Между тем, обращаясь к лучшим историческим образцам русской мебели, изучая и анализируя художественные и технические принципы, заложенные в основе их формообразования, можно отметить, что эти образцы представляют интерес и в настоящее время.
 
Особенно это относится к русской мебели конца XVIII и начала XIX веков, когда работа русских мастеров мебельного искусства достигла весьма высокого художественного уровня.
 
Удобные в пользовании, простые и лаконичные по своим формам и в то же время продуманные по пропорциям, с ясной выразительностью конструкций, умелым использованием породы и текстуры древесины, лучшие образцы мебели этого периода безусловно обладают ценнейшими качествами, которые могут быть творчески использованы при проектировании современной мебели.
 
Необходимо напомнить, что русская архитектура второй половины XVIII и первой трети XIX веков характеризуется как архитектура классицизма. Необходимо также отметить, что весьма характерным для классицизма в России было единство стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства, произведениями которого заполнялись интерьеры сооружений того времени.
 
Поэтому таким же самостоятельным и самобытным, как архитектура периода классицизма в России, было и декоративно-прикладное искусство с его главнейшим разделом — мебелью.
 
По своим формам, материалу и отделке мебель периода классицизма в России можно разделить на две довольно резко отличающиеся друг от друга группы.
 
Первая группа представляет собой уникальную парадную мебель, находившуюся, главным образом, в больших дворцах. Ко второй группе можно отнести более скромную бытовую мебель, имевшую распространение в загородных помещичьих усадьбах и городских домах.
 
Дворцовая мебель была более парадной по своим формам. Она богато украшалась резьбой, позолотой, а часто и бронзой. Эта мебель, предназначавшаяся для официальных апартаментов, отличалась торжественностью строгостью стиля.
 
Большая часть дворцовой мебели выполнялась по проектам крупнейших русских зодчих. Так, мебель для Павловска проектировал Воронихин. Мебель «английского дворца» была изготовлена по проектам Кваренги. Проектировали мебель также Стасов, Жилярди, Григорьев. Особенно много проектов дворцовой мебели сделал Росси. Изготовляли эту мебель искуснейшие русские мастера.
 
Уникальность дворцовой мебели давала возможность ее авторам применять более сложные формы, дорогую экзотическую древесину, дорогие бронзовые украшения и т. п.
 
Совершенно иначе обстояло дело с более простой и относительно скромной бытовой мебелью периода русского классицизма. Большей частью эта мебель выполнялась по проектам мастеров или владельцев небольших мебельных мастерских.
 
Естественно, что мастера вносили в свои произведения разнообразные художественные вкусы, все накопленные ими знания и навыки, приемы обработки древесины, отделки и декора. Это в значительной мере отражалось на формах русской бытовой мебели того времени, которые неизменно обогащались из неисчерпаемого источника народного искусства.
 
Большое количество мебели выполнялось крепостными мастерами, бывшими постоянно в числе дворовых у крупных помещиков. Наиболее значительные и известные постоянные мебельные мастерские, в которых работали крепостные мастера, имелись в усадьбах «Архангельское», «Останкино», а также в г. Курске и других городах.
 
Среди русских мастеров-мебельщиков, прославившихся своим искусством, особенно известны: Зенин, Нащокин, Сидоров, Уточкин — в Москве и Московской области; Иван Рудин, Андрей Федоров и ряд других — в Вятке, где возник значительный центр мебельного производства в конце XVIII века.
 
* * *
 
Настоящая работа посвящена описанию и обмерам мебели русского классицизма конца XVIII и первой четверти XIX веков.
 
Мебель конца XVIII века представляет для нас большой интерес. Ее новые художественные качества в значительной мере зависели от того перелома, который произошел в этот период в формах, декоре и отделке. Мебель потеряла вычурность и пышность, характерные для первой половины и середины XVIII века. В это время впервые был поставлен и в значительной мере удачно разрешен вопрос о функциональных качествах и удобстве мебели, о ее масштабности по отношению к жилым помещениям.
 
Наряду с изготовлением обстановки для удовлетворения сравнительно узкого круга потребителей из среды помещиков и городских дворян, а также нарождающейся буржуазии, в этот период создавались специальные мебельные производства, которые выпускали мебель в довольно большом количестве.
 
Значительно расширился и ассортимент обстановки, предназначавшейся для парадных и жилых комнат (залов, гостиных, кабинетов, столовых, спален, передних).
 
Так, например, можно назвать следующие основные виды и типы мебели в зависимости от помещений, для которых она предназначалась:
 
1) для залов — кресла, стулья, а также диваны разных размеров и типов, банкетки, столы разной формы, столы-консоли, тумбы, висячие зеркала, экраны;
 
2) для гостиных — кресла, стулья и диваны, секретеры, бюро, столы различного типа («бобики», геридоны, ломберные и др.), ширмы, этажерки, горки и шкафы для фарфора, трюмо, зеркала «псише», подставки для цветов и др.;
 
3) для кабинетов — письменные столы, бюро, секретеры, кресла, стулья и диваны разного типа, книжные шкафы, конторки, экраны и др.;
 
4) для столовых — обеденные столы разной формы (обычные и раздвижные), «сороконожки», «пауки», кресла и стулья, буфеты, полубуфеты — серванты, «дрессуары» для посуды, горки, поставцы;
 
5) для спален — кровати, кушетки, оттоманки, платяные шкафы, трюмо, шифоньерки, комоды, ночные столики, туалетные столы или комоды, рабочие столики;
 
6) для передних — диваны простые (крашеные или полированные) из дешевых пород древесины, лари, стулья, вешалки, трюмо, столы — подзеркальники и др.
 
Основной целью альбома является показ фотографий и обмеров образцов мебели периода русского классицизма, ознакомление с которыми помогло бы нашим проектировщикам мебели и учащимся художественно-промышленных школ изучить лучшие художественные и технические традиции русского мебельного искусства, творчески использовать и развить все лучшее, прогрессивное, что заложено в этих образцах.
 
В настоящем альбоме подобраны предметы, наиболее интересные по своим художественным качествам, характерные по стилевым особенностям и конструкциям, а также наиболее распространенные в быту того времени.
 
В основном для альбома подбирались образцы, наиболее целесообразные по устройству, свободные от претенциозности и вычурности форм и декора.
 
Ниже приводятся наиболее характерные эстетические и технические черты мебели конца XVIII и начала XIX веков.
 
Основная наиболее характерная черта мебели этого периода, свойственная вообще русскому классицизму, заключается в единстве и неразрывной связи с архитектурой интерьеров того времени.
 
Простота, лаконичность и ясность архитектурных форм интерьеров, отсутствие излишеств в декоре и отделке, сочетание глади стен с хорошо прорисованными профилями и лепниной карнизов, наличников и т. п. — все это хорошо увязывалось с мебелью. Строгая симметрия и лаконичность форм, характерные для архитектуры периода классицизма, господствовали и в мебели, которая почти не знала асимметричных решений. Формы и композиция мебели создавались по законам, близким к архитектурной композиции. Применение в резьбе мебели орнаментов, однородных или близких по духу и рисунку орнаментам, применявшимся в лепке и росписи стен и потолков, в значительной мере способствовало единству стиля и наилучшей художественной выразительности интерьера. Большей частью орнаментация создавалась на основе творческого использования классических античных тем и национальных русских мотивов.
 
Несмотря на то, что для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины (орех, береза, тополь, осина, ясень и др.), изделия почти всегда окрашивались под красное дерево, самое модное в то время.
 
Следует отметить, что дефицитность и высокая стоимость импортного красного дерева до некоторой степени влияли на формообразование русской мебели. Перед русскими рисовальщиками и мастерами мебели встала задача наиболее эффективного применения фанеры вместо дорогостоящего массива красного дерева. С этой задачей мастера того времени блестяще справились, создав мебель, прекрасную по своим формам, и в то же время наиболее подходящую для широкого применения фанеровки. Способы изготовления пиленой фанеры в России к этому времени заметно усовершенствовались. В частности, толщина пиленой фанеры значительно снизилась благодаря чему она стала более дешевой и удобной в работе.
 
В 70-х годах XVIII века впервые для изготовления мебели начали применять карельскую березу, получившую наряду с красным деревом большое распространение.
 
Основным методом отделки была высокого качества полировка, наивыгоднейшим образом выявлявшая естественную красоту древесины. Гораздо реже применялась окраска непрозрачными красками, главным образом, белым цветом по левкасу.
 
Наиболее распространенным приемом декора была резьба, которая осуществлялась или непосредственно по массиву, или приклеивалась к предмету. Иногда резьба золотилась по левкасу.
 
Бронзовые украшения на мебели конца XVIII века встречались в небольшом количестве; весьма редкими они были и в XIX веке.
 
Имевшие широкое применение в декоре мебели во второй половине XVIII века инкрустация и набор геометрическим орнаментом в конце XVIII века применяются значительно реже и в начале XIX века почти совсем исчезают. В этот период в облицовке мебели можно встретить лишь прожилки, которые вставлялись в фанеру по периметру плоскостей. Указанный прием декора имел наиболее широкое распространение в мебели из карельской березы.
 
Отличительная особенность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — в значительной мере содействовала выявлению естественных декоративных качеств древесины и ее отделки.
 
Для русской мебели этого периода характерно наличие больших гладких плоскостей, на которых особенно хорошо можно было показать красивую текстуру древесины. Резьба разных видов, применявшаяся лишь в небольших количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели.
 
* * *
 
Приводимые в альбоме образцы мебели подобраны по следующим группам в зависимости от целевого назначения предметов, входящих в группу:
 
1) мебель для сидения табл. 1—22,
2) столы разные табл. 23—35,
3) секретеры табл. 36—39,
4) шкафы, шифоньеры, буфеты табл. 40—46,
5) комоды, шкафчики, тумбочки и др. табл. 47—53.
 
Ниже разбираются некоторые особенности отдельных видов мебели по группам, приводимым в альбоме.
 
На протяжении рассматриваемой нами эпохи развитие форм русской мебели претерпело значительные изменения. Однако трудно установить более или менее точные хронологические границы этих изменений. Мебель, характерная по своим формам для более ранних лет, создавалась и в более поздние годы. Наконец, мы встречаем ряд предметов, формы которых носят промежуточный характер. Поэтому в приводимых образцах мебели хронологический порядок соблюдается только там, где это возможно; подбор же образцов внутри группы по виду мебели производился, главным образом, по признаку общности их целевого назначения и формальных особенностей.
 
<...>
 
Публикуемый альбом состоит из материалов Отдела интерьера и художественной промышленности Академии архитектуры СССР по бытовой мебели периода русского классицизма и является продолжением работы по собиранию и публикации этих материалов, начатой Академией архитектуры СССР в 1939 году.
 
В обмерах образцов с натуры приводятся: общий вид предмета с размерами; разрезы, характеризующие устройство предмета и основную конструкцию его; чертежи деталей предмета и его декора. Каждый предмет имеет аннотацию, в которой, кроме краткого описания особенностей устройства предмета, указываются: примерная дата изготовления, материал, из которого он изготовлен, характер фанеровки и отделки, цвет, краткое описание декора и, наконец, местонахождение предмета в данное время.
 
В альбоме имеются 53 таблицы, содержащие 56 фотографий с натуры и 67 обмеров.
 
Собирание материалов по мебели русского классицизма — производство фотографий с натуры и обмеров — проводилось в б. Научно-исследовательском институте художественно-декоративных изделий и оборудования зданий Академии архитектуры СССР. Работой руководил арх. А. И. Беспрозванный. В работе участвовали: арх. С. Ф. Денисовский, арх. О. Л. Быковский, арх. Ф. Н. Комаров, арх. Е. Е. Шретер, техник Е. В. Глезденева, фотограф Л. К. Данилкин.
 
В качестве консультантов принимали участие: арх. И. Е. Бондаренко, И. И. Лазаревский и канд. архитектуры Л. 3. Чериковер.
 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 
Основные труды, в которых освещаются вопросы, относящиеся к мебели эпохи классицизма конца XVIII и начала XIX веков
 
1. Бобринский А. А., Народные русские деревянные изделия
2. Грабарь И. Э., История русского искусства, тт. 1, 3 и 4
3. Выставка 1812 года. 1913
4. Елагин дворец, изд. об-ва архитекторов, СПБ
5. Иванов Д. Д., Искусство мебели, Гос. изд., М., 1924
6. Исаев А., Промыслы московской губернии, Москва 1878
7. Историческая выставка архитектуры и художественная промышленность, СПБ, 1911
8. Лазаревский И. И., Среди коллекционеров, 1917
9. Лукомский Г. К., Мебель, Берлин, 1923
10. Музей мебели, Иллюстрированный каталог, М., Гос. Музей мебели, Москва, 1923
11. Мебель. Альбом обмеров. Под редакцией И. Н. Соболева, вып. 1, АА СССР, 1940
12. Соболев Н. Н. Стили в мебели, АА СССР, Москва, 1939
13. Шапошников Б. В., Дом сороковых годов, Иллюстрированный указатель выставки иконографии интерьеров, Москва, 1925
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

(фото и обмерные чертежи)
 
1. Стул красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея А. С. Пушкина
2. Кресло красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея А. С. Пушкина
3. Диван красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея А. С. Пушкина
4. Стул и кресло красного дерева. Конец XVIII века. Собрание Академии архитектуры СССР
5. Диван красного дерева. Конец XVIII века. Собрание Академии архитектуры СССР
6. Кресло красного дерева. 1800-е годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
7. Кресло карельской березы. 1800-е годы. Частное собрание
8. Кресло карельской березы. Конец XVIII века. Собрание музея в г. Раменском
9. Кресло карельской березы. Конец XVIII века. Собрание музея А. С. Пушкина
10. Стул красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея „Архангельское“.
11. Кресло карельской березы. 1790—1800 годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
12. Стул красного дерева. Начало XIX века. Частное собрание
13. Стул карельской березы. Конец XVIII века. Собрание музея „Архангельское“
14. Стул карельской березы. Конец XVIII века. Собрание музея „Останкино“
15. Кресло красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея Л. Н. Толстого
16. Кресло карельской березы. 1800-е годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
17. Кресло красного дерева. 1820-е годы. Частное собрание
18. Стул красного дерева. 1830-е годы. Частное собрание
19. Стул красного дерева. 1800-е годы. Собрание Центрального дома архитектора
20. Кресло красного дерева. 1820-е годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
21. Диван красного дерева. 1820–1830-е годы. Собрание Академии архитектуры СССР
22. Диван красного дерева. 1800-е годы. Собрание Центрального дома архитектора
23. Стол красного дерева. Конец XVIII века. Частное собрание
24. Стол красного дерева. 1820-е годы. Собрание музея „Мураново“
25. Стол карельской березы. 1800-е годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
26. Стол красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея в г. Дмитрове
27. Ломберный стол красного дерева. Конец XVIII века. Частное собрание
28. Столики карельской березы. 1800-е годы. Собрание музея „Архангельское“
29. Столик красного дерева. Около 1800 года. Частное собрание
30. Столик ясеневого дерева. 1800-е годы. Собрание музея в г. Дмитрове
31. Столик „бобик“ красного дерева. Конец XVIII века. Частное собрание
32. Стол консольный красного дерева. 1800-е годы. Собрание Академии архитектуры СССР
33. Письменный стол карельской березы. Около 1800 года. Собрание музея „Архангельское“
34. Стол-бюро красного дерева. Около 1810 года. Частное собрание
35. Стол-бюро карельской березы. 1800-е годы. Собрание музея А. С. Пушкина
36. Секретер красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея в г. Загорске
37. Секретер красного дерева 1800—1810 годы. Собрание музея Академии архитектуры СССР
38. Секретер красного дерева. 1825—1830-е годы. Собрание музея „Мураново“
39. Секретер красного дерева. Около 1825 года. Частное собрание
40. Шкаф-бюро красного дерева. Около 1800 года. Частное собрание
41. Шкаф карельской березы. 1800-е годы. Частное собрание
42. Книжный шкаф красного дерева. 1800-е годы. Собрание музея „Архангельское“
43. Книжный шкаф орехового дерева. 1810-е годы. Собрание Академии архитектуры СССР
44. Книжный шкаф красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея „Архангельское“
45. Шифоньер красного дерева. 1800-е годы. Частное собрание
46. Буфет красного дерева. 1820-е годы. Частное собрание
47. Шкафчик красного дерева. Конец XVIII века. Частное собрание
48. Комод красного дерева. 1800-е годы. Собрание Центрального дома архитектора
49. Комод красного дерева. 1800-е годы. Частное собрание
50. Шкафчик красного дерева. 1800-е годы. Собрание музея „Мураново“
51. Угловой шкафчик красного дерева. Конец XVIII века. Собрание музея „Архангельское“
52. Туалетный стол красного дерева. Конец XVIII века. Частное собрание
53. Тумбочка красного дерева. Около 1800 года. Собрание музея в г. Дмитрове
 

 

 

Все таблицы альбома

 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 
 
Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 269 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

20 октября 2024, 16:44 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий