|
Эл Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках. — Берлин, 1922Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках / Эл Лисицкий. — Берлин : «Скифы», 1922. — [2] с., [7] л. ил.
В «Супрематическом сказе…» всего двенадцать листов, включая шесть литографированных рисунков-«построек» плюс четыре полосы текстовых композиций. Отдельно выполнена первая обложка, роль четвертой обложки играет рисунок. Для марки «УНОВИС» отведена целая предпоследняя страница, что подчеркивает значение марки, а на последней странице даны обычные выходные данные издательства. Все элементы дизайна здесь строго увязаны между собой, образуют цельное художественное высказывание, они осмыслены автором и несут смысл.
Трактовок этого смысла сложилось несколько. По одной из них, книга, как и другие произведения Лисицкого, обусловлена русским космизмом, прежде всего учением В. Вернадского. По другой, речь идет о революции и событиях конца 1910-х годов. Это очень распространенный взгляд, который легко обосновывается и агитационными заявлениями самого художника, и его витебским плакатом «Красным клином бей белых» (1919). Третья трактовка, в которой объединяются первые две, строится на рецепции христианских и иудаистских символов. На наш взгляд, последняя трактовка, предложенная Л. Ф. Кацисом, в большей мере объясняет систему Малевича, чем Лисицкого, а главное, к тому же не подтверждается актуальным философским дискурсом, который обозначается прежде всего именем Анри Бергсона — его называют почти все исследователи авангарда. Сделав ставку на число и геометрический знак, подчинив им буквы и слова, Лисицкий в «сказе» ясно выразил надличностный, надродовой, характер своей художественной системы. Иудаизм, христианство, национализм и все иные системы мышления и культуры, ограниченные родовыми, национальными, социальными, историческими вехами, были слишком тесны для понимания жизни как творящей космической силы.
Скорее, «сказ» можно рассмотреть как своего рода детское переложение идей космизма Малевича, своего рода «перевод», необходимый по причине крайне трудного восприятия его текстов (речевой стиль Малевича отличается нарушением всех правил грамматики).
Из статьи Ирины Арзамасцевой «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках» Эль Лисицкого — смена дискурса детской книги
Все страницы книги
Монтировано автором для книгоиздательства „Скифы“ в Берлине.
Печатано в Лейпциге в типографии Габерланда.
Пятьдесят экземпляров этого издания именные и нумерованные.
Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 7,4 МБ).
Скачать издание в формате pdf на немецком языке (яндексдиск; 27,2 МБ).
8 августа 2017, 15:44
2 комментария
|
|
Комментарии
Добавить комментарий