наверх
 

Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура. — Киров, 1996

Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996 Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996
 

Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996. — 381 с., ил. — ISBN 5-86645-012-7

 
 
О ЧЕМ ЭТА КНИГА
(От составителя)
 
На главной аллее Летнего сада в Санкт-Петербурге — аллегорическая фигура женщины, в руках которой чертеж и циркуль — инструменты зодчего. Это муза архитектуры. Начиная в 1919 году учебный курс сказкой о трех сестрах-волшебницах — Живописи, Архитектуре и Скульптуре, известный архитектор Ф. О. Шехтель заключил лекцию словами: «По праву Архитектуру считают старшей из этих трех волшебниц: когда народились Живопись и Скульптура, Архитектура уже существовала».
 
В те очень далекие времена, когда архитектура получила свое великое имя, она одна заключала в себе едва ли не все знания, которыми овладело человечество. Архитектор был и инженером-строителем, и механиком, и философом, и ученым, и художником. Искусство и техника обозначались тогда одним словом «технос». Знаменитый Витрувий называл астронома и механика, математика, изобретателя и строителя машин, Архимеда из Сиракуз, идеальным архитектором.
 
Действительный член Академии архитектуры СССР Г. П. Гольц определял архитектуру как «ведущее искусство. Искусство и наука одновременно».
 
Крупный теоретик и практик А. И. Гегелло в 1962 году (это было время индустриализации строительства) обращал внимание еще на одну особенность: «Архитектура представляет собой одну из отраслей строительного производства, но отрасль своеобразную».
 
Итак — искусство, причем старшее из искусств изобразительных; искусство и наука одновременно; своеобразная отрасль строительного производства. «В товарищах согласья нет, — воскликнул бы баснописец, памятник которому установлен совсем неподалеку от Архитектуры. Но вот еще один голос. Он принадлежал архитектору К. С. Мельникову, и прозвучал в двадцатых годах: «Никакие теоретические институты не пояснят архитектуры. Архитектура по-прежнему синоним таинственности». Что это? Утверждение непознаваемости архитектуры? Пессимизм? Да ни то и ни другое. Это признание глубокого своеобразия архитектуры. Она и искусство, она и наука, но она и результат строительного производства. Искусство, отличающееся от других, быть может, более приятных для наших органов чувств: для слуха — как музыка и поэзия, или для зрения — как живопись и скульптура, или для изощренного ума — как искусство трагедии или комедии. Архитектура созидает, тогда как другие искусства изображают. Создает, с природой почти наравне, среду, в которой люди живут: работают, общаются, отдыхают.
 
— Вы собираетесь рассказать о вятской архитектуре. А что, на Вятке она не такая, как везде? — спросит читатель. Да, такая же, русская и так же похожа на архитектуру других русских земель, в первую очередь соседних, как могут быть похожи друг на друга дети в одной семье или — к старости — супруги, в согласии прожившие одними и теми же заботами и привыкшие смотреть на мир как будто бы одной, общей для них парой глаз. Похожа и непохожа в одно и то же время. Настолько не похожа, что можно говорить не только о самобытности вятской архитектуры, но и о вятской архитектурной школе, в течение столетия развивавшейся в условиях взаимопроникновения с архитектурой соседних регионов. Испытывала она и сильное влияние официальной столичной архитектуры. Но это влияние отставало по времени и ослабевало, пробиваясь через многослойный фильтр традиций. На постройке Кафедрального собора и архиерейского дома в Хлынове вятские каменщики проходили школу под руководством архитекторов из команды Д. В. Ухтомского, мастера русского «барокко». Но и после этой школы вятские народные зодчие не стали копировать столичных мастеров. Вятское «барокко» оставалось вполне самобытным.
 
Архитектура Вятской земли — это своеобразный пласт русской культуры, пласт почти не исследованный и потому мало известный специалистам и еще меньше широкой публике. Единственной книгой, обращенной к широкому кругу читателей, стала работа Б. В. Гнедовского и Э. Д. Добровольской «Дорогами земли Вятской». Но она — о памятниках, а архитектура — это нечто большее. Особенно в историческом плане. Выражаясь языком телекомментаторов, памятник — это «стоп-кадр» истории. Один момент прошлого архитектуры. А другие ее стороны и другие времена? Откуда взялись зодчие? Каменщики, штукатуры? Заказчики? Какими были их взаимоотношения, обязанности? Памятник на такие вопросы не ответит. А без ответов на них невозможно ни понять, ни объяснить архитектуру края, «откуда мы родом».
 
Читателям предлагается еще одна книга из десятитомного издания Энциклопедия земли Вятской и посвящена она архитектуре. Авторский коллектив образовали специалисты, много лет отдавшие изучению архитектуры вятского края. Разные по возрасту, специальности, опыту. Архитекторы, строители, искусствоведы. Ученые и практики. Родившиеся на Вятской земле и узнавшие ее уже в зрелом возрасте.
 
Борис Викторович Зырин, архитектор-художник, старейший член Кировского отделения Союза архитекторов РСФСР. Среди его авторских работ — гостиница «Вятка», первый в Кирове высотный жилой дом на стрелке Октябрьского проспекта и Комсомольской улицы. В 1989 году вышла его книга о творческом пути И. А. Чарушина.
 
Людмила Борисовна Безверхова, архитектор-градостроитель, старший преподаватель кафедры архитектуры Вятского государственного технического университета, член СА РСФСР. Окончила аспирантуру научно-исследовательского института теории и истории градостроительства Академии наук России. Автор научно-исследовательских и проектных работ по архитектуре Вятки и ее «малых городов».
 
Геннадий Михайлович Безверхое, архитектор, член СА РСФСР, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой ВятГТУ и главный архитектор области.
 
Анри Юрьевич Каптиков, доцент Екатеринбургского архитектурного института, кандидат искусствоведения, автор научных работ по вятской архитектуре.
 
Евгений Львович Скопин, инженер-строитель, главный архитектор научно-реставрационной проектно-строительной фирмы, один из авторов проектов реконструкции комплекса Успенского Трифонова монастыря.
 
Галина Викторовна Титова, инженер-строитель, главный архитектор проектов реставрации памятников архитектуры Кировской области.
 
Лия Гелиевна Хрипунова, аспирантка Екатеринбургского университета, искусствовед.
 
Александр Кимович Шуклин, инженер-строитель, главный архитектор реставрационно-строительной фирмы «Арсо».
 
История зодчества — это сколок реальной, но давно прошедшей жизни. И авторы начинают рассказ о ней — «да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Но только говорить об архитектуре бесполезно, и в пятый том включено большое количество фотографий, рисунков, чертежей. Они не только иллюстрация текста, они сама суть рассказа, текст — пояснение. Фотография фасадного декора храма: одна из таких «картинок», содержит информацию, которую не передать словами. Просмотрит читатель такой «видеоряд» с подробными подписями — и вот уже есть первое впечатление о содержании книги и ее направленности.
 
Чтобы почувствовать особинку вятской культовой архитектуры XVIII века, обратите внимание на третью главу, где в статьях «Архитектурные формы храмов» автор рассматривает два периода, два пятидесятилетия: 1680—1720-е и 1730—1770-е годы. За это время архитектурные формы храмов существенно изменились, и автор показывает читателю, как и почему это произошло. Пусть не смущает читателя лавина терминов, непривычных названий. Не в названиях суть. Ведь в декоративном убранстве фасадов у вятских много своих, особенных деталей и приемов, которым и названия-то общего нет; автор может называть их по-своему. Вот, например, строчка «плетений» на цоколе храма: в одном случае это «хомутики», в другом нечто похожее на греческую букву омега. Впрочем, почему «греческую»? В те времена букву эту часто использовали при письме, читая ее как долгое «о». В конце книги читатель найдет словарик специальных терминов. И еще — чтение этой главы следует сочетать с просмотром иллюстраций: отсылки к ним сделаны в тексте.
 
Фотографии и рисунки помогут читателю «одолеть» церковную архитектуру XVIII века. А вот дома обывателей (в том смысле, которое имело это слово раньше, — жителей) представить трудно, потому что только редкие из них дошли до нашего времени, да и то в сильно искаженном виде. Специально для читателей этой книги авторы впервые восстановили давний вид двух каменных строений первой половины и середины XVIII века: дом купца И. Г. Толмачева и дом секретаря Вятской провинции А. И. Перминова. Труднее показать, какими были дома жителей победнее, да еще в более раннем веке. Они давно исчезли. Помогло изображение Хлыновского кремля, Успенского монастыря и его заоградных слободок на иконе конца XVIII века «Трифон Вятский перед Богоматерью». Писал ее живой свидетель событий, хорошо знавший утвердившиеся за несколько веков до него условности изображения окружающего мира. Вятская икона — с учетом расшифровки этой особенности древней иконописи — может служить достоверным источником сведений о временах и более давних (по крайней мере, о шестнадцатом веке, о временах Ивана Грозного, когда создавался ценнейший по содержанию иллюстрированный несколькими тысячами миниатюр «Лицевой свод» о современном ему Русском государстве). В книге приведены примеры таких символических изображений, как изба, холодная клеть, простейшая связь «изба-сени-клеть», тюрьма, приказная изба, острог, храм, монастырская слободка. А сохранившиеся в архивах подробные словесные описания оборонительных сооружений Хлынова конца XVII века в сочетании с планом 1759 года позволили реконструировать план двухвальной обороны Хлынова и представить макеты ее валов и башен.
 
Впервые публикуются панорамы и планы исторических уездных городов, рассказ об их развитии в русле общих тенденций и законов российского градостроительства. Здесь же — планы и панорама великолепного архитектурного ансамбля на Великой реке, создание которого продолжалось более ста лет и связано с народными мастерами-зодчими, с именами известных архитекторов: Ф. М. Рослякова, Н. А. Андреевского, С. Е. Дудина, И. Д. Дюссар де Невиля, А. Е. Тимофеева, В. М. Дружинина. Впервые читателю представлен памятник каменного зодчества — Покровский храм одноименного погоста, затерявшегося в лесах современного Лузского района. Небольшую статью о нем мы поместили в разделе об архитектурных ансамблях.
 
Есть в книге и глава о вятских архитекторах. О творчестве Ф. М. Рослякова, А. Л. Витберга (в его вятский период), В. М. Дружинина, И. А. Чарушина и Н. И. Козлова написаны небольшие очерки. Самые краткие сведения — о тех, кто когда-либо занимал архитекторские должности на Вятке или, не занимая их, проектировал здания и сооружения, тем самым оставил материальное свидетельство о своей деятельности на благо нашего края в виде выстроенных домов, мостов, часовен, храмов. Одна из глав посвящена застройке вятских сел за длительный период — от первых попыток ее «регулирования» указами Петра I и до программ последних лет. В разделе документальных материалов («Архивная полка») помещены документы, ранее не публиковавшиеся. Одни из них тесно связаны с материалом статей, другие затрагивают новые темы, еще не освещенные вопросы. Здесь образцы, подрядных договоров и паспортов подрядчика, так называемые «одобрительные письма», переписка с архитектором Д. В. Ухтомским о строительстве Кафедрального собора, автограф Витберга, телеграмма всесоюзного старосты М. И. Калинина на имя И. А. Чарушина, правила о постройке домов конца XVIII века и другие важные документы.
 
Как читать пятый том? Каждая из основных глав относится к определенному отрезку времени, большому или относительно малому, в пределах которого материальная основа архитектуры (строительное производство) и художественные воззрения общества не претерпевали резких изменений. Поэтому и читать книгу лучше в том порядке, в котором эти отрезки времени следовали один за другим. Но это не исключает и справочного использования тома и чтения отдельных глав или статей в порядке возникающих у читателя вопросов.
 
Даты везде названы по календарю соответствующего времени. Точно так же — единицы измерения (вершок, аршин, сажень). На чертежах масштаб указан масштабной линейкой. Планы (за редким исключением) ориентированы на север. Такой четкости нет, к сожалению, в указании года постройки зданий, особенно культовых, строительство которых велось в две, три и даже в четыре очереди — по приделам. Большие пробелы в сведениях об архитекторах и лицах, участвовавших в проектировании. Названо около ста человек. Первоначальный замысел — о каждом дать исчерпывающие сведения (имя и отчество, год и место рождения, смерти, период работы в Вятке, должность, образование) осуществить не удалось, но мы все-таки поместили даже отрывочные сведения в надежде, что начатая авторами работа будет продолжена. Не представилось возможным критически осмыслить застройку города Кирова в течение последних двух десятилетий, в условиях перманентных изменений генерального плана.
 
Совсем не отражены в томе система подготовки и комплектования архитекторских кадров, производство строительных материалов, вопросы управления строительством. Остается надежда, что и эти вопросы будут исследованы и обобщены позже.
 
Кончается работа над томом, наступает время иных тревог. Как встретит книгу читатель? Все замечания, критику мы примем как должное. Не можем принять только возможного упрека в отрешенности от реалий современной жизни: здания бывших храмов в критическом состоянии, а авторы, мол, спокойно рассуждают о их былом месте в вятской архитектуре. Да, с болью в сердце, но хладнокровно, без истерического плача и напрасных стенаний. Каменным храмам восемнадцатого века — за двести лет. На такую жизнь они не были рассчитаны. Именно эти, в большинстве полуразрушенные и пока еще не упавшие храмы указали исследователям место, которое они занимали когда-то в архитектуре земли Вятской. А теперь — в нашей памяти. В память предыдущих поколений, из которых вышли многие десятки народных зодчих: Старковых, Чернятевых, Москвитиновых, Никоновых, Жуковых, Соколовых, Шутовых, Окуловых, Редниковых, Злобиных, Худербиных, Суворовых, Тупицыных, Тупасовых, Коршуновых, Спицыных, Кошкиных, Лутошкиных, Кудрявцевых, Цырочкиных, Горынцевых.
 
Храмы строили приходами, общинами, на мирские копейки, часто отказывая себе в самом необходимом. Способны ли мы, сегодняшние, разобщенные, собраться и в добром согласии и на свои кровные восстановить падающие храмы? Восстановить и содержать их, что сложнее и многократно дороже? Содержать в прежнем качестве среди опустевших и заброшенных деревень? Если «нет», то и плакать незачем. А память сохранить мы обязаны. Книга эта и будет памятью, пока не истлеют ее страницы. Мы на это надеемся.
 
А. Г. Тинский.
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
О чем эта книга (от составителя)...5
 
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ Однокамерные жилые постройки первых насельников нового города. А. Г. Тинский...13
Жилище и усадьба горожан XVII—XVIII вв. А. Г. Тинский .15
Планировка и застройка города Хлынова в XVI—XVII вв. А. Г. Тинский . . 22
Крепостная архитектура Хлынова XVII в. А. Г. Тинский ..28
Деревянные клетские и шатровые церкви А. Г. Тинский.35
Монастырские ансамбли XVII в. А. Г. Тинский..43
Успенская шатровая церковь Успенского Трифонова монастыря. А. Г. Тинский...47
Административное здание конца XVII в. Хлыновская приказная изба. А. Г. Тинский..52
Архитектурная резьба по дереву. А. Г. Тинский.55
 
НАЧАЛО КАМЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Соборный храм Святой Троицы. А. Г. Тинский.64
Успенский собор Трифонова монастыря. А. Г. Тинский .69
 
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО XVIII в.
Народные мастера-каменщики. А. Ю. Каптиков.73
Взаимоотношения с заказчиками и условия труда. А. Ю. Каптиков 83
Словесное описание, «образец» и чертеж. А. Ю. Каптиков...93
Архитектурные формы храмов 1680—1720 гг. А. Ю. Каптиков..97
Архитектурные формы храмов 1730—1770 гг. А. Ю. Каптиков..103
Архитектура гражданских зданий конца XVII и половины XVIII в. А. Г. Тинский..111
Архитектура гражданских зданий середины XVIII в. А. Г. Тинский 117
Кафедральный собор в Хлынове. А. Ю. Каптиков.123
Переход к строительству «по проектам архитекторским». А. Ю. Каптиков.128
 
ОТ «БАРОККО» К КЛАССИЦИЗМУ
Проекты Комиссии о строении городов. А. Г. Тинский.133
Первый регулярный план города Вятки 1784 г. А. Г. Тинский...136
Первый Вятский губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков. А. Г. Тинский..139
План города Вятки 1812 г. А. Г. Тинский...145
«Образцовые» проекты 1809—1812 гг. А. Г. Тинский...148
 
НОВЫЕ ВЕЯНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке. А. Г. Тинский...153
Архитектурные стили второй половины XIX в. Б. В. Зырин ...159
«Кирпичный» стиль. Б. В. Зырин...161
Стиль «модерн». Б. В. Зырин...162
 
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство на Вятской земле. Л. Б. Безверхова.164
Первый этап градостроительства. Возникновение городов на Вятке XIV—XV вв. Л. Б. Безверхова...167
Города на Сибирском торговом пути. XVI в. Л. Б. Безверхова .171
Города Вятского понизовья. Конец XVI в. Л. Б. Безверхова.172
Монастыри в структуре городов. Село Ноли. Л. Б. Безверхова..173
«Старые» и «новоземельные» города к началу XVII в. Л. Б. Безверхова . . 175
Вятские города в XVII и в первой половине XVIII в. Л. Б. Безверхова .. 176
Второй этап градостроительства. Внедрение регулярных начал и перестройка городов. Л. Б. Безверхова ..181
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ
Архитектурный комплекс на Великой реке. Л. Б. Безверхова.192
Ансамбль Соборной площади Лальска. Л. Г. Хрипунова.209
Ансамбль одного памятника. Храм Покрова на Лузе. А. Ю. Каптиков, Л. Г. Хрипунова ..213
Архитектурный ансамбль Соборной площади Успенского Трифонова монастыря XVII—XIX вв. А. Г. Тинский, А. К. Шуклин.215
 
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАСТРОЙКА ГОРОДА КИРОВА
Восстановление городского хозяйства и начало нового строительства. Первая пятилетка. 1918—1932 гг. Б. В. Зырин..224
Генеральный план Вятки на период 1928—1958 гг. План Горпрогора (1941—1965 гг.). Б. В. Зырин..227
Застройка города Кирова. 1930-е гг. Б. В. Зырин ...232
Проект планировки города Кирова (Ленгипрогор, 1954 г.).
Застройка 1950—1960-х гг. А. Г. Тинский...236
 
ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Огнестойкое строительство. Распланировка селений и Вятское губернское земство. А. Г. Тинский...246
Архитектура сельских поселений. Г. М. Безверхов .253
 
АРХИТЕКТОРЫ
Инженер-архитектор В. М. Дружинин. А. Г. Тинский.271
Архитектор-художник И. А Чарушин. Б. В. Зырин...274
Архитектор-художник Н. И. Козлов. Б. В. Зырин...277
Краткие сведения об архитекторах. А. Г. Тинский..278
 
С АРХИВНОЙ ПОЛКИ
1. Письмо епископа Вятского и Великопермского Варфоломея архитектору Д. В. Ухтомскому с сообщением о высылке проекта Кафедрального собора ...290
2. Письмо архитектора Д. В. Ухтомского епископу Вятскому и Великопермскому Варфоломею по вопросу о составлении сметы на строительство Кафедрального собора г. Хлынова и архиерейского дома..290
3. Подрядный договор на изготовление слюдяных окончин для Кафедрального собора г. Хлынова .291
4. Договор на постройку колокольни Кафедрального собора в г. Хлынове 291
5. Выписка из книги «Географическое и методическое описание Российской империи...» — о вятских городах.294
6. Паспорт каменщика Я. Н. Кудрявцева...295
7. Из протокола заседаний присутствия Вятской духовной консистории — договор на постройку придела Покровской церкви в слободе Кукарке .296
8. Протокол заседания присутствия Вятской духовной консистории о постройке колокольни в селе Ишлык Кукарского духовного правления и допущенных отклонениях от архитекторского проекта 298
9. Правила о постройке домов...299
10. Подрядный договор о мощении Спасской улицы г. Вятки...301
11. Формулярный список о службе вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова за 1802 г...302
12. Одобрительное письмо, выданное Чепецким волостным правлением подрядчику У. Л. Деришеву...304
13. Счет каменщика Я. Горбушина за проведенные им работы в доме губернатора Ф. И. фон-Брадке..304
14. Письмо архитектора А. Л. Витберга в комитет по постройке Александровского собора с сообщением о составлении проекта собора . . 305
15. Указание председателя ВЦИК М. И. Калинина заведующему Вятским губернским комитетом по делам музеев И. А. Чарушину о соблюдении порядка изъятия церковных ценностей.305
16. Записка протопопа Воскресенского собора города Лальска Вологодской губернии М. К. Швецова об отделке интерьера собора . . . 305
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Паспортизация памятников истории и культуры Г. В. Титова.308
Из истории реставрации памятников архитектуры Кировской области. Е. Л. Скопин ...310
Хронологическая справка о вятских губернских архитекторах (1780—1917 гг.). А. Г. Тинский...314
Список памятников церковного зодчества Вятской губернии, состоящих на учете отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР. 1924 г. (Справка ГАКО) ...316
Из технико-экономической записки к проекту планировки города Вятки — список памятников старины. 1929 г. (ГАКО)..318
Список памятников градостроительства и архитектуры Кировской области, состоящих на государственной охране на 1955 г. М. Н. Бойчук ...320
Краткий иллюстрированный словарь специальных терминов. Л. Б. Безверхова ..334
Библиография. С. П. Кокурина...351
Хроника событий. С. П. Кокурина...356
Список использованных архивных фондов ..373
Послесловие .375
Принятые сокращения .376
 
 
 
[Статья об архитекторе И. А. Чарушине из энциклопедии]
 

АРХИТЕКТОР-ХУДОЖНИК И. А. ЧАРУШИН

Б. В. ЗЫРИН

 
Иван Аполлонович Чарушин родился 24 февраля 1862 года в городе Орлове Вятской губернии. Закончив в Петербурге архитектурный факультет Академии Художеств, он на конкурсной основе выполнил академический проект для получения степени архитектора-художника первого класса. В Вятской губернии начал работать губернским архитектором с 1894 года. Еще в юношеском возрасте, познакомившись с архитектурой Вятки, он в какой-то степени проникся ею. Там, в Академии Художеств, он систематизировал свои юношеские впечатления, сопоставляя архитектуру провинциальной Вятки с архитектурой столичных и других российских городов. Вернувшись на родину, он уже имел представление о том, что тут придется делать, что совершенствовать и что сохранять. Выполнял заказы Епархиального ведомства, купеческой верхушки и губернского земства. Ярким примером этого явились осуществленные им проекты реконструкции и расширения здания Вятской женской гимназии, строительство в городе Ижевске Михайло-Архангельского собора и множества других зданий.
 
Чарушин был вполне подготовлен к своей служебной деятельности академическими учебными программами. Он получил конкретную зарядку для укрепления своим архитектурным творчеством монархической государственности. Но следуя общественным идеалам своих старших братьев, он активно включился в выполнение земской программы роста народного благосостояния. Такая двойственность творческого подхода была характерна для дореволюционного периода его деятельности. В начальный период преобладает первая тенденция (к ней мы относим и сооружение памятника Александру Третьему в сквере собора (1896 год), и прямое участие в подготовке и праздновании трехсотлетия династии Романовых, проектирование юбилейной Федоровской церкви (1913—1915 гг.). В это же время Чарушин проектирует много земских школ по всей губернии, перестраивает и возводит новые православные приходские церкви. И. А. Чарушин после революции легко вступил в новую жизнь. Одним из первых прежних губернских чиновников включился он сначала в восстановление, потом в новое строительство зданий различного назначения, теперь уже для народа. Такой резкий переход не стал профессиональной неожиданностью. Чарушин никогда не был приверженцем ни одного какого-либо направления в строительстве, ни одного архитектурного стиля. Еще до революции он легко переходил от стилизаторства и эклектики к любому стилю вплоть до проб в стиле «модерн». Все это у него органически совмещалось и сосуществовало. Творчество Чарушина нельзя разбить на периоды, в которых он отдавал бы предпочтение одному стилю или одному только направлению строительства.
 
И. А. ЧАРУШИН И. А. ЧАРУШИН
 
С 1 февраля 1918 года начинается служба И. А Чарушина Советской власти — сначала в строительном отделе при Вятском губисполкоме, в губернском подотделе Комитета государственных сооружений, а после его упразднения — с 1922 по 1930 год — в Вятском кожевенном тресте по восстановлению и реконструкции кожевенных заводов губернии (фото 185). По его проектам выстроены заводской корпус, силовая подстанция и многоквартирный дом для рабочих кожевенного комбината в Вахрушах, реконструирован шубный завод, выстроен производственный корпус и контора первого кожзавода в Вятке, построены клуб и кинотеатр в поселке комбината им. Коминтерна. Тогда же по его проекту был благоустроен сад «Аполло», в котором выстроены летний театр, эстрада и летний ресторан. По отзывам современников, тогда сад «Аполло» стал лучшим в городе.
 
В тридцатых годах Чарушин возглавляет проектный сектор треста «Вяткомстрой», группу архитекторов в проектной конторе горсовета (с 1938 года — в конторе «Облпроект»). В 1934 году по его проекту в саду им. Степана Халтурина спешно, всего за три месяца выстроен летний деревянный театр (черт. 187), зал которого на 1200 мест имел великолепную акустику (разобрали его в 1962 году). Безусловной удачей архитектора был конкурсный проект Центральной гостиницы для города Кирова, выполненный в 1935 году. Построенная в 1937 году, она стала одним из самых значительных сооружений И. Л. Чарушина за все годы его длительной архитектурной деятельности.
 
В 1935 году И. А. Чарушин во главе бригады проектировщиков выполняет конкурсный проект Дома Советов для города Кирова. Проект получил вторую премию, к производству не был принят. Можно утверждать, что этот проект был очень серьезной работой архитектора, имевший ряд несомненных достоинств.
 
Тогда же архитектор проектирует гостиницу в Воткинске, в Халтурине (Орлове) — Дом культуры¹, в Кирове надстраивает третий этаж над своим же зданием государственного банка, выполняет проект реконструкции помещений бывшего Народного дома, занятых тогда кинотеатром «Октябрь», приспосабливая их для театра юного зрителя².
____________
¹ Строительство Дома культуры было закончено после войны с некоторыми изменениями, внесенными в проект архитектором Г. М. Лихачевым, тогда главным областным архитектором.
² Впоследствии эти помещения подвергались перестройкам еще два раза — в 1960-х и в 1987-м г.
 
На протяжении многих лет Иван Аполлонович вел большую преподавательскую работу в школе десятников и в мелиоративном техникуме, где он читал курс «Строительное искусство»; тогда же написал учебник по курсу «Части зданий». Его статьи на злободневные для строительства темы появлялись в «Вятской правде», его лучшие проекты публиковались на страницах «Строительной газеты» и «Правды». Он первый из кировских архитекторов в сентябре 1936 года стал членом Союза архитекторов СССР и участвовал в первом съезде архитекторов страны. 11 сентября 1944 года на заседании президиума Кировской организации Союза архитекторов СССР восьмидесятидвухлетний архитектор сделал сообщение о начатой им большой литературной работе по истории архитектуры и строительства.
 
29 июля 1945 года Ивана Аполлоновича Чарушина не стало.
 
Похоронен он на Лобановском кладбище города Кирова.
 
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 63,8 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


25 мая 2015, 14:45 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий