|
Художественный фарфор : Каталог. — Ленинград, 1938Художественный фарфор : Каталог / Ответственный редактор И. Т. Родин ; Вводная статья: Е. Я. Данько ; Наркомтяжпром, Главтехстекло, Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. — Ленинград : Наркомтяжпром, Государственная контора справочников и каталогов, 1938. — 50 с., 50 л. ил.ЗАВОД им. ЛОМОНОСОВА (бывш. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД)1744—1917
Завод им. Ломоносова — один из старейших фарфоровых заводов в Европе. Основанный два века тому назад ради «высокого удовольствия» самодержицы Елизаветы, этот завод просуществовал до самой революции как замкнутая полукустарная мастерская, поставлявшая редкостные художественные изделия в царские дворцы. В определенные моменты истории роль этой мастерской в развитии русского фарфорового производства была огромна. Работая в условиях тягчайшего гнета, крепостные химики, токари, отминальщики и живописцы создали прекрасные образцы фарфорового искусства. В продукции завода отразилась кривая падения художественной культуры самодержавия с высоты дворцового искусства XVIII в. до убожества домашней утвари последних Романовых. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила кастово-замкнутую придворную мастерскую и, сохранив лучшие традиции фарфорового мастерства, создала на ее месте завод им. Ломоносова, ставший очагом культуры художественного и технического фарфора для всего Советского Союза.
Истекло 20 лет. В историю русского фарфора вписаны новые славные страницы. Чтобы правильно оценить работу завода за последнее двадцатилетие, необходимо хоть вкратце ознакомиться с культурным наследием, оставленным ему придворной мастерской.
Фарфоровое производство возникло в России в ту пору, когда фарфор считался изысканной редкостью, драгоценной диковинкой на европейском рынке.
Французская аристократия накануне своей гибели создала культ роскоши и утонченных наслаждений, непрерывных празднеств и фривольных забав. Как зеркальное отражение этого культа в искусстве возник иллюзорный и обаятельный мир «рококо» — мир лукавых амуров, нарядных пастушек и беспечных китайцев, пляшущих среди цветочных гирлянд и легких капризных завитков.
Излюбленным материалом стиля «рококо» стал фарфор. Яркие и блестящие фарфоровые изделия, размещенные среди золоченой резьбы, зеркал и узорных шпалер, дополняли сверкающее убранство дворцовых зал. Модные напитки — кофе и шоколад — подавались в тонкой фарфоровой посуде. Знатные особы, щеголяя утонченностью вкусов, окружали себя редкостными безделушками — фарфоровыми коробочками, табакерками, флакончиками и забавными, грациозными фигурками. Фарфор был в моде. Европа болела «фарфоровой горячкой».
Торговые компании вывозили из Китая и Японии огромные партии фарфоровых изделий. В Европе только две фабрики — мейссенская (осн. в 1710 г.) и венская (осн. в 1718 г.) выпускали твердый, подобный китайскому, фарфор. Свое производство они хранили в строгой тайне.
Устройство собственной фабрики для выделки фарфора — этого «необходимого атрибута блеска и величия» каждого двора — стало мечтой всех европейских монархов. Русский двор также решил завести в Петербурге придворную «порцелинную мануфактуру». От ее устройства ждали не больше дохода, чем от постройки Зимнего дворца, от сжигания великолепных фейерверков или от одической поэзии Ломоносова. «Порцелинная мануфактура» должна была способствовать «блеску и величию» двора Елизаветы. В этом были ее цель и назначение.
Кабинет «ее величества» выписал из Швеции саксонского мастера X. К. Гунгера (1744), выдававшего себя за знатока фарфорового дела. В помощники Гунгеру назначили молодого металлурга Д. И. Виноградова, товарища Ломоносова но обучению в Германии.
Фабрику устроили в ветхих бревенчатых избах на топком берегу Невы, в 10 верстах выше Петербурга, там где теперь расположены корпуса завода им. Ломоносова. Сюда привезли белые гончарные глины из подмосковного села Гжели.
Гунгер оказался невеждой. За четыре года работы он не дал даже пробного фарфорового изделия. После его отставки (1748) дело фарфора было целиком поручено Виноградову.
Дмитрий Иванович Виноградов (1720—1758) был талантливым ученым, поборником передовых идей западной науки. С Ломоносовым его сближала не только общность научных взглядов и методов работы, но и неутомимая энергия исследователя — высокая «страсть к открытиям». Путем научно поставленных опытов Виноградов добился состава фарфоровой массы из русских глин, установил режим ее обжигов и обучил делу фарфора первых рабочих первой фарфоровой фабрики в России, третьей по счету в Европе.
В своем рукописном труде «Точное наставление порцелинного дела» (1752) Виноградов стремился научно обосновать фарфоровое производство и впервые дал определение фарфора, близкое современным определениям керамической химии. Он должен быть по праву назван первым теоретиком фарфора в Европе.
Виноградов составлял свои массы сначала из гжельской «черноземки», потом из белой оренбургской глины (1752). Отощающим веществом служил ему олонецкий кварц, плавнем — казанский алебастр. Краски и золото Виноградов приготовлял сам, пользуясь отчасти рецептами И. Кункеля (I. Kunckel «Ars vitriaria experimentalis oder die vollkommene Glasmacherkunst». Francfort, 1689). Оборудование фабрики было самое примитивное. Мельница для размола материалов приводилась в движение людьми, «ходившими в колесе», и смалывала всего 2—3 чаши глазури в день (1748). Число работников фабрики не превышало 70 (1755).
<...>
Примеры иллюстраций
Ваза с портретом И. В. Сталина, роспись худ. А. А. Скворцова, копия с картины И. И. Бродского. 1935 г. Высота 1,25 м.
Vase avec le portrait de Staline, peint par A. A. Skvortsov, copie du tableau d'I. I. Brodski, h. 1,25 m
Сервиз формы штандарт „Фрукты“. Роспись по эскизу худ. П. Кузнецова. 1919 г.
Вазочка китайской формы „С. Орджоникидзе“. Роспись худ. Н. Ф. Даладугина. 1936 г. Высота 20 см.
Service „les fruits“, peint d'après une esquisse de P. Kouznétsov.
Petit vase „S. Ordjonikidzé“, peint par N. F. Daladouguine, h. 20 cm.
Сервиз формы Наркомпроса „Голубое с черным“. 1934 г.
Чашка с блюдцем китайской формы „Супрематическая“. 1923 г.
Чашка с блюдцем формы малый колокол „Ситчик“. 1934 г.
Роспись худ. H. М. Суетина.
Service „Bleu et noir“.
Tasse et soucoupe „Suprématique“.
Tasse et soucoupe „L’Indienne“, peintes par N. M. Souétine.
Сервиз с подносом формы интурист „Кировск“, роспись худ. Т. Н. Беспаловой-Михалевой. 1935 г.
Service et plateau „Kirovsk“, peints par T. N. Bespalova-Mikhaliova.
Сервиз формы интурист „Петроград-Ленинград“. 1935 г.
Чашка с блюдцем формы малый колокол „Стахановская“. 1935 г.
Роспись худ. T. Н. Беспаловой-Михалевой.
Service „Petrograd-Léningrad“.
Tasse et soucoupe „Stakhanovienne“, peintes par T. N. Bespalova-Mikhaliova.
Сервиз с подносом формы интурист „Первое метро в СССР“.
Роспись худ. Л. В. Протопоповой. 1935 г.
Service et plateau „Le premier Métro en URSS“, peint par L. V. Protopopova.
Сервиз формы интурист „От тайги до постройки“. 1933 г.
Чашка с блюдцем формы малый колокол „Метро, Красные ворота“. 1936 г.
Чашка формы малый колокол „Метро, станция Смоленская“. 1936 г.
Роспись худ. Л. В. Протопоповой.
Service „Du taïga jusqu'au bâtiment“.
Tasse et soucoupe „Le Métro, la porte Rouge“.
Tasse „Le Métro, la station Smolenskaïa“, peinte par L. V. Protopopova.
Сервиз формы интурист „Поход Челюскина“. 1934 г.
Из сервиза формы крокус „Челюскинцы“. 1936 г.
Роспись худ. Л. В. Протопоповой.
Service „L'épopée du Tchéliouskine“.
Objets du service „Les héros de l’épopée du Tchéllouskine“, peints par L. V. Protopopova.
Вазочка „Готическая“. 1935 г. Высота 28 см, пудреница „Орнамент“. 1933 г. Роспись худ. А. В. Воробьевского.
Petit vase „Gothique“, h. 28 cm. Boite à poudre „L'ornement“, peints par A. V. Voroblévski.
Вазочка формы Наркомпроса „Крестьянский санаторий“. 1930 г. Высота 30 см
Вазочка формы Наркомпроса „Крымский аул“. 1930 г. Высота 30 см.
Роспись худ. М. Н. Моха.
Petit vase „Le sanatorium pour les paysans“, h. 30 cm.
Petit vase „Un village en Crimée“, h. 30 cm., peints par M. N. Mokh.
Ваза китайская средняя „Колхозный сад“, роспись худ. А. М. Ефимовой. 1936 г. Высота 50 см.
Vase „Un jardin de kolkhoz“, peint par A. M. Efimova, h. 50 cm.
Сервиз формы крокус „Физкультурницы“. 1936 г.
Вазочка китайская „Красная конница“. 1934 г., выс. 20 см.
Роспись худ. Л. К. Блак.
Service „Les sportives“.
Petit vase „La cavalerie rouge“, h. 20 cm., peints par L. K. Blak.
Сервиз формы Наркомпроса „Комсод“, роспись худ. А. А. Яцкевич. 1935 г.
Чашка с блюдцем формы тюльпан „Гвоздика“, 1936 г.
Вазочка формы крокус „Мандарины“. 1936 г. Высота 18 см.
Роспись худ. Л. И. Лебединской.
Service „Komssode“, peint par A. A. latskévitch.
Tasse et soucoupe „Un oeillet“.
Petit vase „Les mandarines“, h. 18 cm., peints par L. I. Lébédinskaïa.
Сервиз формы крокус „Московское метро“. Роспись худ. А. А. Яцкевич. 1936 г.
Чашка с блюдцем формы тюльпан „Золотой одуванчик“. 1935 г.
Чашка с блюдцем формы тюльпан „Золотая осень“. 1935 г.
Роспись худ. Л. И. Лебединской.
Service „Le Métro de Moscou“, peint par A. A. latskevitch.
Tasse et soucoupe „La dent-de-lion d'or“.
Tasse et soucoupe „L'automne d'or“, peintes par L. I. Lébédinskaïa.
Чашка с блюдцем малая нового образца „Золотой бортик“, 1935 г.
Чашка с блюдцем малая нового образца „С эмблемой“. 1935 г.
Вазочка формы крокус „Юбилейная“. 1935 г. Высота 18 см.
Вазочка формы крокус „Метро“. 1935 г. Высота 18 см.
Роспись худ. А. А. Яцкевич.
Чашка с блюдцем формы тюльпан „Синие веточки“. 1936 г.
Роспись худ. Л. И. Лебединской.
Tasse et soucoupe „Le bord doré“.
Tasse et soucoupe „L'emblème“.
Petit vase „Jubilaire“, h. 18 cm.
Petit vase „Le Métro“, h. 18 cm., peints par A. A. latskévitch.
Tasse et soucoupe „Les branchettes bleues“, peintes par L. I. Lébédinskaïa.
Сервиз с подносом формы крокус „Сказка о рыбаке и рыбке“. Роспись худ. В. П. Фрезе. 1937 г.
Service et plateau „Le conte du pêcheur et du poisson“, peints par V. P. Frésé.
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 59,5 МБ).
22 ноября 2021, 20:29
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий