|
Дворцы и события : Сборник статей. — С.-Петербург, 2016Дворцы и события. К 300-летию Большого Петергофского дворца : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2016. — 400 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. VI). — ISBN 978-5-91598-021-0[Аннотация]
Материалы сборника представляют результаты исследований, посвященных событийной истории дворцов и дворцов-музеев. Авторы статей изучают историю памятников архитектуры, события, происходившие в их пространствах, а также личности очевидцев и участников этих событий. Ряд статей посвящен судьбам дворцов-музеев и их коллекций в годы Великой Отечественной войны.
Сборник подготовлен по материалам ежегодной конференции ГМЗ «Петергоф». Издание адресовано историкам, искусствоведам, культурологам, музейным работникам.
СОДЕРЖАНИЕ
Е. Я. Кальницкая
Предисловие ... 9
Большой Петергофский дворец. 300 лет истории
А. С. Белоусов
Собственноручные рисунки Петра I и вопрос о дате основания Верхних палат в Петергофе ... 12
А. Г. Леонтьев
Ж.-Б. А. Леблон в ранней истории строительства Большого Петергофского дворца ... 20
С. В. Бондарев
Музейная деятельность в Большом Петергофском дворце в 1926–1941 годах: традиции и инновации ... 31
Л. В. Царик
«Опочивальня противу Диванной»: Коронная Большого Петергофского дворца ... 35
М. Л. Коробейникова
Люстры, бра, канделябры. Из истории освещения Большого Петергофского дворца ... 44
М. Ю. Левинская
Фарфоровые предметы из убранства Большого Петергофского дворца в фонде «Исторические фрагменты» ... 52
Т. Н. Носович
«Новый богатый сервиз» на 250 персон с росписью «feuilles de choux» для Большого Петергофского дворца ... 58
К. А. Белоусова
Фарфоровый камин в Кабинете императрицы Большого Петергофского дворца. К истории создания ... 64
Е. Я. Кальницкая
Неизвестный эпизод из жизни Большого дворца в Петергофе ... 68
Г. З. Шульц
Три века Большого Петергофского дворца в путеводителях ... 73
Война в истории дворцов. К 70-летию великой Победы
Ю. В. Зеленянская
Петергофские дворцы-музеи и парки накануне Великой Отечественной войны. К вопросу об эвакуации музейных ценностей в июне-сентябре 1941 года ... 82
Е. М. Щукина
Новосибирская одиссея коллекций Петергофа ... 94
А. С. Романов
Возвращение в освобожденный Петергоф. Хроника 1944 года ... 109
П. В. Петров
Первый этап восстановления Большого Петергофского дворца (1944–1964 годы) ... 115
А. А. Миронов
Использование в послевоенный период дворцов-музеев Пушкина и Петродворца в санаторных целях ... 126
Е. С. Епаринова
Царскосельские дворцы в годы войны 1941–1944 ... 129
М. В. Кирпичникова
Гатчинский дворец. Трагедия 1940-х годов и трудный путь к возрождению ... 136
Петергофские музеи и коллекции в мозаике событий
В. А. Коренцвит
Забытые фонтаны Петергофа ... 146
И. О. Суворова, Н. А. Курочкина
Камины Монплезира. К истории создания и бытования ... 158
А. А.Рудакова
«Сервиз-путешествие». Предметы Кабинетского сервиза в экспозиции музея «Екатерининский корпус» ... 163
М. А. Жёлтикова
Пребывание Вильгемины Гессен-Дармштадтской, первой супруги великого князя Павла Петровича, в Петергофе ... 170
Е. Р. Секарева
Петровский Эрмитаж: от европейской традиции к российской моде ... 175
М. Д. Краснобаева
Неизвестный проект театра в Петергофе ... 186
А. А. Журавлев
Боевой генерал на хозяйственной работе. Я. В. Захаржевский во главе Петергофского дворцового управления во времена Александра I ... 194
М. К. Крышталева
Новый театр на карте николаевского Петергофа: театральное здание И. Шарлеманя ... 198
С. А. Пранцузова
Спиритические сеансы в Большом Петергофском дворце. Визиты «иностранца Юма» ... 203
И. В. Зимин
Нижняя дача: материалы к утраченной экспозиции ... 208
Т. И. Хоружая
О необходимости современного путеводителя: дворец Коттедж в петергофском парке Александрия ... 212
З. Б. Тихонравова
Литература и музей. Новые программы для школьников в музее «Дворцовая телеграфная станция» ... 218
Дворцы и события: историко-культурные сюжеты
Б. Л. Шапиро
«...Соблаговолили выезд иметь верхами»: августейшие амазонки гатчинской резиденции ... 226
Н. М. Зурабян
Кильский замок в Голштинии, на родине императора Петра III ... 235
О. В. Новикова
Владения великого князя Константина Павловича (Мраморный и Стрельнинский дворцы) во время наводнения 1824 года ... 245
А. В. Тарханова
Личные покои великого князя Николая Павловича и его супруги Александры Федоровны в императорском Елагиноостровском дворце и их обустройство для императорской четы в 1825–1850-х годах: реконструкция на основе выявленных архивных материалов ... 250
Д. В. Осипов
«Помпейские» портики — памятник дворцу герцога Лейхтенбергского усадьбы «Сергиевка», Старый Петергоф ... 261
А. Э. Шукурова
Гессенская тема в коллекции живописи Николая I в Гатчинском дворце ... 268
М. А. Павлова
Предыстория Ропшинского дворцового ансамбля. В поисках истины ... 272
Е. В. Конюхова
Последний визит Александра II (1 марта 1881 года в воспоминаниях принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской) ... 283
Г. Н. Корнева, Т. Н. Чебоксарова
Празднование серебряной свадьбы великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в царскосельских дворцах ... 288
Н. В. Славнитский
Военные парады в Зимнем дворце в XIX веке ... 297
И. В. Зимин
Эскадра малых яхт и гребных судов в пригородных императорских резиденциях ... 303
Т. Д. Исмагулова
Причуда третьего младшего сына — открытие первого в России Института истории искусств во дворце графов Зубовых ... 310
Н. Н. Мутья
«Русский стиль» в ювелирном искусстве России эпохи историзма и модерна (на примере коллекции Музея Фаберже) ... 317
Т. В. Боровикова, А. В. Калашников
Сюжеты музыкальных драм Рихарда Вагнера в замке Нойшванштайн как пример просветительской функции памятников архитектуры ... 325
М. В. Шувалова
Тверской императорский дворец: центр событий в культурном пространстве ... 332
Е. В. Волкова
Музейный куратор и дизайнер как соавторы. Из опыта выставочной деятельности во дворцах-музеях и музеях-усадьбах ... 341
Н. А. Силантьева, В. Н. Яранцев
Дворец как феномен культуры: проблемы изучения в семиотическом плане ... 346
ПРИЛОЖЕНИЯ
Петергоф в документах и воспоминаниях
VOYAGE DE ROBCHA PAR UNE SOCIÉTÉ DE GENS DE LETTRES
(Путешествие в Ропшу общества литераторов). Публикация рукописи 1796 года. Перевод с французского К. В. Малиновского; предисловие и комментарии М. А. Павловой ... 356
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ. Составитель А. С. Трапезникова ... 372
A. В. Сивец
«Девочки из Петергофа» ... 373
«Довоенное детство» ... 380
Л. Г. Малиновская
«История одной жизни» ... 382
B. С. Слёзин
«Портретный зал» ... 391
ПЕРЕЧЕНЬ УЧАСТНИКОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОЛЬШОГО ПЕТЕРГОФСКОГО ДВОРЦА. Составитель П. В. Петров ... 393
[Предисловие]
И только Нева в потемневшем граните,
Что плещется глухо, сверкает сурово,
Да старые зданья — последние нити
С прекрасным и стройным сияньем былого.
Георгий Иванов
Поэт прав: изучение старых зданий может и должно служить нитью, связующей времена. Потянем за нее — и перед нами распутается клубок историй, фактов и событий. Многолетний опыт изучения дворцовой культуры уже подарил нам новое понимание прошлого и немало интересных открытий. Мы, все вместе и каждый в отдельности, поняли, что историческая ценность дворца проявляется не только в познавательном, но и в чувственном плане. Каждая постройка — свидетель своего времени, творчества архитекторов и жизни владельцев. Любой памятник — хранитель памяти и носитель информации, по сути, исторический источник.
Большой Петергофский дворец в полной мере отражает сказанное. В его облике сохранились яркие черты петровской эпохи. Тогда, в ходе Северной войны, Петергоф стал воплощением великой мечты Петра о выходе к морю. В дальнейшем каждое изменение в облике дворца происходило с учетом особенностей своего времени. В его архитектурном ансамбле читается пафос елизаветинского барокко, строгая лаконичность екатерининского классицизма, особенности русского историзма. А сколько разных событий помнит Большой дворец! В его стенах живет память о первых петровских ассамблеях, о знаменитых елизаветинских куртагах и балах, об орденских праздниках, о дипломатических раутах Екатерины Великой, о визитах высоких лиц, о тезоименитствах и бракосочетаниях и о многом другом. После октябрьского переворота в Большом дворце организовывались агитационные выставки, которые служили новой власти идеологическим инструментом, чтобы нести в массы свои идеи. Эта власть стремилась внедрить в сознание россиян психологию хозяев царского наследия, не научив их сохранять и беречь его.
Первым хранителем петергофских памятников стал блестяще образованный и разносторонне талантливый Густав Федорович Бернштам. Из его рук дворцы принял Николай Ильич Архипов, приложивший много усилий для развития музейного комплекса. Кстати, именно он принимал в Петергофе в 1934 году «отца народов» и получил от него одобрение своей деятельности по сохранению царского имущества. Тем не менее, посвятив Петергофу годы созидательной деятельности, Архипов не избежал репрессий. Он выжил, но не захотел вернуться на работу в музей, целиком посвятив себя исследовательской деятельности.
Дворец вместе со всей Россией прошел через ужасы войны, трагически погиб и триумфально возродился после ее завершения, стал свидетелем подвига ленинградских реставраторов, вернувших ему былое великолепие. В последние годы здесь праздновали 300-летие Петербурга, 300-летие Петергофа, проводили политические встречи главы разных стран. Во все периоды своей истории Петергофский дворец — символ российской государственности, шедевр русской архитектуры.
Используя юбилей как повод для размышления о судьбе Большого Петергофского дворца, мы, устроители юбилейной конференции, обрели понимание того, что уникальная история, биография и даже «гений места» есть не только у него. И каждая история достойна уважения и изучения.
Не так давно в сферу интересов ГМЗ «Петергоф» попала история усадьбы фабрикантов Асеевых в Тамбове. Год назад там открылся наш филиал — Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых».
Дворец и парк принадлежали известному во всей губернии фабриканту, меценату, общественному деятелю, почетному гражданину города Тамбова Михаилу Васильевичу Асееву. Он родился в 1858 году в большой и богатой купеческой семье, учился в Московском университете вместе с А. П. Чеховым, потом вернулся в Тамбов, где стал крупным фабрикантом, получил по наследству Арженскую и Рассказовскую суконные фабрики.
В 1905 году один из самых богатых купцов М. В. Асеев имел возможность заказать проект своего дома в центре города, на берегу реки Цны, московскому архитектору Льву Кекушеву, чьи услуги были чрезвычайно востребованы и стоили дорого. Столичный масштаб, необычное для российской провинции декоративное оформление и высокое качество исполнения строительных работ были беспрецедентны для Тамбова. Построенный в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными интерьерными решениями, дом и сегодня поражает изяществом форм, богатством декора и повсеместным присутствием в ансамбле львиных масок и голов — символов мастера.
Тамбовский особняк М. В. Асеева стал едва ли не лучшим творением Льва Кекушева, которому удалось создать целостный ансамбль интерьеров, по его эскизам созданы даже отдельные элементы: тонкая лепнина, фрески, горельефы, оригинальные панно, осветительная арматура, встроенная мебель, деревянные полотна отделки и многое другое.
Асеев, получивший потомственное дворянство за заслуги перед Россией, жил в Тамбове вплоть до эмиграции в 1917 году, его дворец пережил все превратности судьбы, выпавшие на долю многих российских памятников. Вплоть до последних лет в его стенах размещалось медицинское учреждение.
Нет нужды говорить о долгой имущественной борьбе за право владение памятником, о тяжелых спорах: музей или ресторан, о многолетней реставрации, о мучительных раздумьях по поводу концепции будущего музея — все это уже пройденный этап в истории дворца. С недавних пор ему уготована счастливая судьба масштабного культурного центра «Провинциальный Петергоф» с фонтанным парком. Сегодня его двери распахнуты для музейных посетителей, сегодня «Усадьба Асеевых» — краса и гордость крупного промышленного города, административного центра Тамбовской области. Здесь уже прошла первая петергофская выставка, посвященная — поистине уникальное стечение обстоятельств — Анатолию Владимировичу Шеманскому, заместителю директора петергофских музеев по науке и, как оказалось, уроженцу города Тамбова. Впереди у Петергофа и Тамбова — новые выставки, новые проекты, новые фонтаны и новые перспективы развития. Это ли не пример связи времени, событий и людей?
Дворцы России во всем своем многообразии (императорские, великокняжеские, городские, усадебные), подобно людям, проживают свою жизнь по-разному. На их долю выпадают разные испытания. Они становятся свидетелями разных событий. Мы по-разному сохраняем их, и вплоть до настоящего времени общество в долгу перед многими памятниками истории и культуры. Но, глядя вперед, мы, нередко наивно, но неизменно верим в торжество разума, которое не допустит уничтожения памятников культуры, сохраняющих огромную энергетику истории и памяти.
Е. Я. Кальницкая,
генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 11,0 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
18 марта 2024, 8:24
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий