|
Флоренский П. Иконостас : Избранные труды по искусству. — С.-Петербург, 1993Иконостас : Избранные труды по искусству / Павел Флоренский. — С.-Петербург : МИФРИЛ ; Русская книга, 1993. — X, 365 с. — (Классика искусствознания).От составителя
Имя Флоренского знакомо уже достаточно широкому кругу читателей. Изданы и переизданы главные его книги, опубликованы воспоминания, все возрастающее количество журнальных статей свидетельствует о стойком исследовательском интересе. Однако следует признать, что в центре внимания оказался прежде всего Флоренский-философ и богослов, тогда как его искусствоведческое наследие все еще остается если не мало известным, то — вне всякого сомнения — мало доступным. И это при том, что практически ни одна серьезная работа по теории изобразительных искусств, изданная в советское время, не обходилась без ссылок на „Обратную перспективу“ и „Иконостас“, при том, что в период глобального методологического кризиса, переживаемого ныне наукой об искусстве, труды о. Павла в полной мере сохранили свою актуальность...
Вся жизнь Флоренского прошла в окружении художников и стихотворцев. В списке его московских знакомых — имена Валерия Брюсова и Вячеслава Иванова, Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Андрей Белый запечатлел в воспоминаниях его „увлекательную острость“ и „умирающий голос“*, а Велимир Хлебников произвел священника в Председатели Земного Шара.
____________
* Андрей Белый. Начало века. М., 1990, с. 299.
Впрочем, и сам о. Павел писал стихи: опубликовал цикл в „Весах“, выпустил сборник. Быть может, оттого так поэтична и музыкальна его проза — эта неспешная струящаяся речь, напоминавшая Бердяеву „музыку падающих осенних листьев“**.
____________
** Н. А. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. — В кн.: О России и русской философской культуре. М., 1990, с. 254.
В 1904 г. он переезжает из Москвы в Сергиев Посад, принимает сан (1911), но, несмотря на географическое перемещение, по-прежнему остается в эпицентре духовных полей. В 1912—1914 гг. посещает дом художницы Любови Поповой, где собирается в это время цвет московского авангарда (В. Е. Татлин, А. В. Грищенко, А. А. Веснин), принимает в Посаде Белого, Иванова, Волошина. Сюда, в Посад, побеседовать с о. Павлом, стремится молодой Алексей Лосев, а одна из многочасовых бесед с Сергием Булгаковым запечатлена в прекрасном нестеровском портрете („Философы“, 1917), хранящемся ныне в Третьяковской галерее.
После Октябрьского переворота эта вовлеченность в художественную жизнь, как ни странно, становится еще более глубокой и обогащается новыми гранями.
1918—1920 гг. — время работы Флоренского в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевской лавры. Ученый секретарь Комиссии, он участвует в научном описании памятников, разрабатывает оригинальную концепцию музейного строительства и воплощает ее в конкретном проекте. С начала двадцатых годов устанавливаются его близкие отношения с В. А. Фаворским — уже в ту пору крупнейшим русским графиком, теоретиком искусств и профессором Высших государственных художественных мастерских. По его рекомендации Флоренский был приглашен во ВХУТЕМАС, разработал и несколько лет читал на печатно-графическом факультете курс лекций „Анализ пространственности в художественных произведениях“. Кстати, одним из слушателей курса был Лев Жегин (Л. Ф. Шехтель), чей труд „Язык живописного произведения“, изданный полвека спустя*, написан под непосредственным влиянием Флоренского. В это время священник активно участвует в деятельности Союза художников и поэтов „Искусство — жизнь“, публикует статьи („Храмовое действо“ и „Небесные знамения“) в журнале „Ма́ковец“ — печатном органе Союза — и в том же 1922 году создает свой фундаментальный „Иконостас“, ставший основой настоящего издания.
____________
* Л. Ф. Жегин. Язык живописного произведения. М., 1970.
Несколько слов о структуре сборника. Все представленные здесь работы объединены не только тематически, но и хронологически — кратким промежутком с 1919 по 1925 год. Они вполне самостоятельны, но, собранные под одной обложкой, обнаруживают удивительную цельность и неожиданные взаимосвязи. Именно поэтому мы не стали придерживаться хронологической последовательности, предпочтя ей цельность и последовательность смысловую. Книгу открывает „Иконостас“, раскрывающий содержание системы в философско-эстетическом плане; „Обратная перспектива“ и „Анализ пространственности“ переводят изложение в сферу конкретной теории искусств (главным образом — изобразительных), „Храмовое действо“ посвящено проблеме функционирования памятника в художественной среде и целостному сохранению среды в условиях музея.
Завершая это краткое предисловие, составитель выражает свою искреннюю признательность Александру Соловьеву, Кириллу Хрусталеву, Валерию Шилову, а также Александре Федоровне Федоровой, оказавшим огромную помощь при подготовке этой книги.
Андрей Наследников
Содержание
От составителя.. VII
Иконостас.. 1
Обратная перспектива.. 175
Храмовое действо.. 283
Небесные знамения.. 307
Анализ пространственности.. 317
Автобиография.. 351
Библиографическая справка.. 363
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 2,1 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
11 января 2019, 16:29
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий