наверх
 

Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом. — Чебоксары, 1981

Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом / Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов; Текст А. А. Трофимова; Русский текст предисловия и заключения Н. А. Ургалкиной; Макет и оформление Э. Д. Меджитовой; Фотосъемки Е. П. Кассина, Э. Д. Меджитовой. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1981  Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом / Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов; Текст А. А. Трофимова; Русский текст предисловия и заключения Н. А. Ургалкиной; Макет и оформление Э. Д. Меджитовой; Фотосъемки Е. П. Кассина, Э. Д. Меджитовой. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1981
 
 
 

Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом / Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов; Текст А. А. Трофимова; Русский текст предисловия и заключения Н. А. Ургалкиной; Макет и оформление Э. Д. Меджитовой; Фотосъемки Е. П. Кассина, Э. Д. Меджитовой. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1981. — 247 с. : ил.

 
 
 

[Аннотация]

 
Чувашия с древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья серебром и бисером, узорного ткачества, резчиками по дереву, искусными лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, гончарами. Их творения поражают изысканной пластической формой, изяществом декора, выразительностью и четкостью орнамента.
 
Вышивка, резьба, украшения из серебра давно привлекают внимание исследователей и любителей народного искусства.
 
Альбом знакомит читателей с лучшими произведениями чувашского народного искусства, созданными в течение трех столетий, с начала XVIII века по настоящее время. В нем представлены все основные виды и типы произведений народных мастеров.
 
В работе над альбомом принимали участие научные сотрудники НИИ при Совете Министров Чувашской АССР, Чувашского краеведческого музея, художники и мастера альгешевской фабрики «Паха тӗрӗ», Шумерлинского цеха художественной резьбы, работники ишлейского производственного объединения «Надомница». Рецензирование и научное редактирование альбома осуществили доктора исторических наук, профессора В. Д. Димитриев, П. В. Денисов, кандидат искусствоведения Н. А. Ургалкина. Авторский коллектив, издательство выражают благодарность всем, оказавшим содействие в подготовке данного издания.
 

 

 

[Предисловие]

 
Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Предки современных чувашей — болгары и сувары (сувазы) появились в Восточной Европе во II веке нашей эры и в 70-х гг. VI века образовали в Приазовье Великую Болгарию. Прародиной этих тюркоязычных народов была Центральная Азия, где еще в конце III тысячелетия до нашей эры обитали их предки — гунны. После смерти князя Кубрата Великая Болгария распалась. Часть племен под водительством Аспаруха, теснимая хазарами, ушла на Дунай, другая часть — «серебряные болгары» — переселилась в Среднее Поволжье. Сувар же вначале подчинили себе возвысившиеся хазары.
 
В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария — первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.
 
По мере укрепления экономических и культурных связей между пришлыми тюркоязычными болгарскими племенами и финноязычными аборигенами и их смешивания в IX–X веках в северо-западной части государства началось формирование этнографической группы верховых чувашей — вирьял. В своем постепенном смешивании с финноязычными аборигенами этнографическую группу низовых — анатри образовали расположенные южнее суварские племена.
 
Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство — ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.
 
Ко временам гуннской державы восходит искусство резьбы по дереву. В описании приема римского посольства гуннами, например, рассказывается, что дворец жены Аттилы состоял из множества построек, «из коих одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбою, а другие из тесанных бревен».
 
Сувары на протяжении многих веков оставались язычниками. Древние хроники сообщают, что у сувар особым почитанием пользовались дубовые рощи, в которых располагались капища с кумирами и идолами. Сохранившийся до нашего времени «Мадарский всадник», датируемый началом VIII века — временем прихода Аспаруховых болгар на Дунай, и деревянные юпа — надгробные памятники чувашей, бытовавшие до начала XX века, позволяют предполагать существование скульптуры у предков чувашей.
 
В силу недолговечности ткани мы не имеем археологических находок, подтверждающих украшение одежды вышивкой, подобное сохранившемуся до наших дней. Однако древние письменные источники свидетельствуют, что еще во времена Аттилы девушки вышивали «разноцветные узоры на тканях, которые накидывались для украшения сверх варварских одежд». О древности искусства вышивки свидетельствуют и параллели в одежде современных чувашей и дунайских болгар-капанцев, общность, восходящая ко времени до VII века.
 
У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота — височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.
 
Монголо-татарское нашествие превратило цветущее государство в «дикое поле». Завоеватели грабили и убивали покоренных, разоряли города и поселения, вывозили в Золотую Орду мастеров-ремесленников. Чуваши, спасаясь от разорительных набегов, от насильственного насаждения ислама, уже в 20—40 гг. XIII века стали переселяться в лесные районы теперешнего Приказанья и северные районы Чувашского Поволжья. В XIV—XV веках в процессе постепенного сближения и слияния двух сложившихся этнографических групп сформировалась единая народность, получившая свой этноним от сувазских племен, само название которых в древности, видимо, было очень близко к форме ҫӑваҫ-чӑваш (ч-сь). Чуть позже начинает формироваться и третья этнографическая группа — средненизовые чуваши анат енчи, близкая по языку к верховым, а по быту к низовым чувашам.
 
 
Одеяния чувашских женщин. Середина XVIII века. Гравюра по рисунку Дмитриева.
Одеяния чувашских женщин. Середина XVIII века. Гравюра по рисунку Дмитриева.
 
 
Чуваши, в основном сельское болгаро-сувазское население, укрывшиеся от монголо-татарских захватчиков в лесах, забыли в эти трагические времена свою письменность, многое из болгарского культурного наследства. И только добровольным присоединением к Русскому государству в середине XVI века сумели сохранить себя как народность.
 
Господство золотоордынских завоевателей, разоривших торговые и ремесленные центры Средней Волги, привело к натурализации хозяйства чувашей. Развитое в Волжской Болгарии кузнечное, гончарное и кожевенное дело приобрело теперь характер деревенского ремесла. Из-за отсутствия мастеров, вывезенных в Золотую Орду, заглохло производство керамической посуды, костяных поделок, ювелирных украшений, сильно сократилось кузнечное производство, а в начале XVII века, в связи с антифеодальными восстаниями, чувашам вообще было запрещено производство кузнечных и серебряных изделий.
 
 
Орнамент на намогильном памятнике. XIII век. Тегешевский могильник, ЧАССР.
Орнамент на намогильном памятнике. XIII век. Тегешевский могильник, ЧАССР.
 
 
На смену железу, глине, кости приходит дерево. Из него изготовляют орудия сельскохозяйственного производства, строят жилища, делают посуду; резьба по дереву, плетение из лыка, конского волоса, бересты, прутьев, кожи — вот сфера, в которой находят выход художественные инстинкты чувашей-мужчин.
 
В долгие зимние вечера при свете лучины плелись своеобразной формы корзины, короба, сосуды для хранения соли, лапти, вырезывались блюда и миски, ҫӳпҫӗ (кадушечки для хранения холстов и одежды), алтӑр и чӗрес (ковши и кадушечки для пива и меда). С наибольшим тщанием делались предметы, связанные с различными языческими обрядами: молениями, поминаниями, свадьбой. Именно поэтому дожили до наших дней эти вещи, сохранив резные украшения, служившие некогда оберегом. Мотивы этой старинной резьбы часто перекликаются с мотивами старых чувашских вышивок.
 
Рукоятки пивных ковшей орнаментировались особенно богато и, как правило, оканчивались скульптурными изображениями коня или птицы. Характерно, что в орнаментике ковшей, как отмечал исследователь чувашской резьбы Н. И. Воробьев, растения и животные сильно стилизованы, тогда как в скульптурных изображениях на концах ковшей ярко выражены реалистические черты. И если вспомнить, что подобными реалистическими изображениями голов птиц и животных украшались ручки сосудов и ручки крышек сосудов, найденные в археологических раскопках болгарских городищ домонгольской эпохи, то в этих традициях несомненны отзвуки древнейшего влияния «звериного» стиля.
 
 
Рунические письмена на костяном кистене. X век. Городище Хулаш, ТАССР.
Рунические письмена на костяном кистене. X век. Городище Хулаш, ТАССР.
 
 
Исходя из каменной архитектуры Болгар и Сувар, сохранивших до наших дней фрагменты резных украшений, есть основание предполагать, что резные обереги существовали и на деревянных жилищах язычников-суваз. Резные украшения домов и ворот, бытующие сейчас, были восприняты во второй половине XIX века от русского населения Верхнего Поволжья и отчасти переработаны чувашскими резчиками в свете старых традиций.
 
Особенно большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Советский этнограф Н. И. Гаген-Торн в своей книге «Женская одежда народов Поволжья», идя путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений, приходит к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды.
 
До середины XIX века у чувашей употреблялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт чувашей проникают покупные анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь, а к середине XIX века пестрядиная одежда у анатри совершенно заменяет белую холщовую.
 
Вместе с употреблением анилиновых красок совершенствуется узорное ткачество, которое начинает вытеснять вышивку в сурпанах, передниках, поясах, свадебных завесах и свадебных постельных покрывалах. Техника чувашского узорного ткачества в основном браная и имеет три разновидности, характерные именно для чувашей: тканье двухцветное — наиболее древнее — красный орнамент на белом поле; тканье полихромное — на белом фоне орнамент, вытканный шерстью ярких цветов; второй вид полихромного тканья — на красном фоне многоцветный орнамент, вытканный шерстью и бумагой. В технике узорного полихромного ткачества выполняли концы сурпанов, которые совершенно вытеснили к концу XIX века традиционную вышивку на сурпанах низовых чувашей.
 
Несмотря на тесное общение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка, для которой характерно такое разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России. Как утверждает известный этнограф И. Н. Смирнов, «сравнительное исследование форм костюма и мотивов орнамента приводит к выводу, что в области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями народностей Волжского края».
 
Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини — посредством священного древа жизни, солнце — в виде круга или розетки и т. д. Таким образом, орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
 
Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки — все оттенки красного — от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.
 
Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения. Имея некоторое сходство в приемах шитья, в мотивах орнамента, в колорите с вышивкой других народов Поволжья, чувашская вышивка тем не менее выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток.
 
Характерно для чувашской вышивки тонкое сочетание «плотных» и «редких» швов. Украшения масмак, сарӑ, яркӑч, хулчи зашиваются плотным «набором», вышивка ворота, нагрудных кӗскӗ, рукавов, швов и подола выполняется в основном косой стежкой и росписью. Этим достигается не только особая декоративность, но и своеобразный ритм, создавая постепенные переходы от сочных цветовых акцентов украшений к белому полю рубашки.
 
Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщовой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. Поразительна устойчивость техники, в которой выполнялись вышивки определенных частей одежды, традиционность размещения вышитых орнаментов. Все здесь тонко продумано, да и не удивительно, ибо, как писал В. В. Стасов, «каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений». Утратив свою языческую символику, традиционные мотивы орнамента — круг, ромб, розетка — превратились в декоративное украшение одежды, где их различное сочетание дает бесконечное множество узоров от простых до очень сложных.
 
К сожалению, одежда, сохраняя в своих отдельных элементах очень древние традиции, тем не менее претерпевает изменения, в которых отражаются местные условия, местные отношения и прогресс в целом. Именно поэтому быстрее изменяется повседневная одежда и значительно дольше бытует в народе праздничная и ритуальная, особенно свадебная и связанные с ней обрядовые предметы. В музейных коллекциях есть экспонаты, относящиеся к середине—концу XVIII века. Это свадебные женские рубашки и мужские халаты, покрывала невесты, жениховые и плясовые платки, наволочки свадебных подушек, пояса. Все они из белого холста и очень богато украшены вышивкой и нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы.
 
 
Интерьер курной избы. Чувашский республиканский краеведческий музей.
Интерьер курной избы. Чувашский республиканский краеведческий музей.
 
 
Специалисты в области восточной эпиграфики на основе широкого круга источников доказывают существование письменности у протоболгар и утверждают, что реликты рунического письма наших древних предков следует искать не только в родовых знаках-тамгах, но и в орнаментах вышивок народов Поволжья и дунайских болгар. И, действительно, в старинных экземплярах чувашских свадебных вышивок и нашивок обнаружено большинство знаков рунического письма тюркских племен, что еще раз подтверждает древность и самобытность как самого орнамента, так и искусства вышивки.
 
С развитием капиталистических отношений нарушается замкнутость чувашского хозяйства, в быт деревни проникают фабричные ткани, которые начинают вытеснять сложную и трудоемкую вышивку по счету нитей. Появляется более простая вышивка крестом и тамбуром. Расшивка швов и вышивка нагрудных розеток кӗскӗ заменяется кумачовыми нашивками сунтӑх, филигранная, требующая большого мастерства вышивка масмака, сарӑ, яркӑч все более вытесняется нашивками из разноцветных тканей, лент, тесьмы, позумента, даже нашитыми рядами пуговицами. Однако и эта замена позволяет создавать произведение высокого художественного достоинства.
 
В завершенности старинного женского костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В отдаленном прошлом и они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
 
Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Выше уже упоминалось, что у болгар и сувар были ювелирные изделия местного производства. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах, осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.
 
Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухъя и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений сӗрке (наиболее древняя форма ожерелья в виде широкого круглого отложного воротника с застежкой сзади), ожерелий в виде бус с подвесками из раковин-ужовок. Из него низали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухъи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера — красный и зеленый (от темного до голубого), белый и желтый.
 
Очень богата в Чувашском краеведческом музее коллекция нагрудных и шейных украшений, височных подвесок (бытовавших у чувашей вместо собственно серег, которых не видно из-под тухъи или сурпана) из серебряных монет XVI — начала XX вв., нашитых на холст или кожу в комбинациях с бисером и раковинами-ужовками. Это оригинальные произведения прикладного искусства с поразительным богатством форм. Очень простыми приемами, сходными с приемами, применяемыми в вышивке, достигается сложное сочетание ритма линий, игры цвета и света.
 
Первая коллекция чувашской вышивки была составлена Палласом во второй половине XVIII века. В конце XIX — начала XX века местная интеллигенция, музеи Петербурга и Москвы начинают активно собирать чувашскую вышивку, резьбу, украшения. После Великой Октябрьской революции в Чебоксарах организуется Чувашский центральный музей, сотрудники которого разворачивают широкую собирательскую и популяризаторскую деятельность. Благодаря усилиям известных ученых и безвестных энтузиастов в нашей стране скомплектовано несколько крупных музейных коллекций, в которых сохраняются для потомков бесценные сокровища чувашского народного искусства.
 

 

 

Оглавление

Тупмалли

 
Вышивка
Тӗрӗ
13
 
Резьба. Плетение. Керамика
Йывӑҫран, тӑмран тунӑ япаласем
103
 
Ткачество
Тӗртнӗ тӗрӗ
153
 
Украшения
Эрешсем
189
 

 

 

Примеры страниц

 
Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом / Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов; Текст А. А. Трофимова; Русский текст предисловия и заключения Н. А. Ургалкиной; Макет и оформление Э. Д. Меджитовой; Фотосъемки Е. П. Кассина, Э. Д. Меджитовой. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1981
 
Чувашское народное искусство = Чӑваш халӑх искусстви : Альбом / Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов; Текст А. А. Трофимова; Русский текст предисловия и заключения Н. А. Ургалкиной; Макет и оформление Э. Д. Меджитовой; Фотосъемки Е. П. Кассина, Э. Д. Меджитовой. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1981
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 295 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

20 мая 2024, 13:45 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий