наверх
 
Удмуртская Республика


Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. — Москва, 2007

Илья Голосов / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : «Архитектура-С», 2007 Илья Голосов / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : «Архитектура-С», 2007
 
 

Илья Голосов / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : «Архитектура-С», 2007. — 104 с., ил. — ISBN 978-5-9647-0130-9

 
 
Илья Голосов (1883—1945 гг.) — один из крупнейших советских архитекторов авангарда, внесший значительный вклад в становление и развитие современной архитектуры.
 
Данная книга посвящена творчеству И. Голосова. В ней анализируются творческое течение «символический романтизм», возглавлявшееся И. Голосовым в начале 1920-х годов, и разработанная им тогда же «Теория построения архитектурных организмов». Широко иллюстрируются проекты и постройки И. Голосова.
 
Книга предназначена для студентов архитектурных вузов, искусствоведов, архитекторов, художников и дизайнеров, а также для всех, интересующихся местом и ролью архитектурного конструктивизма в развитии и формировании архитектурного авангарда XX века.
 
 

Введение

Период 1920—1930-х годов, когда наиболее ярко проявился талант Ильи Александровича Голосова, в советской архитектуре, развитие которой сопровождалось борьбой различных творческих течений, был сложным и противоречивым. В области художественных проблем велись острые дискуссии.
 
Это было время становления первого в мире социалистического государства. Разрушалась старая государственная машина, коренным образом изменялась социальная структура общества, менялось отношение человека к окружающей его предметно-пространственной среде. Революционные преобразования охватили все стороны жизни, а новые общественные формы требовали и новой предметно-пространственной среды. Формировался новый социальный заказ архитекторам от имени нового общества, который включал в себя и задачи создания нового художественного облика архитектурной среды.
 
В переломные эпохи (а именно такими и были первые послереволюционные годы) в искусстве, в том числе и в архитектуре, главными среди художественных проблем творчества становятся две — поиски нового образа и новых средств выразительности. На этих проблемах, как правило, и сосредоточены усилия архитекторов-новаторов. Те из них, кто вносит существенный вклад в их решение, и оказывают наибольшее влияние на формирование новых творческих течений и школ.
 
Интенсивные художественные поиски определяли творческую атмосферу молодой советской архитектуры. Проблемы новой формы занимали в те годы практически всех архитекторов — и сторонников новой архитектуры, и традиционалистов. На смену старым художественно-композиционным системам и архитектурным формам приходили новые, и выработка профессиональных приемов была невозможна без интенсивных творческих поисков, формально-эстетических экспериментов (в том числе и лабораторных), теоретических дискуссий.
 
Ведущие архитекторы страны — А. Веснин, К. Мельников, Н. Ладовский, И. Леонидов, И. Фомин, Л. Лисицкий и др. — создавали художественные образы на основе оригинальных творческих концепций. Среди создателей оригинальных концепций формы почетное место занимает и И. Голосов.
 
Творческое кредо И. Голосова имело одну очень важную особенность, которая позволила ему проявить свое художественное дарование на всех этапах развития советской архитектуры 1917—1945 годов (несмотря на изменения ее творческой направленности, особенно существенные в начале 1920-х и в начале 1930-х гг.), — он был мастером крупной формы. На выявлении геометрической определенности крупной формы, господствующей в объемно-пространственной композиции и подчиняющей себе все остальные формы и детали, построены практически все его произведения вне зависимости от их конкретного стилевого решения. «Плоскость стены, — говорил И. Голосов своим ученикам, — можно украсить любыми деталями, но со временем они могут отвалиться, их могут сбить или заменить другими со сменой моды, а объем живет вечно».
 
Анализ произведений И. Голосова, относящихся к разным этапам его творчества, показывает, что сама по себе стилевая характеристика архитектурных форм никогда не была основой его творческого кредо. Он практически с одинаковым успехом работал в различных стилевых формах (общепринятых на конкретном этапе развития советской архитектуры), но всегда оставался верен характерным для него приемам построения объемно-пространственной композиции. Главным в его художественных поисках было стремление овладеть крупной архитектурной формой и подчинить ей общую объемно-пространственную композицию здания. Так И. Голосов работал в самые первые годы советской власти, когда он использовал формы неоклассики, так он проектировал в начале 1920-х годов в духе символического романтизма, так он создавал выразительные образы, перейдя в середине 1920-х годов на позиции конструктивизма, так он работал и в 1930-е годы.
 
Илья Александрович Голосов родился 19 июля 1883 года в Москве. В 1898 году он поступил в Московское Строгановское художественно-промышленное училище, где прошел полный курс обучения (8 классов). В 1907 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году со званием архитектора.
 
Студенческие проекты И. Голосова отражают господствовавший тогда метод преподавания, дававший будущему архитектору профессиональные навыки работы в различных стилях. Он создает проекты и в классике, и в модерне, и в русском, и в византийском стилях. Это и жилые дома, и церкви, и общественные здания. Среди них выделяется выполненный в 1911 году проект Музея Отечественной войны 1812 года, представлявший собой грандиозное сооружение, решенное в несколько сухой неоклассике.
 
Еще будучи студентом, а также в первое время после завершения учебы, И. Голосов работал в качестве помощника у ряда известных московских архитекторов и художников: Л. Браиловского, Ф. Остроградского, И. Кузнецова, А. Иванова, С. Соловьева, А. Щусева, И. Грабаря и др. Наряду с архитектурным проектированием он занимался обмерами памятников архитектуры, оформляя их графически для «Истории русского искусства» И. Грабаря, для журнала «Старые годы» и др.
 
 
Голосов. Студенческий проект, 1911 г. Интерьер в классическом стиле
Студенческий проект, 1911 г. Интерьер в классическом стиле
 
 
Первые самостоятельные проекты И. Голосова, выполненные в предреволюционные годы, отличаются стилевым разнообразием. По его проектам построены несколько особняков. Наибольший интерес представляют особняк Зимина в г. Киржаче (1912 г.) и особняк Зуева в Москве (1913 г.). Проектировал И. Голосов также доходные дома, церкви и др.
 
 
Студенческий проект, 1911 г. Музей 1812 года. Фасад, план второго этажа
Студенческий проект, 1911 г. Музей 1812 года. Фасад, план второго этажа
 
 
Голосов. Особняк Зуева в Москве, 1913 г. Перспектива
Особняк Зуева в Москве, 1913 г. Перспектива
 
 
Голосов. Деревянная церковь. Проект, 1916 г. Фасады, план, разрез
Деревянная церковь. Проект, 1916 г. Фасады, план, разрез
 
 
Особняк Зимина в Киржаче, 1912 г. Перспектива
Особняк Зимина в Киржаче, 1912 г. Перспектива
 
 
В 1914 году началась Первая мировая война, и И. Голосова мобилизуют в армию. До 1917 года он работает в области строительства различных сооружений для тыловых частей.
 
Таким образом, начало творческой деятельности И. Голосова совпало с первым этапом формирования социалистического государства.
 
 
 

Работы И. А. Голосова

  • Подборка текстов И. А. Голосова. — В кн.: Мастера советской архитектуры об архитектуре, т. I. (Предисловие, составление и примечания В. В. Кириллова). — М., 1975.
  • Новые пути в архитектуре. Лекция, прочитанная в МАО в 1922 г. — В кн.: Из истории советской архитектуры 1917—1925 гг. — М., 1963.
  • Мой творческий путь. // Архитектура СССР, 1933. — № 1.
  • О большой архитектурной форме. // Архитектура СССР, 1933. — № 5.
  • Методы, проверенные жизнью (в рубрике «Мастер в мастерской»). // Архитектурная газета, 1934 г., 30 декабря.
  • Принципы архитектурного творчества. — В кн.: Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 год, т. II. — М., 1936.
  • За монументальную архитектуру. // Архитектурная газета, 1935, 18 января.
  • Творческий отчет. // Архитектура СССР, 1935. — № 4.
  • Показать памятник эпохи (в рубрике «Каким должен быть музей архитектуры»). // Архитектурная газета, 1935, 12 марта.
  • Статья в подборке «Творческие самоотчеты профессуры» (в рубрике «Как перестраивается институт»). // Архитектурная газета, 1935, 6 мая.
  • Архитектор — на леса (в рубрике «Трибуна архитектора»). // Архитектурная газета, 1936, 3 марта.
 

Работы о И. А. Голосове

  • Архитектор И. А. Голосов (каталог выставки работ). — М., 1946.
  • Дель С. Взирая на лица. // Строительство Москвы, 1936. — № 5.
  • Заплетин Н. Всесоюзный физкультурный комбинат. // Строительство Москвы, 1932. — № 4.
  • Жилой квартал автозавода им. Молотова в Горьком. // Строительство Москвы, 1936. — № 20.
  • Карра А. Я. и Смирнов В. В. Новые клубы Москвы. // Строительство Москвы, 1929. — № 11.
  • Кириллов В. В. Архитектор И. А. Голосов. // Вестник Московского университета. Сер. «История», 1972. — № 4.
  • Корсунский Г. В. На правильном пути. // Строительство Москвы, 1936. — № 12.
  • Крутиков Г. Т. Большой синтетический театр в Свердловске. // Советская архитектура, 1932. — № 1.
  • Филиппов А. В. Клуб имени Зуева. — В кн.: 10 рабочих клубов Москвы. — М., 1932.
  • Хан-Магомедов С. О. Теория построения архитектурных организмов и теория движения в архитектуре И. Голосова. / В сб.: Проблемы истории советской архитектуры, № 2. — М., 1976.
  • Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. // Архитектура СССР, 1984. — № 2.
  • Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. — М., 1988.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектор Илья Голосов. — М.. 1986.
  • Хигер Р. Заметки об архитектурном движении после Октября. // Советская архитектура, 1931. — № 3.
  • Хигер Р. Архитектор И. А. Голосов. // Архитектура СССР. 1933. — № 1.
  • Юзепчук А. В. Новые жилые дома. // Строительство Москвы, 1937. — № 2.
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..5
От неоклассики к символико-романтическим поискам...11
Теория построения архитектурных организмов...22
Борьба за новый метод преподавания..27
Творческая школа И. Голосова (символический романтизм 1920—1924 гг.) 33
Переход на позиции конструктивизма .54
Участие в формировании новых типов сооружений...62
Отход от конструктивизма. Работы последних лет..90
Литература... 101
 
 

Примеры страниц

Илья Голосов / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : «Архитектура-С», 2007 Илья Голосов / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : «Архитектура-С», 2007
 
 
 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 8,5 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

4 августа 2016, 22:48 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут