|
Горностаев Ф. Ф. Дворцы и церкви Юга. — Москва, 1914Дворцы и церкви Юга / Ф. Ф. Горностаев. — Москва : Издание Т-ва «Образование», 1914. — 95 с., [30] л. ил. — (Культурные сокровища России. Выпуск восьмой).Дворцы и церкви Юга / Ѳ. Ѳ. Горностаевъ. — Москва : Изданіе Т-ва «Образованіе», 1914. — 95 с., [30] л. ил. — (Культурныя сокровища Россіи. Выпускъ восьмой).[Начальный фрагмент текста издания]
Юг России представляет большое поприще для изучения искусства и быта во всех их проявлениях. Он хранит памятники глубокой древности еще времен начала христианства на Руси, — времен отдаленной великокняжеской эпохи с ее особым, доныне загадочным, культурным бытом.
Время невзгод, время владычества Литвы и Польши, не обогатило памятниками южный край: они весьма редки, — это остатки замков, костелов, каплиц и прочих принадлежностей польской культуры.
Значительно богаче памятниками время казачества. Еще целы местами «панские» домы, или «будынки», с их характерно своеобразной архитектурой. Крепки и прочны еще каменные храмы 17-го века; особенно интересны из них построенные гетманом Мазепой, большим ревнителем церковного благолепия и несомненным знатоком искусства. Построенные им многочисленные храмы и повсюду жертвованная утварь должны, по справедливости, составить целую художественную эпоху.
Велико и достояние народного искусства в виде многочисленных деревянных храмов, домашней утвари, шитья и проч. Хотя эти памятники и неглубокой древности, но в них заложены заветы отдаленнейшего прошлого, — традиции многовекового быта. Из этих памятников отличаются своеобразием старообрядческие храмы когда-то знаменитого Стародубья. Обездоленные выходцы из центральных областей России обосновали здесь своеобразный, картинный быт, захватывающий своим глубоким интересом.
Наконец, сокровищница Юга уже в ближайшее к нам время обогатилась предметами дворянского искусства. Обширное количество усадеб местного украинского и пришлого дворянства обладают той роскошью архитектуры и обстановки быта, которыми так славился и был богат эстетически культурный 18 век. Эти последние памятники отличаются от предыдущих тем, что они не имеют каких-либо местных украинских особенностей; они общи искусству, охватившему всю Россию в 18-м и начале 19-го столетий; в них нет совсем каких-либо особенностей или оттенков общего искусства.
Но тем не менее и среди них находятся такие памятники, какие редки и вблизи столиц. — Это усадьбы, дворцы и храмы строительства всесильных фаворитов, потративших на них колоссальные труды и средства. Все, чем в искусстве располагали Петербург или Москва, для фаворитов было доступно и в отдаленной Украине. Достаточно перечислить имена строителей дворцов и храмов, чтобы убедиться в этом: Растрелли, Деламот, Ринальди и Кваренги оставили тут свои большие имена, не говоря уже о менее значительных, — Квасове и Мичурине, работавших над исполнением заказанных сооружений на местах.
Имена этих больших художников говорят о том вызывающем интересе, который представляют их произведения на Украине. Их первоклассный интерес побуждает и нас всесторонне обозреть эти изящные произведения искусства, слава о которых еще не совсем угасла, несмотря на постигшие их невзгоды, едва не изгладившие навсегда их след. Эти изящнейшие памятники 18-го века уже полуразрушены и почти превратились в руины. Что всего печальнее, их разрушило не всепобеждающее время, а жизнь; эти памятники, казавшиеся столь жизненно необходимыми для того времени, так тесно связанные с культурными требованиями великого 18-го века, вскоре оказались совершенно ненужными, излишними и даже тягостными и притом настолько, что их пришлось совсем забросить.
Жизнь разошлась с искусством: что ранее было жизненно необходимым, то ныне оказалось ненужной роскошью, хранить и поддерживать которую считается излишним предрассудком. И даже то, что имело высокую культурную стоимость и цену, — картинные галереи, библиотеки и обстановка, — все это рассыпалось по торгашеским рукам, уплыло за границу, или безвременно погибло, как негодный хлам. Исчезли и исчезают ценные реликвии прошлого, и жалкие их остатки доканчивают корыстные руки и добивает время.
Эти развалины былой высокой культуры служат наглядным примером окончательного ее упадка. Вся созданная на основе крепостного права, развившаяся на даровом труде и достигшая своего головокружительного апогея в конце 18-го и начале 19-го веков, дворянская культура падает с уничтожением крепостного права. Вся ценность поместий и усадеб, заключавшаяся в количестве «крепостных душ», а не в количестве земли, исчезла и обесценилась. Поддерживать былую культуру наемным трудом уж не хватало средств, что и обрекло ее на запустение и окончательную гибель. Вначале было заброшено все, что находилось вдали от столиц, а затем распространилось и на все остальное. Уцелевшее нужно считать лишь единицами.
Возродится ли погибшая высокохудожественная культура, составляющая такую прекрасную страницу русского искусства? — Встанут ли из пепла погибшие дворцы на радость новым потребностям, новым вкусам нравственно возродившихся потомков?.. Да, это все может возродиться, но не воскресить уже минувший безвозвратно быт; не воскресить широкий размах жизни, в сущности и диктовавший всю его внешнюю бытовую сторону и все потребности широкой эстетической культуры.
Ценность памятников исчезнувшего быта, к сожалению, сознается пока лишь только лицами причастными к искусству. Широкое понимание художественной их красоты в обществе еще не созрело. Жизнь разошлась с искусством и людей, ценящих последнее, так мало. Конечно, с повышением культуры эстетическая ее сторона займет свое место. Но не будет ли тогда поздно?... Сейчас же мы не любим и не умеем хранить остатки прошлого, хотя, быть может, и начинаем их ценить.
Ужас охватывает душу при мысли, что даже и покинутое на произвол судьбы скоро возбудит интерес, но, увы, интерес чисто меркантильный. В наш практический и пока не одухотворенный век в остатках прошлого видят материал пригодный для различных целей, кроме задач искусства...
Жаль, если бесследно погибнут эти произведения высокого искусства, не оказав необходимо нужных для нас влияний. Жаль гибели произведений талантливых художников, вложивших свою мысль и душу в эти произведения, считая их вечными памятниками своего творчества и вкладом в общую сокровищницу искусства.
Настоятельно необходимо сохранить хоть что-нибудь, хотя бы для воспоминания об их искусстве. — Но нужно спешить пока не поздно. Былые культурные оазисы уж ныне представляют захолустье; и где-то далеко, в стороне от железных дорог, в глуши местечек и поселков доживают свой век покинутые гетманские дворцы; или бесследно раззоряется на удивленье всем созданная Ляличская усадьба графа Завадовского, ныне принадлежащая, евреям Голодцам...
<...>
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. В былое время ... 6
II. Гетманский дворец в Батурине. 25
III. Козелецкий собор.. 37
IV. Церковь в Лемешах... 47
V. Дворец в Почепе ... 50
VI. Дворец в Баклани ... 57
VII. Ляличи. Дворец гр. П. В. Завадовского. 59
VIII. В глуши ... 81
ИЛЛЮСТРАЦИИ В ТЕКСТЕ.
I. Батурин. Памятник гр. К. Г. Разумовскому . 36
II. Лемеши. Трехсвятительная церковь ...47
III. Почеп. Дворовый фасад дворца ..51
IV. Баклан. Гетманский дворец.57
Иллюстрации на отдельных листах.
Батурин.
Гетманский дворец. XVIII век.
Портик главного фасада дворца. XVIII век.
Козелец.
Соборный храм. 1752—1763 гг.
Иконостас соборного храма.
Почеп.
Дворец со стороны сада. 1760-е годы.
Храм Воскресения Христова. 1765—1771 гг.
Иконостас Воскресенского храма.
Ляличи.
Ворота переднего двора. 1790-е годы.
Аллея перед дворцом.
Дворец со стороны переднего двора. 1790-е годы.
Главный корпус дворца. 1790-е годы.
Дворец со стороны парка. 1790-е годы.
Парадная лестница дворца.
Круглый центральный зал дворца.
Купол круглого зала дворца.
Столовая дворца.
Зеркальный зал дворца.
Главная гостиная дворца.
Плафон главной гостиной дворца.
Будуар дворца.
Свод зеркального зала дворца.
Комната во флигеле дворца.
«Летний дворец» в парке. 1790-е годы.
«Храм благодарности» в парке. 1790-е годы. Здесь находилась статуя гр. Румянцева-Задунайского.
Церковь св. Екатерины 1797 г.
Церковь св. Екатерины. Главный храм и придел св. ап. Петра и Павла 1797 г.
Романовка.
Церковь Покрова пр. Богородицы. 1811 г.
Иконостас Покровской церкви. 1814—1815 гг.
Группа «Распятия».
Икона св. царицы Александры и св. архидиакона Стефана.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 19,2 МБ).
Update от 14.12.2018: добавлена альтернативная версия скана (РГБ):
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 98,6 МБ).
7 апреля 2018, 16:20
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий