|
Дизайн архитектурной среды : Учебник для вузов — Москва, 2006Дизайн архитектурной среды : Учебник для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшев — Москва : Архитектура-С, 2006. — 504 с., ил. — ISBN 5-9647-0031-4
Издание разработано и подготовлено коллективом авторов — преподавателей Московского архитектурного института.
Предлагаемый учебник содержит общие сведения, специальные указания и рекомендации, необходимые для освоения основной учебной дисциплины — архитектурно-дизайнерского проектирования, даёт основное сведения о предмете проектирования — среде, её типологии, задачах и особенностях организации проектного процесса в целом и при работе с наиболее часто встречающимися формами среды — интерьером и городским пространством, рассказывает о комплексе художественных дисциплин, сопутствующих проектированию. Книга проиллюстрирована многочисленными примерами предметно-пространственных решений в отечественной и зарубежной практике.
Для студентов и преподавателей архитектурных, дизайнерских и художественных вузов, ведущих обучение по специальности 2902 («дизайн архитектурной среды»).
ВВЕДЕНИЕ
Кафедра «Дизайн архитектурной среды» создана в 1988 году в стенах Московского архитектурного института усилиями первого заведующего кафедрой академика Георгия Борисовича Минервина.
За 15 лет работы педагоги кафедры подготовили учебный план, комплексную программу специальных и художественных дисциплин, государственные стандарты по специальности, утвержденные Министерством образования, изданы отдельные учебные пособия.
Тем не менее студенты и практикующие архитекторы-дизайнеры до сих пор испытывают голод по учебно-методической литературе. Это обстоятельство сделало необходимым подготовку настоящего учебника, предназначенного для студентов вузов СНГ. Содержание учебника соответствует учебному плану, цель которого — научить студента основам подхода к архитектурно-дизайнерскому проектированию, а также самому проектированию. При этом особенность организации учебного процесса по специальности 2902 в архитектурном вузе заключается в том, что в качестве главного метода обучения профессии архитектора-дизайнера выдвигается архитектурно-дизайнерское проектирование, базирующееся на высоких традициях культуры архитектурного проектирования и формирующее при этом собственные аспекты работы в области организации среды, лежащие на стыке прежде всего таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн.
Учебник состоит из пяти частей. В первой части — «Дизайн архитектурной среды как особая форма проектной деятельности» — раскрываются социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов как комплексных сложно-динамических систем, а также вытекающие из этого особенности творчества архитектора-дизайнера. Часть вторая «Основные принципы архитектурно-дизайнерского проектирования средовых объектов» посвящена вопросам методического обеспечения проектной деятельности архитектора-дизайнера, эстетической организации формы и особенностям композиционного формирования объектов дизайна. В третьей части «Перспективы и тенденции дизайна средовых объектов» рассматривается дизайн среды внутренних и открытых архитектурных пространств, а также новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании средовых объектов. В части четвертой «Процесс архитектурно-дизайнерского проектирования средовых объектов» дается анализ процесса и профессиональные методы и приемы, используемые архитекторами-дизайнерами. Наконец, пятая часть «Учебное проектирование при подготовке архитектора-дизайнера» рассказывает об архитектурно-дизайнерском мышлении как основе при подготовке профессионала, а также о требованиях и особенностях учебного проектирования.
Учебник, который держит в руках читатель, многослоен, т.к. его стержнем является такое многоликое явление сегодняшней жизни, как дизайн архитектурной среды. Даже если бы мы вели разговор только о дизайне, то есть о сфере сознания и деятельности, в которой создается наше предметное окружение, или только об архитектуре, позволяющей нам почувствовать себя причастными высокой материи творчества, или об устройстве человеческой общности, существующей в архитектурно-дизайнерской среде, то и тогда это были бы очень неплоские и неоднозначные рассуждения. В предложенном читателю учебнике, одном из первых в России по проблемам дизайна среды, авторы пытаются соединить эти непростые материи.
Учебник раскрывает особенности, тенденции развития и реальности социума, провоцирующего архитекторов, дизайнеров, художников, промышленное производство, технологии развиваться навстречу его потребностям или, напротив, формулировать пути изменения тенденции его развития. Это книга о культурных традициях, в значительной степени отрезвляющих проектировщиков, склонных к безумному прожектерству. Это книга о профессии, формирующей междисциплинарного универсала, имеющего собственную социально-культурную позицию, свободно ориентирующегося в проблемах социума, культуры, искусства, свободно владеющего средствами выражения не только рационально формулируемых представлений, но и интуитивных художественных ощущений.
Учебник рассказывает о практике профессии архитектора-дизайнера, о целях, задачах, методах проектирования, о типах проектируемых объектов, об этапах и психологии проектной работы, её радостях и трудностях, но он также и об обучении профессии, об учебных программах, упражнениях, о структуре предпроектного анализа, о методах поиска проектной концепции, о проектной графике и моделировании, об использовании света и цвета в учебном и реальном проектировании.
Учебник вскрывает специфику архитектурно-дизайнерского мышления, связи и отличия его от как будто бы знакомых типов мышления архитектора, художника, конструктора, инженера, ученого, философа. Формирующиеся сегодня типы мышления способны не только привлекать многочисленных коллег, не только выступать в той или иной ипостаси, но и соединять со своим пониманием особенности различных типов сознания. Учебник, в известной степени, даёт ответы на непростые вопросы человека, решившего посвятить себя профессии средового дизайнера: что это за профессия?, чему меня собираются учить в институте?; кем я буду после окончания института, что я буду уметь, где смогу работать?; каковы особенности обучения, какова программа обучения?; какие трудности ждут меня через неделю, месяц, год обучения?; есть ли смысл в том, чтобы, преодолевая немалые трудности, становиться специалистом — дизайнером среды?
Учебник подготовлен авторским коллективом:
Общая редакция учебника — профессора А. Ефимова.
Предлагаемый учебник звучит многоголосо: он написан коллегами — педагогами кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института. Каждый писал о том, что ему ближе, в чем он лучше ориентируется, что ему дороже, опираясь на собственный опыт, обильно цитируя различных специалистов. Возможно, что-то отчасти повторяется, но с разных точек зрения. Что-то осталось за кругом внимания авторов, но вряд ли возможно «объять необъятное». Вероятно, строгий читатель обнаружит противоречия в авторских позициях, зато, надеемся, это позиция, отражающая противоречия действительности, дающие о ней больше представления, чем единая, непререкаемая точка зрения — плод обезличивающей селекции.
Авторский коллектив просит замечания и предложения по настоящему учебнику направлять в МАрхИ на кафедру «Дизайн архитектурной среды».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
ЧАСТЬ I. ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов 12
1.1. Дизайн. Возникновение и развитие 14
1.2. Дизайн архитектурной среды 26
1.3. Дизайн архитектурной среды в системе видов художественного творчества 29
Глава 2. Особенности творчества архитектора-дизайнера 42
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ
Глава 3. Методическое обеспечение проектной деятельности архитектора-дизайнера 60
3.1. Морфология архитектурной среды 63
3.2. Основы формообразования в дизайне 68
Глава 4. Эстетическая организация формы в дизайне архитектурной среды 90
Глава 5. Особенности композиционного формирования объектов дизайна 106
5.1. Язык формирования архитектурной среды 109
5.2. Задачи композиционного формообразования объектов дизайна 112
ЧАСТЬ III. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ ДИЗАЙНА СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ
Глава 6. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств 126
6.1. Типология интерьерных пространств 129
6.2. Композиционные особенности интерьерных пространств 136
6.3. Предметное наполнение интерьерных пространств 140
6.4. Перспективы развития интерьерных пространств 152
Глава 7. Дизайн среды открытых архитектурных пространств 156
7.1. Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования 160
7.2. Классификация открытых архитектурных пространств 166
7.3. Комплексное формирование фрагмента городской среды 171
7.4. Архитектурно-дизайнерские средства формирования открытых пространств (их особенности) 179
Глава 8. Световая среда открытых архитектурных пространств 204
8.1. Световая среда города — новая область творческой деятельности 206
8.2. Концепция формирования искусственной световой среды города 211
8.3. Методология проектирования световой среды города 246
Глава 9. Колористика предметно-пространственной среды 256
9.1. Феномен колористики 259
9.2. Колористика как средство формообразования 262
9.3. Колористическая культура 291
9.4. Колористика в творчестве архитектора-дизайнера 305
Глава 10. Традиционные и новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании средовых объектов 324
10.1. Понятие о типологии видов и форм среды 326
10.2. Традиционные типы среды и особенности их формирования 331
10.3. Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании 345
ЧАСТЬ IV. ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ДИЗАЙНА) СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ
Глава 11. Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования 362
Глава 12. Методы и приемы архитектурно-дизайнерского проектирования 378
12.1. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования 380
12.2. Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского решения 388
12.3. Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования 406
ЧАСТЬ V. УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА
Глава 13. Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора-дизайнера 420
Глава 14. Требования к учебному проектированию и его особенности 436
14.1. Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды 438
14.2. Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин 448
14.3. Дисциплины художественного цикла (как часть учебного проектирования) 454
14.4. Курсовое и дипломное архитектурно-дизайнерское проектирование 465
Заключение 498
Литература 500
Примеры страниц
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 133 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
2 апреля 2017, 13:10
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий