|
Ермоленко Е. В. Пространственная структура современного музея. — Москва, 2018Пространственная структура современного музея : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / Е. В. Ермоленко ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель профессор, доктор архитектуры Павлов Николай Леонидович. — На правах рукописи. — Москва, 2018. — 271 с., ил.Введение.
Актуальность темы исследования.
На протяжении ХХ века в культуре практически всех стран мира отмечался резкий рост количества музеев. Известно, что более половины из всех существующих сегодня в мире музейных зданий было создано за вторую половину ХХ столетия. При этом, только на территории Соединенных штатов Америки находится 17.500 тысяч музеев1, в то время как более 52% всех новых музеев было построено на территории Европы2. К. Хадсон писал, что увеличение числа музеев каждые пять лет на 10% происходят «вразрез с экономической логикой и здравым смыслом»3. Музей как культурный тип насчитывает не более 3 веков существования, но столь пристального внимания к его развитию и особенностям практически никогда не было. Впервые в культуре возникла ситуация, когда музей стал важнейшим типом общественного здания.
____________
1 Pizzocheri, L. New Museums. A quantitative analysis of the contemporary situation. — Saarbuchen : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. P. 30
2 Там же, Р. 35.
3 Хадсон, К. Влиятельные музеи. — Новосибирск, Сибирский хронограф, 2001. С. 10.
Интерес к музеям сегодня приобрел тотальные формы. Вокруг проблем развития музея происходит определенная концентрация специалистов смежных дисциплин. С музеями сотрудничают социологи, философы, искусствоведы, педагоги, художники, архитекторы, экологи. Такой диапазон исследования позволяет объединять различные знания и проводить попытки соединить их в некоторое более широкое, культурологическое понимание музея.
Ежегодно по всему миру проводятся многочисленные научные симпозиумы, создаются новые программы развития музеев, важное значение приобрела одна из ветвей музеологии — музейный менеджмент. Кроме прочего, ретроспективно оглядываясь на музеи последних 30 лет, очевидно, что культурная ситуация в мире «задает» музею, вне зависимости от того, что он экспонирует, определенную программу «соответствия», такую программу, которая работает на привлечение звезд архитектуры для работы над проектами музейных зданий.
Достоверно известно, что в современном западном мире существует своеобразный рейтинг архитекторов, специализирующихся на проектировании музеев4. Как раньше творческое кредо и мастерство архитектора демонстрировалось через проект его собственного дома — выражение самости и миропонимания зодчего, так сегодня архитектура музея являет миру своеобразный «звездный манифест». Растет количество новых музейных комплексов, интерес к которым увеличивается благодаря нестандартным и ярким архитектурным образам, созданным самыми известными мировыми зодчими.
____________
4 Pizzocheri, L. New Museums. A quantitative analysis of the contemporary situation. Saarbuchen, LAP Lambert Academic Publishing, 2011. Р. 38.
Й. М. Пей, Т. Андо, З. Хадид, Д. Либескинд, Т. Ито, Ф. Гери, С. Холл, Д. Чипперфилд, бюро Sanaa, Coop Himmelblau, — имена выдающихся современных архитекторов, внесших в новый музей свое видение пространства известно в профессиональных кругах каждому. Для некоторых мастеров музей стал своеобразной «визитной карточкой». Пожалуй, с уверенностью можно сказать, в современном мире ведущие архитекторы из всех возможных объектов культуры чаще всего обращаются именно к музеям. Эта тенденция охватила Европу, США, страны Азии.
Глобальный междисциплинарный подход в изучении музея в современной культуре резко контрастирует с разрозненными и несистематизированными знаниями об особенностях изменений, связанных с трансформацией пространственной структуры музеев. Архитектура музея сегодня анализируется с позиции стиля, направления, одного из способов музея привлечь внимание посетителей, или же, напротив, с точки зрения совмещения функциональной, технической задачи и социальной роли. Между тем, разнообразие современных музеев, крайняя степень индивидуализации авторского подхода, а также развивающаяся пространственная структура новых зданий — все это делает музей важнейшим и интереснейшим объектом для исследования.
Степень изученности проблемы.
Изучению собственно пространственной организации музея в отечественном научном знании уделяется сравнительно немного внимания. Наиболее часто особенности архитектуры музея рассматриваются как часть культурной традиции, либо же в рамках стилевой детерминированности.
Безусловной ценностью обладают труды В. И. Ревякина5, С. Г. Змеула и Б. А. Маханько6. В работах авторов особое внимание уделяется развитию технических, функциональных характеристик музеев, отдельно анализируется эволюция систем освещения. Музейное дело, а также методологические вопросы рассмотрены в работах М. Б. Гнедовского7.
____________
5 Ревякин, В. И. Закономерности формирования архитектуры музейных зданий: диссерт. докт. арх. : 18:00:02 / Владимир Иванович Ревякин. — Москва, 1994. — 386 с.; Ревякин, В. И. Художественные музеи: Справ. пособие. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Строиздат, 1991. — 248 с.
Ревякин, В. И. Музеи мира : архитектура / В. И. Ревякин. — М.: Информэкспресс, 1993. — 246 с.
Ревякин, В. И. Современные музеи мира: учебное пособие / Под ред. Е. А. Ляпидевской. — М.: ГУЗ, 2012. — 352 с.
6 Змеул, С. Г., Маханько, Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений / С. Г. Змеул, Б.А. Маханько. — М.: Архитектура-С, 2000. — 240 с.
7 Гнедовский, М. Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. Сб. науч. трудов. Центральный музей Революции СССР. — М.: 1986. — С. 127—133.
Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры. Сб. научн. трудов. НИИ Культуры. — М.: 1987. — С. 35—44.
Музей как общекультурный феномен и, следовательно, архитектура музеев в ее культурологическом аспекте, зачастую анализируется как часть традиции эпохи, времени. Такой антропологический подход можно увидеть в работах Т. Ю. Юреневой8, В. П. Грицкевича9, Т. П. Полякова10, Т. П. Калугиной11, О. С. Сапанжи12, Т. А. Алешиной13.
____________
8 Юренева Т. В. Музеи мира. История и коллекции, шедевры и раритеты / Е. Ю. Юренева. — М.: Эксмо, 2011. — 496 с.
9 Грицкевич, В. П. История музейного дела конца XVIII — начала XX вв. / В. П. Грицкевич. — СПб. : СПбГУКИ, 2007. — 336 с.
10 Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования или как делать музей? / Т. П. Поляков. — М.: Рос.-ий ин-т культурологии, 2003. — 456 с.
11 Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. — СПб. : ИД «Петрополис», 2008. — 244 с.
12 Сапанжа, О. С. Музей и музейность. Культурологический подход / О. С. Сапанжа. — Saarbucken : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 144 с.
13 Алешина, Т. А. Музей как феномен культуры : атореф. дисс. канд. филос. наук : 24.00.01 / Татьяна Александровна Алешина. — Ростов на Дону : ЮРГТУ, 1999. — 23 с.
Особое значение уделяется анализу экспозиционного ансамбля в работах К. И. Рождественского, М. Т. Майстровской14.
____________
14 Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская. — М. : Прогресс-Традиция, 2015. — 679 с.
В работах Е. Шипуновой, Л. А. Худяковой, А. П. Г озака, И. Н. Захарченко, Е. Н. Мастеницы, А. Г. Раппопорта, Г. И. Ревзина15 рассматриваются не только основные черты современной архитектуры, но и противоречия между современной архитектурой и первоначальным назначением музея. Превращение музеев в парки аттракционов связываются с коммерциализацией и экономическими требованиями современного мира.
____________
15 Шипунова, Е. Современные тенденции в музейной архитектуре / [Электронный ресурс] / Е. Шипунова. — Режим доступа: http://museumstudY.ru/wp-content/uploads/2015/12/shipunova_sovr_tendencii_v_muz_archi.pdf Худякова, Л. А. Музейная архитектура сегодня : проблемы и решения / Л. А. Худякова // Философии связующая нить ( к юбилею Э. П. Юровской); в сб. статей. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2009. — С. 95—100.
Гозак, А. Пространство храма муз / А. Гозак, Л. Смирнов // Декоративное искусство. — 1976. — № 9. — С. 13—16.
Захарченко И. Н. Художественный музей как храм современной культуры (новые веяния в архитектуре и экспозиционной практике ХХ столетия) [Электронный ресурс] / И. Н. Захарченко. — Режим доступа : http://www.zaharov.znautvse.com/articles/museum.htm
Мастеница Е. Н. Музейное пространство как культурологическая категория / Е. Н. Мастеница // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» : тезисы докладов и сообщений. — СПб. : Эйдос, 2010. — 217 с.
Раппопорт, А. Музейный бум [Электронный ресурс] / А. Раппопорт. — Режим доступа: http://www.ncca.ru/publications.text?id=32
Ревзин, Г. Современное музейное здание: аттракцион или традиционное решение / Г. Ревзин // Мир музея. — 2010. — № 7 (275). — С. 5—9.
Архитектурное воплощение социокультурного образа музея анализируется в диссертационном исследовании А. В. Чугуновой16. Отдельного внимания заслуживают труды И. А. Куклиновой17, посвященные анализу концепции «Воображаемого музея» в работах А. Мальро и объяснение этого феномена через анализ текстов Р. Краусс.
____________
16 Чугунова, А. В. Социокультурный образ современного музея: модели архитектурного воплощения : дисс. на соиск степени канд. культурологии : 24.00.03 / Анастасия Владимировна Чугунова. — ФГБОУВПО Спб. : Гос. унив. культуры и искусств, 2012. — 188 с.
17 Куклинова, И. А. «Воображаемый музей» А. Мальро: антипод или прообраз современного музея? / И. А. Куклинова // В поисках музейного образа: материл. научн. конф., СПб. : 12—13 апреля 2007 / редкол. М. Б. Пиотровский. — СПб. : 2007. — С. 198—206.
Влияние архитектуры современного музея на человека рассмотрено в недавней диссертационной работе Бакушиной Е. С.18 «Архитектура музейных зданий второй половины ХХ — начала XXI века», объектом исследования в котором является «процесс формирования смысловых моделей эмоциогенности архитектуры музейных зданий». Автор вводит понятие «эмоциогенность» и изучает средства взаимосвязи музейного здания и посетителя, «концептуальные арх-идеи», которые, по мнению автора, влияют на формирование когнитивного восприятия музейного здания.
____________
18 Бакушина Е. С. Архитектура музейных зданий второй половины XX — начала XXI века : автор. на соиск. степени канд. искусствоведения : 17.00.04 / Елена Сергеевна Бакушина. — СПб.: ФГБОУВО Рос-й гос. пед. унив. им. А. И. Герцена. — СПб. : 2016. — 26 с.
В учебном пособии, выпущенном в 2015 году Воронежским ГАСУ под редакцией Е. В. Кокориной и А. С. Танкеева19, приведены примеры современных музейных зданий, рассматривается теория музейной коммуникации, предлагается ряд теоретических концепций и научно-практических предложений по формированию современных музейных комплексов.
____________
19 Кокорина, Е. В., Танкеев, А. С. Теоретические концепции и научно-проектные предложения формирования современных музейных / Е. В. Кокорина, А. С. Танкеев. — Воронеж, Воронежский ГАСУ, 2015. — 115 с.;
Кокорина, Е. В., Танкеев, А. С., Шашкова, Т. И. Проектирование музеев: учебное пособие / Е. В. Кокорина, А. С. Танкеев, Т. И. Шашкова. — Воронеж, Воронежский ГАСУ, 2015. — 112 с.
Новые концепции формообразования, общие для новейшей архитектуры, рассматриваются в трудах А. В. Рябушина20, А. Н. Шукуровой21, А. В. Иконникова22, И. А. Добрицыной, И. А. Азизян, Т. Г. Маклаковой, О. В. Орельской, А. Г. Раппопорта, Ю. П. Волчка, П. П. Зуевой, О. И. Явейна, А. В. Бокова, Н. Б. Маньковской. Общее состояние архитектуры ХХ века, возможные перспективы развития обсуждаются в работах С. О. Хан-Магомедова, В. Л. Глазычева, В. Л. Хайта, З. Гидиона, Д. Уоткина, Я. Вуека.
____________
20 Рябушин, А. В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну / А. В. Рябушин. — М. : «Архитектура-С», 2007. — 365 с.
21 Шукурова, А. Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века / А. Н. Шукурова. — М. : Строиздат, 1990. — 318 с.
22 Иконников, А. В. Архитектура ХХ века: утопии и реальность. В 2 т. / А. В. Иконников. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 672 с.
Параметрическая парадигма и концепции формообразования современного архитектурного пространства рассматриваются в ряде работ Н. А. Сапрыкиной, Д. Л. Мелодинского, Е. В. Барчуговой, Н. А. Рочеговой. Вопросы организации пространства общественных зданий рассмотрены в трудах А. В. Анисимова, А. Л. Гельфонд. Проблемы освоения и сохранения историко-архитектурного наследия затронуты в работах Г. В. Есаулова, И. А. Бондаренко, А. С. Щенкова. Структурой архитектурного пространства, формальным анализом построения современной архитектуры занимался М. В. Шубенков.
Нельзя не отметить и общекультурные, философские труды, в которых освещался феномен музея. Так, в особый пласт исследований можно вынести работы П. А. Флоренского, И. Е. Забелина, Н. Ф. Федорова, Ю. М. Лотмана23.
____________
23 Федоров, Н. Ф. Музей, его смысл и назначение / Н. Ф. Федоров // Сочинения. — М. : Мысль, 1982. — С. 575—604.
Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств / А. П. Флоренский // Флоренский П. Избранные труды по искусству. — М. : Изобразительное искусство. Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. 1996. — С. 201—215.
Лотман, Ю. М. Архитектура в контексте культуры / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман. Семиосфера. — СПб. : Искусство — СПб, 2000. — С. 633—640.
В англоязычной литературе более широко освещены вопросы как самой современной архитектуры, так и особенности и практические рекомендации по проектированию музеев. В переводной литературе важное значение имеет работа К. Хадсона24.
____________
24 Хадсон, К. Влиятельные музеи. — Новосибирск, Сибирский Хронограф, 2001. — 196 с.
Особое внимание заслуживают работы А. Розенблатта25, в которой даны планы, рисунки, чертежи многих музеев ХХ века, труд итальянского исследователя А. Маротта26, в котором он представил свою классификацию современных музейных зданий, разделив их на семь групп в зависимости от их особенностей. Новые классификации современных музеев приводятся в трудах исследователей М. Зейгера27 и М. Кросби28.
____________
25 Rosenblat, A. Building type basics for museums / A. Rosenblatt. — J. Wiley and Sons, Inc., 2001. — 288 p.
26 Marotta, A. Contemporary museums. — Milan, Skira, 2010. — 352 р.
27 Zeiger, M. New museums: Contemporary Museum Architecture around the World / M. Zeiger. — N.-Y. : Universe Publishing, 2005. — 208 p.
28 Crosbie, M. J. Designing the world's best museums and art galleries / M. J. Crosbie. — Australia : The Images Publishing Group, 2003. — 168 p.
Интереснейшей работой, связующей современную архитектуру и социологию, является труд итальянского исследователя Л. Пиццокери29, в котором проводится сравнительный анализ по музейному строительству в странах Европы.
____________
29 Pizzocheri, L. New museums. A quantitative analysis of the contemporary situation / L. Pizzocheri. — Saarbucken, LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 86 р.
В трудах Е. Александера, Х. Хоффмана, К. ван Уффелена, Ф. Джодидио, Р. Селфа30 архитектура современного музея представлена в чертежах, планах, разрезах, демонстрирующих все многообразие авторского подхода. Британская исследовательница М. Гибельхаузен31 в целом ряде работ подробно освещает архитектуру музея, от момента становления до настоящего времени.
____________
30 Alexander, M., Alexander, E. P. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums / M. Alexander, E. P. Alexander. — AltamiraPress, Lanham, 2008. — 352 р.
Hoffmann, H. W. Constructions and design manual. Museum buildings. — Berlin, DOM Publishers, 2016. — 412 р.
Jodidio, P. Architecture Now! Museums / P. Jodidio. — Bonn : Taschen, 2010. — 416 p.
Self, R. The architecture of art museums. A decade of design 2000–2010. — London, N.-Y. : Routledge, 2014.
Uffelen, van Ch. Contemporary museums. Architecture, history, collections. — Braun Publishing, 2011.
31 Giebelhausen, M. Museum architecture : a brief history / M. Giebelhausen // A companion to museum studies / ed. by Sh. Macdonald. — Blackwell Publishing Ltd, 2006. — P. 223-244.
Giebelhausen, M. The architecture is the museum / M. Giebelhausen // New museum theory and practice : an introduction / ed. by. J. Marstine. — Blackwell Publishing Ltd, 2006. — P. 41-60.
Giebelhausen, M. Introduction : The architecture of the museum — symbolic structures, urban contexts / M. Giebelhausen // The architecture of the museum — symbolic structures, urban contexts / Ed. by M. Giebelhausen. — Manchester : Manchester University Press, 2003. — P.1-14.
Важное значение для диссертационного исследования имеют теоретические работы крупных современных зодчих, в которых они анализируют современную музейную архитектуру. Так, в работах Р. Мейера, Р. Пиано, Т. Андо, Й. М. Пея, Р. Колхаса, П. Цумтора, Д. Чипперфильда и многих других можно увидеть размышления о современном музее и его роли в жизни человека. В сборнике «Философия музея в XXI веке» под редакцией Х. Дженовэйза32 собраны рассуждения о музее и его роли в обществе целого ряда крупных исследователей.
____________
32 Museum Philosophy for the Twenty-First Century / Ed. by H. H. Genoways. — UL, AltaMira Press, 2006. — 299 р.
В профессиональных архитектурных изданиях представлен обширный материал, посвященный музеям, размещенный на страницах регулярных изданий, таких как Domus, Architectural Review, Architectural Record, Werk, B+W, Techniques et Architecture, A+U, Architecture, Baumeister, JA,. Международный архитектурный журнал Speech № 12 был полностью посвящен музеям. В 2017 году вышел интерактивный номер журнала MOST, освещающий различные аспекты музейной архитектуры.
Эти издания являются уже традиционными, поскольку специализированные издания начали появляться еще на рубеже ХХ века. В 1902 году в Великобритании появился ежемесячный журнал "Museum Journal", а с 1905 года в Германии начал издаваться журнал "Museumskunde", в 1919 году в США появился журнал Американской ассоциации музеев "Museum work". В 1948 году основным международным периодическим журналом стал "Museum". Позднее не менее важным стал и "Museum International". Последние из упомянутых журналов являются международными изданиями, однако помимо них сегодня практически во всех странах мира выходят национальные журналы33.
____________
33 Важное значение в зарубежных странах приобретают Интернет-ресурсы, посвященные музеям. Практически каждый музей в мире сегодня предлагает виртуальные туры, участие в различных мероприятиях, обучении. Отдельного внимания заслуживают такие ресурсы, как: www.24hourmuseum.org, www.research.mla.gov.uk, www.inspringlearningforall.gov.uk, а также сайт Американской Ассоциации Музеев, Общества «Обучающий музей», Культура он-лайн, Музей и общество, Музеи, библиотеки и архивы, Исследовательский центр музеев и галерей и другие.
Кроме того, многочисленные организации, такие как Campaign for Learning in museums and galleries (CLMG), Group for education museum (GEM), Research centre for museums and galleries (RCMG) и многие другие занимаются разработкой новых программ современного музея.
Также для исследования значительную роль имеют авторские материалы публикуемые на персональных сайтах современных архитекторов и бюро.
Можно констатировать, что в современных научных публикациях существует множество вариантов трактовки причин тех изменений, которые происходили на протяжении последних пятидесяти лет с архитектурой в целом, и с архитектурой музеев в частности. Каждая научная специальность, каждое течение приводит свои версии, свое специализированное видение этих причин.
Так, с культурологической точки зрения появление «неклассических» направлений философии, так называемая смена парадигм, а также революционные открытия в области физики, математики, биологии, привели к существенным изменениям в подходе к теории формообразования34.
____________
34 Имеются в виду Теория относительности, теория Сложности И. Пригожина, Теория катастроф, Р. Тома, Теория хаоса, Э. Лоренца, новые открытия в области генной инженерии и т.д.
Философские труды структуралистов, постмодернистов, деконструктивистов, в том числе, Ж. Даррида, Р. Барта, Ж. Дилеза, Ф. Лиотара35 и ряда других авторов, выступили своеобразным культурным контекстом для новых теоретических концепций и истолкований новейшей практики в архитектуре.
____________
35 См. об этом, например: Ж. Делез. Складка. Лейбниц и барокко. — М. : «Логос», 1998. — 264 с.; Ж. Деррида. Письмо и различие. — Спб. : Академический проект, 2000. — 430 с.; Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М. : Прогресс, 1989. — 616 с.
С экономической точки зрения изменения в архитектуре музеев связывают с их переводом на самоокупаемость, что, неминуемо, сказалось на необходимости введения новых дополнительных функций.
В социологическом аспекте утверждение парадигмы «общества потребления» привело к переходу приоритета от научных и образовательных функций к разнообразным функциям «обслуживания» посетителей, вплоть до устройства развлечений, и соответственно к расширению общественных рекреационных пространств36.
____________
36 Подробно в работах V. R. Rayaprolu, D. Alexander, R. Benedikter.
В искусствоведческом аспекте становление и тотальное распространение, так называемой, массовой культуры: «поп-арта» «современного искусства», «концептуального искусства», «актуального искусства», различных видов «инсталяций», «перформансов» и т. п. считается одной из причин трансформаций, произошедших с музеями37. Рост численности музеев, предназначенных, в первую очередь, для временных выставок различных модных течений, а так же музеев рекламного характера38 связывают с укоренением установок общества потребления, для которого посещение музея стало совмещаться с понятием: «провести время». Так, исследователи Е. Ю. Андреева, Ю. В. Иванова анализируют музей как символ постмодернистской культуры.
____________
37 В серии статей А. В. Ефимова рассмотрены особенности современных мировых художественных течений, и их влияние на становление современного зодчества.
38 В данном случае имеются в виду Музей шоколада Нестле, построенный в 2007 году фирмой Rojkind Arquitectos в Мехико; Национальный музей игры (Коллекция М. Стронг), арх. бюро CJS, США и т. д.
В профессиональных архитектурных публикациях взаимосвязь этих общекультурных процессов и архитектурного формообразования наиболее глубоко рассмотрены в работах И. А. Добрицыной, И. А. Азизян, Ч. Дженкса39.
____________
39 Например: И. А. Добрицына. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки. — М. : Прогресс-Традиция, 2004. — 415 с.; А. В. Иконников. Архитектура ХХ века: утопия и реальность. — М. : Прогресс-Традиция, 2001-2002. — Т.1. 656с., Т.2. 672 с.; Ч. Дженкс. Язык архитектуры постмодернизма. — М. : Строиздат, 1985. — 136 с.
О фундаментальном значении и влиянии лидеров архитектуры эпохи модернизма на дальнейшее развитие современного зодчества пишут А. В. Иконников, О. В Орельская, М. В. Дуцев, П. Мори, Б. Шульц, Н. В. Хоффман.
Все перечисленные выше и ряд других сторонних толкований, объясняют эти очевидные изменения со своих позиций весьма влиятельных, но, по существу внешних по отношению к архитектуре, одна из главных целей которой — построение внутреннего пространства музея.
В данном научном исследовании впервые системно анализируется собственно архитектурный аспект проблемы — эволюция основных составляющих структуры внутреннего пространства музея в течении второй половины XX — начала XXI века.
Рабочая гипотеза.
Несмотря на все кажущееся разнообразие в новаторском построении внутреннего пространства современных музеев, развитие пространственной структуры, с архитектурной точки зрения, можно представить как эволюцию трех ее основных компонентов: пространственного ядра, системы движения и экспозиционного пространства.
Объектом исследования являются здания музеев ХХ—XXI веков, а также новейшие и конкурсные проекты музеев.
Предмет исследования — пространственная структура современного музея.
Цель исследования: определение основных направлений развития построения внутреннего пространства современных музеев.
<...>
Оглавление
Введение.. 4
Глава I. Становление пространственной структуры классического музея.. 18
1.1. Скрытое хранение и публичная экспозиция.. 18
1.2. Мусейон и пинакотека.. 19
1.3. Стоа, портик, галерея.. 25
1.4. Монастырские хранилища, гардеробные, сокровищницы.. 28
1.5. Кабинеты, студиолло, кунсткамеры.. 32
1.6. Дворцы и дворцовые галереи.. 37
1.7. Зарождение публичного музея: первые проекты.. 41
1.8. Пространственные характеристики первых публичных музеев.. 47
1.8.1. Определение и обоснование вводимого понятия «пространственное ядро».. 47
1.8.2. Пространственное ядро в первых публичных музеях.. 48
1.8.3. Традиционные схемы организации движения в музее.. 61
1.8.4. Экспозиционное пространство первых публичных музеев.. 65
Выводы.. 68
Глава II. Пространственное ядро в структуре современного музея.. 70
2.1. Современное понятие «атриум» применительно к музею.. 70
2.2. Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке как пример становления нового типа пространственного ядра в музее.. 71
2.3. Пространственное ядро представленное атриумом с лестничным узлом.. 78
2.4. Пространственное ядро как место экспонирования архитектуры музея.. 92
2.5. Пространственное ядро представленное открытым двором.. 104
Выводы.. 114
Глава III. Движение как смысловой и формообразующий фактор в построении пространственной структуры современного музея.. 116
3.1. Идея непрерывного движения в музее.. 116
3.2. Главное направление движения в музее проходит через экспозиционное пространство.. 120
3.3. Главное направление движения в музее проходит вне экспозиционного пространства.. 130
3.4. Движение в музее представленное как аттракцион.. 145
Выводы.. 161
Глава IV. Развитие структуры экспозиционного пространства.. 163
4.1. Концепция «Свободного плана» в проектах музеев Л. Мис ван дер Роэ.. 163
4.2. Свободное пространство с узлами вертикальных коммуникаций.. 167
4.3. Элементы заполнения свободного пространства.. 173
4.3.1. Замыкание прямолинейных элементов в отдельные залы.. 173
4.3.2. Замыкание криволинейных элементов в отдельные залы.. 177
4.4. Структурирование заполненного пространства.. 181
4.4.1. Частичное заполнение пространства.. 182
4.4.2. Сплошное заполнение пространства.. 186
4.5. Музейное пространство построенное как подобие градостроительной структуры.. 189
4.6. Музей Акрополя как пример соединения трех направлений развития пространственной структуры современного музея.. 196
Выводы.. 199
Заключение.. 201
Приложение 1. Примеры предъявления пространственного ядра в классических музеях.. 205
Приложение 2. Перечень рассмотренных музеев и проектных предложений.. 216
Библиография.. 239
Список источников иллюстраций.. 262
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 10,9 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
8 августа 2020, 1:09
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий