наверх
 
Удмуртская Республика


Денике Б. Искусство Средней Азии. — Москва, 1927

Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927  Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927
 
 

Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927. — 56 с., 23 с. ил. — (Художественная культура Востока СССР / Под общей редакцией проф. И. Н. Бороздина).

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Октябрьская революция, в корне изменившая нашу восточную политику, настойчиво поставила перед союзным востоковедением новые задачи. Теперь, как никогда, стало необходимым всестороннее и углубленное изучение стран и народов Востока во всех их особенностях. Практическое изучение современной жизни различных стран Востока, их экономики, политики, социальных условий, бытового уклада, идеологии должно итти рука об руку с более теоретическим изучением многообразных корней восточных культур и их эволюции.
 
Востоковедная наука прежнего времени, достигшая во многом существенных результатов, все же далеко недостаточно разработала целый ряд основных вопросов. В отличие от империалистических держав Запада, всячески поощряющих (хотя и с определенном уклоном) исследовательские работы на Востоке, царское правительство весьма неохотно поддерживало востоковедные начинания. Колониальные устремления царизма почти никак не отразились ни на экспедиционной, ни на какой-либо исследовательской работе на Востоке.
 
Изучение же восточных культур на местах, при господстве руссификаторских тенденций, считалось нередко делом предосудительным. Этнографические работы попадали довольно часто под усиленный полицейский надзор. Местные исследователи, писавшие на восточных языках, встречали всяческие препоны; деятельность многих из них преждевременно заглохла, ввиду безобразных окружающих условий. Лишь громко провозглашенный и начавший претворяться в действительность лозунг самоопределения народов дает возможность развернуть по всему лону Союза Республик подлинную научную работу. Советский Восток должен быть изучаем с большим вниманием и тщательностью. Здесь ведь непочатое поле для интереснейшей и примечательнейшей работы...
 
При изучении многообразных проявлений культурной жизни наших восточных республик и областей, на ряду с вопросами экономического и социально-политического характера, должно быть уделено видное место и моменту идеологическому. Искусство, литература, научные достижения Союзного Востока должны быть выявлены со всей тщательностью. То, что искусственно задерживалось или таилось за семью печатями, теперь может предстать во всей полноте.
 
Всем хорошо известны исключительные художественные достижения Востока в области изобразительных искусств. Здесь мы видим, как в беге столетий било неиссякаемым ключом творчество народов, создававших изумительные образцы живописи, пластики, архитектуры. Художественное влияние Востока (ближнего, среднего, дальнего) выходило далеко за пределы Азии и имело колоссальную экспансию. Европейское искусство с самых древних времен находилось под сильным воздействием Востока, обильно питаясь его творческими созиданиями. В настоящее время наука стремится подытожить все эти разновременные, но почти всегда интенсивные влияния Востока на художественную культуру Запада. Надо ли говорить о том совершенно особом значении, какое имело творчество Востока для русского искусства. Ведь само русское искусство по праву можно назвать в большей своей степени искусством восточным.
 
Если теперь стало признанным великое культурно-художественное влияние Востока, то само искусство Востока, во всех разнообразных его проявлениях, далеко еще не изучено. Новые и новые сенсационные открытия в этой области непрестанно расширяют горизонты. Стираются прежние традиционные границы; культуры дальнего и ближнего Востока уже во времена седой древности находились во взаимообщении, влияя, в свою очередь, на восточную и южную Европу. Грандиозный размах малоазиатской культурной экспансии достигает пределов нашего севера, где пережитки ее сохраняются до последних дней.
 
Восточные культуры Союза Республик таят большие художественные ценности. Средняя Азия, Кавказ, Крым, Поволжье, Сибирь изобилуют первоклассными образцами материальной культуры. Если памятники прошлого свидетельствуют о былой мощи и высоких художественных достижениях пронесшихся по лону восточно-европейской равнины народностей, то современное искусство наших республик и областей наглядно показывает развитие народного творчества в области искусства и художественного ремесла. При изучении художественной культуры народа, на ряду с изучением отдельных шедевров, творений индивидуальных мастеров, необходимо обращать пристальное внимание и на коллективное творчество, на создания народного искусства. Художественная промышленность, художественное ремесло не должны рассматриваться как-то вскользь, свысока. Нет, при изучении художественной культуры того или другого народа Востока, мы должны руководствоваться и производственным принципом, комбинируемым с принципом культурно-историческим. Не эстетический снобизм Запада, ищущего «экзотики», не отвлеченный и беспочвенный подход так называемого «искусствознания», а подход социологический абсолютно необходим при рассмотрении вопросов художественной культуры. Это теперь проникает и в научную литературу; на этих основах предположено строить и наши новые музеи.
 
Предпринятая серия «Художественная культура Востока СССР» ставит своей задачей, в ряде научно-популярных очерков, сопровожденных соответствующим иллюстративным материалом, представить искусство и художественную промышленность наших союзных и автономных республик и областей. Преследуя цели широкой популяризации, очерки в то же время вводят в научный обиход новый материал, являющийся результатом исследований самых последних лет. Рисунки, в своем огромном большинстве, также являются впервые публикуемыми и специально предоставленными для настоящего издания. Вслед за выпущенной книжкой П. М. Дульского — Искусство казанских татар — выходят, в первую очередь, книжки посвященные искусству Средней Азии, искусству и художественной промышленности Дагестана, искусству и художественной промышленности крымских татар, искусству Азербайджана, народному искусству Казакстана, народному искусству калмыков и др.
 
Пусть эта серия в памятниках материальной культуры отобразит тот подъем, ту бодрую, активную и трудовую жизнь, какой живет теперь наш освобожденный и широко развивающий свою творческую деятельность Советский Восток.
 
И. БОРОЗДИН
 

 

Примеры страниц

 
Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927  Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927
 
Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927  Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927
 
Искусство Средней Азии : 23 иллюстрации / Проф. Б. Денике ; Предисловие И. Н. Бороздина. — Москва : Центральное издательство народов СССР, 1927
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 36,6 МБ)
 
 

9 мая 2020, 13:34 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут