наверх
 

Дворец как портрет владельца : Сборник статей. — С.-Петербург, 2022

Дворец как портрет владельца : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2022  Дворец как портрет владельца : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2022
 
 
 

Дворец как портрет владельца : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2022. —240 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. XII). — ISBN 978-5-91598-067-8

 
 
 

[Аннотация]

 
Сборник статей подготовлен по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», включенной в План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I. В издание вошли исследования по строительству и бытованию петровских дворцов, сохранению памяти о Петре I, а также материалы участников Ассамблеи петровских музеев России.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Вступительное слово А. Ю. Маниловой ... 6
Вступительное слово Е. Я. Кальницкой ... 7
 
ИМПЕРАТОРСКИЕ ДВОРЦЫ И РЕЗИДЕНЦИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I
 
Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д.
Модель Версаля в российском контексте: Феномен Питербурха/Питергофа ... 11
 
Маркина Л. А.
Петр I в Бад-Пирмонте: царственный квартирант немецкого лекаря ... 22
 
Гребенкин А. Н.
«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога...»: влияние отношения Петра I к собственной безопасности на архитектуру его резиденций ... 33
 
Лехович Т. Н.
Текстильное убранство дворцов Петровского времени. К вопросу об изучении источников и разработке проектов современных реконструкций ... 39
 
Коренцвит В. А.
Новые данные из истории строительства Большого Петергофского дворца ... 48
 
Холоднова О. А.
Скульптурный декор Парадного зала дворца «Монплезир» ... 56
 
Ашихмин А. А.
К вопросу о финансировании строительства в Стрельне в 1721–1724 гг. ... 68
 
Макаров Б. С.
Хендрик Ван Брумкорст (Hendrik Van Brunkhorst) голландец «лаковаго, золотарного, молярного и оконнишного дела мастер» в России ... 76
 
ПАМЯТЬ О ПЕТРЕ I В ДВОРЦОВЫХ ПРОСТРАНСТВАХ
 
Корндорф А. С.
Царственный вкус и политика памяти. Мемориальные парковые программы Петергофа, Царского Села и Павловска ... 97
 
Андреева Е. А.
Интерьеры с голландской плиткой во дворце А. Д. Меншикова в Петербурге как уникальный памятник Петровской эпохи ... 111
 
Летин В. А.
Прадед во дворце правнука: исторический дискурс Михайловского замка ... 126
 
Мантуров М. В.
Роль архитектора в музеефикации Летнего дворца Петра I в Летнем саду (Участие архитекторов В. Н. Талепоровского, О. М. Равицкой, Н. Е. Лансере в создании дворца-музея «Летний дворец Петра I» в Летнем саду) ... 134
 
Славнитский Н. Р.
Использование Ботика Петра Великого в торжественных церемониях в XVIII—XIX вв. ... 142
 
Новикова О. В.
Юбилейная выставка и торжества 1903 года в Летнем саду ... 147
 
Погонщикова А. А.
Монплезир на страницах путеводителей: от мемориального комплекса к общедоступному музею ... 154
 
ПЕТРОВСКИЕ МЕСТА ПАМЯТИ
 
Богданов С. И.
Дома и домики в жизни Петра Великого ... 159
 
Александрова Н. А.
Красные хоромы Петра I — реликвия Санкт-Петербурга. Этапы музеефикации памятника ... 163
 
Мещеряков В. В.
Опыт создания интерьерной экспозиции в музеефицированном дворце Александра Даниловича Меншикова в Санкт-Петербурге ... 170
 
Гольденберг М. Л.
История Марциальных Вод в постоянной экспозиции Национального музея Республики Карелия ... 185
 
Мамичев Е. Е., Грунская Н. В., Бурлака В. О.
К вопросу о сохранении памяти о первой победе Петра Великого в городе Азове ... 188
 
Абдуллаева М. Н.
История землянки Петра I и создание Музейного Комплекса «Дом Петра I в Дербенте» ... 192
 
Мазур М. А.
Память о личности Петра I в архитектурном пространстве города Воронежа ... 199
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохраняя память. Петергоф в документах и воспоминаниях
 
Петров П. В., Ашихмин А. А.
Очерк жизни и деятельности историка архитектуры В. Ф. Шилкова ... 205
 
Шилков В. Ф.
Петровский Петергоф. Офорты на картоне по архивным исследованиям автора ... 211
 
Список научных трудов В. Ф. Шилкова ... 238
 

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО А. Ю. МАНИЛОВОЙ

 
В сентябре 2021 года в Петербурге, в Петергофе, официально учреждена Ассамблея петровских музеев России, в которую вошли более ста музеев: федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные, частные. Свыше чем из 30 регионов России, из семидесяти российских городов. Музеи разного статуса, но объединяет их одно — они связаны с Петром, они бережно хранят его наследие, наследие петровской эпохи.
 
Значимо, что объединенные Ассамблеей институции занимаются не только учетом и хранением памятников, музейных предметов, документов, связанных с жизнью и деятельностью Петра Великого, но и планомерно занимаются их изучением. Спасибо Государственному музею-заповеднику «Петергоф», Союзу музеев России и Ассамблее петровских музеев России за саму идею, которая сегодня воплощается — идею провести международную научную конференцию, посвящённую дворцам Петра I.
 
Почему это важно? Мы хотели успеть к юбилейным событиям 2022 года, к 350-летию Петра Великого, провести своего рода инвентаризацию его архитектурного наследия. Много шагов в этом направлении сделано Международным благотворительным фондом имени Д. С. Лихачева, созданного в своё время Даниилом Александровичем Граниным, которого мы всегда вспоминаем, когда говорим о нашей петровской программе. Потому что Д. А. Гранин в самом начале 2000-х годов стоял у её истоков. Фонд Лихачёва изучает эту проблему последние годы. Были выпущены уникальные книги, которые рассказывают об архитектурном наследии петровской эпохи в европейских странах. Мы сегодня знаем о том, что в Европе и в России установлено порядка семисот памятников Петру I.
 
Точно так же, как изучены памятники, важно изучить и дворцы. Кто может сделать это, кроме наших музеев? Кроме музеев, которые хранят раритетные отечественные собрания, которые знают природу дворцового искусства, нюансы дворцовой архитектуры, роли дворцов, как genius loci, как места гения Петра? Поэтому я желаю успеха этой конференции, с пониманием той большой миссии, которую берет на себя команда Е. Я. Кальницкой из Петергофа и Ассамблеи петровских музеев России. В добрый путь!
 
Алла Юрьевна Манилова,
Статс-секретарь-заместитель
Министра культуры Российской федерации
 

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Е. Я. КАЛЬНИЦКОЙ

Памяти главного архитектора ГМЗ «Петергоф» С. А. Павлова

 
К нашей ежегодной научной конференции мы готовились много месяцев, разрабатывали ее направленность, думали о том, какой она будет. С нами вместе размышлял об этом главный архитектор Петергофа Сергей Анатольевич Павлов, которого не стало в 2021 году. Ушел из жизни человек высочайшего профессионализма, человек, безмерно любивший свою профессию, человек, для которого каждый памятник архитектуры становился родным братом и близким другом. В Петергофе он проработал много лет, все вместе мы разрабатывали проект будущей реставрации Нижней дачи, думали о воссоздании Ропши. В каждый петровский дворец вложена часть его души, часть его сердца.
 
Истинный зодчий, был похоронен под стенами храма Казанской Божьей матери в поселке Вырица, который реставрировал. Рядом с храмом находится часовня, построенная по его проекту. Так воплотилось в жизнь старое русское правило: зодчему полагалось лежать у стен храма.
 
В Петергофе жива его память, и сборник материалов мы решили посвятить памяти Сергея Анатольевича Павлова. На нас всех это накладывает определенный отпечаток.
 
Светлая память архитектору, человеку, нашему другу!
 
 
Тема, которую мы поднимали на конференции, — «Дворец как портрет владельца» — очень разноплановая. Ее можно рассматривать в историческом, художественном, биографическом, философском и многих других аспектах. Сегодня не только Россия, но и все европейские страны по крупицам собирают сведения, связанные с пребыванием Петра Великого в Европе. Пополняется перечень петровских мест, множатся памятники русскому царю в разных городах мира, построенные на средства европейских стран.
 
Министерство культуры Российской Федерации уделяет большое внимание личности Петра Великого. Идея сохранения исторической памяти о Петре Великом принадлежала писателю Даниилу Александровичу Гранину. Много лет в Петербурге успешно проходит Конгресс петровских городов, который проводит Фонд Д. С. Лихачева под руководством А. В. Кобака.
 
В сентябре 2021 года в Петербурге, в Петропавловской крепости, а затем и в Петергофе, состоялось учреждение Ассамблеи петровских музеев, которая объединила более 100 музеев страны. Нам кажется, что, объединив усилия, мы сможем обобщить все то, что связано с петровскими музейными собраниями: со временем может появиться каталог петровских портретов, каталог исторической живописи, посвященной Петру, каталог печатных изданий. Искусствоведам, архитекторам и реставраторам будет интересно поговорить и подумать о том, как петровские здания реставрировались и превращались в музеи.
 
Мне давно казалось, что история собрать воедино петровские музейные предметы, которые во всей стране живут в разных музеях, очень позитивна. Думаю, что в первой четверти XVIII века не было второго столь пытливого человека, как Петр I, который за время своего краткого пребывания в Европе в составе Великого посольства посмотрел множество австрийских, английских, прусских музеев и частных коллекций. Царь возвращался в Россию, везя с собой многочисленные дары, полученные в путешествии, и свои портреты, написанные придворными художниками Европы. Подобные портреты остались в Европе, где они хранятся в музеях Лувра, Версаля, Дрездена, Лондона, Амстердама и других. Их мы тоже будем собирать в одну копилку петровской памяти.
 
В Европе сохранились дворцы, которые произвели на Петра I сильное впечатление. Во время путешествия он фиксировал их общий облик и конкретные детали, которые впоследствии повторял в Петербурге и в Петергофе. Петр обратил внимание в путешествии на королевский дворец Монплезир в Шведте-на-Одере в провинции Бранденбург, в 85 километрах от Берлина. Видел он и дворец Монбижу, располагавшийся за линией городских укреплений Берлина, также видел и французский Марли, построенный прославленным архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром. За последние годы о прямом или опосредованном влиянии европейских дворцов на дворцы Петербурга писали многие известные авторы, исследователи культуры и искусства петровской эпохи.
 
Далеко не все дома, где останавливался Петр, стали музеями. Но нельзя не назвать Домик в Заандаме, некогда принадлежавший великой княгине Анне Павловне, королеве Нидерландов. Появилась информация, что в Дании, в городке Нюкебинг сохранился дом, где Петр обедал, и сейчас там располагается ресторан, который становится все более популярным. В сегодняшнем списке участников Ассамблеи — дворец Кадриорг в Эстонии, дома Петра I в Вологде, в Дербенте и других городах России. И все это мы хотим объединить и осмыслить.
 
В июне-августа 2022 года в Санкт-Петербурге состоялась выставка «30 картин из жизни Петра Великого. Об этом проекте, который мне очень нравится, хочу сказать несколько слов отдельно. Это повторение проекта 1872 года, задуманное главой «Газпрома» Алексеем Борисовичем Миллером, абсолютно петровским человеком, страстным почитателем царя-реформатора. Несколько лет назад я была приглашена сделать короткое сообщение на совещании, посвященном перспективам празднования 350-летия Петра, и тогда подумала, что рассказать об этом при регламенте четыре минуты будет трудно. Но я кратко рассказала, как Петр отмечал свои дни рождения, как продолжила это начинание его дочь Елизавета Петровна, а затем уже Екатерина II, а Александр I вообще пропустил эту круглую дату.
 
Александр II решил устроить, что называется, пир на весь мир: в 1872 году появилось огромное количество литературы, породившей совершенно новое концептуальное отношение к Петру. Закончился старый спор между западниками и славянофилами, и теперь два царя-реформатора, Петр и Александр II, словно объединившись через столетия, предстали перед русским народом. Показать их нужно было доступно, доходчиво и просто.
 
Александру II предложили идею установки маленьких домиков, напоминавших русские избы, украшенные флагами, внутри которых выставлялись картины. Эскизы домиков сохранились в Музее театрального и музыкального искусства. В них на тридцати полотнах были изображены известные и малоизвестные события из жизни Петра I. Выставка называлась «Тридцать картин из жизни Петра Великого», и перечень сюжетов для картин утвердил сам император Александр II.
 
Теперь А. Б. Миллер принял решение возродить эту выставку в подлинном варианте, и мы пригласили для этого театральных художников из студии Show Consulting. В ходе всех поисков, розысков, разговоров и переговоров в музейном сообществе выяснилось, что 14 исторических картин с Марсова поля сохранились в Русском музее. Намотанные на вал, они лежали там десятилетиями, пребывая в очень плохом состоянии: в 1872 году картины создавались на несколько дней и выполнялись клеевыми красками на скорую руку.
 
Император пригласил тридцать живописцев Академии художеств, чтобы каждый написал по картине. Однако при сжатых сроках исполнения согласились только трое: Михаил Бочаров, Николай Каразин и Фердинанд Гелиц. Сейчас Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина подхватила эту идею, и 16 утраченных полотен исполнили современные художники на современный лад, и это совершенно другая живопись. Картины Русского музея экспонировались в форме копий, потому что подлинники, к сожалению, выставить на Марсовом поле невозможно.
 
Выставка 1872 года превратила пространство Марсова поля в уникальное пространство памяти, и сейчас этот принцип будет повторен. Успех проекта был невероятным, но картины не остались в исторической памяти. Внимательнейшим образом мы проштудировали все исследования, посвященные праздничным мероприятиям в Петербурге, где много пишут о том, какие балаганы, какие гуляния были на Марсовом поле, но нигде почему-то нет ни слова про юбилейную выставку.
 
Однако сохранился огромный роскошный альбом, посвященный 200-летию со дня рождения Петра Великого, авторами которого выступили историки П. Н. Петров и С. Н. Шубинский. В альбоме имеется гравюра с изображением панорамы Марсова поля с огромным павильоном в центре, в котором изложены в самом доходчивом варианте вся петровская биография и история его правления. Справа и слева эту череду домиков фланкировали театральные павильоны, где играли два спектакля о Петре I. И человек, попадавший на Марсово поле, начинал осмотр одним спектаклем и другим спектаклем его заканчивал. А дальше уже он двигался в сторону Адмиралтейства к другим балаганам, к увеселениям. Во время выставки здесь раздавалась бесплатно печатная продукция: это был поистине народный праздник.
 
Нас всех ждет сегодня огромный творческий порыв, потому что все, что мы делаем в отношении Петра Великого, действительно стоит великих трудов. Александр II целеустремил тогда весь научный мир России, всех тех, кто был с ним рядом, все силы направил на изучение личности Петра. Мне представляется, что это получится и у нас — современных людей, поэтому смело и уверенно смотрю в 2022 год, год 350-летия со дня рождения Петра Великого.
 
Елена Яковлевна Кальницкая,
глава Ассамблеи петровских музеев России
 

 

 

Примеры страниц

 
Дворец как портрет владельца : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2022  Дворец как портрет владельца : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2022
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 23,5 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

3 марта 2024, 14:39 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий