наверх
 

Головин В. П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. — Москва, 2003

Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003 Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003
 
 

Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003. — 288 с., ил. — (Очерки визуальности). — ISBN 5-86793-237-0

 
Книга известного искусствоведа посвящена художественной жизни Италии XV века. Автор воссоздает самочувствие мастеров, строивших культуру Возрождения, исследует как психологические (самосознание, профессиональный статус, среда общения, восприятие современников) аспекты художнического бытия, так и экономические (цены на произведения искусства, условия контрактов, круг заказчиков). В работе широко используются документы, литературные и архивные материалы.
 
 

ВВЕДЕНИЕ

«Мир художника» — понятие довольно условное, а потому требующее пояснений. Это не тот огромный мир исторических событий, религиозно-философской, политической, социально-экономической и культурной жизни Италии XV века, в котором художники, как и все их современники, занимали свое место. Скорее это некий «микромир» вокруг художника, прежде всего включающий в себя непосредственные контакты с окружающими людьми — заказчиками, покровителями, коллегами, сотрудниками, учениками, а также исторически сложившиеся условия жизни, не столько бытовой, сколько профессиональной и социальной.
 
Историк искусства М. Вакернагель для определения всего этого конгломерата пользовался термином «Lebensraum des Kunstlers», который не без труда переводится с немецкого на другие языки1. Его приблизительное значение — жизненное пространство, среда обитания, жизненная среда художников. На английский он обычно переводится словосочетанием «world of the artists», то есть «сфера деятельности художников» или «мир художников» (буквально — «художнический мир», по аналогии с общепринятыми понятиями типа литературный мир, спортивный мир и т.п.). Таким образом, мы не претендуем на оригинальность названия, но и не можем предложить другого, столь же краткого и емкого. К тому же это заимствование как бы осеняет формулировку темы авторитетом предшественников. Замена множественного числа (мир художников) на единственное (мир художника) произведена сознательно, обозначая установку на обобщение, собирательный образ.
____________
1 Этот термин вынесен в заглавие основного труда М. Вакернагеля (Wackernagel M. Der Lebensraum des Kunstlers in der florentinischen Renaissance: Aufgaben und Auftraggeber. Werkstatt und Kunstmarkt. Leipzig 1938), но встречается и в его более ранних публикациях.
 
Развитие раннеренессансного искусства сопровождалось или, точнее, было неразрывно связано с изменениями социального статуса и самосознания художника2. Искусство и социальное бытие итальянских художников XV века подобны не двум сторонам медали, а сообщающимся сосудам, где изменение уровня или состава жидкости в одном неизбежно и довольно быстро адекватно отражается в другом. Только в культуре эта неизбежность жестко не предопределена, а скорость «перетекания» может быть различной. Тем не менее для Италии XV века характерны достаточно прочная и многоплановая сопряженность художника с социумом, «негерметичность» его мира, встроенного в общую систему существовавших социально-экономических отношений. И это одна из причин интереса историков искусства к тому, что мы называем «мир художника».
____________
2 По данному поводу М. Т. Петров пишет: «Искусство и общество, художник и социум в процессе своего развития взаимно отображали друг друга. Путь искусства в ренессансной Италии фиксируется не только в художественных произведениях, но и в изменении социального положения его создателей, а также в их судьбе в общественном мнении эпохи. Эволюция итальянского общества может быть выявлена и через отношение его представителей к искусству, художникам, через эстетическое мировоззрение этого общества и рассмотрение значения деятельности художников. Особого внимания заслуживает кристаллизация специфически ренессансных норм взаимоотношений мастеров искусства и социальной среды» (Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., I982. С. 64).
 
Ситуация, когда художник отторгается обществом или сам намеренно отстраняется от него, для Италии XV века практически нереальна. Оборвав все социальные и корпоративные связи, он не смог бы полноценно работать, да и просто выжить в тех исторических условиях. Мир художника кватроченто нельзя сузить до границ, внутри которых остается только мастер и его творения, это применимо к художникам более поздних времен или современности, но и то далеко не ко всем.
 
Наши сегодняшние представления о художнике, стиле его жизни и творчестве исподволь формируют некий стереотип, который мы невольно переносим на мастеров XV столетия, модернизируя и неизбежно искажая историческую действительность. Причем на этот стереотип оказывают влияние и реалии современной художественной жизни, и заблуждения тех эпох, которые отделяют нас от раннего Возрождения.
 
Фактически уже с Вазари и современных ему авторов начинается искажение образа художника кватроченто и окружавшего его «микромира». Тенденция будет сохранена авторами XVII—XVIII веков и упрочена во времена романтизма, когда окончательно складываются два расхожих стереотипа восприятия художника Возрождения. Это либо возвышающийся над всем обыденным гений, терзаемый муками творчества, непонятый и одинокий, либо живущий в полном согласии со всеми честный ремесленник «старых добрых времен», несколько наивный, но чистый душой и помыслами. В реальной исторической обстановке художник кватроченто не был ни тем ни другим, о чем свидетельствует более близкое знакомство с миром итальянских мастеров XV столетия.
 
Конечно, для историков искусства главным предметом исследования являются сами произведения, а первостепенная задача — раскрытие их образного содержания и художественного своеобразия. Для этого в их распоряжении имеются формально-стилевой анализ, иконографический и иконологический подходы, а также другие отработанные методики изучения произведений изобразительного искусства давно ушедших времен. Но для объяснения и постижения произведений немало значит та почва, на которой они возникли, общий фон — культурно-исторический, религиозно-философский, социальный. К последнему и относится «мир художника» итальянского Возрождения, знание которого может послужить достаточно надежным препятствием на пути излишне вольной, неадекватной оценки мастеров XV века и слишком уж «осовремененного» восприятия их творений, а также способствовать установлению исторически достоверных поправок к нашим сегодняшним суждениям.
 
М. Вакернагель считал, что мир художников раннего Возрождения — это «совокупность всех предпосылок и обстоятельств, которые характеризовали жизненное пространство, в котором существовали художники, тот мир, из которого несомненно вела свое происхождение как формальная, так и духовная сущность их произведений». И еще он пишет: «Мы должны прежде всего избавиться от представления, вытекающего из недавних и сегодняшних условий, что первым и решающим стимулом для возникновения произведения искусства является личность художника, его собственный спонтанный импульс»3.
____________
3 Цит. по англ. изд.: Wackernagel М. The World of the Florentine Renaissance Artists. Projects and Patrons, Workshop and Art Market. Princeton. 1981. P. 5, 14—15.
 
Действительно, когда знаешь, насколько детально разрабатывались программы фресковых циклов или скульптурных ансамблей, как дотошно оговаривались в контрактах сюжет, набор персонажей, композиция алтарных образов и картин, поневоле начинаешь задумываться о полезности социологических изысканий в этой области. В XV столетии «сотрудничество» заказчиков и художников при создании произведений искусства существенно отличалось от сейчас нам привычного, а свобода творчества мастеров кватроченто также имела свои особенные формы и сферы реализации, отличные от сегодняшних.
 
Это необходимо учитывать при интерпретации произведений, внося соответствующие коррективы. Простейший пример: читаем в монографии современного исследователя изящный анализ колористического построения картины художника XV века, в котором особо отмечены тонкие градации голубого цвета, а потом смотрим текст контракта на эту же работу. Оказывается, бережливый (либо ограниченный в средствах) заказчик подробно оговаривает, для каких фигур использовать дорогостоящий натуральный ультрамарин, где применять ультрамарин подешевле или голубую краску местного происхождения. Сразу возникает вопрос, насколько достоверны изыски искусствоведческого восприятия картины и сколь много в нем привнесенного извне.
 
С одной стороны, нельзя игнорировать исторический источник, дающий ценные сведения для рассуждений о колорите произведения. С другой стороны, художественные достоинства картины в конечном счете определяются отнюдь не количеством дорогостоящих пигментов. Один и тот же заказ в руках разных мастеров может превратиться в шедевр искусства или посредственную вещь. Не заказчик, а исполнитель ответственен за создание образа и его художественное качество. Само таинство рождения произведения искусства находится главным образом вне социальной сферы, но она во многом определяет условия его создания, а потому косвенно влияет на конечный результат. Связи между явлениями социальными и художественными не прямые, а опосредованные, преображенные.
 
Исследование мира художника XV столетия, как справедливо отметил Ф. Кент, требует немалой работы по междисциплинарному синтезу4. Методологии самой истории искусства не вполне достаточно, нужно привлечь социальную и экономическую историю, историю культуры, литературоведение, социальную психологию. Комплексный подход представляется наиболее плодотворным, но мир художника многогранен, он может быть и объектом внимания разных гуманитарных наук, в таком случае это прежде всего область социальной истории искусства.
____________
4 Kent F. W. Individuals and Families as Patrons of Culture in Quattrocento Florence // Language and Images of Renaissance Italy / Ed. by A. Brown. New York. 1995. P. 173.
 
Проблема проблем этого метода, этого подхода к изучению искусства — степень детерминизма. Иначе и проще говоря, степень зависимости искусства от общественных явлений, его обусловленности социологическими факторами. Вокруг данной проблемы и сконцентрирована полемика сторонников и противников социологического изучения искусства. Никто не отрицает саму правомерность его существования, однако высказывались и высказываются до сих пор справедливые претензии к тем, кто старается установить излишне прямую связь между произведениями искусства и социальной жизнью эпохи.
 
Степень детерминизма — лакмусовая бумага для проверки любого исследования в этой области. На одном полюсе присутствует деликатная работа с историческим материалом, желание что-либо прояснить в самом искусстве с помощью социологического анализа, на другом — стремление превратить художественные произведения в некое следствие и прямое отражение экономических, общественных или политических обстоятельств.
 
Мир художника раннего итальянского Возрождения представляет собой только часть социальной истории искусства этого времени. Чтобы представить себе их соотношение, целесообразно обрисовать в целом круг социологических исследований, и тогда параметры собственно нашей темы обозначатся более явственно. Сейчас уже почти окончательно определились главные направления социологической интерпретации искусства, основные области ее применения, где она «срабатывает», не выглядит надуманной и чужеродной по отношению к исторической действительности. Итак, перечислим.
  • Заказчики и художники. Проблема может ставиться широко: искусство и власть, государственная политика в области искусства, общественные заказы, а также более узко — патронаж семейств и конкретных лиц, история создания отдельных произведений, контракты на их изготовление, условия этих контрактов, реальная доля «соучастия» заказчика в создании произведения искусства, его финансовые возможности.
  • Художественный рынок. Для Италии XV столетия это ситуация, когда фактически нет типичного для последующих времен «потенциального» покупателя и развитого рынка, а потому художник ориентируется либо на случайного клиента, одноразово заказывающего в мастерской конкретное произведение, либо на патрона, который подряжает его на определенное время для исполнения самых разнообразных работ.
  • Художественный вкус заказчиков, его влияние на искусство, предъявляемые к художникам требования и общераспространенные критерии оценки произведений.
  • Коллекционирование как социальный феномен, роль коллекционеров в развитии ренессансного искусства, состав коллекций и выбор приоритетов.
  • Художник в восприятии современников, отношение к нему представителей различных социальных слоев ренессансного общества. Представления о профессии художника в целом и оценка личных достоинств отдельных мастеров.
  • Социальная психология и искусство. Здесь не только социальная психология общества, но и самих художников как особой группы.
  • Художник в социально-экономической иерархии. Цены на произведения искусства, уровень его доходов и финансовых возможностей, стиль жизни.
  • Художник в своем профессиональном окружении. Цехи, братства, строительные комиссии. Сотрудничество мастеров. Если сужать тему — проблема мастерской, но не в знаточеском, а социальном аспекте.
  • Характеристика состава художественной продукции в определенный период, потребность в ней разных слоев общества, изменение спроса.
Естественно, это только основной круг, без второстепенных проблем и частностей. При необходимости перечень можно продолжить в деталях, развернуть и конкретизировать любой его пункт.
 
Первоначально была идея рассмотреть мир художника эпохи Возрождения в целом, подходя к нему типологически, однако по мере погружения в материал становилось все более ясным, что XVI столетие в этом плане — некая преамбула выстраивания социальных отношений художника и общества в последующие эпохи. Разделительная же линия между старым и новым проходит именно через XV век, в начале которого еще присутствует очень много черт старого и традиционного, а в конце мы обнаруживаем не меньше примет Нового времени. Но даже это хронологическое ограничение только XV веком не сняло неизбежного противоречия любого исторического исследования — как привести в согласие наше желание обобщить, типологизировать и выделить основное с органичным течением потока времени, непрестанно приносящим изменения. Динамика становления нового в мире художника кватроченто нам не менее важна, чем его характеристика в целом.
 
Если логически выстраивать цепочку связанных с миром художника проблем, идя от общего к частному, от внешних границ этого мира к его центру (то есть самому художнику), можно предложить такую последовательность, определившую распределение материала по главам.
 
Во-первых, социальный статус художника, оценка его профессии и его самого современниками, согласно которой выстраивались отношения итальянских мастеров XV века с обществом. Стереотипы социальной психологии, диктующие правила общения с художником, их изменения на протяжении столетия.
 
Во-вторых, восприятие художником самого себя, своего места в общественной иерархии. Насколько самосознание раннеренессансных мастеров совпадало с тем, как они выглядели в глазах окружающих.
 
В-третьих, экономический статус художника — составляющая и базисная часть его социального статуса. Доходы и благосостояние мастеров кватроченто, необходимость зарабатывать на жизнь и влияние этого на художественную продукцию, спектр их профессиональных занятий.
 
В-четвертых, художник и заказчики. Сужается круг общения с современниками непосредственно до тех, кто заказывал и оплачивал произведения искусства, от кого в конечном счете зависели художники. Эта тема многоплановая, обширная и, пожалуй, наиболее разработанная историками искусства. Потому из нее берется лишь то, что имеет наиболее прямое отношение к миру художников: социальный состав заказчиков, как осуществлялся заказ и что клиенты хотели от мастеров, какими критериями руководствовались в оценке произведений.
 
В-пятых, собственно профессиональная среда. Еще раз сужаем круг контактов художников до уровня корпоративных связей и далее по нисходящей: цех и братство, различные формы сотрудничества мастеров и, наконец, художник в окружении ближайших помощников, в своей собственной мастерской, где совместными усилиями и создавались произведения искусства.
 
Каждое из этих пяти направлений, концентрирующих в себе ряд проблем, достойно самостоятельного исследования, но перед нами стоит другая задача — показать мир итальянских мастеров XV века в его совокупности, собрать «воедино и в одно», как сказал бы автор XV столетия, непосредственно относящееся к нему. Работа над обозначенной в заглавии темой чем-то напоминает калейдоскоп, внутри которого после многочисленных расплывчатых и причудливых изображений наконец возникает единая картина, напоминающая выверенный в пропорциях и цвете старинный витраж. Только здесь приходится не полагаться на счастливый случай, но кропотливо укладывать рядом друг с другом осколки разрозненных фактов, исторических сведений и цитат. Возможно, в других руках «исторический калейдоскоп» произвел бы на свет иную картинку, более яркую и эффектную, но мы стремились не к этому, а попытались сфокусировать все внимание на том, что представляется исторически достоверным для Италии времен раннего Возрождения.
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..5
 
Мир художника раннего Возрождения и проблемы социальной истории искусства. 14
 
Глава I. Художник в восприятии современников.25
Ремесло художника.27
Художники в новеллах итальянского Возрождения...43
Восприятие художника как личности...52
 
Глава 2. Самосознание и социальная психология художника 71
Художники в поисках индивидуальности.. 73
Записки Нери ди Биччи ...88
Автобиография Лоренцо Гиберти.94
 
Глава 3. Экономический статус художника. 105
Цены на произведения . 107
Заработки, приработки и доходы..117
Благосостояние художников..  131
 
Глава 4. Художник и заказчики.. 139
Круг заказчиков. 141
Контракты на произведения искусства.. 167
Критерии оценки произведений... 182
 
Глава 5. Художник в профессиональной среде. 193
Цеховая система. 195
Сотрудничество мастеров...215
Художник и его мастерская.230
 
Заключение. Мир художника раннего Возрождения в его историческом развитии..243
 
Примечания .. 252
Список иллюстраций .. 286
 
 

Примеры страниц

Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003 Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003
 

 

 

26 февраля 2016, 1:29 1 комментарий

Комментарии

Шикарная книга. По крайней мере, в ней достаточно детально и фактографично представлен быт художников. Даны ссылки и т.п. Рекомендую всем, кто знакомится с темой художников Ренессанса.

Добавить комментарий