|
Чертежи А. Н. Воронихина : Коллекция Музея архитектуры. — Москва, 1938Чертежи А. Н. Воронихина : Коллекция Музея архитектуры / Всесоюзная академия архитектуры, Музей архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. — 26 с. текста, (27–127) с. ил., 1 вкл. л. ил.ВВЕДЕНИЕ
Иностранные архитекторы, работавшие в России, очень дорожили своими проектами и нередко роскошно издавали их (напр. Гваренги, Руска, Томон). Русские зодчие, по дарованию не уступавшие своим иностранным коллегам, иногда задавались мыслью оставить потомству собрания своих чертежей (напр. Баженов, Казаков), даже издавали в гравюрах отдельные листы (напр. Львов), но в большинстве случаев не систематизировали и не издали проектов. Это относится и к Воронихину. Естественно, что с течением времени чертежи наиболее выдающихся русских архитекторов оказались рассеянными среди множества учреждений и отдельных собирателей, частью растеряны и уничтожены. Собрать их воедино, хотя бы только для издания, представляет иногда непреодолимые трудности.
Музей архитектуры Всесоюзной академии архитектуры, располагая значительной коллекцией чертежей А. Н. Воронихина, решил издать их отдельным альбомом, с ссылками в комментариях — насколько это возможно — на параллели, хранящиеся в других местах. Значительные коллекции воронихинских чертежей имеются в ленинградском Музее города и в музее Академии художеств. Отличные экземпляры чертежей имеются в Эрмитаже, отдельные листы в Павловске, в ленинградском отделении Центрального исторического архива, наконец, в частных руках.
В основном эти чертежи охватывают период до начала XIX в. и относятся к работе Воронихина в царских резиденциях (Петергофе, Стрельне, Павловске, на Пулковской дороге) и по правительственным заказам, особенно над тремя соборами — Казанским, Исаакиевским и храмом Христа, из которых лишь первый был выстроен по проекту Воронихина, да и то в урезанном виде. Очень много внимания уделял Воронихин декоративному искусству — как внешней отделке, начиная с так называемых малых архитектурных форм и кончая деталями декорации и внутренним убранством, включая мебель и даже утварь.
Настоящее издание охватывает далеко не все работы, имеющиеся в портфеле музея Всесоюзной академии архитектуры, — отобрано лишь бесспорно принадлежащее Воронихину. При этом отборе мы основывались в первую очередь как на подписях Воронихина, так и на его монограмме, представляющей взаимное пересечение двух французских букв: A и V. Для чертежей без подобных отметок мы исходили иногда из различных надписей, сделанных характерным воронихинским почерком, из всяких косвенных исторических и биографических указаний, а также, конечно, из самого характера графического искусства Воронихина. На обороте некоторых чертежей имеются карандашные архитектурные наброски, частью не представляющие никакой ценности, частью не «могущие быть с полной достоверностью приписаны Воронихину; поэтому эти чертежи не воспроизводятся в настоящем издании.
Как известно, Воронихин был и талантливым живописцем. Это наложило отпечаток на его чертежи, в которых рваный штрих, легкое дрожание линии (впрочем, всегда крепкой) являются отличительными чертами, даже в тех случаях, когда он лично чертил и самый план здания. Часть планов выполнена, бесспорно, лишь под наблюдением Воронихина в его мастерской, как, например, к некоторым проектам Исаакиевского собора. Эта своеобразная «эскизность» выполнения если и не дает Воронихину гваренгиевой пластики и законченности, то все же оберегает его от сухости и холодности, позднее развившихся в чертежах ампирных мастеров. Воронихинские чертежи напоминают скорее живописность чертежей Баженова и гравюрную манеру Казакова. Нельзя не вспомнить, что Воронихин был в ранней юности учеником и того и другого и, очевидно, с успехом воспринял их искусство. Интересно, что когда Воронихин обращался к построению архитектурных форм в сюжетной картине, он также не избегал рваных линий и контуров, особенно когда работал в акварели. Таковы его акварели, находящиеся в Русском музее: «Прием Екатериной II турецких послов» и «Внутренность Софии Константинопольской». Мы добавляем к изданию чертежей также один пейзаж Воронихина, выполненный им, вероятно, за границей.
Мы не считаем нужным приводить здесь биографию Воронихина, поскольку она выпущена издательством Всесоюзной академии архитектуры в виде самостоятельной книги (В. А. Панов, Воронихин. Москва 1937 г.).
Излишне говорить о том, насколько полезно и ценно для советских зодчих знакомство с замечательными произведениями Воронихина, который в свое время имел большое количество учеников (их проекты, имеющиеся в Музее архитектуры, явно обнаруживают влияние учителя); один из этих учеников, Коринфский, стал значительным русским зодчим.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ... 3
Аннотации ... 5
Казанский собор ... 5
Исаакиевский собор ... 12
Храм Христа ... 16
Неизвестные храмы ... 16
Гражданские постройки ... 18
Малые архитектурные формы ... 20
Декорация, мебель, утварь ... 23
Таблицы ... 27
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 98,8 МБ)
23 декабря 2023, 22:17
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий