|
Голлербах Э. Графика М. А. Кирнарского. — Ленинград, 1928Графика М. А. Кирнарского / Э. Голлербах. — [Ленинград] : Издательство «Время», 1928. — 71 с., ил.[Начальный фрагмент текста издания]
Среди графиков, выдвинувшихся за последнее десятилетие на поприще украшения книги, художник, которому посвящен настоящий этюд, занимает одно из весьма заметных мест. В лице М. А. Кирнарского современная графика имеет мастера строгого вкуса, отличного декоратора книги, тонко чувствующего шрифт и орнамент и прекрасно владеющего техникой своего искусства. Продолжая «Нарбутовскую традицию», М. А. Кирнарский тем самым укрепляет в современной графике исконно-книжное направление, которое по праву можно считать классическим. Истоки этого направления нужно искать в старопечатных книгах, в работах немецких граверов эпохи Дюрера, а позже — в русских изданиях конца XVIII и первой трети XIX века. Приемы ксилографии, легшие в основу первых опытов книгопечатания, обусловили те принципы однотонного, плоскостного изображения, построенного на комбинациях чистых линий и пятен, которые и были в девятисотых годах провозглашены, как естественный, органический канон книжно-графического стиля. Нужно ли напоминать о том, что реформаторами современной графики явились «мироискусники»? Первое поколение графиков «Мира Искусства» поставило книжно-графические искания на правильный путь лаконизации рисунка и декоративной символики, а второе поколение, к которому принадлежал Г. И. Нарбут, окончательно укрепило завоеванные позиции и освободило их от налета модернизма, свойственного началу текущего столетия. Нарбут оказал большое влияние на развитие и, главное, «очищение» современной графики, создал целую школу молодых графиков (главным образом, в последний, киевский период своей работы), даже не столько путем непосредственного «воспитания», сколько путем невольного «заражения». Работать в области графики и не считаться с шрифтовыми, композиционными и декоративными достижениями Нарбута в наше время невозможно: всякий график, если только он не самонадеянный новатор, изобретающий сомнительные трюки (ничем не связанные с искусством книги, как таковой), вынужден, работая для книги, основываться (формально) на мироискуснических традициях. Одним из ближайших учеников Нарбута, сумевшим сохранить и удачно воплотить его заветы, является М. А. Кирнарский.
<...>
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 22,8 МБ) (скан Электронекрасовки)
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 13,0 МБ) (скан РГБ)
28 сентября 2021, 14:01
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий