наверх
 
Удмуртская Республика

Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России. — Москва, 2021

Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России / По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. — Москва, 2021  Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России / По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. — Москва, 2021
 
 
 

Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России / По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. — Москва, 2021. — 173 с.

 
 
 
Москомархитектура продолжает изучение проблем поддержки и продвижения современной архитектуры, начатое в 2018 году в рамках работы «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике». В исследовании 2021 года речь идет о деятельности государства, общественных институтов, а также усилиях самой архитектурной среды в продвижении понимания значимости профессии и ее продукта. Экосистема бренда современной архитектуры рассматривается авторами в рамках тем государственной архитектурной политики, каналов продвижения современной архитектуры, а также соучаствующего проектирования. При этом взаимозависимыми полагаются процессы повышения качества городской среды, уровня компетенций специалистов и интереса общественности к этим факторам.
 
170-страничный документ из 6 глав позволяет узнать о многообразии соответствующего инструментария, а также специфике его применения в разных частях мира и примерах эффективных практик. Фокус на освещение конкретных кейсов, которые дополняются комментариями российских и международных экспертов, делает работу интересной как для тех, кто уже работает в этом сегменте, так и для архитекторов, желающих получить поддержку или заняться продвижением собственного бренда.
 
Чуть менее двух третей исследования описывают иностранную практику. Повествование начинается с рассказа о таком, пока несуществующем в России, документе как «архитектурная политика страны». В нем содержатся принципы, цели и формы деятельности, выступающие руководством для органов власти в процессе развития городской среды. Рассмотрен опыт Нидерландов, одной из первых стран ЕС, кто написал и принял архитектурную политику (1991 год), Дании, Франции и Великобритании. Становится понятно, как наличие подобного документа оказывается базой для функционирования, в том числе негосударственных институтов поддержки и продвижения: всевозможных фондов, агентств, конкурсов и рейтингов. То есть архитектурная политика формирует запрос на их деятельность. Она же закладывает и фундамент для работы с младшим поколением специалистов, а также со студентами. Например, в Дании и Норвегии для вовлечения начинающих карьеру архитекторов в закрытые конкурсы действует система под названием «стратегия шальной карты» (wild card strategy), когда к участию в закрытых конкурсах и рабочих группах приглашаются начинающие, не успевшие зарекомендовать себя архитектурные бюро. Благодаря исследованию можно узнать о существующих грантовых системах, стипендиях и других видах субсидирования проектов и исследований. Отдельное внимание уделено теме идеологической и финансовой поддержки экспорта архитектурного продукта страны за рубеж. Обращает на себя внимание участие в реализации архитектурной политики не только министерств, отвечающих за территориальное развитие и строительство, но, например министерства культуры. То есть архитектура трактуется как комплексное явление, находящееся на стыке искусства, бизнеса и реализации государственных стратегий.
 
Представлен большой обзор каналов репрезентации архитектуры и информирования о работе специалистов: премии, выставки, фестивали, традиционные сми и новые медиа. Авторы анализируют наиболее заметные ресурсы и форматы площадок как основных мест диалога и представления участников архитектурного рынка и все это — с учетом особенностей темы, в которой любая демонстрация реализованного объекта кроме экскурсии – это его интерпретация, поскольку сам он прикован к месту постройки.
 
Специальный раздел исследования посвящен возможностям института PR в данной сфере. Перечислены стратегии формирования бренда на данном рынке с оценкой их эффективности и выявлением подводных камней. Освещена проблема отношения самих архитекторов к рекламе, как занятию, не соответствующему художественному естеству профессии. Это выделяет архитектуру среди других креативных индустрий. Приводя различные примеры, авторы призывают к пересмотру традиционных способов коммуникации.
 
3 главы, посвященные российской ситуации, демонстрируют ее инаковость. С одной стороны, авторы перечисляют многие инструменты поддержки и продвижения аналогичные иностранным, с другой, заметно меньшее их разнообразие и разрозненность, отсутствие некоего обобщающего ядра, выводящего тему в глобальную повестку на уровне государства.
 
«Значение профессии в обществе в настоящее время невелико», — пишут авторы, подводя итог комментариям экспертов в разделе, посвященном Закону об архитектурной деятельности. Впрочем, упоминание дат начала работы многих зарубежных институций помогает понять, сколь важную роль здесь играет время и накопительный эффект. В тех же Нидерландах всплеск развития интереса к архитектуре предварялся экономическим кризисом, из-за которого специалисты стали больше времени тратить на общественную, а не коммерческую деятельность.
 
В этом смысле описание российских практик позволяет увидеть существующую картину во всей ее полноте, включая пустующие ниши, которые предстоит заполнить. А упомянутая в исследовании программа по развитию креативных кластеров, поддерживаемая Президентом РФ, дает повод заняться развитием деятельности в направлении поддержки и продвижения современной архитектуры в России. Присутствуют в исследовании и главы с анализом отношения горожан к новым объектам архитектуры и строительства как одному из факторов, который необходимо учитывать при выстраивании информационной политики, а также социокультурным трендам, влияющим на продвижение архитектуры в медиа пространстве.
 
Заканчивается работа рекомендациями по развитию конкретно московских инструментов поддержки и продвижения. Среди них и создание площадки межвузовского взаимодействия, и ежегодное издание лучших проектов, и основание единой web-платформы для партисипаторных практик. Всего 19 пунктов, результатом реализации которых станет формирование бренда современной московской архитектуры. 
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
Введение и основные задачи исследования ... 5
Глоссарий ... 7
 
Глава 1. Архитектурная политика как комплексная стратегия государственной поддержки архитектурной отрасли за рубежом
1.1. Архитектурная политика стран ... 9
1.2. Поддержка молодых архитекторов ... 22
1.3. Архитектурные школы ... 24
1.4. Грантовые системы, стипендии и другие виды субсидирования проектов ... 28
1.5. Архитектурные конкурсы ... 33
1.5.1. Конкурсы и национальная политика ... 33
1.5.2. Провайдеры архитектурных конкурсов ... 36
1.5.3. Подборка самых значимых конкурсов для молодых архитекторов ... 38
1.6. Поддержка со стороны профессиональных объединений ... 41
1.6.1. Профессиональные объединения как центры непрерывного образования ... 42
1.6.2. Поддержка архитектурного бизнеса ... 44
1.7. Рейтинги ... 46
1.8. Премии ... 49
 
Глава 2. Каналы продвижения современной архитектуры за рубежом
2.1. Архитектурные медиа ... 54
2.1.1. Архитектурные журналы ... 55
2.1.2. Интернет-платформы ... 61
2.1.3. Новые медиа, массмедиа ... 64
2.2. Институт PR ... 69
2.3. Площадки диалога ... 75
2.3.1. Креативные кластеры ... 76
2.3.2. Дискуссионные площадки ... 77
2.3.3. Творческие резиденции ... 78
2.3.4. Фестивали и выставки ... 79
 
Глава 3. Соучаствующее проектирование и вовлечение горожан в развитие городской среды за рубежом
3.1. Нормативно-правовые основания соучаствующего проектирования ... 82
3.2. Германия. Модели кооперативного управления и пользования территориями ... 93
3.3. Колумбия. Социальный урбанизм и партисипативное бюджетирование ... 95
3.4. Плейсмейкинг ... 96
 
Глава 4. Государственная и негосударственная поддержка современной архитектуры в России
4.1. Государственные субсидии и льготы ... 103
4.2. Поддержка бизнесом и государством креативных кластеров ... 105
4.3. Методическая и образовательная поддержка современных архитекторов ... 107
4.4. Конкурсная практика ... 110
4.5. Поддержка архитектуры и архитекторов общественными организациями ... 117
4.6. Архитектурные премии ... 119
4.7. Поддержка молодых архитекторов ... 120
4.8. Федеральный закон об архитектурной деятельности ... 122
 
Глава 5. Каналы и форматы продвижения российской архитектуры
5.1. Архитектурные медиа ... 127
5.1.1. Профессиональные печатные и интернет-СМИ ... 127
5.1.2. Неспециализированные СМИ, пишущие про архитектуру ... 129
5.1.3. Новые медиа ... 130
5.2. Институт PR ... 134
5.3. Издательская деятельность ... 139
5.4. Архитектурные события (выставки, фестивали, экскурсии) ... 141
5.5. Архитектурная повестка в российском обществе ... 144
 
Глава 6. Соучаствующее проектирование в России и вовлечение горожан в развитие городской среды
6.1. Предпосылки, задачи и ключевые аспекты соучаствующего проектирования и вовлечения горожан ... 151
6.2. Позиция государства и бизнеса в отношении партисипативных практик ... 154
6.3. Проблемы вовлечения ... 157
6.4. 10 кейсов соучаствующего проектирования ... 158
 
Рекомендации ... 167
Библиография ... 173
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Архитектура — это фундамент репутации современного города, «мягкая сила» для продвижения и популяризации территорий, один из эффективнейших инструментов конкуренции за человеческий капитал. Современная архитектура, по словам Захи Хадид, «лицо нынешнего поколения, символ текущего момента, именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах». Влияние архитектуры на бренд и позиционирование города во многом определяет его состоятельность на социокультурной и политико-экономической карте мира. Но из чего складывается экосистема бренда самой современной архитектуры, как работает институт создания новых трендов и новых героев, как можно управлять этими процессами? Эти вопросы послужили вдохновением для данного исследования.
 
Темы продвижения и поддержки не в первый раз попадают в сферу аналитических интересов выставочных проектов и конференций Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы — заказчика данного исследования. Так, в 2018 году вышло исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике». Данное исследование является логичным продолжением разговора, фокус внимания которого настроен на реальные кейсы, методы и способы повышения качества архитектуры и городской среды, популяризацию архитектурной отрасли, выявление эффективных методов поддержки и продвижения, а также болевых точек. Данный текст — это свод актуальных коммуникационных инструментов и начало разговора о том, чего в нем сегодня не хватает.
 
«Оптика» исследования настроена с учетом фактора влияния глобальных перемен, связанных с поисками нового взгляда на общественное благо, нового баланса и консенсуса, а также пересмотра института экспертизы и традиционных способов коммуникации. 
 
Исследование состоит из двух частей. В первой — представлен обзор опыта зарубежных стран, в том числе кейсы ведущих мировых архитектурных школ, вышедших в топ благодаря своей национальной архитектурной политике. Во второй части — показано состояние российской отрасли с подробным анализом текущих инструментов и форматов поддержки профессии.
 

 

 

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 
Поддержка
 
Одной из ключевых задач исследования стал анализ мер поддержки современной архитектуры, направленных на повышение качества городской среды и уровня компетенций архитекторов. Рассматриваются следующие меры: законодательные инициативы, субсидии и гранты, конкурсная практика, методическая и образовательная поддержка современных архитекторов, деятельность профессиональных организаций, архитектурные премии и др.
 
Продвижение
 
Другая важнейшая задача исследования — изучение комплекса мер продвижения современной архитектуры в стремительно меняющемся коммуникационном пространстве, в котором переосмысливаются традиционные инструменты и каналы популяризации контента и изобретаются новые. В фокусе внимания — зарубежные и российские практики, оценка эффективности используемых мер. Среди рассматриваемых способов продвижения: медиаплатформы, выставки, конкурсы, экскурсии, а также новые формы архитектурных коммуникаций. Отдельные главы исследования посвящены анализу отношения горожан к новым объектам архитектуры и строительства как одному из факторов, который необходимо учитывать при выстраивании информационной политики, а также социокультурным трендам, влияющим на продвижение архитектуры в медиапространстве. 
 
Вовлечение
 
Третья задача исследования следует за приоритетами государственной политики в сфере создания комфортной городской среды, одним из основных критериев качества которой является обратная связь и взаимодействие с жителями и пользователями территорий. В исследовании рассмотрены предпосылки, задачи и ключевые аспекты соучаствующего проектирования, позиция и действия государства и бизнеса, а также проблемы соучаствующего проектирования. Представлены зарубежные и российские кейсы партисипаторных практик различного масштаба.
 
Результаты
 
Результатом исследования является система рекомендаций по применению дополнительных мер поддержки и продвижения современной архитектуры. Логика рекомендаций строится на основе анализа отличий сопоставимых методов популяризации в России и зарубежных странах, оценке экспертного мнения в отношении целесообразности внедрения новых инструментов, включая экспериментальные. Отдельный блок рекомендаций содержит предложения по разработке специальной программы по созданию бренда современной московской архитектуры, а также созданию специализированного Центра современной архитектуры как ключевого актора программы мероприятий повышения качества архитектуры в Москве.
 

 

 

1.5. Архитектурные конкурсы

 

1.5.1. Конкурсы и национальная политика

 
Конкурсы широко используются за рубежом как эффективный инструмент, поощряющий творчество, конкурентоспособность и взаимодействие компаний. Архитектурная политика европейских стран демонстрирует заинтересованность в использовании конкурсов как инструмента влияния на достижение заявленных целей. Так, Архитектурный совет Европы (Architects' Council of Europe, ACE) разработал рекомендации для проведения конкурсов. На сайте Совета представлен комплект документов, включая правила составления технического задания для конкурса, правила проведения и основополагающие принципы, в том числе по участию общественности в оценке конкурсных проектов35.
____________
 
На фоне глобальной конкуренции национальные конкурсы рассматриваются как средство обновления архитектурной политики, повышения качества и развития рынка. Так, в принятых национальных программах европейских стран в области архитектуры и проектирования правительство поощряет государственный сектор использовать открытые конкурсы в качестве инструмента выполнения основных задач муниципального строительства.
 
 
Дания
 
Одной из целей архитектурной политики Дании является создание хороших условий для дальнейшего развития и обновления архитектуры, и соревнования рассматриваются как предпосылка для роста и развития. В то же время указывается и на негативные аспекты открытых конкурсов. Во-первых, они требуют достаточных ресурсов от организатора и участников. Так, только победители могут получить оплату/компенсацию за конкурсный проект, тогда как остальные участники должны работать безвозмездно. Во-вторых, и заказчики зачастую чувствуют себя неуверенно в своем выборе, потому что заявки подаются анонимно, а связь между оператором и конкурсантами запрещена условиями конкурса. По этой причине в Дании все чаще предпочитают закрытые формы конкурсов с приглашением участников.
 
Продвижением конкурентной среды занимается, в частности, уже упомянутый Датский архитектурный центр (DAC). Его работа по запуску информационных кампаний и подготовке ряда конкретных процедур по продвижению конкурсов нацелена на расширение доступа к рынку архитектурных услуг для растущего поколения молодых фирм. Так, DAC, например, работает над тем, чтобы установить более объективные требования на конкурсах, которые не будут отсекать молодые компании (к примеру, в форме «диких карт», о которых мы писали выше). 
 
 
Нидерланды
 
В нидерландской архитектурной школе участие в конкурсах молодых сотрудников бюро не только разрешается работодателем, но еще и поощряется. Победа в соревнованиях зачастую означает зеленый свет для создания собственной фирмы36. В этом молодым архитекторам также помогают их старшие наставники. Эти межпоколенческие мосты для передачи знаний, воплощенных в стартапах, в Нидерландах развиты намного сильнее, чем, например, между компаниями одного поколения. Таким образом, конкурсы дизайна формируют важное звено в системе высокорефлексивной голландской архитектуры, не только за счет объединения различных игроков, но и за счет создания ключевого механизма для воспроизводства фирм с сильной идеей и их собственной местной культурой. 
____________
36 Kloosterman, R. C. (2008). Walls and bridges: knowledge spillover between ‘superdutch’ architectural firms. Journal of Economic Geography, 8 (4), 545–563.
 
 
Финляндия
 
Еще в первой программе финской архитектурной политики, которая была опубликована в 1998 году (в 2019 году министерство образования и культуры назначило рабочую группу для подготовки новой программы Apoli20), подчеркивалось, что архитектурные конкурсы способствуют инновациям, стимулируют строительный сектор и обновляют архитектуру, а также являются бесплатной формой обучения и открывают возможности для новых планировщиков. Большое количество решений, представленных на конкурсах, облегчает людям обсуждение альтернативных возможностей для развития окружающей среды. Успехи Финляндии на международных архитектурных конкурсах признаются важным каналом продвижения финских ноу-хау и культуры37.
____________
 
 
Норвегия
 
В Норвегии промоутированием архитектурных конкурсов занимается национальная архитектурная ассоциация (National Association of Norwegian Architects (NAL)38. Приоритет конкурсного проектирования изложен и в программе архитектурной политики. В частности, утверждается, что там, где требуется особенно высокий уровень эстетического качества, предпочтительна форма открытых конкурсов проектов с привлечением пула консультантов39. Такие ж открытые конкурсы должны быть и для проектов муниципального строительства. Также оговаривается, что молодым архитекторам следует предоставить возможность участвовать в конкурсах по приглашению.
____________
39 Rönn, M., & Kazemian, R. (2009). From Architectural Policies to Implementations of Architectural Competitions. Wettbewerbe aktuell, 3.
 
 

1.5.2. Провайдеры архитектурных конкурсов

 
Профессиональная подготовка конкурса включает множество задач — разработку единых стандартов, подготовку брифа, подбор жюри и многое другое. Организации, берущие на себя эти задачи, выполняют также важную функцию соединения заказчика с архитектором, являясь посредником между инициатором проекта и сообществом архитекторов и других специалистов творческой сферы. Проведение открытых конкурсов силами профессиональных провайдеров — важная часть поддержки молодых архитекторов в начале их карьеры. Открытые конкурсы дают равные шансы как опытным, так и начинающим архитектурным бюро принять участие в проектировании и реализации интересных проектов, нередко весьма масштабных и социально значимых.
 
Далеко не все победившие в конкурсе проекты доходят до стадии физического воплощения, и это может быть фактором разочарования для представителей творческой архитектурной сферы. Утешением в таких случаях должен служить призовой фонд конкурса, а также полученный опыт, признание профессионального сообщества и освещение в прессе, что особенно важно для молодых архитектурных бюро. Впрочем, в ряде случаев конкурсы позиционируются как «конкурсы идей» (в противоположность «конкурсам проектов») — в этом случае речь идет об экспериментальных задачах, призванных расширить границы креативности и не предполагающих физической реализации в ближайшей перспективе. Рассмотрим несколько примеров конкурсных провайдеров:
 
 
YAC — конкурсы для молодых архитекторов
 
Ассоциация Young Architects Competitions (YAC) была организована в 2013 году по инициативе трех молодых инженеров при поддержке Университета Болоньи, Италия40. Впоследствии были заключены соглашения с факультетом архитектуры университета Ла Сапиенца в Риме и национальным университетом Литораль в Санта-Фе, Аргентина, а также меморандум с Агентством управления государственным имуществом Италии (Agenzia del Demanio). Ассоциация организует конкурсы по заказу крупных компаний и администраций городов. Среди примеров: 
  • дорожные монументы для Lamborghini (2016);
  • штаб-квартира для корпорации FITT Group (2021);
  • развлекательный центр в центре Детройта, штат Мичиган, США, по заказу Manni Group и Sterling Group (2020);
  • испытательный центр проекта Hyperloop — вакуумного поезда — Hyperloop Desert Campus в пустыне неподалеку от Лас-Вегаса, Невада, США (2020);
  • «Холм искусств» (Hill of the Arts) — отель-резиденция и центр перформансов на территории Виллы Савой, Пуасси, Франция. Заказчик — Unipol l Urban Up (2020).
____________
 
Предлагая конкурсантам решать нестандартные задачи («конкурсы идей»), YAC стремится «поощрять размышления о физических пространствах для человеческой деятельности, которые с каждым днем становятся все более непредсказуемыми и динамичными». Вторая заявленная задача ассоциации — поощрение креативности молодых дизайнеров, лучшие из которых получают награду в виде денежной премии и публикаций в прессе.
 
В 2018 году была создана YACademy — школа дополнительного образования для молодых архитекторов, предлагающая различные программы и курсы, разработанные совместно с ведущими международными архитектурными бюро и преподавателями архитектурных вузов.
 
 
RIBA Competition
 
Еще один пример провайдера архитектурных конкурсов — RIBA Competition — подразделение Королевского института британских архитекторов (RIBA)41. Это один из самых авторитетных организаторов архитектурных конкурсов в Европе с более чем 65-летним опытом. Ежегодно проводится 10–15 конкурсов, проектируются общественные пространства, университеты, музеи, мемориалы и многое другое. Заказчиками выступают как городские власти, так и частные компании. Разработаны подробные руководства для участников и для заказчиков конкурса. Работе с заказчиком уделяется особенное внимание — инициаторам конкурсов оказывается помощь в составлении технического задания, определении идеологии проекта и обязательств, которые берет на себя заказчик конкурса.
____________
 
 
Bee Breeders — платформа организаторов конкурсов
 
Bee Breeders («Пчеловоды») — международная интернет-площадка, зарегистрированная в округе Лай Чи Кок на полуострове Цзюлун в Гонконге. Это интернациональная команда представителей строительной и архитектурной областей, которая занимается организацией архитектурных конкурсов, фокусируясь на поощрении и продвижении прогрессивных идей. На платформе постоянно публикуются открытые конкурсы на лучший проект, идею или эссе на архитектурную тему. Большинство конкурсов содержат в себе социально значимую идею и призваны внести вклад в решение одной из глобальных проблем: жилищный кризис, кризис перенаселенности, экологический кризис и многие другие. Среди категорий и примеров конкурсов:
  • объекты малой архитектуры (Small Scale Architecture Appreciation Movement): проект модульного дома, хижина для медитаций в Новой Зеландии, горный йога-центр в Португалии, ежегодный конкурс на идею микродома (MICROHOME) и даже конкурс дизайна дома для птиц, который призван привлечь внимание к глобальному экологическому кризису;
  • объекты среднего размера: «Винный отель» в Монте д'Ойро, конкурс идей для проекта хосписа, Музей вулканов в Исландии;
  • крупномасштабная архитектура: регулярная серия конкурсов проектов доступного жилья (Bee Breeders’ Affordable Housing competition), ежегодный конкурс проектов небоскребов (SKYHIVE Skyscraper Challenge).
 
Многие конкурсы идей и проектов проводятся совместно с платформой ARCHHIVE BOOKS, выпускающей тематические издания, в которых публикуются проекты и эссе победивших в конкурсах: «Что такое малая архитектура» (What is Small-Scale Architecture?), «Что такое доступное жилье?» (What is Affordable Housing?), «Что такое устойчивая архитектура?» (What is Sustainable Architecture?)42.
____________
 
 

1.5.3. Подборка самых значимых конкурсов для молодых архитекторов

 
У международных архитектурных конкурсов много специализаций. Многие конкурсы проводятся специально с расчетом на начинающих архитекторов, в том числе студентов.
 
«120 часов»43
____________
 
Уникальный международный проект 120 HOURS, организованный в 2010 году тремя студентами Школы архитектуры и дизайна Осло, предоставляет будущим архитекторам возможность проявить себя в одном из самых необычных конкурсов. Это состязание, в котором на решение задачи студентам отводится всего 120 часов. Проект должен быть представлен на двух страницах формата A3.
 
Задания для конкурса касаются социально значимых проектов в сфере экологии, образования, экономики развивающихся стран и т. д. Конкурсные задачи включают как реальные проекты для последующей реализации (библиотека с закусочной для начальной школы в горной деревне в Китае, 2017 год), так и творческие, нередко абстрактные задачи (проект дома без определенной цели — «Первичное пространство, рожденное в результате вашего личного — интимного и критического — восприятия архитектуры», 2016 год). Вот еще несколько примеров заданий для конкурсов прошлых лет:
  • проект открытого игрового пространства для образовательного центра Eco Moyo в деревне Дзунгуни, Кения, 2021 год;
  • проект по привлечению внимания к проблеме загрязнения океана пластиковыми отходами, 2020 год;
  • предложение по обеспечению устойчивого развития поселений на полярном архипелаге Свальбард (Svalbard), Норвегия, 2019 год;
  • проект идеального пространства для общения («Осязаемое пространство в мире, в котором взаимодействие стало неосязаемым»), 2018 год.
 
Конкурсантам предоставляется необычайная свобода творчества, но при этом крайне сжатые сроки и строгие условия оформления проекта. 
 
 
«Волшебные сказки» — архитектурный сторителлинг44
____________
 
Онлайн-платформа Blank Space (Нью-Йорк) с 2014 года организует архитектурный конкурс под названием Fairy Tales («Волшебные сказки») — своеобразное соревнование в архитектурном сторителлинге. Участникам предлагается рассказать историю в картинках — предоставить текстовое описание, проиллюстрированное пятью изображениями, выполненными «максимально эффектно и зрелищно». В конкурсе ежегодно принимают участие архитекторы и дизайнеры более чем из 60 стран, что делает его одним из крупнейших архитектурных состязаний в мире. Как отмечает основатель платформы Blank Space Франческа Джулиани, «лучшие работы, полученные нами за эти годы, не только великолепны и оригинальны по своему исполнению, но также они вдохновляют нас, затрагивая универсальные струны души человека. От глубоко личных исследований наших связей с окружающими нас пространствами до рассказов о масштабных социальных антиутопиях — все эти работы способны разжечь чрезвычайно важные и глубокие дискуссии, охватывающие многочисленное архитектурное сообщество». 
 
 
Конкурс высотной архитектуры eVolo45
____________
 
Ежегодный конкурс на лучший проект высотного здания учрежден в 2006 году международным журналом об архитектуре и дизайне eVolo (США). Конкурс оценивает как инновационность технологических, пространственных и эстетических решений, так и социальное, историческое, градостроительное и экологическое значение высотной архитектуры.
 
 
Architecture at Zero — конкурс энергоэффективных проектов46
____________
 
Конкурс на лучший энергоэффективный проект проводится с 2001 года в Калифорнии, США. Конкурс был учрежден как ответ на комплекс целей по снижению энергопотребления, установленных Калифорнийской комиссией по коммунальному обслуживанию (California Public Utility Commission) в 2008 году. На конкурс выставляются проекты общественных зданий (библиотек, университетов, научных центров и проч.) в штате Калифорния. К участию в конкурсе приглашаются студенты и практикующие архитекторы, инженеры, урбанисты, дизайнеры со всего мира. 
 
 
DenСity47
____________
 
Конкурс, организованный международной благотворительной организацией Shelter Global, проводился с 2015 по 2017 год. Цель Shelter Global — «предоставление каждому безопасных и чистых условий для жизни». Задания конкурсов в том числе включали проекты, связанные с лагерями беженцев. Участники конкурса предлагали идеи для наилучшего использования хаотичной плотной застройки. К участию в конкурсе приглашались все желающие, независимо от профессиональной квалификации.
 
 
What Design Can Do — «Что может дизайн»48
____________
 
Конкурс What Design Can Do проводится одноименной интернет-платформой совместно с компаниями IKEA и Autodesk. Онлайн-площадка What Design Can Do (WDCD) была создана в 2011 году в Амстердаме, ее цель — «представить дизайн не только как возможность сделать что-то красивое, но и как катализатор перемен — способ искать ответы на актуальные запросы общества». При помощи дизайна предлагается искать решения для таких проблем, как кризис беженцев, изменения климата, переработка отходов и проч. К участию приглашаются студенты, профессионалы креативной сферы, творческие стартапы со всего мира. Победителей выбирает международное жюри, призовой фонд достигает 900 тыс. евро — в эту сумму входят также расходы на реализацию победившего проекта.
 
 
Berkeley Prize — конкурс архитектурных эссе49
____________
 
Конкурс «Приз Беркли» (Berkeley Prize) учрежден в 1998 году департаментом архитектуры Калифорнийского университета Беркли, Калифорния, США. К участию приглашаются только студенты дневных отделений архитектурных школ. Каждый год выбирается важная для общества тема для обсуждения, связанная с дизайном и архитектурой, конкурсанты должны предложить ответ на поставленный вопрос в эссе объемом 500 слов. Для поиска решения проблемы участникам необходимо провести исследование в своих сообществах, чтобы понять, как проектирование и дизайн среды служат повседневным нуждам жителей. 25 полуфиналистов должны написать эссе объемом 2500 слов, более подробно объясняя свои решения по поставленной задаче.
 

 

 

Примеры страниц

 
Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России / По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. — Москва, 2021  Исследование политики поддержки и продвижения современной архитектуры на примере стран Европы, США и России / По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. — Москва, 2021
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 1,6 МБ).
 
 

23 февраля 2022, 16:40 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»