|
Фурманн П. Р. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста : В 4-х частях. — Санктпетербург, 1842Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста : Со 164 листами чертежей : [В 4-х частях] / Составил П. Фурманн; Гравировал К. Теребенев. — Санктпетербург : Издание книгопродавца Василья Полякова, 1842.
Энциклопедія русскаго городскаго и сельскаго хозяина-архитектора, садовода, землемѣра, мебельщика и машиниста : Со 164 листами чертежей : [Въ 4-хъ частяхъ] / Составилъ П. Фурманнъ; Гравировалъ К. Теребеневъ. — Санктпетербургъ : Изданіе книгопродавца Василья Полякова, 1842.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Содержит в себе пять отделений:
I. Предварительные сведения. — II. Архитектура городская. — III. Архитектура сельская. — IV. Внешние и внутренние детали (подробности) строений. — V. Внутреннее расположение дома, назначение, убранство и меблировка комнат.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Содержит в себе шесть отделений:
VI. Садоводство. — VII. Садовые строения. — VIII. Земледельческие орудия и разные, в хозяйстве употребительнейшие машины. — IX. Землемерие. — X. О главных строительных материалах. — XI. Определение уроков рабочем людям.
[ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ,]
состоящая из 586 чертежей на 115 листах к отделениям:
I. Об ордерах архитектурных. — II. О архитектуре городской. — III. О архитектуре сельской. — IV. О внешних и внутренних деталях (подробностях) строений. — V. О внутреннем расположении дома, назначении, убранстве и меблировке комнат.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ,
состоящая из 364 чертежей на 49 листах, к отделениям:
VI. О садоводстве. — VII. О садовых строениях. — VIII. О земледельческих орудиях и разных, в хозяйстве употребительнейших машинах. — IX. О землемерии.
От сочинителя.
Жилища первых людей были дикие скалы, отвесными плетями своими защищавшие их от непогод и бурь, или пещеры, образованные самой природой, в которых они укрывались от нападений диких зверей, часто из этих же пещер вытесненных.
Желание больших удобств и врожденное в людях стремление к совершенствованию побудили их произвесть некоторые улучшения в грубых жилищах; они стали увеличивать, разделять их; таким образом составились комнаты, которые впоследствии украсились мебелью соответствовавшею характеру жилища. Куча вместе сложенных сухих листьев служила им диваном и постелью; пень — столом и стулом.
По мере того, как семейства увеличивались и стали составляться отдельные общества, увеличились и потребности человека. Сильные овладевали жилищами и вытесняли слабых, которые были отданы на произвол палящим лучам солнца, порывистым ветрам севера и грозе небесной. Привидение, вечно благодетельное, вечно справедливое во всех действиях своих, для поддержания законов равновесия, на которых основан весь мир, дало одному силу, другому ум, и здесь то последний чудесным образом дополняет, как будто забывчивость самой природы! Здесь ум впервые обнаружил всю свою силу. Без помощи всех вспомогательных орудий, гораздо позже изобретенных, одною силою размышления человек нашел средство срывать деревья, сколачивать их в виде шалаша, обкладывать сухими листьями и древесными сучьями и покрывать землей... и когда он впервые вошел в свое новое жилище, чувство особенного удовольствия овладело им! Как ни груба была новая хижина его, но он далеко предпочел ее темной пещере, утесистой скале, сырому листу дерев, колючему кустарнику — приютам слишком неверным и беспокойным, доселе укрывавшим его!
Человек, совершеннейшее произведение Всевышнего, созданный Творцом как будто для того, чтоб прославлять, возвеличивать, продолжать, улучшать, обогащать создание, исполнил свое назначение. Под его рукой возникли впервые хижины, которые можно назвать первыми попытками Архитектуры, проявившейся впоследствии во всем блеске своем в дивных храмах и дворцах, величественным видом своим доказывающих, как велика частица небесного огня, дарованная Творцом Вселенной человеку.
Что значит жалкая землянка в сравнении с собором Св. Петра в Риме? Однакоже того, который первый собрал куски камней и дерева, связал и покрыл их, чтоб создать себе жилище, можно поставить едва ли не выше великого Микель-Анджело!
И так первым основанием жилищ была необходимость; желание больших удобств послужило дополнением и роскошь наконец повела зодческое искусство к совершенному развитию.
Прошли века и поверхность земли изменилась при неусыпных и гигантских трудах человека. Грозные, непроходимые леса исчезли, и уступили место стройному расположению городов, из среды которых роскошно поднялись к небесному куполу, земные куполы храмов, воздвигнутых для Небесного, на месте пустынного и печального смешения трав, кустарников и лесов появились красивые и богатые селения, окруженные роскошными коврами лугов, полями, изваянными резцем плуга и блестящими веселой позолотой жатв. Растение, погребенное во мраке лесов, семейство цветов, рассеянное, попранное, едва возраждавшееся в бедном и малочисленном потомстве, заблестело, собралось воедино; из недр почвы, искусством очищенной, оно возникло в невыразимом разнообразии форм и красок, и подарило наслаждению все, что прежде сулило только надежде.
С образованием обществ, врожденное в человеке желание иметь собственность, породило мысль назначить границы; впоследствии это желание обратилось в необходимость для избежания распрей и особенная наука, в наше время доведенная до высокой степени совершенства, возникла!
И для каждого из этих преобразований человек создал особую науку; каждое преобразование он подчинил известным законам, основанным на глубоком размышлении и долголетнем опыте. Для воздвижения городов, селений он создал Архитектуру; земледелие, при помощи им же изобретенных орудий и машин, учит обрабатывать поля, оплодотворять их; когда люди срубили леса, осушили болота, сгладили горы и покрыли поля золотистым, но однообразным отливом жатв, тогда они изобрели науку садоводства, посредством которой сберегали себе уголок земли, в котором природа сохраняла свои первобытный вид, в котором они под тению развесистых дерев могли отдыхать от дневных трудов, услаждая обоняние ароматом распространенным в воздухе от цветов, и вкус приятною сочностью плодов. К несчастию моральные недостатки человека родились вместе с ним: ленивый хотел жить на счет прилежного; сильный на счет слабого; посредством науки землемерия каждый получил свой уголок, свой участок.
Эти четыре науки: Архитектура, земледелие, садоводство и землемерие сделались в наше время необходимыми для каждого, который собственными заслугами приобрел, или которому заслуги отцов даровали во владение и распоряжение часть земли, и для этих-то хозяев, я старался доставить в книге, мною составленной, полезное руководство.
В разнообразии и удобстве построений, в усовершенствовании строительного искусства, мы превзошли древних; это весьма справедливо. Но разве этого довольно? Разве эстетическая сторона в Архитектуре ничто? Не по Архитектуре ли мы судим о степени народного просвещения? Величественные остатки зданий древних Индийцев и Египтян не показывают ли ясно высокую степень образования их?
Два года тому назад, объезжая некоторые губернии, я часто, очень часто, был поражен самым неприятным образом, при виде огромных зданий, на построение которых, по видимому, было много истрачено — ничего безвкуснее , неудобнее, уродливее, я себе никогда представить не мог бы!..
Кого же обвинять в этом? Кому приписать эти ошибки, столь дорого стоющие и столь часто встречающиеся в расположении зданий? Кто виноват в том, что в смежных строениях произведены самые бессмысленные распоряжения, которые в последствии делаются причиной бесконечных, самых неприятных процессов?
Гг. помещики, по недостатку в архитекторах, поручают постройки добрым работникам, хорошо знающим практическую часть, но не имеющим ни малейших познаний в художническом, эстетическом отношении... Как же в таком случае ожидать изящного?
Гг. хозяева сами сознаются в том. «Давайте нам фасады и планы, а строителей мы найдем!» вот слова, не раз мною слышанные и подавшие мне мысль заняться составлением этого руководства, в котором я сколь возможно было старался представить вспомогательные образцы, по четырем отраслям, выше мною поименованным, а именно:
В Архитектуре я старался собрать рисунки церквей, часовен, иконостасов, городских домов, начиная от трех до одноэтажного; дач во всевозможных вкусах; сельских помещичьих домов; крестьянских изб; хозяйственных построек. Потом рисунки внутреннего устройства и убранства комнат, мебели, начиная с крестьянской скамьи до изысканнейших произведений Гамбса и Тура, с подробным описанием для каждого чертежа. В случае, если местность или другие какие-либо посторонние обстоятельства потребуют небольших изменении в рисунках мною представленных , то всякий хозяин легко может произвесть их, руководствуясь однако непременно правилами, изложенными в первом отделении пояснительного текста.
По Земледельческой части я собрал рисунки лучших орудий Тээра и тех, которые с таким успехом и пользою употребляются в Удельном Земледельческом училище. Сюда же относятся различные гидравлические и другие машины, с описанием употребления и постройки всех орудий и машин.
По части Садоводства: рисунки садовых строений, павильонов, ротонд, беседок, киосков, палаток, вольер, развалин, трельяжей, заборов, мостиков, решеток, террас и прочее. Наставление для разведения садов, выбора местностей и проч. и проч.
По части Землемерия: чертежи, показывающие все знаки и способы межевания с кратким, но ясным описанием.
Представляя гг. хозяевам это руководство, я предупреждаю их, что они не найдут в нем полного курса архитектуры и теории строительной. Единственная цель моя та, чтоб представить хозяевам образцы наружного вида зданий, внутреннего устройства их; образцы мебели, машин и прочее, с наставлением, как устраивать и как употреблять их. Ясно, что для составления подобного собрания, я должен был руководствоваться многими английскими, французскими и немецкими сочинениями по сему предмету.
Объяснив цель этого издания, я долгом почитаю объявить, что в непродолжительном времени выйдет дополнение к этому руководству.
Огромные издержки, с которыми сопряжено это издание и желание назначить на него не высокую цену, заставили издателя пожертвовать несколько наружной формой в пользу внутреннего достоинства. Несмотря на несколько дорогих и изящных изданий, копий с немецких сочинений в этом роде, с тою разницею, что в подлинниках более дельного, а в копиях после нескольких, точно хороших чертежей, следует множество рисунков, научающих нас строить мосты, несмотря на эти издания, отличающиеся изяществом, дороговизной и еще некоторыми качествами в этом роде, мы осмелились издать наше Руководство поскромнее.
Дай-то Бог, чтобы оно принесло поболее пользы! Вот единственная награда, ожидаемая автором.
Свободный художник
П. ФУРМАНН.
Примеры страниц
Скачать 1-ю часть издания в формате pdf (яндексдиск; 31,7 МБ)
Скачать 2-ю часть издания в формате pdf (яндексдиск; 23,7 МБ)
Скачать 3-ю часть издания в формате pdf (яндексдиск; 43,1 МБ)
Скачать 4-ю часть издания в формате pdf (яндексдиск; 20,2 МБ)
8 января 2020, 20:47
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий