наверх
 

Художественное оформление массовой посуды : Сборник. — Москва ; Ленинград, 1932

Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932  Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932
 
 
 

Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932. — 145, 2 с., 1 вкл. л. номогр. : ил.

 
 
 

Предисловие

 
Социалистическая реконструкция быта в нашей стране требует коренного пересмотра проблемы художественного оформления массовой продукции советской промышленности. Одним из ее наиболее отсталых участков является производство фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды. Практика художественного оформления этой продукции до сих пор полна пережитков враждебных пролетариату тенденций, сохранившихся от кузнецовских и мальцовских времен.
 
Актуальность вопроса и научная беспризорность этого участка нашего строительства заставили Государственную академию искусствознания ввести в свой производственный план изучение проблемы художественного оформления массовой посуды. Проблемы эти стали предметом занятий специальной группы работников Академии с осени 1930 г. Настоящий сборник является результатом работ группы по основным моментам намеченной темы.
 
Неблагополучие на этом участке нашего строительства со всей резкостью неоднократно отмечалось на страницах общей и специальной прессы и дало толчок к созыву нескольких совещаний и конференций, посвященных исключительно вопросам художественного оформления посуды. Резолюции этих совещаний настойчиво сигнализировали наличие глубокого прорыва в рассматриваемой отрасли нашего хозяйства; однако проведение их в жизнь неизменно упиралось в ряд сложных и трудных проблем творческого и технического порядка, требующих для своего разрешения научного освещения и критической проработки. До самого последнего времени эти проблемы не были предметом сколько-нибудь серьезного внимания со стороны теоретической мысли; в лучшем случае они ставились и рассматривались случайно или в косвенной связи с другими проблемами.
 
Имеющаяся у нас и в особенности за границей довольно большая литература о художественном фарфоре и стекле неприемлема для нас методологически и касается исключительно парадных, музейных экземпляров посуды, тогда как для СССР насущный интерес представляет та продукция, которая оформляет быт широких масс и которая должна стать действенным фактором социалистической реконструкции быта.
 
Борьба за реконструкцию художественной обработки посуды, за преодоление тяготеющих над фарфоро-фаянсом и стеклом реакционных традиций, за очищение этого искусства от хлама мещанской эстетики, за пролетарское мировоззрение и овладение передовыми производственными методами оформления — эта борьба, являющаяся выражением классовой борьбы на данном участке художественного фронта, должна получить серьезную теоретическую базу.
 
В связи с вопросами художественно-идеологического характера сборник уделяет серьезное внимание проблемам техническим как в силу тесной взаимной связи тех и других, так и в силу важности вопросов техники для практических работников в области производственного искусства. Творчество художника-проектировщика и конструктора, призванного участвовать в процессе реконструкции массовой посуды, не может развиваться на основе устарелых кустарных методов, а должно опираться на передовую технику, используемую им как средство для развертывания новых идеологических задач, стоящих перед пролетариатом. На содержании сборника учет этого момента отразился подробным рассмотрением технических функций посуды в связи с проблемами ее рационализации и стандартизации.
 
Материал, вошедший в сборник, конечно, не исчерпывает всех сторон разрабатываемой группой темы. К тому же некоторые из затронутых в сборнике вопросов рассмотрены бегло и освещены лишь в общих чертах, давая только предварительную наметку, за которой должна последовать дальнейшая, более углубленная разработка. Но на первом этапе работы представлялось существенно важным дать четкую постановку основных проблем оформления массовой посуды, чтобы помочь ее практическим работникам усвоить правильную классовую ориентировку в борьбе за осуществление стоящей перед ними большой задачи и мобилизовать внимание советской общественности к задачам художественного оформления массовой посуды.
 

 

 

Содержание

 
Предисловие ... 5
 
Н. Соколова. Пути художественного оформления массовой посуды в реконструктивный период ... 7
 
С. В. Филиппова. Прототипы форм современной массовой посуды в связи с проектами их стандарта ... 29
1. Чайник круглый ... —
2. Чашка круглая ... 39
3. Чайник каской ... 51
 
Игнатий Хвойник. Мещанские тенденции в оформлении советской массовой посуды ... 61
 
А. В. Филиппов. Рационализация и реконструкция формы массовой советской посуды
I. 1. Революция и реконструкция бытовых вещей ... —
2. Пути работы проектировщика по реконструкции бытовых вещей ... —
3. Примеры формализма в посуде ... 88
4. Профиль и задачи художника для оформления массовой фабричной посуды ... 91
5. Использование культурного наследства в форме посуды ... 92
6. Перспективы ... 96
II. Функциональные и производственные требования к форме массовой посуды ... 96
1. Ассортимент посуды и ее сервизность ... —
2. Нормализация емкости посуды ... 99
3. Ускоренный метод увеличения и уменьшения форм посуды ... 102
4. Система счета посуды ... —
5. Устойчивость посуды ... 104
6. Гигиеничность посуды и удобство ее мытья ... 106
7. Держание, переноска и наливание ... 109
8. Носкость и колкость посуды ... 118
9. Экономия пространства и материала ... —
10. Практика реконструкции форм посуды и их стандартизации в связи с проблемой общественного питания ... 128
 
Библиография ... 140
 
Приложение. А. В. Филиппов и Б. С. Швецов. Номограмма для нахождения линейных размеров посуды при изменении ее емкости
 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

книжная и журнальная литература по оформлению современной посуды
 
I. Проблема художественного оформления посуды
 
1. БОГОСЛОВСКИЙ А. Д. О художественном оформлении фарфоро-фаянсовых изделий. «Керамика и стекло», М. 1930, № 6, стр. 299—303, с 7 снимками.
2. БРОДСКИЙ Валентин. Вещи в быту. «Библиотека юного пролетария», изд. «Красная газета», Л. 1929, стр. 58. (Фарфор ленинградского и др. заводов Центрофарфортреста, стр. 37—40, со снимками).
3. ГУРЕЦКИЙ Я. В., художник. Искусство в керамике. «Керамика и стекло», Л. 1926, № 2, стр. 116—122, с 5 снимками изделий.
4. ГУРЕЦКИЙ Я. В., художник. Искусство в хрустале. «Керамика « стекло», 1927, № 6, стр. 232—234, с 3 снимками изделий Дятьковской хрустальной фабрики.
5. ЗАГОРСКАЯ Е. Маркизы и цветочки на советской посуде. «За пролетарское искусство», М. 1931, № 3-4, стр. 50, с 3 снимками.
6. КОРСУНСКИЙ Г. Обратим внимание на фарфоровую и фаянсовую посуду. «Краевед-массовик Московской области», 1930, стр. 15—16, с 3 снимками.
7. На докладе А. В. ФИЛИППОВА. Художественные задачи керамической промышленности. Главсиликат, М. 1923, № 1-2, стр. 74 — 77.
8. ОСТАПЕНКО А. Каким требованиям должна удовлетворять живопись в фарфоре и фаянсе. «Керамика и стекло», М. 1928, № 10, стр. 286—298, с 3 снимками в тексте.
9. П. Е. Реконструкция фарфорового рисунка. «За пролетарское искусство», М. 1931, № 3-4, стр. 51.
10. ПЕРЕГУДОВ А. Дулевские факелы. Очерк. «Красная нива», М. 1926, № 16, стр. 16—17, со снимками новой фарфоровой продукции Дулевского завода.
11. Р. Ф. Массовая посуда. «Красная нива», М. 1930, № 4, с 7 снимками.
12. РАХМАНОВ И. и ФРИХ-ХАР И. О роли художника в фарфоровом производстве. «Керамика и стекло», М. 1929, № 4, стр. 137—138.
13. ТУЖИЛИНА В. А., художник-инженер. Художник и стандартизация производства. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930, № 3, стр. 19—20.
14. ФИЛИППОВ А. В. Оформление керамических изделий. Краткий путеводитель по производственно-показательному отделу музея. Издание Музея керамики, М. 1930, стр. 49, с 6 снимками.
(Классификация керамических изделий и сырье, иллюстрации к технологии производства, виды художественной обработки керамики, формоведение, предметный указатель).
15. ФИН И. Д. Не-художник об украшении фарфоровых изделий и о переквалификации мастеров живописных отделов. «Керамика и стекло», популярное приложение, 1930, № 5, стр. 24—25.
 
А. Форма посуды и работы в модельно-точильном цехе
 
16. БЕЗБОРОДОВ М. А., инженер. К вопросу об учете производительности фарфорообжигательных печей. «Керамика и стекло», 1925, № 3-4, стр. 98—102.
17. БЕРКМАН А. С., инженер. Обжиг фарфора на подставках-изделиях. «Керамика и стекло», 1929, № 9, стр. 324 — 326, со снимками изделий.
18. БУЛАВИН И., инженер. Использование горнового пространства в печах фарфоро-фаянсового производства. «Керамика и стекло», 1926, № 12, стр. 571—575.
19. ЕПИФАНСКИЙ А. Рационализированный чайник. «Красная нива», М. 1927, № 50.
(О работе Института силикатов, с 8 снимками).
20. КРАВЧЕНКО Я., инженер. Влияние ввода песка в жижель на прочность приставки носков и ручек. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930, № 5, стр. 26.
21. Л. О лучшем использовании горнового пространства при обжиге чашек. «Керамика и стекло», 1930, № 1, стр. 33—34.
22. ОВЧИНИНСКИЙ А. Уплотнение заборки фарфоровых изделий в политой камере горна (сообщение Дулевской лаборатории). «Керамика и стекло», 1929, № 7-8, стр. 278—279 (с разрезом заборки чашек).
23. ОЛЕХОВ А. и ГАЛКИН И. (Тверская фабрика). Улучшение конструкции форм, капов и болванов. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л. июль—сентябрь, 1930, стр. 30—31, с 2 чертежами.
24. ПЛЯШНИК И. (Первомайская фабрика). Приклейка носков и ручек в утильном виде. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930, № 3, стр. 17.
25. РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СИЛИКАТОВ, 1925—1926, М. 1927, стр. 29.
(Изучение и рационализация форм посуды, стр. 12—14, с 4 снимками работ).
26. То же, 1926—1927, М. 1927, стр. 32.
(Изучение и рационализация форм посуды, стр. 12 и 29—30).
27. ФИЛИППОВ А. В., профессор. Недостатки форм фарфоро-фаянсовой посуды (доклад в комиссии керамики Академии художественных наук 16/III 1927 г.). «Керамика и стекло», М. 1927, № 2, стр. 73—75, с 4 снимками, № 3-4, стр. 132—135, с 4 снимками.
28. ФЛЕРОВ М. В., инженер. О формовке фарфоровых изделий. «Керамика и стекло». Популярное приложение 1930, № 1, стр. 2—6, с 6 рисунками.
 
Б. Цветовая обработка посуды
 
29. БАЙВЕЛЬ М. Живопись на стекле. «Бюллетень» Украинского треста Порцеляна-Фаянс-Шкло, Кіев, 1930, № 4—7.
30. БРАУН А. Разделка товара декалькоманией. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л. 1930, июль—сентябрь, стр. 22—23.
31. ГРЕШКО А. (Первомайская фабрика). Приготовление терпентина для живописного цеха. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930, № 3, стр. 17—18.
32. ДЕКАЛЬКОМАНИЯ. Товарная энциклопедия изд. «Экономическая жизнь», М. 1927, стр. 351—352.
33. ДЕКАЛЬКОМАНИЯ. Техническая энциклопедия. М. 1929, т. VI, стр. 359.
34. ИВАНЧЕНКО П. М. (Межигорский техникум). Покрытие кобальтом изделий посредством аэрографа или ручным способом. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930.
35. Новый способ перевода деколи на оглазурованные изделия. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л. 1930, март—июнь, стр. 40.
36. ПОДРЯБИННИКОВ Т. Рационализация в живописном цехе. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л., июль—сентябрь 1930, стр. 24—27, с 4 рисунками.
37. ПРОХОРОВ А. (Дулевская фабрика). О некоторых недочетах живописи на фарфоре. «Керамика и стекло». Популярное приложение, 1930, № 3, стр. 14—15.
38. ПУЛИЕЗО С. Г., инженер. Деколь по фаянсовому утилю. «Керамика и стекло», 1930, № 1, стр. 34—36.
39. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ на Волховской фабрике (машинное крытье майолики вместо ручного, замена точильной работы на круге машинной и литьем). «Бюллетень» Центрофарфортреста, М. 1928, август, стр. 40—41.
40. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА на заводах Центрофарфортреста (Дулевская, Тверская, Рыбинская фабрики). «Керамика и стекло», М. 1928, № 1, стр. 32.
41. СНОПОВ М. И. (Песочинская фаянсовая фабрика). Подготовка красок для работ при помощи аэрографа. «Керамика и стекло». Популярное приложение. 1930, № 3, стр. 18.
42. ТУМАНОВ С. К вопросу о состоянии и перспективах развития производства керамических красок и декалькомании в СССР. «Бюллетень» Центрофарфортреста, М. 1928, август, стр. 25—31.
43. ШИБАЕВ А. Необходимо внести реформу в живописную разделку фарфора. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л., июль—сентябрь 1930, стр. 28.
 
В. Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова
 
44. ГОЛЛЕРБАХ Э. Государственный фарфоровый завод и художники «Русское искусство», 1923, № 2-3, с 19 репродукциями.
45. ГОЛЛЕРБАХ Э. Петербургские письма (у Сергея Чехонина, новости фарфора). «Сполохи», Берлин, 1922, № 10, август.
46. ГОЛЛЕРБАХ Э. Советский фарфор (к вопросу о пролетарском стиле). П. 1923, № 13, 7 ноября.
47. ГОЛЛЕРБАХ Э. С. В. Чехонин. «Вестник театра и искусства». II. 1922, № 20.
48. ГОЛЛЕРБАХ Э. С. В. Чехонин. К 25-летию художественной деятельности. «Казанский музейный вестник», Казань, 1922, № 1.
49. ГОЛЛЕРБАХ Э. С. В. Чехонин. «Накануне», Берлин, Литературное приложение к № 82, 16 июля 1922 г.
50. ГОЛЛЕРБАХ Э. Фарфор государственного завода. Графика И. Рерберга и С. Чехонина. Редакция И. Лазаревского. 50 репродукций в тексте и 10 цветных на отдельных листах. Изд. журнала «Среди коллекционеров», М. 1922, стр. 54.
51. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД. Художественный труд. Изд. отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения, П. 1919, выл. I, стр. 9—48, со снимками мастерских и изделий.
52. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД. «Изобразительное искусство», журнал отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения, П. 1919, № 1, стр. 63—64.
53. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ И СТЕКОЛЬНЫЙ ЗАВОД. Технико-экономический вестник, М.—П. 1922, № 1, стр. 148—149.
54. ИВАНОВ Д. Государственный фарфоровый завод. Всероссийская выставка художественной промышленности. М. 1923, № 2, 1 апреля, стр. 19—20.
55. РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР. Сборник статей о деятельности государственного фарфорового завода. Под редакцией Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского. ГИЗ, 1924, 163 стр. 43 автотипии в тексте, 13 фототипий и 12 хромотипий на отдельных листах.
Э. Голлербах. История государственного фарфорового завода со времени основания до революции. П. Фрикен. Жизнь государственного фарфорового завода в годы революции. Э. Голлербах. Сюжеты и характер живописи по фарфору. М. Фармаковский. Скульптура государственного фарфорового завода. М. Егорова-Котлубай. Музей государственного фарфорового завода. М. Фармаковский. Список скульптурных произведений. Э. Голлербах. Рабочие государственного фарфорового завода (исторический очерк). Список художников, работавших на государственном фарфоровом заводе в 1917—1922 гг. Библиография.
56. СОВЕТСКИЙ ФАРФОР. Московское художественное издательство. М. 1927.
Статьи: А. В. Луначарский. Государственный фарфоровый завод, стр. 5—8. С. Н. Тройницкий. Советский фарфор, стр. 9—12. В. В. Филатов. Художественный фарфор, стр. 13—18. С. А. Транцеев. Технический фарфор, стр. 19—22, 50 снимков с изделий.
57. ЧЕХОНИН С. Художественный фарфор. «Красная нива», М. 1926, № 42, стр. 14—15, с 5 снимками в тексте.
58. ЭФРОС Абрам и ПУНИН Николай. С. Чехонин, ГИЗ, М. 1924 (6 таблиц в красках — фарфоровые блюда и урна государственного завода).
59. ЭФРОС Абрам. Профили. Изд. Федерация, М. 1930, стр. 310. Чехонин, стр. 209—223.
 
Г. Металлическая посуда
 
60. ЛЕСОХИН А. Стандартизация чугунного горшка. «Вестник стандартизации», М. 1927, № 1-2, стр. 37—39.
61. ЧЕРНОВ и МАКАРЕВИЧ В. К вопросу о стандартизации хозяйственных изделий из чугуна. «Вестник стандартизации», М. 1930, № 5-6 (23—24), стр. 55—60, с 3 чертежами — горшка, сковороды и котла.
62. ЩЕГОЛЕВ А. В., инженер. Изготовление металлической посуды. За рабочим станком, ГИЗ, 1928, стр. 168.
 
II. Конкурсы и выставки посуды
 
63. ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС рисунков и моделей для фарфоро-фаянсовой промышленности. «Бюллетень» Росстеклофарфора, Л. 1930, март—июнь, стр. 41—42.
64. ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА. «Керамика и стекло», Л. 1926, № 12, стр. 584.
65. ВЫСТАВКА СТЕКОЛЬНО-ФАРФОРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ к 10-летию Октябрьской революции. «Керамика и стекло», М. 1927, № 5, стр. 201.
66. ЗАСЕДАНИЕ о выставке «Советский фарфор». «Керамика и стекло». М. 1927, № 1, стр. 38, 4 листа снимков с фарфоровых изделий.
67. КОЛЛЕКЦИИ УКРАИНСКОЙ ПОСУДЫ (в Киевском сельскохозяйственном музее). «Керамика и стекло», М. 1927, стр. 41—42.
68. КОНКУРС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ. «За пролетарское искусство», М. 1931, № 3-4, стр. 51.
69. ПОСТАНОВЛЕНИЯ комиссии жюри по оценке выставки советского фарфора. «Керамика и стекло», М. 1927, № 1, стр. 38—39.
70. ТУГЕНДХОЛЬД Я. Выставка художественной промышленности в Москве. «Русское искусство», 1923, М.—П., № 2-3, стр. 101—107 со снимками фарфора Дулевского и Ленинградского заводов и керамики Межигорского техникума.
71. ФИЛИППОВ А. В., профессор. Керамика на выставке русской художественной промышленности. «Вестник силикатной промышленности», декабрь, № 9 (12), М. 1922, стр. 69—72.
 
III. Профобразование
 
72. АНДРЕЕВ П. М. Вузы не обеспечивают фарфоровую промышленность художниками. «Бюллетень» Центрофарфортреста, М. 1929, ноябрь—декабрь, стр. 11—12.
73. МЕЖИГОРСКИЙ МИСТЕЦЬКО-КЕРАМІЧНИЙ ТЕХНИКУМ (иллюстрированный проспект к 5-летию существования). Киев, 1928.
74. ФИЛИППОВ А. В., профессор. Керамический факультет Московских высших государственных художественных технических мастерских. Главсиликат, М. 1921, № 2, стр. 33—34.
75. ФИЛИППОВ А. В. Керамический факультет. «Вестник рабочих стекольно-фарфоро-фаянсового производства», М. 1921, № 5(14), стр. 7.
76. ШКОЛА КОНТОРСКО-ТОРГОВОГО УЧЕНИЧЕСТВА. Программа практического ученичества в магазинах посудно-хозяйственных товаров. Срок обучения 2 года. Армавир, школа КТУ, 1930, стр. 5.
 
IV. Экономика стекольно-фарфоровой промышленности
 
77. БРАУН А. Опыт Америки и назревшие вопросы нашей фарфоро-фаянсовой промышленности. «Керамика и стекло», 1927, № 7-8, стр. 262—264. Потребление фарфоровой посуды в САСШ и в СССР.
78. ВАКСМАН В. Е. Экспорт стекольно-фарфоровых изделий. «Керамика и стекло», М. 1928, № 11, стр. 302—303.
79. ИЗЛИШКИ ФАРФОРО-ФАЯНСА В СРЕДНЕЙ АЗИИ. «Керамика и стекло», Л. 1926, № 12, стр. 584.
80. НЕТУНАХИН А. П. Посудно-хозяйственные товары. Библиотека розничной торговли, изд. Центросоюза, М. 1927, стр. 148 (фарфоровая, фаянсовая, железная эмалированная и чугуно-эмалированная посуда).
81. ПЕРЕВАЛОВ В. И., инженер. Фарфоро-фаянсовая промышленность. Пятилетние гипотезы по отраслям промышленности. Под общей редакцией Г. Л. Пятакова. Книга 3-я. Изд. ЦУП ВСНХ СССР, М.—Л. 1926, стр. 40.
82. ПЕРЕСМОТР ПЯТИЛЕТКИ по стекольно-фарфоровой промышленности. «Керамика и стекло», М. 1927, № 5, стр. 200.
83. ТЕМКИН А. Г., НАЗАРЕВИЧ С. И., ШАПИРО М. Л. Проблема строительства на Украине фарфорового комбината (по материалам промзадания). Предисловие проф. Б. С. Швецова. Изд. Укрстеклофарфора, Киев, 1930, стр. 233.
84. ТЕМКИН А. Г. Перспективы емкости рынка фарфоро-фаянсовой промышленности СССР на 1928/29 — 1932/33 гг. в части хозяйственной посуды. «Керамика и стекло», 1930, № 5, стр. 226—233.
85. ФАРФОР И СТЕКЛО фабрик СССР на персидском рынке. «Керамика и стекло», М. 1928, № 8, стр. 228.
86. ШАПИРО М., инженер. Мархлевский (Довбышанский) фарфоровый завод им. Ф. Кона (35 км от Новгород-Волынска). «Керамика и стекло», М. 1928, № 7, стр. 164—166.
87. ШИБАЕВ Е. Е. Качество фарфоро-фаянсовой продукции. «Керамика и стекло», М. 1926, № 10-11, стр. 509—510.
88. ЭКСПОРТ. «Керамика и стекло», М. 1927, № 12, стр. 438.
 
V. Книги для детей
 
89. БЕЛЫШЕВ И. Новый чайник. Рисунки Г. Бибикова. ОГИЗ, «Молодая гвардия», 1931.
90. ГУРЬЯН О. Глиняные шейки. Рисунки Л. Поповой. ОГИЗ, «Молодая гвардия», 1931.
91. ДАНЬКО ЕЛЕНА. Ваза богдыхана. Легенда (для детей среднего возраста). Рисунки Е. Хигера. Изд. «Радуга», 1925.
92. ДАНЬКО ЕЛЕНА. Фарфоровая чашечка. Рисунки Е. Эвенбах. ГИЗ, Л. 1925.
93. ПАВЛОВИЧ НАДЕЖДА. Манюшкина кружка. Рисунки Нины Кашиной. ГИЗ, 1930, изд. 2-е.
94. СМИРНОВ Н. Г., ЧИЧАГОВА Галина, ЧИЧАГОВА Ольга. Откуда посуда. ГИЗ, М.—П. 1924, стр. 14.
 

 

 

Примеры страниц

 
Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932  Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932
 
Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932  Художественное оформление массовой посуды : Сборник / Под редакцией А. В. Филиппова ; Государственная академия искусствознания, Сектор пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932
 
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 143 МБ) (скан Электронекрасовки)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 69 МБ) (скан РГБ)
 
 

25 января 2023, 15:12 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «Алюмпарк»
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»