наверх
 
Удмуртская Республика


Денике Б. Японская цветная гравюра. — Москва, 1936

Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936  Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
 

Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936. — 200 с., 11 л. ил. : ил.

 
 
„Японская цветная гравюра“ — содержательная и богато иллюстрированная работа Б. П. Денике — дает достаточно полное представление о характере и развитии одного из видов японского искусства. В книге даны характеристики отдельных художественных направлений и творчества выдающихся мастеров. Работа Б. П. Денике особенно интересна тем, что в ней показана демократическая струя в японской гравюре, создавшая реалистические произведения, являющиеся лучшими образцами японского искусства.
 
Особый интерес представляют страницы книги, посвященные произведениям пролетарской гравюры и плаката в современной Японии.
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
 
Задача настоящей работы — дать историю развития японской цветной гравюры на дереве с момента зарождения ее до настоящего времени, т. е. проследить главнейшие этапы эволюции этой чрезвычайно интересной ветви японского искусства, познакомиться с ее важнейшими направлениями и наиболее крупными художественными индивидуальностями. Развитие ксилографии в Японии протекало в период феодализма, затем при разложении феодализма и, наконец, во время и после промышленного переворота. Потеряв ведущее значение в искусстве, японская гравюра продолжала существовать и в период капитализма и в империалистической Японии. Япония эпохи Токугава (1603—1868), когда сложилась как явление искусства и достигла большого развития японская деревянная гравюра, была до последний лет этой эпохи страной феодализма. «Япония, с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, — писал К. Маркс в 1867 г., — дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые насчет средневековья буржуазными предрассудками»¹.
____________
¹ К. Маркс. Капитал, том I, кн. 1-я, изд. 6-е, 1930, стр. 575, прим. 192.
 
Внутри страны в это время в основном прекращаются раздоры между феодалами. Этому способствуют новые социально-экономические тенденции, которые медленно, но верно, начинают пробиваться в отдельных местах сквозь кору средневековья. С одной стороны, это — возникновение, как естественного спутника феодализма, хищнического торгово-ростовщического капитала, который затем, раздвигая рамки феодальных отношений, начинает проникать во все сферы социально-экономической жизни и по пути вводит новые формы и новое содержание общественных отношений. С другой стороны, этому способствует обнищавшее и разоренное японское крестьянство, которое под тяжестью двойного гнета (феодалов и торгово-ростовщического капитала) начинает вырываться из подчинения господствующей системе и организует многочисленные крестьянские восстания.
 
Однако зарождение торгового капитала и его развитие не знаменуют уничтожения феодализма, наоборот, эти моменты повсюду оказываются сосуществующими с феодализмом².
____________
² См. рецензии Мосиной на книгу В. Светлова «Происхождение капиталистической Японии». «Рев. Восток», 1932, № 1-2, стр. 30—35.
 
Развитию капитализма в стране были поставлены искусственные заграждения. Капиталистическая собственность не была защищена законом и подвергалась не только обложению, но и захвату. Для наследственной аристократической бюрократии из феодальной знати и ее государственного аппарата капитал являлся тем резервом, из которого можно было черпать бесконтрольно средства. Купец, как социально-экономическое явление (в первом этапе своего развития), рассматривается аристократией, как низшее сословие страны.
 
Феодальные отношения к началу промышленного переворота привели Японию к затяжному экономическому кризису.
 
Положение японского крестьянства лучше всего иллюстрируется фактом систематического вымирания, деградации деревни, ростом бродяжничества, бегством в города и т. п. Так, в течение 1781—1788 гг. в одном только княжестве сельское население уменьшилось на 1400 тыс. человек¹. Начиная с 1714 г. и вплоть до середины XIX в., японскими историками зарегистрировано свыше 50 больших крестьянских бунтов. Земля без даровых и послушных рабочих рук обесценивалась². Ускорению кризиса способствовал и тот факт, что развитие международной капиталистической экономики настойчиво требовало открытых торговых ворот в Японию.
____________
¹ В. Светлов. Происхождение капиталистической Японии, 1934. Огиз—Соцэкгиз, стр. 67. Данный факт относится к владениям князя Матсудайра Саданобу.
² «Правда», 1933, 31 августа.
 
60-е годы XIX столетия являются исторической датой поворота японской экономики в сторону усиления капиталистических основ страны. 1868 г. открывает новую страницу в истории Японии. Внутри страны были созданы необходимые условия для промышленного переворота.
 
В эпоху Токугава произошли также значительные изменения в сфере идеологии, в области философского мировоззрения.
 
В среде феодального дворянства во всех его разновидностях общая для всей эпохи рационалистическая тенденция мышления сказалась в двух главнейших направлениях общественной мысли того времени. Одно называлось «китайская наука», под чем понималось конфуцианство, другое — так называемая «национальная наука» — было своеобразной попыткой возродить древний синтоизм¹, сделав из него богословскую систему, со своей философией истории и этикой. Борьбой этих двух течений занят почти весь период Токугава, причем первое из них поддерживалось правительством и официальными кругами, второе — оппозиционной частью феодального общества и отчасти городским сословием. Оба мировоззрения были идейным выражением двух различных групп правящего класса. У торговой и ремесленной буржуазии (особенно в Эдо) сложилась своя система, известная под именем «сингаку». Эта система противопоставлялась идеологии самурайства как идеология «третьего сословия». Сингаку — мировоззрение эклектическое; его доктрины слагаются из элементов неоконфуцианства, буддизма и синтоизма.
____________
¹ Синтоизм — от Синто (Shinto) — «путь богов». — Народная религия японцев; почитание природы и предков.
 
Идеалом человеческих достижений, согласно этому мировоззрению, был «совершенный человек» — понятие чисто конфуцианское, но к которому можно было подойти и синтоистским путем: «чистотой и ясностью своего сердца». При этих условиях, как говорят конфуцианцы, и «отдельный человек будет совершенен, и семья благоустроена, и государство в надлежащем управлении, и вселенная в мире»¹. Стремление связать доктрину с жизнью и буржуазный характер самой доктрины подчеркиваются, например, интересом к такого рода вопросам, как коммерческая этика.
____________
¹ Подробнее о сингаку см. Н. И. Конрад. Японская литература, том I, стр. 25.
 
Искусство в эпоху Токугава также получает новые формы и новое содержание.
 
Типичным для токугавской эпохи явился театр Кабуки — театр торговой буржуазии, городских торговцев и ремесленников. Время основания театра Кабуки падает на первые годы XVII столетия.
 
Как театр торговой буржуазии, — пишет Н. И. Конрад², — Кабуки резко порывает в своей драматургической тематике и в своих сценических формах с аристократическим театром Но. В репертуаре, наряду с историко-героическими трагедиями, виднейшее место занимают чисто бытовые драмы, причем в тех и других на сцену выводятся представители «третьего сословия». Торговцы, крестьяне и «народные дружинники» сплошь и рядом оказываются героями не только «мещанских драм (сэвамоно), но и патетических самурайских трагедий (дзидаймоно). Язык приближается к разговорной речи и теряет искусственность изысканной речи Но».
____________
² Конрад. Японский театр (БСЭ), том LXV, стр. 727.
 
Новые идеологические направления нашли свое отражение и в литературе¹. Главным жанром феодальной литературы была эпопея, содержанием которой служила война. На X—XII вв. падает расцвет классической литературы, теплично-придворной, совершенно чуждой народным массам, выросшей под сильным влиянием китайских образцов.
____________
¹ Ср. Конрад. Японская литература, 1928. Его же. Японская литература (БСЭ), том LXV. С. Елисеев. Японская литература (сборник «Литература Востока», вып. 2-й, 1920).
 
В период Токугава в литературе проявляются стремление к национальной оригинальности и внимание к современности. Некоторые из писателей этой эпохи были настоящими реалистами. «Вышедшие на широкий простор экономической деятельности купцы и ремесленники, — пишет проф. Конрад, — создают свой сложный быт, который и начинает служить основным материалом литературы. Расцвет реалистической повести (Укийо-дзоси) представлен в творчестве Сайгаку (1642—1693), полностью отразившем все стороны жизни поднимающегося класса: примитивно-чувственную жизнь, профессиональную деятельность, мораль». Писались произведения, изображавшие мещанский быт («Баня», «Парикмахерская» — названия новелл Сикитей Самба); создался сатирический роман, нечто вроде авантюрного романа. Разумеется, и в тематике и в форме в литературе оставалось еще немало пережитков феодальной идеологии.
 
Новые явления наблюдаются и в изобразительных искусствах.
 
 
Рис. 1. Матабе. Новогодний обычай. XVII
Рис. 1. Матабе. Новогодний обычай. XVII
 
 
Развитие живописи в эпоху Токугава представляет картину большого разнообразия. Школа Тоса полна еще традиций феодального искусства, школа Кано продолжала итти по пути эклектизма. В школах живописи, которые были тесно связаны с прошлым и отражали идеологию феодализма, замечаются элементы упадка: наблюдается чрезмерная изысканность, стремление к преодолению чисто технических трудностей. Искусство становится чопорным, носит церемонный придворный характер. В XVIII в. вырабатывается эклектический стиль, причем живописные приемы художников разных школ «сближаются». Новым для токугавской эпохи явилась отражавшая буржуазную идеологию школа Укийо-е (реалистическая школа). Это демократическое и реалистическое направление брало темы из повседневной жизни, из быта городского ремесленника, торговца, актеров, гейш. Основателем школы Укийо-е был Иваса Матабе (умер в 1650 г.), деятельность и художественное наследие которого были впервые основательно изучены Румпфом¹ (рис. 1, «Новогодний обычай»).
____________
¹ F. Rumpf. Meister des japanischen Farbenholzschnittes. Neues über ihr Leben und ihre Werke. 1924.
 
Крупнейшими представителями начального периода развития новой школы были Моронобу и Ханабуса Иттио. Укийо-е было хронологически позднейшим из основных художественных направлений в японской живописи. В. Кон¹ различает пять основных стилей в японской живописи. Эти основные стили следующие: буддийский стиль, стиль Ямато², стиль, сложившийся под китайским влиянием, стиль Сидзо (Shijo), стиль Укийо-е, школ же было значительно больше. Например, в стиле Ямато работали школы Касуга, Тоса и Сумийоси. Наряду с культовой буддийской живописью, с XII—XIII вв. образовывается школа светской живописи Ямато. Школа Ямато, сделавшись официальной школой искусства, в XIII в. приняла название Тоса, по имени провинции Тоса, которой правил и имя которой принял художник Касуга Тсунетака.
____________
¹ William Cohn. Stilanalysen als Einführung in die japanische Malerei. Berlin, 1908, стр. 18—19.
² Ямато — сначала центральная провинция Японии, затем Япония вообще; стиль Ямато — «национальный», японский.
 
Несмотря на значительные отличия различных школ и направлений японской живописи и изменения самих школ в их историческом развитии, ряд общих стилистических черт является типичным для японского искусства, как-то: плоскостность, линеальность, отвлеченность, стремление к созерцательному восприятию мира.
 
Рассмотренные выше предпосылки исторического развития в эпоху Токугава накладывают свой отпечаток на развивающееся искусство гравюры на дереве.
 
Субъектом стиля гравюры, рожденной в феодальный период, является японская буржуазия. Это не означает, что японская гравюра была свободна от пережитков феодальной идеологии. Наоборот, эти пережитки резко проявляли себя в творчестве художников гравюры, особенно в период начального ее развития. Но в основном японская гравюра на дереве, сыгравшая особенно крупную роль в художественном отражении новых черт японской жизни, была тесно связана с Укийо-е. Гравюра школы Укийо-е не пользовалась признанием представителей феодально-аристократических верхов, и справедливым является замечание С. Елисеева, что «японцу высшего общества она была непонятна и художественно неприемлема; для него это грубый лубок, с низким и недостойным искусства содержанием»¹. Среди широких кругов японского буржуазного общества она, напротив, пользовалась большим успехом. Ею восхищались и усердно ее собирали и изучали с 60-х годов XIX в. и в Европе.
____________
¹ С. Елисеев. Японская литература. Сборник «Литература Востока», вып. 2-й, 1920, стр. 76.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Введение. Исторические предпосылки.. 5
Глава первая. Гравюра в Японии в эпоху феодализма.. 17
Глава вторая. Гравюра в Японии в капиталистический период.. 150
Глава третья. История изучения японской гравюры и техника цветной ксилографии.. 185
Список иллюстраций.. 196
 

 

Примеры страниц

 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936  Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936  Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936  Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 
Японская цветная гравюра : С 67 иллюстрациями / Б. Денике. — Москва: Изогиз, 1936
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 71,4 МБ).
 
 

24 апреля 2020, 21:38 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут