наверх
 

Десятников В. А. Иосифо-Волоколамский монастырь. — Москва, 1973

Иосифо-Волоколамский монастырь / Автор текста и составитель Десятников Владимир Александрович ; Фото Г. Петренко. — Москва : Издательство «Советская Россия», 1973 Иосифо-Волоколамский монастырь / Автор текста и составитель Десятников Владимир Александрович ; Фото Г. Петренко. — Москва : Издательство «Советская Россия», 1973
 
 

Иосифо-Волоколамский монастырь / Автор текста и составитель Десятников Владимир Александрович ; Фото Г. Петренко. — Москва : Издательство «Советская Россия», 1973. — 18 с., ил. — (Памятники русского зодчества).

 
 

[Из статьи В. А. Десятникова]

 
<...> Существующий ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Рубежом древнерусского искусства считают конец XVII века. Искусство XVIII века уже не называется древним. Дело, конечно, не в названии, а в существе тех преобразований, которые произошли в России, начиная с Петровской эпохи.
 
В создании ансамбля четко различимы два строительных периода. Первый связан с именем Иосифа и его ближайших учеников. Второй этап начинается спустя несколько десятилетий после польско-шведской интервенции, во время которой сильно пострадали все монастырские сооружения, и заканчивается на исходе XVII в.
 
Однако наследие этих строительных периодов далеко не равноценно. Первые постройки за долгую и бурную историю монастыря либо разрушались, либо подвергались значительным переделкам. В 1486 г. Иосиф рядом с деревянным храмом, срубленным в год основания монастыря, построил каменную соборную церковь. Это сооружение до нас дошло фрагментарно, так как его разобрали в 1688 г. «за ветхостью» и на этом месте поставили новый собор. А ведь росписи прежнего каменного храма были выполнены под руководством гениального художника древней Руси Дионисия. Иосиф был знаком с Дионисием еще по Пафнутьеву монастырю, где художник расписывал в 1460-х гг. собор. Любовь к прекрасному искусству Дионисия Иосиф пронес через всю жизнь. Он с благоговением называл Дионисия и его помощников «лучшими и искуснейшими в русской земле живописцами». В собрании Иосифа — одного из первых русских меценатов — находились иконы работы Рублева и восемьдесят семь произведений Дионисия.
 
Нет сомнения, что Иосиф, имевший большие материальные возможности и хорошо разбиравшийся в искусстве, для ведения каменного строительства приглашал самых опытных и талантливых архитекторов. Под их руководством в 1486 г. возводится каменная звонница. В 1504 году строится одноглавая церковь Богоявления. Одновременно к ней была пристроена большая теплая трапезная с подсобными службами в первом этаже. В 1530 г. трапезную значительно расширили.
 
В 1543—1566 гг. на вкладные деньги монастырь был окружен каменными, но относительно невысокими стенами с 9 башнями. В «Смутное время» защитники этих укреплений оказали сопротивление польским интервентам, однако крепость все-таки была взята. «Каменных дел подмастерье» Иван Неверов, составлявший в 1645 г. смету на восстановление крепости-монастыря, отмечал, что башню на водяных воротах «литовские люди из пушек разбили» и прясла от этой башни и в других местах развалились «все до подошвы». «Городу (стенам) и башням впредь стоять будет не можно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось». Сделав столь категорический вывод, Неверов составил проект капитального ремонта и восстановления крепости с учетом нового «приходу воинских людей» от западных границ России. Последнее обстоятельство оказалось решающим, поэтому правительство вынуждено было не пожалеть денег для создания крупного опорного пункта на подступах к Москве.
 
Неверов предложил делать укрепления «Осифова монастыря» «против того образца, что город в Симоновом монастыре» в Москве. Решено было «впредь делать... на всякий год по башне, да городовые стены по 50 сажень». До 1676 г. выстроили только северо-восточную Безымянную башню и рядом с ней несохранившуюся наугольную круглую башню. Начиная с 1677 г. план Неверова стал выполняться регулярно. Одна за другой выросли восточная «осьмероугольная» Никольская башня, угловая Воскресенская, южная Петровская, юго-западная Старицкая (Квасная). квадратная Германова, и наконец, в 1688 г. была закончена северо-западная Кузнечная башня.
 
Новые мощные стены были приспособлены для нижнего, «подошвенного», и верхнего боя. Оборонные сооружения монастыря отвечали требованиям фортификационной техники. Фактическим строителем крепости являлся крестьянин Дмитровского уезда подрядчик каменных дел Трофим Игнатьев. Рядная запись предоставляла ему широкие права: «...а буде покажется высоко и убавить аршин же, а буде низко — прибавить аршин же». Игнатьев и помогавший ему крестьянин Захар Никифоров, руководствовавшиеся старинным правилом русских зодчих «как мера и красота скажет», не обманули надежд заказчиков. Не много найдется в России монастырей, имеющих столь красивые стены и башни. Исключительно точно найденные пропорции изящных шатров, мощных многогранников, динамика и ритм стен, соотношение архитектурных масс ансамбля с окружающей природой — все это говорит о талантливости строителей.
 
Наиболее красива Кузнечная башня. Она стоит у тихого малого пруда. «К той башне с поля бывает проход воинским людям», — писал Неверов. Поэтому он сделал ее особенно высокой и мощной, способной выдержать штурм врага. Башня представляет собой три поставленных друг на друга многогранника, на которых покоится изящная пирамида шатра с дозорной площадкой под флюгером.
 
Для русского зодчества конца XVII в. очень характерна декоративность. В убранстве фасадов получают щедрое применение лекальный кирпич, поливные изразцы, резной белый камень, полихромная раскраска, исключительно нарядную форму приобретают порталы. В культовом зодчестве явственно проступают черты «обмирщения», явившегося результатом сдвигов в общественном мировоззрении. Праздничен декор Иосифо-Волоколамского монастыря, особенно благодаря широкому использованию цветных поливных изразцов.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

Иосифо-Волоколамский монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь
 
Иосифо-Волоколамский монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 11,5 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

5 ноября 2017, 21:31 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий