|
Гагарина Е. С. Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города. — Москва, 2019Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / Е. С. Гагарина ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Ефимов Андрей Владимирович. — На правах рукописи. — Москва, 2019. — 232 с., ил.ВВЕДЕНИЕ
В арсенале задач, средств и навыков проектной деятельности можно отчётливо увидеть следующие направления:
Термины и дисциплины первого направления в пояснениях не нуждаются, они входят в содержание образовательных программ профессии архитектора. Это различные блоки, которые описывают: укрупненные явления (интерьеры, градостроительство, благоустройство и т.д.), отдельные категории творчества (гармонизация, масштабность и пр.), средства проектных решений (объемно-пространственные структуры, пластика, ритмическая организация), этапы и результаты проектных работ (эскиз, образ).
Тогда как явления второго направления существуют как бы вне насущных задач практики. Например, ни один профессионал не станет отрицать приёмы связи облика отдельных проектируемых нами форм и действий их реального восприятия — возникающее у зрителя эмоциональное состояние, эстетические и поведенческие реакции, однако у теории проектной культуры нет общепринятого определения этого явления.
К числу такого рода общественных, но «не имеющих лица» содержательных категорий принадлежит и затронутая в диссертации тема: феномен адаптивности архитектурной среды. Его отдельные аспекты — методы нужных человеку изменений в строении и параметрах средовых объектов и систем, анализ средств и приемов трансформаций — исследуются научной и, особенно, творческой практикой весьма активно: однако о явлении в целом, его задачах и перспективах рядовой проектировщик имеет очень приблизительное, практически интуитивное представление. В связи с этим данное исследование ставит своей целью проанализировать суть явления адаптивности архитектурной среды, описать его роль в системе целей и технологий проектного (архитектурно-дизайнерского) творчества и дать представление о современном состоянии дел и перспективах развития в этом направлении проектной деятельности.
Вместе с тем при знакомстве с работой следует помнить о специфике поставленных её задач: она не доказывает некие положения или истины, а поднимает нерешенные вопросы теории. И предлагает свою, опирающуюся на анализ проектной практики, версию решения этих вопросов. Гипотезу, не противоречащую общеизвестным фактам, но трактующую их не с общепринятых позиций (практичность, эстетика, свобода творчества), а с точки зрения вариантов развития профессии в ближайшей перспективе. Т.е. уже в самой постановке темы заложена необходимость не выбора некоего решения, а её свободного и креативного обсуждения, нацеленного на проверку действенности принятых к руководству принципов.
Актуальность темы. Обращение к теме «адаптивности архитектурной среды» обусловлено несоответствием существующей методологии проектной культуры реальностям современного средоформирования (многовекторного и высокотехнологичного), а также характеристикам современного образа жизни человека и общества.
Это несоответствие выражается в том, что сегодня при стремлении адаптировать среду жизнедеятельности к постоянно изменяющимся условиям, некогда статичная архитектура превращается в относительно подвижную «эволюционную» систему. Передовая проектная практика, являясь отражением сегодняшних и будущих запросов общества, демонстрирует целый пласт новаторских примеров, вызывающих и подрывающих каноны традиционной архитектуры. Диапазон таких работ простирается от дома Шрёдера (арх. Г. Ритвельд, Нидерланды, 1924 г.) и клуба им. Русакова (К. С. Мельников, Москва, 1929 г.), до скользящего здания компании де Рейке Марш Морган Архитектор (dRMM, Великобритания, 2008 г.), от интеллектуальной комнаты Ады (рук. исслед. группы П. Весчуре, Швейцария, 2005 г.) на ЭКСПО до цифрового павильона в Корее (арх. К. Остерхауса, Корея, 2002 г.) от площади в г. Маздар (арх. К. Босс, ОАЭ, 2009) до Эко Джейд парка (арх. Ф. Рам, Китай, 2017-18 гг.). Массив новых проектных результатов, появившийся как следствие экспериментальных подходов архитекторов, при всей своей широте объединен одной темой формирования гибкой, способной к адаптации архитектурной среды.
Появление подобных всеохватывающих тенденций (примеры затрагивают архитектуру, интерьерное и городское пространство, выставочные и экспериментальные площадки и др.) без какого-либо теоретического фундамента говорит о том, что данное направление возникло не случайно и не относится к разряду «временной моды». Это мощный поток, объединивший в себе ранее не смежные направления науки и творчества, диктует свои требования к проектированию адаптивной среды. Важность выработки теоретических положений в этой области подтверждается возникшими за последние десятилетия исследовательскими группами зарубежных университетов, отечественными диссертациями и научными статьями.
Иначе говоря, в настоящее время появилась необходимость поддержать происходящие в проектном деле процессы изучением проблематики, до того стоявшей на втором плане.
Адаптация — как процесс приспособления — в проектном деле существовала всегда и понималась как:
Для научного исследования интерес представляет третья форма адаптации, как наиболее актуальная. Именно поэтому часть исследованных работ связана с «отзывчивыми» и «интерактивными» технологиями (в диссертации изучено 80 проектов проектной практики, из них 35 относятся к интерактивным).
В настоящее время пока не сложилась общая теория адаптации, т.к. текущие задачи адаптивных преобразований вполне решались в рамках действующих проектных технологий и компетенций. Существуют труды, изучающие отдельные стороны адаптации и ее свойства (такие как динамичное формообразование, интерактивность и пр.), однако практике безусловно требуется формирование единой теоретической базы, поскольку:
Поэтому появилась необходимость в разработке теории адаптации в проектной культуре, тем более что мировой культурой практически накоплены ресурсы для начала разработки такого рода теории, что подтверждает анализ профессиональной литературы и огромное число проектных предложений в этой сфере.
Состояние вопроса. Важнейшая задача проектной культуры — формирование оптимальных условий для деятельности человека, поддерживающих его жизненные процессы. Иначе, либо требуется перестройка изначальных свойств человека (физиологические изменения его организма, менталитета, приспособления за счет воспитания, обучения, оснащения «личным» оборудованием, одеждой и пр.), либо материально-физическая трансформация системы этих условий, т.е. специального проектирования среды жизнедеятельности человека. Оба движения являются разными гранями единого явления — адаптации образа жизни человека к среде его жизнедеятельности. Интерес для данного исследования представляет второе движение — адаптация архитектурной среды, отвечающее компетенциям архитектора-дизайнера.
В этом случае под адаптацией архитектурной среды понимается процесс приспособления средового объекта к особенностям деятельности, индивидуальным запросам потребителя и к климатическим изменениям, а адаптивность — свойство архитектурной среды менять (прогнозируемо и при необходимости) свои параметры соответственно задачам жизнедеятельности человека.
Существуют три основные задачи адаптивного средоформирования.
Первая — традиционный путь — выявление, анализ и реформирование исторически состоявшихся алгоритмов, технологий и целеполаганий.
Вторая — материально-физическая организация среды, создание предметных и пространственных условий пребывания в ней человека (формы и габариты пространства, его специальное оснащение и оборудование).
Третья — формирование инновационных, в т.ч. экспериментальных проектов.
Специфика адаптивности в проектном деле соответственно подсказывает четыре направления изучения темы:
Таким образом — от реальности до фантастики — данная исследовательская работа рассматривает обобщённый вклад в тему адаптивности архитектурной среды ученых, практиков и других специалистов проектной сферы.
Степень научной разработанности темы адаптивности в мировой литературе достаточно велика, но эти разработки, как правило, трактуют специальные вопросы данной проблематики или ее отдельные позиции, находящиеся на периферии общих теоретических интересов.
Динамическая адаптация затронута в теоретических и проектных работах Л. Ю. Анисимова, К. Босса, Ш. Бана, Р. К. Газаряна, А. А. Гуйдучени, М. Джантзена, Г. В. Есаулова, А. Ю. Заславской, В. Зука, С. Калатравы, Р. Кларка, Р. Колхаса, Дж. Корника, А. В. Панфилова, Г. Ритвельда, В. В. Савченко, Н. А. Сапрыкиной, А. В. Сикачёва, Н. Фостера, Р. Фуллера, Д. Фишера, Ч. Хобермана, в проектах арх. бюро СЛ-Раш, Рихтер Дах Роша, компании де Рейке Марш Морган Архитект, Сома, Некстофис и др. Это направление, имеющее важное значение для развития проектной культуры и феномена адаптации, стало базой для укрепления идей динамичности и гибкости среды.
Иная роль принадлежит трудам, посвященным ландшафтным приемам в адаптивном средоформировании — работы Д. Джеллико, Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, А. П. Вергунова, В. В. Дормидонтовой, А. В. Сычевой, С. С. Ожегова, Л. Б. Лунца, В. А. Горохова, Д. Рамсея, В. С. Теодоронского, М. Ф. Денисова, З. А. Николаевской, В. А. Нефедова, Б. Чуми, Конджьян Ю, проектные решения компаний Лэндлаб, СЛА, Транссолар, Керрес ев Брэнс. Они демонстрируют огромный спектр адаптивных возможностей ландшафтных компонентов в оптимизации среды открытых пространств. Хотя природная составляющая является важнейшей частью комфортного пребывания человека в городской среде, она не может обеспечить быстрого и эффективного реагирования на сменяющиеся обстоятельства.
Существует необходимость изучения не только отдельных сторон адаптации (гибкость объемно-пространственных форм, адаптационные возможности природных компонентов), но и их возможность участия в комплексном адаптивном средоформировании, прежде всего, с учетом возможностей дизайнерских компонентов среды. В этот раздел значительный вклад внесли работы Ш. Бана, Д. Брюгеса, Дж. Джерде, В. Л. Глазычева, А. В. Ефимова, Г. Б. Минервина, С. В. Мкртчяна, Д. Розегарде, В. Т. Шимко, Ю. В. Расулевой, Г. Яна, раскрывающие возможности дизайнерского оборудования, а также новых методов проектирования, например, имплозивного. Понимание сути подобных технологий существенно расширило взгляд на возможности формирования новых адаптивных комплексов, в том числе — положения об интерактивной среде. Серия проектов и исследований в этой области таких авторов как К. Остерхаус, И. Ленард, Э. Диллер, Р. Скофидио, Т. Яскиевич, И. Тоёо, Л. Спайброк, П. Весчюре, М. Фокс, Л. Спайброк, Г. Стеин, Н. Негропонте и компаний: До|Су, Вест 8, способствовали не только инновациям средовых систем, но и формированию новой ментальности проектировщиков.
Особое внимание следует уделить перспективным направлениям будущей теории адаптивности архитектурной среды. Современные проектные технологии, архитектурно-средовые эксперименты порождают множество разнонаправленных тенденций — гибридные, универсальные архитектурные среды. Подобные исследования носят футурологический характер, но для базовой темы имеют огромное значение. Перечень таких работ очень велик: часть их посвящена новым концепциям средовых образований будущего (А. В. Иконников, Э. Диллер и Р. Скофидио, М. Новак, Н. Спиллер, К. Ромеро, А. В. Рябушин, М. Растожи, С. Гейдж, Д. Фрайзер, М. Лабори, Б. Шиппан, группа кинетического проектирования в МТИ, исследования Барлеттской школа Архитектуры, гр. Гипербоди в университете в Делфте, ОНЛ, компания БИГ), часть — технологиям проектирования в рамках «отзывчивого» ландшафта или градостроительных структур (А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава, К. Линч, Ф. Бисли, Б. Кантрелл, Эко-Логик Студио, Экосистема Урбано, Синтетик Урбан, Хавелер+Юн, Ф. Рам, студии Розергаард, Атмосстудио, группа Архигрэм).
Все изученные материалы, касающиеся традиционных, современных и перспективных принципов формирования адаптивности среды, являются базой для формулирования общей теории адаптации.
Упомянутые выше разработки послужили основой для формирования рабочей гипотезы.
Адаптивность архитектурной среды может быть выделена в самостоятельную область научного и проектного творчества, что требует комплексного подхода к изучению данного явления. Сегодня проблема полноценного внедрения феномена адаптации в проектную деятельность не идентифицирована, поэтому разделилась на ряд самостоятельных тем, что исключает ее прямое одноаспектное решение.
Цель исследования: сформулировать принципы адаптивности архитектурной среды в городском пространстве, а также систему современных научно-практических и творческих предпосылок данного феномена.
Достижение этой цели требует совместной разработки ряда задач исследования:
При этом наиболее актуальны следующие аспекты работы:
Объект исследования — архитектурная среда открытых общественных пространств города, экспериментальные интерактивные и динамичные средовые объекты.
Предмет исследования — адаптационные возможности архитектурно-дизайнерских и ландшафтных средовых комплексов общественных пространств города, а также адаптивные технологии в экспериментальных проектах.
Границы исследования.
В связи с тем, что феномен адаптивности чрезвычайно масштабен, диссертация рассматривает не всю систему факторов становления адаптивности архитектурной среды, а акцентирует роль, место и компетенции использования этого феномена в открытых общественных пространствах города (уделяя особое внимание дизайну и ландшафтной архитектуре в экспериментальном проектировании зарубежных архитекторов). Сведения о характере и целях других объектов проектирования использованы для подтверждения или коррекции установленных тезисов. Временные границы включают изучение теоретических и практических работ конца XX — начала XXI веков, более ранние работы рассматриваются лишь для демонстрации эволюции явления адаптации. Учебные работы изучаются на основе Высшей Школы Дизайна Гарвардского университета (США), Дельфтского Технологического университета (Нидерланды), Массачусетского технологического университета (США).
<...>
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 8
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН АДАПТАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ К ЗАПРОСАМ ЧЕЛОВЕКА — ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПЕТЕНЦИИ.. 21
1.1. Адаптивность как самостоятельная смысловая категория проектного творчества.. 21
1.2. Базовые технологии и обобщение целей адаптивных преобразований архитектурной среды.. 30
1.3. Факторы и средства адаптивных преобразований среды жизнедеятельности.40
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.. 45
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА.. 47
2.1. Зоны приложения адаптивных усилий при формировании общественных пространств городской среды.. 48
2.2. Традиционные технологии работы с природными компонентами как основа решения задач формирования адаптивности городской среды.. 52
2.3 Современные идеи и технологии комплексного формирования интегральных видов среды различных фрагментов города.. 60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.. 78
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ.. 79
3.1. Ведущие темы и мотивы адаптивного творчества нашего времени.. 79
3.2. Интеграция традиционных и инновационных методологий проектирования адаптивности в среде. Принципы адаптивного средоформирования.. 82
3.3. Новизна проектных идей и подход архитектурных школ в области адаптивного средоформирования.. 90
3.4. Задачи дальнейших исследований и формирование проектных критериев оценки адаптивности архитектурной среды.. 104
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 122
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА.. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТАБЛИЦЫ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ.. 136
ГРУППА I. РЕЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ИЛИ ИХ ФРАГМЕНТЫ (НАХОДЯЩИЕСЯ В СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ).. 137
ПОДГРУППА IA. АДАПТИВНОСТЬ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ (ИНТЕРЬЕРЫ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕМЫ).. 137
1 (IA) Конференц-центр СвисТех (SwissTech Convention Center).. 137
2 (IA) Центральный рынок в Абу-Даби (Abu Dhabi’s Central Market).. 138
3 (IA) Милуокский музей искусств (Milwaukee art museum).. 139
4 (IA) Скользящий Дом (Sliding house).. 140
5 (IA) Интеллектуальное пространство Ада (Intellijent space Ada).. 141
6 (IA) Детский сад Кекек (Kindergarten Kekec).. 142
7 (IA) Павильон Океана на ЭКСПО (Ocean pavilion EXPO).. 143
8 (IA) Павильон Сан-О-Хаус (Pavilion Son-O-House).. 144
9 (IA) М-Велопес (M-Velopes).. 145
10 (IA) Интерактивная стена (Interactive wall).. 146
11 (IA) Масл НСА (Macsle NSA).. 147
12 (IA) Шоурум Кифер Техника (Kiefer Technic Showroom).. 148
13 (IA) Дом в Бордо (Maison Bordeaux).. 149
14 (IA) Станция Халлей IV (Halley-VI).. 150
15 (IA) Вращающиеся небоскребы.. 151
16 (IA) Цифровой павильон в Корее (Digital pavilion in Korea).. 152
17 (IA) «Голый» дом (Naked house).. 153
18 (IA) Дом Шредер (Rietveld Schroderhis).. 154
19 (IA) Дом Шариф-ха (The Sharifi-ha House).. 155
20 (IA) Адаптивное соединение (Adaptive fritting).. 156
ГРУППА IБ. АДАПТИВНОСТЬ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (ЭКСТЕРЬЕРЫ).. 157
21(IБ) Парк Зарядье.. 157
22 (IБ) Эко-Бульвар (Eco-Boulevard).. 158
23 (IБ) Джейд Метео Парк (Jade Meteo Park).. 159
24 (IБ) Павильон Австрии — EXPO Pavilion 2015 — Breather.. 160
25 (IБ) Временный парк (Temporary park).. 161
26 (IБ) Фримон Стрит Экспириенс (Fremont Street Experience).. 162
27 (IБ) Дюна 4.2 (DUNE 4.2).. 163
28 (IБ) Динамичная уличная инсталляция (Dynamic Street Installation).. 164
29 (IБ) МИМИ (MIMMI).. 165
30 (IБ) Площадь в г. Маздар.. 166
31 (IБ) Авиари (Aviary).. 167
32 (IБ) Блум (Bloom).. 168
33 (IБ) Мудволл (Moodwall).. 169
34 (IБ) «Дорога Ван Гога» (Van Gogh Path).. 170
35 (IБ) Зонты в королевском терминале (Royal Terminal Umbrellas).. 171
36 (IБ) Парк Мингху Ветланд (Minghu Wetland Park).. 172
37 (IБ) Риф (Reef).. 173
38 (IБ) Свинг тайм (Swing time).. 174
39 (IБ) Ауди дизайн (Audi design).. 175
40 (IБ) Павильон «Алгае Фолли» («Algae Folly»).. 176
41 (IБ) Сони-центр в Берлине (Sony centr in Berlin).. 177
42 (IБ) Лоулайн (Lowline).. 178
43 (IБ) Площадь Республики в Париже.. 179
44 (IБ) Шоубургегляйн в Роттердме (Schouwburgplein in Rotterdam).. 180
45 (IБ) Усваиваемый Гольфстрим (Digestible gulf stream).. 181
46 (IБ) Платформа No5 (Platform No5).. 182
47 (IБ) Размытое здание (Blur building).. 183
48 (IБ) Белый шум, белый свет (White noise, white light).. 184
49 (IБ) Смогфри (Smogfree).. 185
50 (IБ) Арка Хобермана (Hoberman arch).. 186
51(IБ) Нервион (Nervion).. 187
52 (IБ) Ла-Виллет (La Villet).. 188
53 (IБ) Световой фестиваль в Лионе.. 189
54 (IБ) Временный парк в Фоснавог (Temporary park in Fosnavag).. 190
55 (IБ) Парк Андре Ситроена...191
ГРУППА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ..192
ГРУППА IIA. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРХИТЕКТУРЕ.. 192
56 (IIA) HiDrone.. 192
57 (IIA) E-motive house.. 193
58 (IIA) Проект группы G1.. 194
59 (IIA) Кочующий небоскреб (Migrant Skyscraper).. 195
60 (IIA) АллоБио Билдинг (The AlloBio Building).. 196
61 (I IIA) Робой-ти (Robow-tie).. 197
62 (IIA) ЮР-хаус (UR-house).. 198
63 (IIA) Поп ап (Pop up).. 199
64 (IIA) Вращающийся дом (Rotation house).. 200
65 (IIA) Машина по обратному изменению климата (Heal-Berg Reverse Climate Changing Machine).. 201
66 (IА) Квантовый Небоскреб (Quantum Skyscraper).. 202
ГРУППА IIБ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ.. 203
67 (IIБ) Ковер-Самолет (The Flying Carpet).. 203
68 (IIБ) Тюльпан (The Tulip).. 204
69 (IIБ) Проект группы G1.. 205
70 (IIБ) Театр потерянных видов (Theater of lost species).. 206
71 (IIБ) Метаболический лес (Metabilic forest).. 207
72 (IIБ) Комната Эпифитов (Epiphytes Chamber).. 208
73 (IIБ) Датаскейп (Datascape).. 209
74 (IIБ) Плавающий небоскреб-парк (Light Park Floating Skyscraper).. 210
75 (IIБ) PH-кондиционер (Ph-conditioner).. 211
76 (IIБ) Адаптивная теневая эспланада (Adaptive shading esplanade).. 212
77 (IIБ) Гуляющий город (Walking city).. 213
78 (IIБ) Уингскейп (Wingscape).. 214
79 (IIБ) Гималайская водонапорная башня (Himalaya water tower).. 215
80 (IIБ) Проект Кинетауэр (Kinetower).. 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ.. 217
ТАБЛИЦА 1.1 Исторические этапы развития явления «адаптации».. 217
ТАБЛИЦА 1.2 Концептуальные направления «адаптивности» в современной структуре проектных действий.. 218
ТАБЛИЦА 1.3 Исходные параметры, оказывающие влияние на проектные предложения по адаптации среды.. 218
ТАБЛИЦА 1.4 Средства адаптации для достижения ключевых адаптивных целей.. 219
ТАБЛИЦА 1.5 Факторы адаптации среды жизнедеятельности человека.. 220
ТАБЛИЦА 1.6 Свойства, характерные для сред с высоким уровнем адаптивности.. 220
ТАБЛИЦА 2.1 Материально-физические слагаемые средовых решений общественных пространств города.. 221
ТАБЛИЦА 2.2 Компоненты ландшафтного формирования среды.. 221
ТАБЛИЦА 2.3 Свойства и параметры элементов и форм среды.. 222
ТАБЛИЦА 2.4 Структура связей адаптивных свойств среды и средств их реализации.. 222
ТАБЛИЦА 2.5 Рельеф как средство адаптации городской среды.. 223
ТАБЛИЦА 2.6 Водные системы, объекты и устройства как средство адаптации городской среды.. 224
ТАБЛИЦА 2.7 Принципы учета и реализации задач формирования адаптивности среды в городском ландшафте (при использовании природных компонентов).. 224
ТАБЛИЦА 2.8 Уровни адаптивных задач (по масштабу).. 225
ТАБЛИЦА 2.9 Уровни предметно-пространственных структур.. 226
ТАБЛИЦА 2.10 Тенденции практики в области адаптации городской среды.. 227
ТАБЛИЦА 3.1 Принципы адаптивного средоформирования.. 228
ТАБЛИЦА 3.2 Уровни средовых ответов.. 229
ТАБЛИЦА 3.3 Суммарная адаптивность.. 230
ТАБЛИЦА 3.4 Уровни суммарной адаптивности.. 230
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 231
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 50,5 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
12 июня 2020, 19:17
0 комментариев
|
|