наверх
 
Удмуртская Республика

Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных... — С.-Петербург, 1895

Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных, слесарных, щеточных, гипсовых и папьемаше, картонажно-футлярных и переплетных. — 1895  Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных, слесарных, щеточных, гипсовых и папьемаше, картонажно-футлярных и переплетных. — 1895
 
 
 

Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных, слесарных, щеточных, гипсовых и папьемаше, картонажно-футлярных и переплетных : С 406 рисунк. в тексте : По Рому и другим источникам составил техн. П. А. Федоров. — С.-Петербург : Издание книгопродавца В. И. Губинского, ценз. 1895. — VIII, 424 с., ил.

 

Иллюстрированный домашній ремесленникъ : Школа работъ: плотничныхъ, изъ сучьевъ, столярныхъ, окрашиванія дерева, выпиловочныхъ и мозаики, токарныхъ, рѣзныхъ, корзинныхъ, кузнечныхъ, слесарныхъ, щеточныхъ, гипсовыхъ и папьемаше, картонажно-футлярныхъ и переплетныхъ : Съ 406 рисунк. въ текстѣ : По Рому и другимъ источникамъ составилъ техн. П. А. Федоров. — С.-Петербургъ : Изданіе книгопродавца В. И. Губинскаго, ценз. 1895. — VIII, 424 с., ил.

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 
Едва-ли нужно говорить о значении ремесленного образования в жизни народов, — вопрос этот давно уже решен в смысле всеобщего признания полезности ремесленных знаний, не подлежащей сомнению и оспариванию. Изучение различного рода ремесленных работ признано настоятельною потребностью народа, побудившей, в целях доставления подрастающему поколению средств к заработку, не только к учреждению и широкому распространению специально технических, ремесленных и профессиональных школ для детей обоего пола, а также и к ведению преподавания практических работ в приютах и убежищах для слепых, глухонемых и т. п., не говоря уже о внесении изучения ремесл в программы многих низших учебных заведений для воспитания малообеспеченных классов населения.
 
Наряду с этим, помимо признания за ремесленным образованием первостепенного значения в смысле доставления средств к заработку, некоторое соответствие между трудом умственным и трудом физическим признано необходимым для сохранения сил и здоровья подрастающего поколения, как весьма основательное средство против умственного переутомления, так пагубно отражающегося на учащейся молодежи. В силу таких соображений, введение изучения ремесл в дело образования и воспитания, в целях-ли доставления средств к заработку, или же в целях полезного и здорового развлечения, является характеристическою и весьма симпатичною чертою в деятельности учебного ведомства и частных ревнителей просвещения в наше время.
 
Кроме того, ремесла всегда находили себе любителей в среде интеллигенции и эти любители охотно посвящали свои досуги полезному, здоровому и приятному занятию тем или иным мастерством. В обычной обстановке нашей домашней жизни всегда является, более или менее насущная, потребность в различного рода поделках из той или иной области ремесленных производств; для исполнения этих работ тратится не мало денег, хотя многие из них можно сделать домашними средствами, имея под руками нужные инструменты и материалы, а также и кое-какие ремесленные познания. Но, если в столичных и вообще больших городах можно купить все, что понадобится для дома и семьи, то отнюдь нельзя сказать, чтобы теми-же удобствами можно было пользоваться в местностях, удаленных от экономических центров страны; здесь возможность обойтись без дорогостоящей выписки вещи из далека или без пользования услугами плохого местного или заезжего, зачастую недобросовестного, ремесленника, — является благом, весьма ценным и вполне понятным для каждого.
 
В виду такого всестороннего значения ремесленных знаний, на занятие ремеслом нельзя смотреть, как на забаву, хотя в некоторых случаях оно выражается именно в этой форме, когда скучающая молодежь и дети принимаются за работу без определенной цели и необходимой подготовки. Тут успех дела будет поставлен в зависимость от простой случайности, — может быть, что-нибудь выйдет из работы, но также возможно и то, что ничего не выйдет. В последнем случае у работающего может пропасть охота к дальнейшим занятиям, хотя, при повторении опыта могло бы выйти нечто, похожее на успех. Эта неуверенность в успехе является главным тормозом в работе, которая низводится на степень неудавшейся забавы. Напротив, при серьезном отношении к делу, когда работа предпринимается по заранее определенному плану, под руководством опытного мастера или толково составленной книги, маленькие неудачи могут следовать одна за другою, но тем не менее они не должны отбить охоты достигнуть полного успеха.
 
Таким образом, главным двигателем в работе являются с одной стороны — сознание необходимости и пользы, проистекающей от данной работы, с другой-же — полная уверенность достигнуть, хотя-бы и не сразу, успеха в работе. Оба эти фактора производства имеют одинаковое практическое значение; сознание полезности работы проявляется в желании приняться за работу, а уверенность в успехе служит поощрением к исполнению той-же работы.
 
Такими, именно, соображениями мы руководствовались при составлении предлагаемой книги; задавшись целью написать практическое руководство «Домашний Ремесленник» мы имели в виду не одно только удовлетворение любознательности читателя, но также и ту практическую пользу, которую можно извлечь из книги для изучения различных ремесл, наиболее необходимых и полезных в обыденной жизни. Мы собрали в одно связное целое все, что может интересовать образованного читателя в деле ремесленных производств, иллюстрировав наше издание более, чем 400 рисунками и включив в программу образцы работ по каждому мастерству отдельно.
 
Такой способ изучения мастерства, вместо принятого в большинстве руководств сухого изложения предмета, мы считали вполне целесообразным и полезным. Недостаточно знать названия инструментов и станков, их устройство и способ действия, необходимо также знать, как при помощи всех этих пособий мастерства сделать ту или другую полезную работу, имея перед глазами рисунок.
 
Что-же касается способа изложения предмета, то в этом отношении, мы держались известной последовательности и постепенного перехода от простейшего к более трудному, подбирая образцы работ, наиболее интересные и полезные для любителей мастерства.
 
Само собою разумеется, что не все ремесла, помешенные в нашей книге, могли быть рассмотрены с одинаковою полнотою, как напр., плотничное, столярное, кузнечное, слесарное и некоторое др., трудно укладывающиеся в ограниченные размеры нашей книги, тем не менее и здесь нами не упущено из виду ничего, что необходимо для элементарного изучения этих работ и что может интересовать читателя. Также мы обратили особенное внимание на полноту сведений, примеров и образцов работ относительно таких производств, которые могут быть наиболее доступны для юношества и имеют для него практический интерес. К таким производствам мы отнесли: резьбу по дереву, изделия из сучьев, гипса и папьемаше, корзинное, щеточное, картонажно-футлярное и переплетное мастерства.
 
Кроме русских источников — Реинбот, Классен, Дементьев, Нетыкс и др. а также многих иностранных, материалами и рисунками которых мы пользовались при составлении нашего руководства, мы много позаимствовали из книги Рома «Practische Hausbuch für alle Freunde der Handarbeit»; из последней также взято большинство рисунков, иллюстрирующих текст.
 
В заключение, позволим себе надеяться, что читатель извинит нам могущие встретиться в нашем труде промахи и недосмотры, столь неизбежные при печатании книги, тем более в первом ее издании.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 
ПРЕДИСЛОВИЕ ... V
 
Плотничное мастерство.
1. Общие понятия и выбор материала ... 1
2. Инструменты и приемы мастерства ... 15
3. Плотничные соединения и скрепления ... 37
4. Примеры плотничных работ ... 51
 
Работы из сучьев.
1. Простая мебель ... 57
2. Изящные изделия ... 63
 
Столярное мастерство.
1. Общие понятия и сорта дерева ... 68
2. Столярные инструменты ... 81
3. Общие приемы ... 99
4. Столярные соединения ... 108
5. Оклеивание фанерками ... 122
6. Примеры работ ... 127
7. Отделка изделий ... 141
 
Окрашивание дерева.
1. Подготовительные работы ... 145
2. Имитация красками ... 154
 
Выпиловочные работы и мозаика.
1. Инструменты и подготовка ... 163
2. Выпиливание и наклеивание ... 167
 
Токарное мастерство.
1. Общие понятия ы инструменты ... 172
2. Приемы точения ... 179
3. Образцы работ ... 182
 
Резьба по дереву.
1. Общие понятия и инструменты ... 190
2. Образцы работ ... 195
 
Корзинное мастерство.
1. Выбор и подготовка материала ... 203
2. Плетение корзин ... 218
3. Окрашивание и лакировка ... 228
 
Кузнечное мастерство.
1. Кузнечные горны ... 231
2. Инструменты ... 239
3. Металлы и их свойства ... 244
4. Ковка металла ... 250
5. Сварка металла ... 258
6. Закалка и отпуск стали ... 261
7. Примеры работ ... 264
 
Слесарное мастерство.
1. Общие понятия и инструменты ... 270
2. Приемы мастерства ... 284
3. Обточка металлов ... 296
4. Паяние ... 299
5. Отделка металлических вещей ... 304
 
Щеточные изделия.
1. Материал ... 307
2. Щетки и кисти ... 311
 
Работы из гипса и папьемаше.
1. Гипсовая формовка ... 320
2. Изделия из папьемаше ... 329
 
Картонажное и футлярное мастерство.
1. Общие понятия и инструменты ... 334
2. Сорта папки и бумаги ... 338
3. Папки и коробки ... 342
4. Футляры ... 350
5. Корзинки и ящики ... 356
6. Чемоданы ... 363
 
Переплетное мастерство.
1. Общие понятия ... 370
2. Брошюровка ... 376
3. Простые переплеты ... 378
4. Изящные переплеты ... 401
5. Тиснение и золочение ... 416
6. Наклейка карт и картин ... 421
 

 

 

Примеры страниц

 
Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных, слесарных, щеточных, гипсовых и папьемаше, картонажно-футлярных и переплетных. — 1895
 
Иллюстрированный домашний ремесленник : Школа работ: плотничных, из сучьев, столярных, окрашивания дерева, выпиловочных и мозаики, токарных, резных, корзинных, кузнечных, слесарных, щеточных, гипсовых и папьемаше, картонажно-футлярных и переплетных. — 1895
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 101 МБ)
 
 

28 декабря 2021, 12:49 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий


Партнёры
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»