наверх
 

Голлербах Э. Советская графика. — Москва, 1938

Советская графика / Э. Голлербах. — [Москва] : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1938  Советская графика / Э. Голлербах. — [Москва] : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1938
 
 
 

Советская графика / Э. Голлербах. — [Москва] : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1938. — 54, [2] с., [36] л. ил., портр. — (Массовая библиотека ИЗОГИЗА).

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Графика является в наше время одним из самых важных видов изобразительного искусства; благодаря тесной связи с печатью графика играет огромную роль в общественно-политической и культурной жизни Советского союза.
 
В дореволюционную эпоху художники-графики оформляли главным образом малотиражные, так называемые «роскошные», библиофильские издания. В графике господствовал эстетизм; тематика графического искусства подсказывалась (за редкими исключениями) вкусами господствовавших классов. Графическое искусство не было близко массам; художественная книга не была доступна пролетариату; плакат носил мещанский, псевдолубочный характер. Художники-графики группы «Мир искусства» поэтизировали стародворянский быт, увлекались стилизацией.
 
После Великой пролетарской революции пути графики, как и всего искусства, резко изменились. Большевистская печать привлекла графическое искусство к активному участию в строительстве новой жизни. В эту работу была вовлечена и часть старых художников — почти все графики младшего поколения «Мира искусства».
 
Появились новые мастера графики, сумевшие насытить свое творчество содержанием советской действительности, отразить в плакатах, в станковой графике и в иллюстрациях героическую борьбу пролетариата за социализм. Благодаря особому вниманию, проявленному ЦК ВКП(б) к плакатно-картинной продукции и к искусству книги, перед художниками-графиками открылись невиданные прежде творческие возможности, связанные с задачей создания подлинно советской полиграфической продукции. В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. указывалось, что «качество книги должно отвечать все возрастающим культурным запросам масс».
 
За двадцать лет своего существования советская графика достигла значительных успехов, особенно в годы, последовавшие за историческим постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. о перестройке литературно-художественных организаций. За последние годы все очевиднее становится изживание эстетства и эпигонской подражательности, все усиливается стремление осмыслить, графически организовать советскую книгу, все глубже проникается графическое искусство реалистическим стилем, все богаче становится идейное содержание графики. Успехи в области плаката, расцвет гравюры на дереве, рост мастерства в области автолитографии, улучшение внешности книги — все это факты несомненные, неоднократно отмеченные и нашей и зарубежной (в связи с международными выставками) печатью. Для советской графики стала типичной особенностью постоянная связь с производством.
 
В нашем очерке мы пытаемся дать — в самой сжатой форме — обзор и характеристику графики за двадцатилетний советский период ее развития, показать, наряду о промахами и недочетами, неуклонное повышение уровня графического мастерства, расширение и актуальность тематики, разнообразие приемов. Собранный нами материал наглядно убеждает в том, что в нашу эпоху сложились новые типы оформления книги, получило небывалый размах искусство плаката, впервые отразилась в художественных эстампах индустриальная жизнь страны, по-новому показаны в иллюстрациях классические образы художественной литературы и т. д. Все это свидетельствует о том, какое большое значение имеет советская графика в общем процессе культурной революции.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Предисловие ... 3
Техника графического искусства и разновидности графики ... 5
Дореволюционная графика ... 9
Графика эпохи гражданской войны ... 14
Главнейшие творческие течения и современное состояние советского графического искусства ... 21
Задачи советской графики ... 46
Перечень иллюстраций ... 52
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 
1. Дени. Паук и мухи (плакат), 1922.
2. Д. Моор. Ты записался добровольцем? (плакат).
3. В. Маяковский. Рисунки для плаката РОСТА, 1918.
4. В. Маяковский. Нашла коза на камень, 1919.
5. А. Лео. Издательская виньетка, 1920.
6. Е. Белуха. Типовая обложка, 1924.
7. И. Павлов. Виды старой Москвы.
8. И. Павлов. Виды старой Москвы.
9. В. Фаворский. Обложка (гравюра на дереве), 1930.
10. В. Фаворский. Портрет Ф. М. Достоевского (гравюра на дереве), 1929.
11. А. Кравченко. В дни скорби (гравюра на дереве), 1924.
12. А. Кравченко. На страже СССР (гравюра на дереве), 1931.
13. П. Павлинов. Иллюстрация к «Трубке коммунара» И. Эренбурга (гравюра на дереве).
14. П. Павлинов. Иллюстрация к «Цусиме» Новикова-Прибоя.
15. Н. Пискарев. Иллюстрация к «Анне Карениной» Л. Толстого (гравюра на дереве).
16. П. Староносов. Отступление колчаковской армии (гравюра на дереве), 1934.
17. К. Богаевский. Киммерия (автолитография), 1922.
18. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина (автолитография), 1934.
19. Г. Верейский. И. В. Сталин и М. Горький (автолитография), 1932.
20. Н. Павлов. С. М. Киров на трибуне (автолитография), 1935.
21. Г. Верейский. Портрет К. Е. Ворошилова (автолитография), 1924.
22. Д. Кардовский. Иллюстрация к «Петру I» А. Толстого, 1933.
23. Д. Кардовский. Собрание декабристов в Каменке (рисунок).
24. Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Евгению Онегину» Пушкина, 1933.
25. А. Дейнека. Иллюстрация к книге «В огне» А. Барбюса, 1935.
20. Кукрыниксы. Иллюстрация к «Жизни Клима Самгина» М. Горького.
27. Кукрыниксы. Иллюстрация к басне Д. Бедного «Притон», 1935.
28. А. Кравченко. Иллюстрация к «Моцарту и Сальери» Пушкина (гравюра на дереве), 1936.
29. М. Родионов. Иллюстрация к «Холстомеру» Л. Толстого (автолитография), 1934.
30. М. Родионов. Иллюстрация к «Войне и миру» Л. Толстого (автолитография), 1937.
31. В. Милашевский. Иллюстрация к «Господам Головлевым» Салтыкова-Щедрина (автолитография), 1936.
32. Д. Шмаринов. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Достоевского, 1937.
33. Д. Кардовский. Иллюстрация к «Дворянскому гнезду» Тургенева, 1933.
34. И. Нивинский. Фронтиспис к «Римским элегиям» Гете (офорт), 1933.
35. Д. Моор. «Культура» в колониях.
36. Б. Ефимов. «Наместник» Христа на своем месте.
37. Б. Антоновский. К. Федин (шарж), 1934.
38. Л. Бродаты. Шахт перед «шахтовладельцем».
39. Н. Радлов. Алексей Толстой (шаржи), 1926—1928.
40. А. Головин. Иллюстрация к «Двойникам» Гофмана.
41. А. Головин. Обложка к программе концерта в гос. Филармонии.
42. К. С. Петров-Водкин. Иллюстрация к сказке «Коза-дереза».
43. Б. Кустодиев. Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, 1925.
44. Б. Кустодиев. Рисунок на обложке «Руслана и Людмилы» Пушкина, 1919.
45. П. Шиллинговский. Уголок Еревана (гравюра на дереве).
46. Д. Митрохин. Обложка.
47. Г. Верейский. Портрет А. Н. Толстого (автолитография).
48. В. Лебедев. Охота (автолитография).
49. В. Лебедев. Азбука, 1923.
50. В. 3амирайло. Иллюстрация к сказке «Зайчата», 1922.
51. Ю. Васнецов. Иллюстрация к «Зимовью зверей» Капицы (автолитография), 1937.
52. Е. Чарушин. Иллюстрация к детской книге (автолитография).
53. М. Цехановский. Обложка к «Почте» С. Маршака.
54. В. Конашевич. Иллюстрация к «Фоме Гордееву» М. Горького, 1936.
55. В. Конашевич. Иллюстрация к «Виринее» Сейфуллиной (автолитография).
56. Н. Тырса. Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина (автолитография), 1936.
57. А. Пахомов. Иллюстрация к «Дубровскому» Пушкина, 1936.
58. А. Остроумова-Лебедева. Смольный (гравюра на дереве), 1924.
59. С. Юдовин. Старый еврей (гравюра на дереве), 1926.
60. Л. Xижинский. Николаевщина (гравюра на дереве).
61. С. Мочалов. Дозор матросов в 1918 г. (гравюра на дереве).
62. Н. Бриммер. Иллюстрация к «Сорочинской ярмарке» Гоголя (гравюра на дереве).
63. С. Юдовин. Иллюстрация к «Портрету» Гоголя (гравюра на дереве), 1937.
64. С. Мочалов. Иллюстрация к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (гравюра на дереве), 1932.
65. Л. Xижинский. Иллюстрация к повести «Одеты камнем» О. Форш (гравюра на дереве), 1936.
66. В. Успенский. Постройка лесовоза на заводе им. Марти в Ленинграде (офорт), 1932.
67. К. Рудаков. Иллюстрация к однотомнику Мопассана (автолитография), 1936.
68. Е. Кибрик. Иллюстрация к «Кола Брюньону» Р. Роллана (автолитография), 1920.
69. Ю. Скалдин. Переплет для собр. соч. Стендаля.
70. Е. Белуха и Г. Любарский. Издательские марки.
71. П. Шиллинговский. Книжный знак (гравюра на дереве).
72. М. Черемных. Плакат-газета «Автодор—пограничнику».
73. Советские почтовые марки.
74. Торговые марки.
75. Этикеты для шоколада, табака и папирос.
76. В. Маяковский. Рекламный плакат для Резинотреста, 1923.
 

 

 

Примеры страниц

 
4. В. Маяковский. Нашла коза на камень, 1919. 5. А. Лео. Издательская виньетка, 1920.   В. Фаворский. Обложка (гравюра на дереве), 1930.
 
А. Кравченко. В дни скорби (гравюра на дереве), 1924.  В. Конашевич. Иллюстрация к «Виринее» Сейфуллиной (автолитография).
 
Л. Xижинский. Николаевщина (гравюра на дереве).  С. Мочалов. Иллюстрация к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (гравюра на дереве), 1932
 
Л. Xижинский. Иллюстрация к повести «Одеты камнем» О. Форш (гравюра на дереве), 1936   В. Успенский. Постройка лесовоза на заводе им. Марти в Ленинграде (офорт), 1932
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 75,7 МБ)
 
 

1 января 2022, 11:37 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «Алюмпарк»
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»