|
Ефимов А. В. Колористика города. — Москва, 1990Колористика города / А. В. Ефимов. — Москва : Стройиздат, 1990. — 272 с., ил. — ISBN 5-274-00736-8
Извечное чередование взлета полихромии и ее упадка, постоянная борьба цветового хаоса с монохромией — такова многовековая история цветовой жизни городов. Вскрыть суть и причины этих превращений и перемен — значит создать предпосылки для обоснованного управления цветовой средой города, целенаправленного формирования его колористики.
Каковы же принципы этой деятельности и тенденции художественного поиска?
На основе отечественного и зарубежного опыта анализируется проблема формирования колористики современного города — крупномасштабной цветовой системы, мощного средства эстетического и функционального совершенствования городской среды. Определены факторы, влияющие на цветовой образ города; природа, климат, объемно-планировочные особенности, колористическая культура, технология. Предложена комплексная методика по проектным разработкам колористики различных городов.
Для архитекторов, специалистов, работающих в области градостроительства, дизайнеров, художников и искусствоведов, кроме того, книга может быть полезна студентам архитектурных вузов.
Ил. 355, список лит.: 204 назв.
Рецензент: канд. архитектуры Н. Д. Кострикин (МАрхИ) Редактор — И. А. Городецкая
Андрей Владимирович Ефимов — кандидат архитектуры, ведущий специалист по цвету в архитектуре, градостроительстве и вопросам его изучения в архитектурной школе, заведующий лабораторией архитектурной колористики ВНИИ теории архитектуры и градостроительства, профессор Московского архитектурного института.
А. В. Ефимов — руководитель проектных разработок по колористике для Москвы и ряда городов страны, автор 80 печатных работ, представитель СССР в Международной ассоциации по цвету.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЦВЕТОВАЯ СРЕДА ГОРОДОВ В ПРОШЛОМ 8
Монохромия строительного материала и зарождение красочности древних городов 10
Города из земли 10
Камень и кирпич в строительстве городов 15
Деревянные города 24
Дальнейшее развитие цветовой среды городов 27
Цветовые доминанты готических храмов 27
Контрастные цветовые массы города эпохи Ренессанса 30
Расцвет полихромии в эпоху барокко и цветовое оживление русской архитектуры XVIII в. Цветовой резонанс в градостроительстве эпохи классицизма
Периоды спада и расцвета полихромии европейских городов
Деградация цветовой выразительности городов во второй половине XIX в.
Оживление архитектурной полихромии в первой трети XX в.
Ахроматика городов тоталитарных режимов 48
Возрождение красочности городов в послевоенный период 51
Развитие цветовой среды исторически сложившегося города на примере Москвы 52
Палитра естественных материалов и возникновение активной полихромии (XI — XVII вв.) 52
Дифференциация цветовой среды города и регламентации архитектурной полихромии (XVIII— начало XIX вв.) 59
Попытки построения целостной цветовой среды города (20—30-е гг. XX в.) 63
Изменения цветовой среды города в последние десятилетия 75
2. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЦВЕТОВУЮ СРЕДУ ГОРОДОВ 86
Природно-климатические характеристики 88
Цветовой бассейн природного ландшафта 88
Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии 101
Градостроительная форма и ее содержание 104
Структура градостроительной формы 104
Функциональная наполненность градостроительной формы 108
Цвет и строение формы города 112
Восприятие градостроительной формы 125
Цветовая культура 128
Проявления и границы цветовой культуры 128
Эволюция цветовых предпочтений 132
Цветовая символика и язык архитектурной полихромии 137
Цветовая гармонизация пространственных структур 142
Материалы, технология и средства проектирования 152
Влияние материалов и строительной технологии на полихромию массовой архитектуры 152
Средства цветового проектирования 155
3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИКИ ГОРОДОВ
Взаимодействие цветовой среды города с природным цветовым контекстом 160
Интеграция с природным окружением 160
Противопоставление природному окружению 171
Историческая архитектурная полихромия как основа построения цветовой среды города 177
Трансформация исторической архитектурной полихромии в реконструкции старых районов города 177
Воплощение исторической архитектурной полихромии в новых районах города 184
Влияние цветового потенциала исторических городов на их современную полихромию 190
Эволюция цветовой среды города как выражение цветовой культуры 196
Отражение цветовых предпочтений жителей в создаваемом окружении 196
Влияние цветовой культуры на профессиональную деятельность 206
Активизация полихромии древнего города 216
Комплексный подход к формированию колористики города 221
Колористика города — звено эволюции цветовой среды 221
Концепция колористики города 225
Колористика в системе художественных средств градостроительства 232
Методика проектирования колористики города 236
Экспериментальные предложения по колористике городов 243
Заключение 267
Список литературы 268
Введение
Колористика города. Чтобы раскрыть это понятие, представим себе нескончаемое богатство и разнообразие цветового поля города, огромного, вибрирующего, переливающегося мириадами цветов и оттенков, расцветающего и меркнущего.
Все окружающее нас в природном или городском ландшафте имеет определенный цвет. Цвет — неизбежный атрибут предметно-пространственной среды. Созданное природой человек обычно считает гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам, постоянство и цикличность изменчивости. Но все ли гармонично по цвету в созданной человеком искусственной среде? К сожалению, нет. Цветовой хаос или наоборот монотонность городов стали притчей во языцех...
Почему нас так тревожит существующая цветовая среда большинства городов? Во-первых, она потеряла связь с природным цветовым контекстом. Привыкающие к цветовой скудости и однообразию, горожане лишаются полноценного общения с окружающей средой. Во-вторых, она утрачивает цветовое богатство, накопленное человечеством в памятниках архитектуры и градостроительства прошлого. Архитектурно-пространственная ткань города, впитывающая понимание цветовой красоты многих столетий, — питательная среда для современной колористики. Она не доносит цветовой язык прошлого, если не перекидывает мост от арсеналов древней цветовой культуры к современному пониманию колористики, ее пространственному развитию. В-третьих, не прочитывается цветовая целостность градостроительного замысла, что приводит к дезориентации жителей в сложном современном городе, тормозит процессы городской жизни. Использование цвета вне градостроительной стратегии имеет обратный эффект воздействия этого мощного средства организации городской среды, вызывает недоверие к нему.
Итак, отсутствие цветовых контактов с природным окружением, пренебрежение цветовым опытом прошлого и неумение воспользоваться полихромией для содействия социально-пространственным процессам, протекающим в городе, порождают неудовлетворенность цветовой атмосферой большинства наших городов. Люди, выросшие в серых бетонных ландшафтах массовых новостроек, не занимаются их цветовым преображением, считая их облик не противоречащим эстетическим нормам. Способность к эстетическим переживаниям по поводу колорита окружения атрофируется, человек становится нечувствительным к восприятию цветового образа города. Это говорит о социально-культурной, воспитательной роли гармоничной по цвету городской среды.
Активизация полихромии в архитектуре должна основываться на цветовой концепции города, его композиционной целостности. Сегодня мы вправе рассматривать развитие этой линии как актуальную профессиональную задачу архитекторов и градостроителей. Они призваны реабилитировать цвет. Директивное письмо Госгражданстроя госстроям союзных республик «О совершенствовании цветового облика городов» от 8 декабря 1987 г. уже содержит указание на разработку с 1988 г. концепции колористики города в составе генерального плана, которая конкретизируется в проектах детальной планировки при застройке отдельных районов города.
Колористика — наука о цвете, включающая помимо традиционного цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и потому адресуется практически всем сферам его бытия. Поскольку цвет городской среды формирует представление о ее пространственном выражении, эстетическом и духовном содержании, его можно условно вычленить из городской среды и говорить о цветовой среде города. Одновременно колористика мыслится как цветовая среда или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, архитектурного ансамбля, отдельного произведения архитектуры чаще всего как о результатах профессионального действия.
Прежде чем начать конструирование колористики города попробуем уяснить этот предмет, учесть способность цветовой среды к саморазвитию и рамки возможного управления ею. Профессиональное решение проблемы конечно немыслимо без исследования экологических, общественных, градостроительных и социально-культурных предпосылок, обусловливающих колористику города. Мы лишь приступаем к изучению сознательной организации цветовой среды города — его колористики, к первым попыткам ее реализации.
История показала, что планомерное воплощение проектных замыслов колористики города — явление весьма редкое. Наиболее раннее из известных нам попыток — создание цветового плана Турина в середине XIX в. с последующей его реализацией в течение нескольких десятилетий. В начале нашего столетия К. Малевич пытался привить новую эстетику супрематизма исторически сложившемуся городу (Витебск, 1917 г.), а несколько позднее члены Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) выдвинули идею создания нового цветового облика Москвы окраской зданий в масштабе всего города. По их замыслу, цвет должен был объединить фасады многих зданий в пределах улиц, а не акцентировать отдельные. Принципиально важно, что полихромия целых улиц трактовалась ими как средство достижения композиционной целостности города, что поднимало ее на качественно новый уровень — она перерастала в колористику города.
В 1929 г. был разработан «Проект плановой наружной окраски Москвы», опирающийся на градостроительную стратегию «Большой Москвы». Колористика заявила о себе как равноправной составляющей архитектурно-художественной деятельности. Однако она еще не была осмыслена как сложное пространственно-временное явление. Проект был ограничен территориальными рамками старой Москвы и к тому же как бы застывал во времени. Он явился результатом во многом уязвимых субъективно-художественных взглядов: не учитывалось ни природное окружение, ни общественное мнение. Причина недолгой жизни идей проекта коренилась в отсутствии предпроектных исследований и подмене стратегии развития колористики города решением сиюминутной задачи разовой покраски улиц города.
В 1925—1930 гг. весомый вклад в теорию и практику колористики города внес гамбургский «Союз поощрения красочного оформления городов», более полусотни отделений которого выполнили проекты полихромии поселков и даже городов. Многие из проектов были реализованы. Среди пионеров градостроительной колористики выделяются имена немецких архитекторов Б. Таута и Э. Мая, которые в 20-х годах работали соответственно в Магдебурге и Франкфурте-на-Майне, новаторски решая вопросы цветового облика этих и других городов.
В послевоенный период проблемой градостроительной колористики занимался архит. Г. Петров, показавший на примерах отечественного и зарубежного опыта изменение представлений об архитектурной полихромии и ее осмысление с градостроительной точки зрения.
В 60-е годы волна интереса к многоцветию города коснулась многих европейских стран. Французский колорист Ж. Ф. Ланкло провел беспрецедентное исследование цветовой среды различных провинций своей страны. «Региональные» цвета каждой провинции составили своеобразный цветовой словарь, которым рекомендовалось пользоваться для создания современной колористики раз личных городов. Подобным же курсом следовали его соотечественники Ф. и М. Кле, которые в 70-х годах построили колористику новых городов Восточного Лилля, Витроля и других на доминирующих цветах существующего природного окружения.
В это же время при реконструкции небольших исторических городов в ГДР их авторы конструировали цветовую среду на многослойном цветовом потенциале прошлых эпох. Наиболее яркий пример последовательного профессионального использования исторического цветового богатства представляет город Веймар. Почти одновременно в 70-х годах шведский ученый Л. Сивик провел анкетные опросы жителей Стокгольма и Гетерборга для выяснения их отношения к цветовому окружению. Он доказал, что при проектировании архитектурной полихромии необходимо прислушиваться к мнению жителей, ориентироваться на социально-психологические и историко-культурные предпосылки цветовой реконструкции городских кварталов.
В мировой практике наметились различные подходы к формированию колористики города, в основе которых лежат полихромия природного окружения, историческое архитектурное многоцветие и предпочтение жителей. Колористический процесс имеет определенные фазы, каждая из которых вызвана доминированием определенного фактора. По мере развития городов обусловленность их цветовой среды все более усложняется. Одновременно заявляют о себе как внешние (региональные), так и внутренние (городские) причины. Теперь, когда развертывается сознательное формирование цветовой среды городов, требуется углубленное изучение колористического процесса, которое поможет совершенствовать методологию проектирования. Сформулированная во ВНИИ теории архитектуры и градостроительства методика стала важнейшим итогом деятельности группы архитекторов-колористов, более десяти лет ведущей исследования в этой области, результаты которых использовались в экспериментальных предложениях для ряда исторических и новых городов страны.
Природная обусловленность архитектурной полихромии и колористики города обычно не вызывает сомнений. Тема цвета исторической архитектуры также принимается большинством специалистов достойной для современной колористики. Что же касается мнения жителей о цветовой среде города, то пока этот мощный фактор явно недооценивается. Отсутствие диалога архитектора и потребителя порождает взаимную отчужденность: архитектору не нравится любительский цветовой хаос, возникающий в городах, и он стремится максимально его ограничить, а жителю города претит монотонность окружения, и он стремится «очеловечить» его. утвердить в нем свои идеалы цветовосприятия. Отсюда самодеятельная раскраска домов, росписи торцов зданий, стихийное благоустройство как реакция на бездеятельность архитектора, «привязавшего» новый район к абстрактным отметкам рельефа. При всем своем дилетантстве, отсутствии масштабного градостроительного мышления жители города уже сегодня формируют тенденцию к большей сомасштабности человеку массовой архитектуры, к активизации цветовой палитры, разнообразию рисунка, тенденцию, которая стремится преобразить безликую продукцию домостроительного конвейера, внести в юродскую среду момент изобразительности, а с ним — душевную теплоту, игру, юмор, которые необходимы человеку. Лишь в результате творческого сотрудничества архитектора-колориста с горожанами может действительно возникнуть и развиваться живая цветовая среда, о которой мы сегодня мечтаем,
И еще один, пока недооцениваемый аспект — взаимодействие колористики города и его функционально-пространственной структуры. Цвет и форма сосуществуют в рамках четких закономерностей, проявляющихся и в градостроительстве. Определенная объемно-пространственная форма предполагает определенный тип полихромии и наоборот. Конечно, эта взаимосвязь не всегда очевидна, ведь форма города обусловлена и природой, и функцией, и культурой.
Пространственное цветовое поле города призвано помогать человеку различать здания, районы, ориентироваться в городском пространстве, создавать зрительный комфорт. Это утилитарная функция колористики, но есть и художественно-эстетическая. Цветовой бассейн города — «вместилище цветовых гармоний», органически связанных с рельефом, массивами зелени и городской застройкой. Колористика города способна вызвать у человека эстетические переживания. Эта эстетическая подоснова служит канвой конкретных художественно-композиционных цветовых решений отдельных объектов, комплексов и, по возможности, всего объемно-пространственного тела города. Подчеркнем, что цвет важен не только и не столько в виде отдельных произведений монументально-декоративного искусства, а прежде всего как система архитектурной полихромии. Лишь в этом случае реализуется художественно-эстетическая функция колористики города. Цвет в градостроительстве выявляет содержание экономической, политической и духовной жизни городов, вносит свою лепту в диалектическую взаимосвязь содержания и формы города. Форма же как предмет непосредственного восприятия множества людей позволяет прояснить существо процессов, происходящих внутри общества, оставаясь средством эстетического воспитания масс.
Концепция колористики города, наиболее полно изложенная в этой книге, была впервые заявлена автором более десяти лет назад, затем постоянно корректировалась и совершенствовалась (3]. Автор надеется, что настоящая книга привлечет внимание архитекторов, градостроителей, дизайнеров, художников и широкого круга читателей к феномену колористики города, поможет осознанию ими глубины и важности колористического процесса, пониманию его необходимости, выработке умения им управлять.
Автор выражает искреннюю признательность архитекторам В. Елизарову и Н. Кострикину за помощь в подготовке рукописи и иллюстративного материала, коллегам по работе во ВНИИ теории архитектуры и градостроительства, а также зарубежным специалистам: директору Японского научно-исследовательского института цвета А. Ота, председателю Венгерского национального комитета по цвету А. Немчичу, директору Шведского центра цвета А. Харду, доктору Ф. Рогге и архитектурному критику В. Килю из ГДР, президенту французского центра цвета М. Альберу-Ванелю, французским колористам-консультантам Ж. Филласье, Ж. Ф. Ланкло, А. Лемонье, М. и Ф. Кле, творческие дискуссии с которыми способствовали проникновению в тайны колористики города.
Примеры страниц
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 25,9 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
30 октября 2015, 1:04
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий