|
Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство : Прикладная цветопсихология. — Москва, 1973Человек — цвет — пространство : Прикладная цветопсихология / Генрих Фрилинг, Ксавер Ауэр ; Сокращенный перевод с немецкого О. В. Гавалова. — Москва : Стройиздат, 1973. — 117 с., ил.
В книге систематизирована практика цветового оформления цехов, школ, больниц, ресторанов, столовых, гостиниц, жилых и других помещений на основе цветопсихологии. Показано воздействие цвета на организм человека в разных условиях. Изложены теоретические и практические достижения, на основании которых цветооформитель может решать поставленные перед ним задачи. Текст дополнен цветными иллюстрациями.
Книга предназначена для архитекторов, художников-оформителей, работников техники безопасности, руководителей производственных предприятий.
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Книга Г. Фрилинга, К. Ауэра «Человек — цвет — пространство» представляет определенный интерес для широкого круга советских читателей. Объясняется это следующим. Цвет — древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знание о нем.
Книга Г. Фрилинга и К. Ауэра — содержательный опыт такого освоения цветового многообразия, на сей раз отраженного в зеркале цветопсихологии.
Масштаб рассмотрения этого опыта определяется самим названием книги. Поэтому особый отклик проблематика книги может найти у тех читателей, кто средствами своей профессии преобразует существующие или создает новые цветовые конструкции, материализуя в своей практике связи: человек — цвет, человек — пространство, пространство — цвет.
Архитекторы, дизайнеры, художники, решающие комплексные задачи, связанные с цветовым климатом города, производственного и общественного интерьеров, выставочного ансамбля и т. д., познакомятся с некоторыми аспектами цветодинамики, цветопсихологии.
Отвечает ли книга на все вопросы, которые могут возникнуть при рассмотрении связей, обозначенных авторами уже в названии книги «Человек — цвет — пространство»? Нет, не отвечает.
Авторы и не берут на себя подобных обязательств, кадрируя тему подзаголовком: «Прикладная цветопсихология». И здесь следует обратить внимание читателей на основную концепцию авторов, которую можно сформулировать так: трансполяция цветовых закономерностей живой природы на природу искусственную, рукотворную.
Сама по себе концепция эта вызывает несомненный интерес, но прямое проецирование ее на проектную практику зачастую требует осторожного отношения к советам авторов по организации цветодинамической среды. И вот почему. Закрепляя за каждым цветом определенные статичные пространственные характеристики, однозначно оценивая образные возможности каждого отдельного рассматриваемого цвета (а мы редко контактируем с одним цветом, но всегда с цветовыми отношениями), авторы лишают проектирование как вид деятельности ее основного пафоса — пафоса создания новых цветовых ценностей, новых эмоциональных впечатлений, имеющих эстетические корни в само́й искусственной природе.
Это не критика авторской позиции, это сомнение в возможности решения проектных задач лишь на основе данных цветопсихологии (в чем авторы зачастую убеждены), ибо современное проектное мировоззрение ориентировано прежде всего на многообразие и многозначность среды, окружающей человека.
Согласившись с этим утверждением, мы должны согласиться с тем, что исходным моментом в формировании художественно освоенной среды является проектный замысел. Он, и только он, обеспечивает композиционную и цветовую целостность этой среды, ее визуальное содержание, в котором безусловно должны найти свое и весьма важное место данные цветопсихологии.
Не убедительна также абсолютизация символических, знаковых свойств цвета, поскольку рассматриваются они авторами вне конкретных культурно-исторических традиций, вне конкретной географии.
Несколько устаревшим представляется понимание авторами связей: материал — цвет как связей статичных, поскольку научно-техническая революция ежедневно ломает привычность устойчивых представлений о неразрывности этих связей.
Научно-техническая революция выдвигает сегодня перед проектным сознанием задачи, нередко несовместимые с устанавливаемыми авторами цветовыми закономерностями, с ориентацией авторов на цветовые ценности живой природы как на единственный источник творчества, как на единственный эталон цветообразования (где и природа выступает у авторов скорее как статичная цветовая модель).
Но для того чтобы профессиональными средствами решать эти выдвигаемые временем задачи, знание таких закономерностей необходимо, ибо нарушая закономерности, надо знать, что́ и во имя чего нарушаешь. Рассмотрению и определению этих закономерностей (а в этой части книги авторы предельно обстоятельны) в основном и посвящена их книга.
Очень привлекательно выглядит также понимание авторами роли цвета в производственной среде не только как фактора, повышающего производительность труда, но прежде всего как элемента культуры, как жизненной необходимости условий человеческого существования.
Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. Освоить и усвоить их — насущная социокультурная задача, рассчитанная на коллективные усилия представителей разных профессий. В решении этой задачи определенное место займет и предлагаемая читателю книга Г. Фрилинга и К. Ауэра «Человек — цвет — пространство».
М. Коник
ПРЕДИСЛОВИЕ
В основе настоящей работы лежит экспериментальный материал Института цветопсихологии в Маркварштейне (руководитель д-р Фрилинг) и Цветового центра в Цюрихе К. Ауэра. Этот материал состоит из результатов собственных исследований психологических связей человека и цвета, а также из богатого практического опыта.
Можно надеяться, что эта книга будет полезна не только инженерам и руководителям производства, но и художникам и архитекторам.
За предоставленную возможность собрать имеющийся опыт мы в первую очередь благодарны тем промышленным предприятиям и специальным организациям, чей интерес к цветопсихологии получил отражение на практике. Мы благодарим всех, кто помог ускорить этот труд, и в первую очередь наших сотрудников Г. Бонзельса и К. Гёрсдорфа, а также Перри Мартина, Зёдертелье (Швеция).
Мы выпускаем эту работу с оговоркой, что необходимо дальнейшее исследование и обоснование выдвинутых положений.
Пусть наша книга привлечет внимание к той области, которая позволяет правильным применением цвета добиться удовлетворения требований общественной жизни, при условии, если избегать сверхмеханической рационализации.
Авторы
СОДЕРЖАНИЕ
От научного редактора. 5
Предисловие . 8
1. ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ .. 9
Систематизация цветов. 9
Интересные опыты... 10
Любимые цвета... 12
Восприятие цвета .. 13
Необычный банкет...14
Обзор естественных цветов... 15
Черные розы и желтый уголь.. 16
Цветовая динамика.. 17
2. СВЕТ И ЦВЕТ . 20
Воздействие цвета на организм . . . . 20
Светлое и темное... 21
Контрасты теплого и холодного.. 22
Живой круг цветов.. 23
Цветовые контрасты. 24
Цветовые рефлексы.. 25
Чередование цветов со временем ... 26
Естественный порядок цветов ... 27
Цветовая гармония.. 29
3. ВЫБОР ЦВЕТА ПРИ ОКРАСКЕ ПОМЕЩЕНИЙ . 36
Цветовое оформление помещений.. 36
Взаимосвязь формы и цвета... 37
Психологическое воздействие цветов ...42
Эффект, вызываемый красками. 49
Цвета, обеспечивающие порядок и безопасность.. 56
Цвет и освещение .. 59
4. ИЗ ПРАКТИКИ ПРИКЛАДНОЙ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ . 62
Предварительные соображения ... 62
У семи нянек дитя без глаза! .. 63
Начинается окраска . 65
Предрассудок и правильное решение. 66
Против шаблона в окраске цеха и завода.. 72
Небольшие «волшебства» с цветом... 83
Окраска контор и учреждений . . 86
Школа не должна быть «серой» .. 87
Больницы и дома отдыха .. 90
Рестораны, столовые, кафе... 96
Гостиницы. 97
Магазины . 99
Общественные учреждения..101
Помещения для животных...104
Жилые помещения.104
5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ .105
Относительная осветленность поверхностей...105
Искусственное освещение .106
Контрастный фон для усиления или изменения цвета.109
Важнейшие данные из учения о цвете и цветопсихологии . . . 113
Цветовой круги цветовая последовательность..114
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 26,2 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
24 июня 2015, 23:35
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий