наверх
 
Удмуртская Республика


Чернихов Я. Орнамент : Композиционно-классические построения. — Ленинград, 1930

Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930  Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930
 
 

Орнамент : Композиционно-классические построения : 57 штриховых рисунков, 56 тоновых чертежей, 658 штриховых чертежей, 8 красочных чертежей / Я. Чернихов, преп. Ленингр. инст. инж. путей сообщ. — Ленинград : Издание автора, 1930 (обл. 1931). — 221, [5] с., [8] л. цв. ил. : ил.

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Орнаментальное черчение является одним из важных видов графического искусства, имеющим широкое значение для развития художественно-чертежных навыков. Творческие способности в процессе изучения орнаментального черчения получают стимулы для дальнейшего роста. В основу излагаемого мной курса положено стремление развить индивидуальные данные учащегося. Педагогу даны исчерпывающие указания методического и технического характера. В предположении, что книга может попасть непосредственно в руки неподготовленного учащегося, в ней предусмотрены все самые элементарные сведения, точное описание инструментов, материалов и т. д. Умение пользоваться инструментами и материалами составляет первое условие удачи в чертежной работе. Ряд определений простейших геометрических понятий, имеющийся в тексте, рассчитан на тех начинающих, которые еще незнакомы с основами геометрии. Подробно рассмотрено также пользование красками, их свойства и пр., т. к. далеко не всякий начинающий бывает с ними знаком, а знакомство это — необходимо. Роль орнамента в изобразительном искусстве, в частности — в искусстве начертания, весьма значительна. Изучение орнамента, построенное не на слепом копировании, а на тщательном изучении линий, геометрических фигур и форм растительного и животного мира, дает учащемуся те графические навыки, которые имеют разностороннее применение в художественной промышленности. На первый взгляд может показаться, что весь процесс обучения орнаментальному черчению состоит из самодовлеющего экспериментирования, не ведущего ни к каким практическим целям. Однако как бы ни были отвлеченны те или иные построения, предлагаемые в этом курсе, они, в конечном счете, могут послужить практическим целям. Воспитывая глаз, приучая его к строго определенным и точным сочетаниям линий и узоров, они создают художника-орнаментиста. познания которого могут найти широкое применение в самых различных областях художественной промышленности — в текстильном производстве (узоры тканей), в бумагопечатном производстве (обои, бордюры), в чугунолитейном деле (узоры решеток, скамеек и т. д.). Тот, кто владеет искусством орнаментального черчения и обладает вкусом, сумеет найти своим познаниям приложение на практике. Орнамент не есть что-либо измышленное, — он создан, в основных своих формах, самой природой, и человек только схематизировал и организовал ее формы, с которыми ему приходится встречаться в природе. Орнамент должен находиться в тесной связи с назначением украшаемого предмета или с его отдельными частями, а также выражать эстетическое значение соответствующей части и подчиняться общей форме предмета.
 
В отличие от общеизвестных исторических типов орнаментики — арабской, греческой, римской, романской, готической, ренессансной, византийской, русской, — наша эпоха создала свой собственный орнаментальный стиль. Все упражнения, предлагаемые в этом курсе, направлены отнюдь не на подражание стильным орнаментам или их реконструкцию, а на создание свободных композиций. Только с помощью развития собственной фантазии учащийся сможет установить свое отношение к орнаментальным формам и выйти на путь самостоятельных изысканий.
 
Принципы преподавания орнаментального черчения, изложенные в настоящем труде, могут быть в деталях изменены по усмотрению преподавателя, если он сочтет нужным (что весьма желательно) разнообразить их соответственно индивидуальности того или иного ученика. Творчество и графическое воспитание находятся в теснейшей связи. Творческие способности заложены в каждом человеке, и от учащего зависит вызвать их к жизни, дать им надлежащее направление. Это нелегкая, но благодарная задача, осуществление которой дает, рано или поздно, ценные результаты.
 
Автор не считает, что предлагаемый им курс представляет собой нечто незыблемое. В нем возможны изменения и дополнения. Бесспорно лишь то, что вся методика, выдвигаемая автором, проверена на опыте, испытана на протяжении многолетней преподавательской деятельности. В этом руководстве нет ни одного задания, целесообразность которого не была бы проверена на практике. Указанные здесь графические задачи имеют не только тренировочное значение, но и отвечают присущей человеку потребности декоративно-графического оформления своих представлений. Эта потребность является основным стимулом развития всякой орнаментики, у всех народов и во все времена. Она выдвинула и в нашу эпоху те новые формы графических начертаний, которые подсказаны всем укладом, запросами и требованиями современной жизни.
 
Автор
 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 
Предлагаемое руководство под названием «Орнаментальное черчение» явилось результатом многолетней работы в различных учебных заведениях. В основу прохождения курса положены принципы наилучшего выявления, графическим путем, так называемых творческих начал, заложенных в каждом человеке. Для этой цели надо изучающему черчение предлагать сочинять различные графические построения. Для создания какого-нибудь орнамента необходимо знать не только принципы его построения, но и так называемое «внутреннее содержание». Курс этой книги скомпанован так, чтобы им мог пользоваться всякий, кто пожелает изучить один из отделов начертательного искусства — начальное орнаментальное черчение. Для этой цели весь курс разбит на отделы, которые расположены в порядке усложнения построения орнамента. Следует, однако, оговориться, что этот принцип не везде соблюден в курсе, т. к. иногда по смыслу заданий приходится помещать отдел не в том месте, где ему следовало бы быть соответственно его трудности. Изучающему предмет черчения нет необходимости проделать (выполнить) все отделы этой книги. Каждый по-своему может комбинировать отделы и порядок прохождения их в зависимости от степени подготовки своей, своих способностей, навыков, эстетических соображений и пр. Если учащий пожелает использовать курс этой книги, он возьмет из нее то, что сочтет по своему мнению необходимым. Хотя каждый отдел представлен в нескольких типах построения, все же не рекомендуется никому ограничиваться указанными примерами и заниматься «только копировкой». Пользуясь решенной задачей, следует предложить себе самому или своим ученикам сочинить орнамент, но так, чтобы новое построение имело бы свой индивидуальный вид. Автор этой книги никогда не давал своим ученикам «копировать» чертеж, а всегда предлагал ученику и отчасти себе самому построить (сочинить) изображение на том или ином принципе. Для этой цели необходимо (если ведешь занятия в школе) на классной доске показать, как надо построить изображение, из каких элементов оно должно состоять, каким способом должно быть изображение исполнено и т. д., а затем предложить ученикам на изложенных правилах построить орнамент. Надо все же оговориться, что есть такие построения, которые по своему смыслу не допускают никаких изменений; таковы, например, задания: 1) вычертить ряд вертикальных или горизонтальных линий, 2) вычертить ряд квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов один внутри другого (иногда на заданном расстоянии друг от друга), 3) заштриховать намеченные площади определенным штрихом и т. д.
 
Курс начального — орнаментального — черчения можно назвать еще курсом «тренировочного» черчения. Тот, кто сможет проделать сложнейшие отделы этой книги, тем самым добьется 1) необходимых «технических навыков», 2) научится выполнять все тонкости черчения, 3) приучит себя «отчеканивать» изображение, 4) сумеет «скомпановать» построение, 5) воспитает в себе чувство «масштаба» — отношения чертежного пятна ко всей плоскости изображения, 6) научится конструировать как целые, так и отдельные части чертежа и связывать их между собой — или, суммирую все сказанное, научится чертить.
 
Научить себя, а тем более научить других чертить, и хорошо чертить, — задача очень важная и трудная. А для того, чтобы было интересно работать, лучше всего предложить себе и другим «сочинять» изображение.
 
За последнее время многие увлеклись, в особенности в школах, черчением математическим, проекционным, машиностроительным и т. д. Это увлечение, безусловно, имеет под собой хорошую почву. Но вся беда в том, что мы склонны «перегибать палку». С методической точки зрения одностороннее прохождение курса влечет за собой много отрицательного. Необходимо, в особенности в первых годах обучения черчению, научить ученика чертить. А для этого надо, чтобы он не был связан различными точными правилами и законами математического и технического черчения. Надо дать ему некоторый простор и, пользуясь увлечением и заинтересованностью изучающего черчение, добиться хорошего уменья чертить. И вот мы увидим, что всякий воспринявший элементарные сведения в технике черчения, процессах его, пользовании инструментами и т. д. выявит себя как хороший исполнитель-чертежник в очень короткое время. А потому необходимо всякому учащему и учащемуся, изучающему черчение, вести комбинированный метод прохождения курса черчения.
 

 

КУРС ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие.. 5
Вступление.. 7
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ
 
I. Элементарные сведения
§ 1. Введение.. 9
§ 2. Классификация линий.. 12
§ 3. Положение линий.. 13
§ 4. Взаимное сочетание линий.. 16
§ 5. Различные фигуры.. 20
 
II. О чертежных инструментах
§ 1. Циркуль.. 22
§ 2. Измеритель.. 23
§ 3. Пружинный измеритель.. 23
§ 4. Кронциркуль.. 24
§ 5. Прямой рейсфедер.. 24
§ 6. Выбор чертежн. инструмент.  25
 
III. Чертежные приборы
§ 1. Треугольники.. 27
§ 2. Линейка.. 28
§ 3. Рейсшина.. 29
§ 4. Чертежные доски.. 29
§ 5. Чертежные перья и вставки.. 30
 
IV. Чертежные приспособления
§ 1. Стол.. 31
§ 2. Стул.. 33
§ 3. Скребки для подчистки.. 34
§ 4. Перочинный нож.. 34
§ 5. Оселок, напильник, наждак.. 35
§ 6. Щитки для прочистки.. 35
§ 7. Кнопки, замша, сукно, фланель.. 35
§ 8. Штриховальный прибор.. 36
§ 9. Кисти.. 36
 
V. Об освещении
 
VI. Материалы
§ 1. Бумага.. 37
§ 2. Тушь.. 38
§ 3. Карандаш.. 40
§ 4. Краски.. 41
§ 5. Протечная бумага.. 45
§ 6. Резина.. 46
 
VII. Пользование приборами черчения
§ 1. О пользовании чертежными инструментами.. 46
§ 2. О пользовании тушью.. 47
§ 3. О пользовании карандашом.. 48
§ 4. О пользовании рейсфедером.. 48
§ 5. О пользовании рейсшиною и треугольником.. 53
§ 6. О пользовании измерителем, циркулем и микрометрическим измерителем.. 55
§ 7. О пользовании чёрт. пером.. 57
 
VIII. О технике и работе кистью и красками
 
IX. О разных дополнительных работах
§ 1. Наклейка бумаги.. 62
§ 2. Работа скребком.. 63
§ 3. Хранение чертежей.. 63
 
X. Правила для начинающих
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОПИСАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
 
Отдел 1-й. Линейные прямые.. 69
Отдел 2-й. Линейные косые.. 74
Отдел 3-й. Линейные косые и прямые.. 76
Отдел 4-й. Линейные круговые.. 80
Отдел 5-й. Линейно-разрывные.. 85
Отдел 6-й. Пунктирные прямые.. 88
Отдел 7-й. Линейная плетенка — прямая — простая.. 90
Отдел 8-й. Линейная плетенка — прямая — сложная.. 92
Отдел 9-й. Линейная косая плетенка — простая.. 94
Отдел 10-й. Линейная косая плетенка — сложная.. 96
Отдел 11-й. Линейная круговая плетенка — простая.. 99
Отдел 12-й. Линейная круговая плетенка — сложная.. 101
Отдел 13-й. Кружевные плетенки.. 105
Отдел 14-й. Паркетный простой орнамент.. 108
Отдел 15-й. Заливочные прямые.. 110
Отдел 16-й. Заливочные круговые.. 114
Отдел 17-й. Силуэтные черные|цветные.. 120
Отдел 16-й. Композиции двойного цвета прямые.. 122
Отдел 19-й. Композиции двойного цвета «круговые и смешанные».. 123
Отдел 20-й. Заливочно-штриховые прямые.. 125
Отдел 21-й. Заливочно-штриховые «круговые и смешанные».. 128
Отдел 22-й. Штриховые прямые.. 130
Отдел 23-й. Штриховые простые без контура прямые.. 132
Отдел 24-й. Штриховые простые наклонные.. 133
Отдел 25-й. Клеточная штриховка.. 135
Отдел 26-й. Штриховые с круговым обводом.. 137
Отдел 27-й. Штриховые круговые.. 141
Отдел 28-й. Штриховая прямая плетенка.. 144
Отдел 29-й. Штриховая круговая плетенка.. 146
Отдел 30-й. Теневые прямые орнаменты.. 146
Отдел 31-й. Орнамент мелкого круга.. 150
Отдел 32-й. Орнамент двойного штриха.. 154
Отдел 33-й. Ленточные плетенки.. 157
Отдел 34-й. Простые линейные бордюры.. 158
Отдел 35-й. Сложные и плетеные бордюры.. 161
Отдел 36-й. Прямые и косые штриховки.. 163
Отдел 37-й. Сложные паркеты.. 167
Отдел 38-й. Орнамент «шотландки».. 170
Отдел 39-й. Орнамент мелкого квадрата.. 174
Отдел 40-й. Сложный орнамент мелкого дробления.. 188
Отдел 41-й. Сеточная круговой симметрии.. 196
Отдел 42-й. Сеточная круговой симметрии с заливкой.. 205
Отдел 43-й. Сеточная одноосевая симметрия.. 209
Отдел 44-й. Сеточная двуосевая симметрия.. 212
Отдел 45-й. Сеточная асимметрия.. 214
Отдел 46-й. Разные орнаменты.. 215
Отдел 47-й. Ситуационный орнамент.. 217
Отдел 48-й. Сложные штриховые без контура.. 218
Отдел 49-й. Орнаменты-плафоны.. 220
Отдел 50-й. Сложные красочные орнаменты (разные).. 221
 
 
При оформлении некоторых графических построений данной книги оказали содействие следующие лица: 1. В. А. Дьяконов, 2. П. М. Вахрушев, 3. Д. Г. Парфенов, 4. Е. Н. Павлова-Стевен, 5. Д. А. Капаницын, 6. А. Н. Борнеман, 7. М. К. Ивакин, 8. И. И. Баренцев, 9. А. С. Журавлев, 10. Д. В. Жуков, 11. Е. В. Филиппов, 12. Л. Б. Иткин, — которым выражаю свою благодарность.
 

 

Примеры страниц

 
Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930  Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930
 
Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930  Орнамент : Композиционно-классические построения / Я. Чернихов. — Ленинград, 1930
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 308 МБ).
 
 

27 июля 2020, 23:30 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут