наверх
 

Цифровое искусство: история, теория, практика. — Москва, 2016

Цифровое искусство: история, теория, практика : Учебное пособие / А. Н. Лаврентьев, Е. В. Жердев, В. В. Кулешов, Л. Г. Мясникова, В. Е. Бирюков, Л. Г. Покровская, О. Ю. Левина ; Под редакцией А. Н. Лаврентьева. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2016  Цифровое искусство: история, теория, практика : Учебное пособие / А. Н. Лаврентьев, Е. В. Жердев, В. В. Кулешов, Л. Г. Мясникова, В. Е. Бирюков, Л. Г. Покровская, О. Ю. Левина ; Под редакцией А. Н. Лаврентьева. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2016
 
 
 

Цифровое искусство: история, теория, практика : Учебное пособие / А. Н. Лаврентьев, Е. В. Жердев, В. В. Кулешов, Л. Г. Мясникова, А. В. Сазиков, В. Е. Бирюков, Л. Г. Покровская, О. Ю. Левина ; Под редакцией А. Н. Лаврентьева. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2016. — 280 с., ил. — ISBN 978-5-87627-118-1

 
 
 
Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для тех, кто интересуется современными проблемами дизайна, историей компьютерной графики и цифрового искусства, творческими и проектными концепциями в этой области на стыке современного дизайна, искусства и технологии. Контрольные вопросы и практические задания позволяют закрепить методические положения и приобрести проектный навык. Книга обобщает опыт, полученный в рамках выполнения проекта TEMPUS.
 
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие подготовлено коллективом авторов: профессорами и преподавателями кафедр коммуникативного и промышленного дизайна, научными сотрудниками МГХПА им. С. Г. Строганова. В издании обобщен опыт ведения теоретических и проектных дисциплин, раскрывающих основные проблемы современной визуальной проектной культуры в сфере дизайна и цифрового искусства. Авторы подчеркивают преемственность в развитии проектно-художественного творчества, связь многих современных проектных решений в области промышленного, графического и средового дизайна с историей науки, искусства, дизайна, выявляют роль универсальных алгоритмов, средств и приемов художественного творчества в использовании цифровых технологий в современной проектной деятельности.
 

 

 

Сведения об авторах

 
Лаврентьев Александр Николаевич — доктор искусствоведения, профессор кафедры коммуникативный дизайн МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Жердев Евгений Васильевич — доктор искусствоведения, профессор кафедры промышленный дизайн МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Кулешов Валерий Владимирович — старший преподаватель кафедры промышленный дизайн МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Мясникова Людмила Геннадьевна — заместитель начальника отдела международных отношений и коммуникаций МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Сазиков Алексей Владимирович — кандидат искусствоведения, ведущий специалист научно-методического отдела МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Бирюков Василий Евгеньевич — кандидат искусствоведения, дизайнер издательского дома КоммерсантЪ
 
Покровская Любовь Вадимовна — преподаватель кафедры коммуникативный дизайн МГХПА им. С. Г. Строганова
 
Левина Ольга Юрьевна — аспирант кафедры коммуникативный дизайн МГХПА им. С. Г. Строганова
 

 

 

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО: ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
 
ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
I.1 КОМПЬЮТЕР «ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО» И «ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
I.2 МЕТАФОРА В КОМПЬЮТЕРНОМ ДИЗАЙНЕ И ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
I.3 «УМНАЯ КИСТОЧКА», ИЛИ СТЕПЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ ИНСТРУМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
ГЛАВА II. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ПОЭТИКА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА
II.1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И АЛГОРИТМЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
II.2 КОМБИНАТОРИКА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПРАВИЛА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
II.3 ИЗ ИСТОРИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
II.4 ОТ ЭКРАНА — К ВИРТУАЛЬНЫМ ЗРИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗАМ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОСТРАНСТВО, СРЕДА И ДИЗАЙН-СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТ, МЕДИА, ШКОЛА
 
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ДИЗАЙНА В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
I.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ И ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
I.2 ОСОБЕННОСТИ ПЯТОГО И ШЕСТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ДИЗАЙНА
I.3 162 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИЗАЙНА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
ГЛАВА II. КОМПОЗИЦИЯ ЭКРАННОГО ПРОСТРАНСТВА И ГЛУБИННАЯ МИЗАНСЦЕНА
II.1 ПОНЯТИЕ ГЛУБИННОЙ МИЗАНСЦЕНЫ
II.2 ОПЫТ И НОВАЦИИ ЕВГЕНИЯ БАУЭРА
II.3 РУССКИЙ КИНОАВАНГАРД И ДВА ПОТОКА В ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА
II.4 ГЛУБИННАЯ МИЗАНСЦЕНА И ЦИФРОВОЕ ВИДЕО
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
ГЛАВА III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ: ГОРОДСКАЯ СРЕДА И МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
III.1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭКРАНЫ В ГОРОДЕ
III.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕТЕВЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
III.3 ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
III.4 ПЛАНШЕТНЫЕ ИЗДАНИЯ КАК ЭТАП В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРИОДИКИ И ИХ ОТЛИЧИЯ ОТ БУМАЖНЫХ ИЗДАНИЙ
III.5 СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
III.5 СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
III.6 237 ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ И ЭКРАННОЕ ПОЛЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
ГЛАВА IV. ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВИДЕОПРОЕКЦИЙ
IV.1 ОБЪЕМНАЯ ФОРМА И ГРАФИКА
IV.2 КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
 
ГЛАВА V. ВАРИАТИВНОСТЬ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ АЙДЕНТИКИ
V.1 ГЕНЕРАТИВНАЯ ЭСТЕТИКА И ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН
V.2 ПРОГРАММЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ — ОСНОВА ГЕНЕРАТИВНОГО ДИЗАЙНА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 

 

 

Введение

 
Учебное пособие разработано в рамках учебной программы магистратуры «Digital Art» на основе анализа современных областей применения цифрового искусства в отечественной и зарубежной практике дизайна и художественного творчества.
 
Первая часть посвящена историко-теоретическим предпосылкам формирования своеобразной проектной и визуальной культуры цифрового искусства, базирующимся на принципы программирования, алгоритмизации и комбинирования визуального материала. Появление цифрового искусства опирается на предшествующее развитие культуры, радикально-наивные или провидческие прогнозы мыслителей, художников и поэтов.
 
 
Мы можем обозначить числом каждое действие, каждый образ и, заставляя показываться число на стекле светильника, говорить таким образом. Для составления такого словаря для всей Азии (образы и предания всей Азии) полезно личное общение членов Собора Отроков будущего. Особенно удобен язык чисел для радиотелеграмм. Числоречи. Ум освободится от бессмысленной растраты своих сил в повседневных речах.
Велимир Хлебников, 1916
 
 
В этом процессе существенную роль играют знаково-семантические процессы формообразования, связанные с переносом смыслов и значений из различных областей человеческой деятельности, истории культуры, стилевых направлений в сферу дизайна. Визуальные метафоры, ассоциации становятся существенной частью композиционной и проектно-поисковой работы в условиях современного компьютеризированного дизайна. Также необходимым для подготовки специалиста в области цифрового искусства является осознание специфики самого инструмента проектирования, сочетающего рутинные и технические операции, интеллектуальные функции, комбинаторные методы формообразования с быстротой поиска вариантов, высоким графическим качеством изображений и возможностью интеграфии в цифровой среде обширного комплекса типов визуальной, вербальной и звуковой информации, графики, текста, видео.
 
История освоения компьютерной техники в дизайне и искусстве показывает как ограничения технологии становились в итоге средствами образной выразительности, приучая общество, зрителей к новому классу изображений, к логике мышления, управлению процессами формирования зрительных образов.
 
Вторая часть посвящена ряду типологических областей современного цифрового искусства и дизайна, связанных с композицией экранного и информационного пространства, видеопроекциями в дизайне среды, вариативностью в компьютерном проектировании айдентики.
 

 

 

Список литературы

 
1. Аветисян А.Д. Императив пространства. Экспериментальные исследования национальных культур. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2015.
2. Аронов Владимир. Дизайн в культуре XX века. 1945—1990. М., 2013.
3. Базен Жермен. История искусства. М.: Прогресс, Культура.1994.
4. Барнбрук Ричард. Интернет-революция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
5. Бойцов С. Ф. Комбинаторные идеи в дизайне // Техническая эстетика. 1983. № 7.
6. Бондаренко О. Ю. Формы репрезентации западной сетевой культуры в русскоязычном виртуальном пространстве // Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. Дом Бурганова. 2012. № 2. С. 37-46.
7. Вазари Джорджо. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих. Полное издание. М.: Альфакнига, 2008.
8. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. — М.: Техносфера, 2005.
9. Галеев Б. М. Искусство космического века: Избр. Статьи. Казань: Фэн, 2002.
10. Галеев Б. М. Пространственная музыка. История, теория, практика. Казань: Фэн, 2004.
11. Гамаюнов Виктор. Образы виртуального мира. М.: Academia, 2004.
12. Гусейнов Р. Ф. Система визуальной информации ВО «Союзэлектроприбор» // Техническая эстетика. 1981. № 10.
13. Жердев Е. В. Метафора в дизайне. М.: Архитектура-С, 2010.
14. IMPART-2014. Невозможные объекты и оптические иллюзии в современном искусстве и дизайне. Международная научная конференция. Тезисы. М., МГХПА им. С. Г. Строганова, 2014.
15. Искусство, наука, технология и проблемы художественнопромышленного образования. Тезисы межвузовской научной конференции. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2012.
16. Колейчук В. Ф. Комбинаторное формообразование, - «Эксперимент в дизайне», Методические материалы ВНИИТЭ, М.: 1987.
17. Колейчук В. Ф. Кинетизм. М., 1994.
18. Колейчук В. Ф. Моя азбука. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2012.
19. Костина А. В. Интернет-сообщества. Что обсуждается в интернете? От думеров до фурри. От игнора до троллинга. М.: книжный дом «Либроком», 2011.
20. Кулешов В. В. Роль автора в цифровом искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2015. № 3.
21. Лаврентьев Александр. Лаборатория конструктивизма. М.: ГрантЪ, 2002.
22. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.
23. Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Издательский проект «Русский авангард» Сергея Гордеева. М., 2011.
24. Лаврентьев А. Н. Строгановская школа и цифровое искусство. (Теоретические, проектные и учебно-методические проблемы дизайна информационного пространства). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2014. № 1.
25. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне. М.:, МГХПА им. С. Г. Строганова, 2008.
26. Моль А. А. Искусство и ЭВМ / А. Моль, В. Фукс, М. Касслер, пер. К. О. Эрастова, Н. М. Нагорного, предисл. В. К. Скатерщикова, послесл., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова. М.: Мир, 1975.
27. Мохой-Надь Ласло. Telehor. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
28. Некрасов А. И. Теория Архитектуры. М.: Стройиздат, 1994.
29. Родченко А. М. Опыты для будущего. М.: Грантъ, 1996.
30. Сидоренко В. Ф. Эстетика проектного творчества. М., 2007.
31. Стор И. Н. Смыслоообразование в графическом дизайне. М.: МГТА им. Косыгина, 2003.
32. Теория композиции как поэтика архитектуры / сост.: И. А. Азизян, Е. Л. Беляева, И. А. Добрицына. М.: Прогресс-традиция, 2004.
33. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
34. Хан-Магомедов С. О. Дагестанские лабиринты. М.: Архитектура-С, 2000.
35. Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура. М., 2007
36. Эксперимент в дизайне. Учебное пособие / автор и сост. А. Н. Лаврентьев. М.: Университетская книга, 2010.
37. Douglas Davis. Art and the Future. A history / Prophecy of the collaboration between science, technology and art. New York, Washington: Praeger Publishers, 1973.
38. Fiell, Charlotte & Peter. Graphic Design for the 21st Century. Koln: 2003.
39. Graphic Design in America. A Visual Language History. Catalogue. Walker Art Center, Minneapolis and Harry N. Abrams Inc., New York: 1989.
40. Kac Eduardo. Aspects of the aesthetics of telecommunications. Originally published in Siggraph Visual Proceedings, John Grimes and Gray Lorig, Editors. New York: ACM, 1992.
41. Macnab Maggie. Decoding Design. Understanding and usin symbols in visual communication. Cincinnati, Ohio: 2008.
42. Maeda John. Maeda&Media. London: Thames&Hudson, 2000.
43. Malina Frank J., ed. Visual Art, Mathematics and Computers. Oxford, U.K., New York: Pergamon Press, 1979.
44. Newark Quentin. What is Graphic Design? RotoVision SA, Hove, East Sussex: 2002.
45. The Graphic Language of Neville Brody. Text and captions by John Wozencroft. London: 1988.
46. Passuth Kristina. Moholy-Nagy. London: Thames and Hudson, 1985.
47. Peitgen H.-O., Richter P. H. The Beauty of Fractals. Images of Complex Dynamical Systems. Springer Verlag Berlin, 1986.
48. Popper Frank. Art of the Electronic Age. New York: Harry N. Abrams. 1993.
49. Roukes, Nikolas. Design Synectics. Worchester, Massachusets: 1984.
50. Wilson Stephen. Information Arts. Intersections of art, science and technology. MIT Press, 2002.
 

 

 

Примеры страниц

 
  
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 38,9 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

10 декабря 2022, 20:12 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий