|
Харламова А. М. Колонный зал Дома Союзов. — Москва, 1954Колонный зал Дома Союзов / А. М. Харламова ; Под редакцией Д. П. Сухова и Н. И. Брунова. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — 15 с., 23 отд. л. ил. в папке : ил. — (Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования / Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры).[Аннотация]
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре приступает к изданию материалов исследования и обмеров крупнейших памятников русской архитектуры.
Колонный зал Дома Союзов в Москве, построенный в конце XVIII века великим русским архитектором М. Ф. Казаковым, является одним из лучших общественных залов Москвы, блестящим образцом архитектуры русского классицизма.
Настоящее издание имеет целью ознакомить советских архитекторов и искусствоведов с обмерными чертежами и фотографиями этого замечательного произведения архитектуры.
[Полный текст издания]
В центре Москвы, на углу Охотного ряда и Пушкинской улицы, расположен Дом Союзов — одно из замечательных зданий столицы. Это сооружение построено в конце XVIII века архитектором М. Ф. Казаковым. До революции в нем находился дворянский клуб — Российское благородное собрание.
Великая Октябрьская социалистическая революция передала дом благородного собрания его законному владельцу — трудовому народу.
Торжественный главный зал этого здания, обрамленный стройной колоннадой, в наше время стал одним из центров общественной и культурной жизни советской столицы, свидетелем выдающихся исторических событий нашей эпохи.
Величественный по своей архитектуре Колонный зал близок и дорог каждому советскому человеку.
Цель настоящего издания — дать советским зодчим возможность изучить композиционные приемы и средства, при помощи которых архитектор М. Ф. Казаков достиг такого совершенства в создании художественного образа парадного зала для общественных собраний.
* * *
В середине XVIII века на месте, где ныне расположен Дом Союзов, находился дом князя В. М. Долгорукова-Крымского. В декабре 1784 года его владение было куплено московским дворянством для перестройки здания под клуб. К работам по переделке дома был привлечен архитектор М. Ф. Казаков. М. Ф. Казаков значительно расширил здание. Он изменил его планировку и на месте двора разместил колонный зал и ряд других помещений.
Точная дата этой перестройки неизвестна. Судя по генеральному плану участка, относящемуся к 1781 году¹, в это время зала в доме еще не было. Чертежи из Военно-исторического архива² (план 2-го этажа и фасад), подписанные М. Ф. Казаковым, содержат проект здания дворянского клуба или один из его вариантов и, очевидно, были выполнены в момент покупки владения. Планы 1-го и 2-го этажей и чертеж фасада, помещенные в первом альбоме Казакова³, являются фиксацией выстроенного здания и относятся к 1790-м годам. На них показана уже пристройка на углу Георгиевского переулка, сделанная после 1790 года. Исходя из всего этого, можно предположить, что зал был построен в 1785—1786 году.
____________
¹ Центр. Гос. архив древних актов, фонд Кам. приказ., кн. № 17, л. 190/159—160, 1781 г.
² Центр. Военно-историч. архив, фонд ВУА № 418, дело 421/62463, размер чертежей 100×50.
³ Альбом № 1. Лист 31, 32 и 33, размер чертежей 100×50.
В 1812 году во время пожара Москвы здание Дворянского собрания сильно пострадало. В это время погибла значительная часть архитектурного убранства зала, в том числе живопись плафона и стен. В 1814 году дом был восстановлен.
В дальнейшем, в связи с общим процессом оскудения дворянства Собрание постепенно потеряло свое значение. Средства на содержание дома сильно сократились. В 1819 году старшины Дворянского собрания поставили вопрос о том, чтобы заложить здание или сдать его в аренду. Первый этаж дома был сдан под магазин и склады, второй — под выставки, спектакли и т. д. К 40-м годам XIX века Благородное собрание пришло в полный упадок.
В 1849 году дом был отдан в собственность дворянам Московской губернии, и в том же году был сделан ремонт, не внесший существенных изменений в его архитектуру¹.
____________
¹ А. Барсуков, Российское Благородное собрание в Москве. М., 1886.
Большие переделки здания были произведены в начале XX века. В эти годы был надстроен 3-й этаж, изменены фасады и в связи с приспособлением Колонного зала под зрительный зал перестроен ряд помещений 2-го этажа и переделаны лестницы. Хотя перестройка и не коснулась непосредственно зала, но его архитектурное качество ухудшилось, так как надстройка закрыла верхний свет.
* * *
Здание Дворянского собрания было двухэтажным. Первый этаж, перекрытый сводами, имел, главным образом, служебное и хозяйственное назначение. Из вестибюля главного входа, с Охотного ряда, на 2-й этаж вела широкая трехмаршевая лестница. Прямо от лестницы начиналась анфилада комнат, подводящая к основным помещениям клуба (бальные залы, банкетный зал, библиотека и др.).
Дом был выстроен из кирпича, с широким применением дерева в конструкции перекрытий и внутренних колоннад. Так, коринфская колоннада главного зала выполнена из дерева. Колонны облицованы искусственным мрамором ровного белого цвета, орнаментальные части отлиты из гипса. Стены и потолок зала были оштукатурены и украшены живописью. Зал был перекрыт плоским зеркальным сводом с распалубками над верхними окнами. Предназначался зал для балов и приемов. На новогодние балы сюда съезжались дворянские семейства со всех концов России.
Мемуарист Вигель в своих „Воспоминаниях“ так описывает зал во время одного из балов: „Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий, тысячи толпящихся в нем посетителей и посетительниц в лучших нарядах, гремящие в нем хоры музыки... сим чудесным зрелищем я был поражен, очарован...“¹
____________
¹ Ф. Вигель, Воспоминания. М., 1884, ч. 1, стр. 182.
Зал освещался, по словам Вигеля, несколькими тысячами плошек и пятью тысячами свечей.
Обогревался он четырьмя расположенными под ним духовыми печами.
Центральная часть зала, окруженная величественным строем светлых, блестящих колонн коринфского ордера, украшенная венцом прекрасных люстр, была местом праздничных церемоний.
Пол центральной части зала был опущен по отношению к полу всего этажа, что давало возможность отделить пространство за колоннадой от центральной части и сделать его удобным для зрителей. Кроме того, каждый вновь входивший мог охватить взглядом всех присутствующих в зале и в свою очередь сам был хорошо виден отовсюду.
Следует отметить, что художественная выразительность образа общественного зала, предназначенного для торжественных празднеств, была достигнута Казаковым скупыми архитектурными средствами. Зодчий придал ордеру роль главного элемента в архитектуре зала. В основу композиции он положил торжественный и нарядный коринфский ордер, видоизменив его в соответствии с эстетическими идеями времени и трактуя его с учетом местоположения в интерьере.
Четкость пропорций и сдержанность целесообразно использованных архитектурных средств создают впечатление простой и ясной красоты. Эти черты архитектуры зала особенно отчетливо выступают при сравнении его с залами дворцов, построенных в середине XVIII века, полными декоративной пышности, многоцветными и насыщенными золотом. В них ордер использовался только наряду с другими декоративными средствами.
В конце XVIII века ордер становится одним из основных элементов архитектурной композиции: без колоннады в это время не мыслится ни одно значительное здание. Блестящим достижением архитектуры этого периода являются различные по композиции колонные залы.
Впервые сложную симфонию колонн создал В. И. Баженов в неосуществленном проекте Кремлевского дворца.
М. Ф. Казаков был с 1767 года помощником Баженова по проектированию Кремлевского дворца и одним из непосредственных создателей его модели¹. Общественный характер грандиозного замысла Кремлевского дворцового ансамбля, очевидно, оказал влияние на Казакова при создании большого общественного здания — дома Дворянского собрания.
____________
¹ Модель в настоящее время находится в Музее архитектуры Академии архитектуры СССР.
Схема построения парадной части Кремлевского дворца повлияла на план дома Дворянского собрания. Эта схема была видоизменена в конкретных условиях другого здания. И в доме Дворянского собрания и в Кремлевском дворце в отличие от пышных дворцовых анфилад середины XVIII века, ведущих обычно непосредственно к тронному залу, анфилада шла параллельно основной группе помещений и открывалась в главный зал несколькими большими проемами. Основной вход в Колонный зал был расположен по длинной стороне зала, против света, так же как и в проекте В. И. Баженова.
Колонный зал и два небольших зала на его торцах (Круглый и Крестовый²) аналогичны по своему местоположению залу и двум галереям Кремлевского дворца. Как видно из планов конца XVIII века, Колонный зал соединялся со смежными залами тремя открытыми арками и составлял вместе с ними самостоятельную анфиладу парадных залов. Таким образом, главный зал был не завершением анфилады, как например, в Зимнем дворце, построенном Растрелли, а центром композиции всего интерьера.
____________
² План большого зала Московского дворянского собрания находится в библиотеке Академии архитектуры СССР.
Так называемый Круглый зал имел встроенную овальную колоннаду и был в 1810—1811 годах богато украшен живописью работы Антона Канопи и барельефами³.
____________
³ Описание живописи, изобретенной и исполненной Антоном Канопи в большом зале Дворянского собрания в Москве. М., 1812.
Расположение колонн, окон, дверей и т. д. в зале и прилегающих к нему помещениях было связано четкой осевой сеткой. Размеры основных осей в сооружениях Баженова и Казакова одни и те же, они равны 3 метрам 70 сантиметрам (т. е. 1 сажень 2 аршина 3 вершка). Портик здания Дворянского собрания со стороны Большой Дмитровки (ныне Пушкинская улица) был в плане равен короткой стороне колоннады зала, подобно портику, выходившему на Соборную площадь в проекте здания Кремлевского дворца.
Таким образом, в Колонном зале можно проследить дальнейшее развитие композиционной идеи главного зала Кремлевского дворца.
По длине и Колонный зал, и зал Кремлевского дворца расчленены колоннами на одиннадцать частей, по ширине — на семь. Среднее из семи боковых членений зала Кремлевского дворца было в три раза больше других, т. е. отношения сторон зала не были одинаковыми.
Значение внутриордерных членений в сложной композиции зала Кремлевского дворца, с его полукруглыми нишами на торцах, выступами колоннады, обилием барельефов и богатством цвета, не было определяющим. Для всех трех залов Баженов применил один и тот же ордер, в одних и тех же пропорциональных и абсолютных размерах.
В проекте здания Дворянского собрания углы зала закруглены, галерея расширяется за счет отступа угловой колонны. Можно предположить, что, аналогично фасадам, интерьер первоначально предполагалось сделать более декоративно насыщенным.
Однако, осуществляя здание, М. Ф. Казаков пришел к очень простой архитектурной композиции главного зала. Он построил прямоугольный в плане зал с колоннадой по всему периметру.
Архитектурный образ зала целиком связан с характером ордера и пропорциями его членений. Пропорции колоннады, форма колонн, прорисовка капителей, модульонов и розеток карниза здесь приобрели ведущее композиционное значение.
Поперечный разрез зала. Реконструкция
В настоящее время от первоначального облика зала сохранились его общее архитектурное построение, основные размеры, форма перекрытия и характер коринфского ордера.
Сравнение планов 2-го этажа здания, относящихся к концу XVIII века, с обмерными чертежами, выполненными в настоящее время, показывает, что архитектура зала претерпела ряд коренных изменений и дает основание предполагать, что разрушение дома в 1812 году было очень значительным.
Существуют указания на то, что в 1812 году в зале обвалился потолок. Возможно, что это было связано с разрушением колоннады, порчей стен и другими повреждениями.
При восстановлении здания в 1814 году А. Бакаревым, учеником и помощником М. Ф. Казакова, была сохранена архитектура зала, но, видимо, в нее был внесен ряд изменений, связанных с требованиями другого исторического периода.
Продольный разрез зала. Реконструкция
Упомянутые выше планы 2-го этажа, относящиеся к концу XVIII века, показывают, что колоннада имела ясную классическую систему построения. На стенах колоннам отвечали соответствующие по размерам и характеру пилястры: на плане показаны одинаковые базы и архитравы, связывающие воедино антаблементы галерей. Пространство галерей, заключенное между колоннами и пилястрами, было перекрыто отдельными опирающимися на архитравы сводиками, подобными существующим сейчас. Построение колоннады зала было в этом отношении похоже на построение колоннады залов баженовского Кремлевского дворца, где также колоннам отвечали пилястры и галереи были перекрыты профилированными сомкнутыми сводиками.
По планам можно также заключить, что высота зала была немного больше: центральная часть его была опущена по отношению к уровню этажа не на три ступени, как теперь, а на пять. Сходы (ступени) были расположены не по всему периметру, а только в центральных интерколумниях. Все остальные интерколумнии были забраны балясинами. Таким образом, галерея была первоначально поднята над залом приблизительно на 80 сантиметров и огорожена балюстрадой. Наличие пилястр связанных с колоннадой единой системой, поднятая огороженная галерея, предназначенная для зрителей, и некоторые другие детали заставляют усомниться в том, существовал ли первоначально балкон в его настоящем виде. Само сопряжение балкона с колоннами противоречит строгим классическим приемам М. Ф. Казакова и не встречается в других его сооружениях этого периода.
О том, что зал первоначально не имел балкона, свидетельствуют также и другие факты. На планах видны карниз и граница плафона, соответствующие существующим ныне, и вовсе не показаны хоры.
Две маленькие лестницы, находившиеся в углах за овальным залом, вели на световой служебный коридор вокруг зала, расположенный на уровне карниза (на карнизе устанавливались свечи и плошки для дополнительного освещения зала).
Балкон мог возникнуть при восстановлении здания в 1814 году, когда был поднят пол центральной части зала, была уничтожена балюстрада между колоннами и на ее месте сделаны три ступени по всему периметру колоннады. В результате этих переделок пространство галереи было превращено в непосредственное продолжение зала. Естественно предположить, что одновременно с этим появилась необходимость в балконе для зрителей. При этом пилястры, не соответствовавшие новой архитектурной композиции и, видимо, также поврежденные при разрушении здания, были уничтожены. Очевидно, они, подобно колоннам, были в своей основе деревянными. При восстановлении был сохранен характер перекрытия галереи (которое сейчас не соответствует низкому пространству балкона).
Перспектива зала. Реконструкция
При сравнении коринфского ордера Колонного зала с ордером Кремлевского дворца необходимо, несмотря на ряд общих черт (например, одинаковые относительные высоты колонн, равные 10 диаметрам), отметить различную их трактовку.
Ордер зала Кремлевского дворца хранил еще отзвуки архитектуры предшествующего исторического периода — он отличался пышностью, обильной деталировкой и соответствовал сложной и богатой декорации стен. В своих членениях и пропорциях он был близок канону Виньолы. Ордер Колонного зала, напротив, отличался крупными членениями и простотой. Эти особенности имеют существенное значение в композиции большого фронта колоннады.
Большой зал, названный Колонным, представлял собой величественную композицию перистиля, с десятью колоннами по длинной стороне и шестью — по короткой. Колоннаду во внутреннем пространстве здания Казаков создал свободно стоящей, подобно колоннадам открытых дворов. В этом духе он построил и всю архитектурную композицию зала.
Плафон, первоначально имевший иллюзорную роспись (небо с аллегорическими фигурами), был освещен ровным, рассеянным светом, лившимся из окон, расположенных в распалубках свода¹. Сильный вынос карниза, закрывший аттик, выступал силуэтом на фоне световой полосы и иллюзорно удалял паддугу перекрытия за линию колоннады.
____________
¹ Описание живописи, изобретенной и исполненной Антоном Канопи в большом зале Дворянского собрания в Москве. М., 1812, стр. 1.
Создавалось впечатление, что фигуры, изображенные на плафоне, легко парят над свободно стоящей колоннадой. При искусственном освещении плафона из-за карниза колоннады этот эффект еще усиливался.
Доступ на карниз был из прохода между наружными стенами и распалубками свода.
На стенах против каждого интерколумния помещались большие проемы открытых арок (2,13×4,25) и окон, а также зеркала в форме окон. Все это вместе с живописью иллюзорно углубляло пространство галерей.
Коринфский ордер Колонного зала отличается своеобразными пропорциями. В целом он строен и лишен напряженности. Ордерная структура галереи естественно отвечает форме и размеру помещения. Крупный масштаб соответствует торжественному облику большого парадного зала.
Профили колонн
Нижний диаметр колонн равен 92—93 сантиметрам, высота колонн соответствует 10 диаметрам (9,22 метра) — отношение максимальное для данного ордера. Стволы колонн — гладкие, без каннелюр, характерных для коринфского ордера. Полированная поверхность искусственного мрамора оттеняет прекрасно очерченный энтазис. Базы колонн аттические, равны по высоте половине диаметра.
Особенностью капителей колонн является их большая высота и прямая форма без обычного расширяющегося вверх „колокола“. Высота капители (1,27 метра) равна 1,3 нижнего диаметра колонны. Цилиндр капители как бы продолжает утонение колонны до абаки, и лишь под самой абакой он переходит в раструб. Эта форма отчетливо ощущается сквозь листву капители.
Капитель рассчитана на сильный раккурс, при котором она не теряет своей стройности.
Антаблемент прост и ясен в членениях. Он поделен на три почти равные части: архитрав — 67 сантиметров, фриз — 65 сантиметров, карниз — 78 сантиметров, вся высота антаблемента — 2,1 метра, т. е. содержит 2,2 диаметра колонны. Архитрав и фриз имеют равные размеры и составляют 0,7 нижнего диаметра. Архитрав и фриз так же, как колонны, выполнены из светлого искусственного мрамора.
Особенностью ордера является также карниз. Последний в своих членениях построен согласно дорическим соразмерностям (модульонный вариант антаблемента коринфского ордера). Карниз — несколько больший, чем архитрав и фриз — поделен почти на две равные части — на выносную плиту с гуськом и поддерживающую ее часть, состоящую из модульонов и каблучка.
Карниз имеет большой вынос (1,13 метра) за счет выносной плиты. Нижняя ее поверхность украшена кессонами с розетками и поддерживается модульонами тонкого рисунка. В этой части карниза сосредоточено все орнаментальное богатство антаблемента, рассчитанное на обозрение снизу.
Оси модульонов совпадают с осями колонн и делят расстояние между ними (3,68 метра) на четыре части (92 сантиметра). Таким образом, расстояния между осями модульонов равны одному нижнему диаметру колонны.
Размер интерколумния (2,75 метра) равен трем диаметрам (диастиль). Это расстояние превышает принятое для коринфского ордера.
Итак, коринфский ордер Колонного зала характерен крупными членениями без мелкой деталировки; его светлые, блестящие колонны широко расставлены, имеют высокую, прямую капитель и аттическую базу. Карниз отличается большим выносом.
Построение ордера рассчитано на размер зала и длинный фронт колоннады.
До перестройки колоннада покоилась на постаменте высотой в 5 ступеней (в настоящее время имеется 3 ступени) и завершалась небольшим аттиком.
Аттик служил основанием для полуциркульных окон, расположенных по всему периметру зала в распалубках плоского зеркального свода. Распалубки соответствовали расстановке колонн, причем световая площадь окон была максимальной (нижнее основание окна — 2,75 метров, при простенке 93 сантиметра, равном диаметру колонны).
Для архитектурного облика зала в настоящее время большое значение имеют балкон и люстры.
Балкон слегка касается колонн и зрительно не нарушает цельности колоннады. Перила балкона, с их стройными вертикалями балясин, создают масштабный контраст с членениями ордера.
Междуколонное пространство, заполненное легким деревянным балконом и ажурными горизонтально члененными люстрами, контрастирует с монументальностью гладких вертикалей колонн. Балкон высоко поднят и членит пространство между колоннами в отношении 2:1 (нижнее членение 2 квадрата и верхнее 1 квадрат) в соответствии с пропорциями арок 2:1 и окна 2-го яруса 1:1.
Легкие, ажурные люстры являются неотъемлемой частью архитектуры Колонного зала. Верхние люстры (в два кольца света) укреплены на архитраве, нижние (в 3 кольца света) висят на кронштейнах и незначительно выдвинуты в зал. Своим размещением между колоннами они как бы учащают их ритм и подчеркивают прямоугольную форму зала и его двухъярусность.
Размеры зала составляют в плане 39,55×24,83 метра, отношение его сторон близко к золотому сечению (16×10). Расстояние между стеной и колоннадой равно одному интерколумнию. Размер колоннады в осях 33,12×18,40 метра. Прямоугольник, образуемый выносом карниза, хорошо воспринимаемый из зала, имеет отношение сторон 1:2 (15,20×30 метров). Высота зала от пола до потолка составляет теперь 14,58 метра. Учитывая повышение пола на две ступени, можно сказать, что кубатура внутреннего пространства зала была равна двум кубическим объемам со сторонами в 15 метров.
Отношение сторон колоннады 9:5 создавало впечатление вытянутости зала и в сочетании с общим построением дало основание современникам называть Колонный зал „большой открытой галереей“. „Находясь в середине зала в назначенном пункте перспективы, откуда должно наблюдаться действие живописи при освещении зала, видно, что сия зала превращена в открытую галерею“¹.
____________
¹ Описание живописи, изобретенной и исполненной Антоном Канопи в большом зале Дворянского собрания в Москве. М., 1812.
После Великой Октябрьской социалистической революции здание несколько раз ремонтировалось, причем всегда особое внимание уделялось архитектуре зала. В 1937 году были сделаны постаменты под колонны из искусственного мрамора взамен гипсовых. Существенно изменена конструкция перекрытия зала.
В настоящее время Колонный зал Дома Союзов — один из крупнейших общественных залов Москвы.
Он является одной из достопримечательностей столицы не только благодаря своим высоким художественным достоинствам, но также и потому, что хранит память о больших исторических событиях, происходивших в его стенах.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
1. Общий вид.
2. Фасад и план здания Дворянского клуба (из первого альбома М. Ф. Казакова; чертежи конца XVIII в.).
3. План 2-го этажа здания Дворянского клуба. Подписной чертеж М. Ф. Казакова; чертеж из первого альбома М. Ф. Казакова; обмерные чертежи перекрытия галереи.
4. План зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
5. Продольный разрез зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
6. Поперечный разрез зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
7. Фрагмент колоннады зала.
8. Фрагмент колоннады зала.
9. Фрагмент колоннады зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
10. Фрагмент колоннады зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
11. Деталь крестового свода и антаблемент.
12. Капитель и база колонны. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
13. Капитель колонны.
14. Капитель колонны.
15. Перспектива капителей колонн.
16. Карниз зала. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
17. Антаблемент колоннады.
18. Верхняя люстра. Обмер арх. Л. И. Баталова. 1940 г.
19. Верхняя люстра.
20. Нижняя люстра.
21. Кронштейн нижней люстры.
22. Сравнительная таблица ордеров. М. Казаков. Ордер Колонного зала. В. Баженов. Ордер главного зала Кремлевского дворца. Виньола. Коринфский ордер (по Ф. де Шамбре).
* * *
В настоящем издании использованы подлинные проектные чертежи здания Дворянского клуба М. Ф. Казакова, хранящиеся в Центральном военно-историческом архиве (ЦВИА); чертежи выстроенного здания с пристройкой со стороны Георгиевского переулка, помещенные в 1-м альбоме Казакова (хранящиеся в Музее Академии архитектуры СССР).
Фотографирование зала произведено в декабре 1952 года А. А. Александровым.
Все таблицы издания
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 134 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
18 июня 2024, 23:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий