|
Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — Москва, 1940Архитектура речных вокзалов / Арх. Р. Я. Хигер. — Москва : Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1940. — 55 с., ил. — (Новые сооружения советской архитектуры ; под общей редакцией И. Н. Магидина. Выпуск четвертый).[Текст издания]
В условиях бурного развития водного транспорта в нашей стране огромное значение приобретает строительство и архитектура речных вокзалов.
В отличие от речных вокзалов капиталистических стран наши вокзалы, их планировка и архитектура проникнуты социалистическим демократизмом, сталинской заботой о человеке. Всем посетителям наших вокзалов доступны основные их помещения, начиная с вестибюля и кончая прекрасными террасами и галереями, здесь нет характерного для вокзалов капиталистических стран резкого деления на парадные залы и убогие помещения.
Как и всякий характерный тип общественных зданий, вокзалы водного транспорта должны отличаться своей художественной спецификой, должны быть ориентирами в пространстве. В силу этого решение вокзального организма должно так или иначе сочетаться с вертикалью, с высотным силуэтом.
Во внешней композиции архитектурных масс и в планировке зал для пассажиров речной вокзал должен быть в значительной мере ориентирован на воду, на перспективы, открывающиеся у водной шири и особенно привлекающие зрителя. Поэтому характерной чертой речного вокзала должно быть создание террасной и галерейной композиции с возможностью широкого обозрения пассажирами прилегающего ландшафта.
Наконец, место строительства, его рельеф и прочие особенности застройки должны налагать своеобразную печать на архитектуру этих зданий.
Мы остановимся здесь на трех речных вокзалах, возведенных в самые последние годы в связи со строительством канала Москва—Волга: Химкинском, Московском и Калининском.
* * *
Химкинский вокзал (автор арх. А. М. Рухлядев) — главное здание в комплексе замечательных сооружений канала Москва—Волга — расположен на берегу Химкинского водохранилища у 15-го километра Ленинградского шоссе.
Химкинский вокзал не только транспортное сооружение, но и место отдыха для трудящихся, расположенное в новом районе Москвы.
Здание, обращенное лицевым фронтом к шоссе и тыльным фронтом к набережной водного бассейна, занимает доминирующее положение и над шоссе и над водной поверхностью. От фронта Ленинградского шоссе здание отстоит на 350 м, что позволило архитектурно организовать подступы к вокзалу зелеными партерами, аллеями цветниками. В силу уклона площади вокзала в сторону магистрали здание выигрывает тем самым в величественности общего впечатления. Вокзал окружен парком, в композицию которого вписываются аллеи, ведущие от шоссе к зданию.
* * *
Химкинский речной вокзал хорошо поставлен на участке. Он ясно воспринимается с берега и с воды по объемам и силуэту. Основной замысел здания-маяка доходит до зрителя полностью.
Длина здания по главному фасаду 150 м, высота центральной части от отметки земли 75 м. Со стороны Ленинградского шоссе вход в вокзал акцентирован порталом с тремя мощными арками, украшенными фарфоровыми барельефами. От центрального портала композиция здания развивается симметрично и по длине и ввысь.
Охватывающая здание по всему его периметру двухъярусная галерея придает ему воздушность и переходит в ступенчато нарастающую башню, увенчанную шпилем 27-метровой высоты с пятиконечной звездой (металлический шпиль выдвигается из башни помощью электролебедки, а по прекращении навигации шпиль со звездой убирается внутрь).
Со стороны набережной здание имеет три этажа. В центре композиции этого фасада — главный портал с арками, аналогичными аркам противоположного фасада, и величественная гранитная лестница, подводящая к причальной набережной. Набережная, рассчитанная на одновременный причал четырех больших пароходов, тянется на 480 м.
В торцах здания располагаются большие фонтаны, органически входящие в пространственную композицию всего вокзального комплекса. У северного торца — „Полярный фонтан“. Тема его — птичий базар. Пьедестал — с группой медведей из белого мрамора (скульптор Кордашов). В южной части — „Черноморский фонтан“ с группой играющих на волне дельфинов (скульптор Ефимов). У основания центральной четырехгранной башни установлены бронзовые фигуры красноармейца, краснофлотца, северянина и колхозницы-южанки.
Основные помещения вокзала — просторный центральный вестибюль, зал ожидания и ресторан. Большие площади этих зал обусловили их двухсветное решение. Кроме этих основных помещений, в вокзале имеется целый ряд вспомогательных. Сюда относятся детские комнаты, комнаты службы пути, начальника вокзала и его аппарата, почта и телеграф, кухня со всем комплексом обслуживающих помещений и пр. Материалы строительства — железобетон, кирпич, естественный камень.
Облицовка отдельных частей здания выполнена из естественного камня на основе определенной цветовой композиции. Цоколь сделан из красного полированного гранита, главные порталы отделаны серо-зеленым диоритом, колонны галерей белым тарусским камнем.
Здание хорошо оформляет фронт набережной. Подступы к нему в виде открытой широкой лестницы-галереи, окаймляющие здание со всех сторон, создают архитектурные переходы от окружающих пространств к зданию и обратно от здания к пространству. Завершение башенной части высоким шпилем, увенчанным пятиконечной звездой, способствует восприятию силуэта с далекого расстояния. Применение плоских покрытий вполне оправдано их использованием.
С террас, ступенчато расположенных по силуэту здания, и с плоской кровли открываются широкие красивые перспективы на прилегающие водные просторы. В целом внешний облик вокзала выразителен как по своей идее — головного сооружения канала Москва—Волга, — так и по прямому назначению узлового транспортного здания.
Во внутренней отделке здания проявлена большая тщательность. Художественно оформлены и детально проработаны отдельные группы помещений. Хорошо расписаны детские комнаты анималистскими мотивами и плафон зала-ресторана, где показаны отдельные этапы развития техники водного транспорта. Выполненная по специальному заказу и рисункам электроарматура умело включена в общее решение интерьера (особенно приятны по форме люстры в виде группы раковин).
Живопись и скульптура с хорошо подобранной тематикой органически связаны с архитектурой, логично развивают и дополняют ее.
В общем Химкинский речной вокзал удачно разрешает архитектурную задачу создания образа общественного здания нового типа, являющегося памятником эпохи победившего социализма.
* * *
Московский речной вокзал (автор арх. Р. Я. Хигер), обслуживающий движение между Москвой — Уфой, Москвой — Горьким и пригородными районами Москвы, расположен по Варшавскому шоссе, близ Даниловского моста (в Ленинском районе Москвы).
Основной павильон для пассажиров и павильон пригородного движения, связанные в единую архитектурную систему, имеют самостоятельные подходы и подъезды. Прибывающие по реке пассажиры не заходят в здание вокзала, а по отведенным им путям проходят мимо павильонов к стоянке автомашин и далее к трамвайным городским путям.
Материал сооружения, согласно заданию Наркомвода, в основном дерево, лишь часть сооружения по соображениям пожарной безопасности решается в кирпиче. В кирпиче запроектированы пригородный павильон и центральная часть плановой композиции, в которой располагаются: в первом этаже — главный вестибюль и во втором этаже — кухня. Благодаря выделению огнестойкого объема в центре композиции все сооружение разбивается на три изолированные деревянные части, чем создаются сравнительно безопасные условия на случай возникновения пожара в какой-либо части.
Основная концепция сооружения заключена в контрасте одноэтажной легкой части с сильным двухэтажным объемом восьмигранника, где расположены зал ожидания и ресторан, перекрытый куполом. Этот объем является господствующим одинаково и со стороны города и со стороны реки. Завершенный декоративной вертикалью с шаром (в котором предполагался сильный источник света), восьмигранник создает композиционную ось, главенствующую как в самом сооружении, так и на прилегающей части территории набережных.
В планировке здания проведен принцип разграничения отдельных зон. Слева от главного вестибюля находятся комнаты матери и ребенка, справа — служебные помещения, обслуживающие и пригородный павильон; во втором этаже расположены комнаты гостиницы для прибывающих пассажиров (с лестницей из главного вестибюля). Служебные помещения ресторана (раздаточная, моечная, заготовочная, очажная и пр.) связаны с первым этажом и подвалом изолированной лестницей и грузовым лифтом. В подвале здания находятся холодильные камеры ресторана, склады продуктов и прочие вспомогательные помещения.
При входе в главный вестибюль установлены телефонные будки, по пути движения к залу ожидания — кассы и справочное бюро.
Далее — прием багажа и ручной клади, хранение которых предусмотрено в первом этаже и в подвале (связь лифтом).
В центре зала ожидания, имеющего правильную восьмигранную форму, просторная парадная лестница ведет в ресторан. Антресоль, идущая по всему периметру зала ожидания, шириной в 2,5 м, предназначена для читальной, шашечной и пр. Ресторан окаймлен террасой, обращенной к реке.
По противопожарным соображениям в зале ожидания и в ресторанном зале устроено достаточно большое количество наружных выходов (лестницы по углам восьмигранника). Эти лестницы нужны также и по конструктивным соображениям: они воспринимают горизонтальный распор ферм купола.
В пригородном павильоне запроектированы: зал ожидания, кассы, уборные.
Длина причала (100 м) позволяет одновременно разместиться волжскому пароходу и пригородному трамвайному катеру.
Пространственная композиция внутри здания построена на развертывании осевых перспектив и на „переливании“ одного пространства в другое. При входе в главный вестибюль раскрывается продольная перспектива на колоннаду вестибюля и на расположенную в центре зала ожидания парадную лестницу в ресторан. Сквозная перспектива открывается и по оси корпуса служебных помещений вдоль коридора, если смотреть из вестибюля или из зала ожидания пригородного павильона. Зал ожидания главного павильона пространственно как бы „переливается“ в ресторан через открытую широкую лестницу. Темносиний ультрамариновый купол ресторана, покрытый рельефом светлооранжевых колец (звезд), создает цветовое завершение всей внутренней композиции центра вокзального здания.
Вообще тема цвета, его гармонии, согласования и контраста была основной в разрешении архитектуры вокзальных помещений.
Зал для пригородных пассажиров окрашен в три тона: светложелтый (стены), светлокоричнево-кофейный (балки, колонны), кирпично-красный (потолок между балками). Весь комплекс служебных помещений выдержан в светложелтых и светлокофейных тонах (панель). В главном вестибюле стены палевые, потолок голубой, колонны желтые.
В переходе к залу ожидания впервые появляется интенсивный синий цвет ультрамарина (в кессонах потолка), подготовляющий зрителя к восприятию купола ресторана. В восьмигранном зале ожидания преобладают те же тона, что и в пригородном павильоне: светлокофейный, желтый и кирпично-красный. Но уже сквозь пролеты открытой центральной лестницы виден интенсивно синий тон купола, который по мере подъема по лестнице в ресторан охватывает посетителя настроением южного ночного неба.
В гармонично подобранные тона окрашены и другие служебные помещения вокзала (группа детских комнат, комнаты гостиницы, курительные, коридоры, лестницы, помещения кухни и пр.).
Вокзал размещен на участке, где со стороны реки имеется прекрасный фруктовый сад, со стороны города — тенистая аллея старых деревьев и сквер. Здание вокзала нужно было хорошо вписать в эти природные условия места и вместе с тем не лишать его представительности, требуемой для общественного здания. В связи с этим по-разному решены его фасады со стороны города и реки. Фасад, обращенный к Варшавскому шоссе, сдержан и несколько официален. На нем два акцента различной силы: шестиколонный деревянный портик у главного входа и лоджия у входа в пригородный павильон. Их связывает легкая одноэтажная галерея, обрамляющая все здание.
В фасаде на реку основную роль играет объем восьмигранника; его террасы, галереи и наружные лестницы живописной игрой линий и граней создают постепенный переход от массива здания к зелени участка и просторам реки.
Конструкция наружных стен здания в основном — деревянный каркас с обшивкой с двух сторон и засыпкой шлаком. Перекрытия всюду деревянные, кроме главного вестибюля, где они, по противопожарным соображениям, выполнены в железобетоне. В зале ожидания перекрытие сделано по деревянным гвоздевым балкам и деревянным колоннам. В ресторане основой конструктивного (и архитектурного) решения являются деревянные сегментные фермы, схваченные кольцом в вершине купола; кровля — рубероидная.
В процессе строительства все деревянные перекрытия подвергались антисептированию для предохранения их от домового грибка.
В связи с будущей реконструкцией района здание поставлено на стилобат (земляную насыпь), откосы которого одернованы и обработаны цветочными насаждениями.
* * *
Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова) выстроено на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу. Вокзал отмечает собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва — Волга.
Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.
Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.
Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.
Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.
Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.
Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.
Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания как со стороны набережной, так и со стороны городской площади. Фасад вокзала, выходящий на последнюю, соответствует характеру городского центра. Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену. Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.
Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки — все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции. Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан, неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.
В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже. Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м²) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.
В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 30,3 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
19 января 2017, 2:03
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий