наверх
 
Удмуртская Республика


История русского искусства : В 13-ти томах. — Москва, 1953—1969

История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969  История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969
 
 

История русского искусства : [В 13-ти томах] / Под общей редакцией академика И. Э. Грабаря, члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева и члена-корреспондента Академии художеств СССР В. С. Кеменова ; Академия наук СССР, Институт истории искусств. — Москва : Издательство Академии наук СССР ; «Наука», 1953—1969.

  • Том I / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1953. — 574 с., [6] л. ил. : ил.
  • Том II / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1954. — 425 с., [12] л. ил. : ил.
  • Том III / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1955. — 746 с., [18] л. ил. : ил.
  • Том IV / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1959. — 698 c., [29] л. ил. : ил., портр.
  • Том V / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1960. — 570 с., [25] л. ил., портр. : ил.
  • Том VI / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1961. — 494 c., [19] л. ил. : ил.
  • Том VII / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1961. — 510 с., [24] л. ил. : ил., портр.
  • Том VIII, книга 1 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1963. — 707 c., [35] л. ил. : ил., портр.
  • Том VIII, книга 2 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1964. — 670 с., [25] л. ил. : ил., портр.
  • Том IX, книга 1 / Редакторы тома: В. С. Кеменов и Г. Г. Поспелов. — 1965. — 587 с., [38] л. ил. : ил., портр.
  • Том IX, книга 2 / Редакторы тома: В. С. Кеменов и Г. Г. Поспелов. — 1965. — 442 с., 27 л. ил. : ил.
  • Том X, книга 1 / Редакторы тома: Н. П. Лапшина и Г. Г. Поспелов. — 1968. — 511 с., [31] л. ил. : ил., портр.
  • Том X, книга 2 / Редакторы тома: Н. П. Лапшина и Г. Г. Поспелов. — 1969. — 559 с., [27] л. ил. : ил., портр.
  • Том XI / Редакторы тома: В. С. Кеменов, Д. В. Сарабьянов. — 1957. — 646 c., [22] л. ил. : ил., портр.
  • Том XII / Редакторы тома: В. С. Кеменов, Д. В. Сарабьянов. — 1961. — 615 c., [36] л. ил. : ил., портр.
  • Том XIII (дополнительный) / Редактор тома Г. А. Недошивин. — 1964. — 405 с., [30] л. ил. : ил., портр.
 
 
История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969
Том I. — 1953.
DJVU (41 МБ)
Том II. — 1954.
DJVU (116 МБ)
Том III. — 1955.
DJVU (58 МБ)
Том IV. — 1959.
DJVU (62 МБ)
       
История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969
Том V. — 1960.
DJVU (68 МБ)
Том VI. — 1961.
DJVU (136 МБ)
Том VII. — 1961.
DJVU (135 МБ)
Том VIII, книга 1. — 1963.
DJVU (204 МБ)
       
История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969
Том VIII, книга 2. — 1964.
DJVU (153 МБ)
Том IX, книга 1. — 1965.
DJVU (159 МБ)
Том IX, книга 2. — 1965.
DJVU (112 МБ)
Том X, книга 1. — 1968.
DJVU (164 МБ)
       
История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969 История русского искусства : В 13-ти томах / Под общей редакцией И. Э. Грабаря В. Н. Лазарева и  В. С. Кеменова. — Москва, 1953—1969
Том X, книга 2. — 1969.
DJVU (143 МБ)
Том XI. — 1957.
DJVU (122 МБ)
Том XII. — 1961.
DJVU (137 МБ)
Том XIII (дополнительный). — 1964.
DJVU (128 МБ)
 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Изложить историю русского искусства, охватывающую весь путь его развития от древнейших времен до наших дней, — научная задача большой трудности и большого политического значения. Попытка разрешить ее, предпринятая в 1908—1915 годах, в связи с первой мировой войной не была доведена до конца: вышли лишь пять томов задуманного издания (И. Э. Грабарь. История русского искусства. Т. I—III, V—VI. М., изд-во Кнебель).
 
Теперь эта задача ставится вновь в условиях, совершенно не сравнимых по своим возможностям. Их создала Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая невиданные перспективы научного исследования и художественного творчества, вооружившая науку и искусство марксистско-ленинской теорией, поднявшая на небывалую высоту интерес широких народных масс к культуре и искусству великого русского народа.
 
Новая «История русского искусства» задумана в виде большого многотомного труда, осуществляемого коллективом исследователей, объединенных вокруг Института истории искусств Академии Наук СССР. Первые четыре тома посвящены истории древнерусского искусства, два тома — искусству XVIII века; три тома — искусству XIX века и три тома — советскому искусству.
 
Основная цель настоящего труда сводится к тому, чтобы дать советскому читателю картину развития русского искусства в связи с общими процессами развития русской общественной жизни, борьбой различных классовых идеологий. Авторы поставили себе задачей прежде всего вскрыть то самостоятельное и оригинальное, что русский народ внес в сокровищницу мирового искусства и чем он по праву может гордиться. Особое внимание уделено народным основам русского искусства, которые столь ясно дают о себе знать уже на самых ранних этапах развития и которые в дальнейшем проявили себя с такой силой.
 
Исходя из принципиальных установок марксистско-ленинской эстетики, авторский коллектив сознательно выдвигал на первый план реалистические искания и течения, которые были ведущими на протяжении всего развития русского искусства. О них идет речь и в первых томах, и в томах, посвященных искусству XVIII—XIX веков, и особенно в тех томах, где читатель найдет историю русского идейного реализма. В томах о советском искусстве, знаменующем новый этап развития как русской, так и всей мировой художественной культуры, центральной проблемой является социалистический реализм, борьба за который определила все лучшие творческие искания советских художников.
 
Первые томы настоящего издания посвящены древнерусскому искусству и его истокам. Поскольку в период феодальной раздробленности местные художественные школы имели исключительно большое значение, материал в первом и втором томах сгруппирован с таким расчетом, чтобы рельефнее выделить историческую роль этих школ. Вот почему самые ранние этапы в развитии новгородского искусства, хотя они и неразрывно связаны с искусством Киева, все же объединены с более поздними этапами в истории новгородской художественной культуры. Поэтому и ряд более поздних памятников новгородского и псковского искусства разбирается во втором томе, хотя они возникли в тот период, когда Москва сделалась центром по собиранию русских национальных сил. Такой подход к русскому искусству XI—XV веков позволил авторскому коллективу не дробить историю отдельных художественных школ на мелкие исторические отрезки, а дать их крупными массивами, что помогло более четко очертить их контуры и определить их творческое своеобразие. Придерживаясь этого же принципа, авторский коллектив излагает в третьем томе историю московского искусства от его истоков в XIII веке и кончая его расцветом в XVI столетии.
 
В области изучения древнерусского искусства старая дореволюционная наука потрудилась немало. Труды крупнейших ученых прошлого (В. В. Стасова, Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Д. В. Айналова и их учеников, а также историков зодчества В. В. Суслова, Н. В. Султанова, А. М. Павлинова, И. Е. Забелина, М. В. Красовского и других) положили начало разработке истории древнерусского искусства. Однако по своим историческим взглядам и применяемой методологии старые исследователи были далеки от правильной постановки вопросов истории древнерусского искусства. В изучении живописи господствовал компаративный и иконографический метод, и лишь в предреволюционные годы были поставлены на очередь задачи стилистического анализа, но последний понимался крайне узко и неверно, как анализ одной лишь формы. В области изучения зодчества преобладал интерес к чисто археологическому исследованию памятников; общей, достаточно полной истории древнерусской архитектуры не было создано, проблема архитектурного образа осталась почти неразработанной, поскольку главное внимание уделялось типологии и моментам технологического порядка. В целом древнерусское искусство трактовалось главным образом как искусство, возникшее лишь с принятием христианства и целиком зависевшее от византийской культуры почти на всем протяжении своего многовекового развития. Эти взгляды частично были обусловлены состоянием знаний о самих памятниках искусства: раскрытие и реставрация памятников живописи и архитектуры только начались в предоктябрьские годы, на археологические памятники еще не обращался взгляд историка искусства, за изучением отдельных памятников исчезала общая историческая перспектива.
 
Советская эпоха отмечена особенной интенсивностью исследований в этой области знания. Можно без преувеличения утверждать, что за последние тридцать пять лет было сделано больше, чем за все предыдущее столетие.
 
Археологические исследования советских ученых позволили теперь, — пусть пока эскизно и лишь в общих чертах, — определить истоки русского искусства, восходящие к художественной культуре славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья. Византийский вклад лег на твердую почву крепких славянских художественных традиций, обусловивших решительную творческую переработку заносных греческих форм и своеобразие древнейших памятников русского монументального искусства.
 
Грандиозная работа по раскрытию и реставрации памятников древней живописи, осуществленная в наше время, поставила исследователей перед невиданным дотоле обилием замечательных творений русского народа, которым надлежало найти место в его художественном развитии. Нужно было вскрыть в культовых по своему назначению произведениях, созданных кистью древнерусских художников, те народные черты, которые неизменно проникали в мир религиозных представлений и которые способствовали смягчению средневекового аскетизма; нужно было проследить этот путь в диалектических изменениях содержания и формы искусства, в нарастании его национального своеобразия. Немало обогатило его понимание рассмотрение, наряду с живописью, памятников художественного ремесла, ранее почти не включавшихся в общую историю русского искусства.
 
Точно так же и в историю древнерусской архитектуры вошли первоклассные памятники, открытые советскими археологами. Из числа же ранее известных важнейших памятников многие, в результате архитектурно-археологических исследований, предстали перед нами в своем новом, подлинном виде. Перед авторами возникли контуры важнейших исторических этапов древнерусской архитектуры: зодчество Киевской державы X—XI веков; архитектура периода феодальной раздробленности XI—XIV веков, с поразительным богатством оттенков стиля областных архитектурных школ; наконец, период сложения общенациональных черт русского искусства, когда главенство перешло к Москве. Из глубины веков поднялись имена великих русских зодчих, прочно державших в своих руках судьбы строительного искусства. В истории зодчества XVII века были открыты факты, свидетельствующие о развитии многих элементов архитектуры нового времени еще в недрах допетровской Руси и, следовательно, о глубокой органичности этого нового этапа.
 
Иными словами, приходилось строить совершенно новую историю русского искусства на новом богатейшем материале. Авторы стремились на основе единственно научной марксистской методологии по-иному оценить связь русской художественной культуры с мировым искусством, стремились определить ее самостоятельность и национальное своеобразие.
 
Естественно, что не все эти задачи решены в настоящем труде с равной полнотой и бесспорностью. Для ответа на многие вопросы все еще недостаточно фактического материала, другие требуют специальных исследований. Так, например, сложнейший вопрос об определении национальных особенностей, кристаллизовавшихся в ходе развития древнерусского искусства, не может считаться окончательно решенным: эти национальные особенности изменялись в ходе исторической жизни русского народа, и показать этот процесс во всей его полноте и конкретности пока еще не представляется возможным. Много спорных моментов имеется и в решении более частных вопросов, связанных с определением или оценкой тех или иных памятников или мастеров. Авторы и редакция «Истории русского искусства» считали поэтому необходимым с возможной полнотой представить в описаниях и иллюстрациях самые памятники, чтобы читатель мог самостоятельно судить об изложенном путем сопоставления его с данными истории искусства.
 
Ожидать того времени, когда все станет бесспорным и ясным, значило бы надолго лишить советского читателя книги, раскрывающей перед ним величественную картину художественного творчества русского народа. А с этим медлить нельзя: знание всего лучшего, что создано народом в далеком и близком прошлом, есть одна из основ сознательного патриотизма и горячей любви к Родине.
 

 

 

Содержание томов

 
 

Том I / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1953.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Предисловие.. 5
 
Глава первая. ДРЕВНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Древнейшее искусство восточной Европы. В. Д. Блаватский.. 11
 
Глава вторая. ИСКУССТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Искусство древних славян. Б. А. Рыбаков.. 39
 
Глава третья. ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Киевская Русь. В. Н. Лазарев.. 95
Зодчество Киевской Руси. Н. Н. Воронин.. 111
Живопись и скульптура Киевской Руси. В. Н. Лазарев.. 155
Прикладное искусство Киевской Руси IX—XI веков и южнорусских княжеств XII—XIII веков. Б. А. Рыбаков.. 233
Прикладное искусство в быту.. 233
Художественное ремесло и его техника.. 241
Орнамент.. 259
Сюжеты прикладного искусства.. 269
Культурное наследие Киевской Руси. В. Н. Лазарев.. 298
 
Глава четвертая. ИСКУССТВО ЗАПАДНОРУССКИХ КНЯЖЕСТВ
Искусство западнорусских княжеств. Н. Н. Воронин и В. Н. Лазарев.. 303
Вводные замечания.. 303
Галицко-Волынская земля.. 304
Полоцкое княжество.. 316
Смоленское княжество.. 320
 
Глава пятая. ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ
Владимиро-Суздальская Русь. В. Н. Лазарев.. 333
Зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Н. Н. Воронин.. 340
Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. В. Н. Лазарев.. 396
Живопись Владимиро-Суздальской Руси. В. Н. Лазарев.. 442
Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси. Б. А. Рыбаков.. 505
Татарское иго и судьбы Владимиро-Суздальского искусства. В. Н. Лазарев.. 523
 
Библиография.. 526
Указатель.. 537
Список иллюстраций.. 559
 

 

 

Том II / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1954.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Глава первая. ИСКУССТВО НОВГОРОДА
Новгород великий. В. Н. Лазарев.. 7
Новгородское зодчество. М. К. Каргер.. 16
XI век — начало XII века.. 16
Конец XII века — XIII век.. 30
Конец XIII века — середина XIV века.. 45
Вторая половина XIV века.. 55
XV век.. 63
Живопись и скульптура Новгорода. В. Н. Лазарев.. 72
XII—XIII века.. 72
XIV век.. 138
XV век.. 232
Прикладное искусство Новгорода. А. В. Арциховский.. 284
 
Глава вторая. ИСКУССТВО ПСКОВА
Псков. В. Н. Лазарев.. 307
Зодчество Пскова. Н. Н. Воронин.. 310
Живопись Пскова. В. Н. Лазарев.. 340
Вклад Новгорода и Пскова в русское искусство. В. Н. Лазарев.. 374
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение к первым двум томам, Н. Н. Воронин и В. Н. Лазарев.. 379
 
Библиография.. 387
Указатели.. 397
Список иллюстраций.. 412
 

 

 

Том III / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Глава первая. ИСКУССТВО СРЕДНЕРУССКИХ КНЯЖЕСТВ XIII—XV ВЕКОВ
Искусство среднерусских княжеств XIII—XV веков. Н. Н. Воронин и В. Н. Лазарев.. 7
 
Глава вторая. ИСКУССТВО ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ МОСКВЫ
Возвышение Москвы и объединение русских земель вокруг Московского княжества. В. Н. Лазарев.. 45
Каменное зодчество великокняжеской Москвы. Н. Н. Воронин и П. Н. Максимов.. 51
Живопись и скульптура великокняжеской Москвы. В. Н. Лазарев.. 71
XIV век.. 71
Андрей Рублев и его школа.. 102
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV века.. 187
Прикладное искусство великокняжеской Москвы. Б. А. Рыбаков.. 215
 
Глава третья. ИСКУССТВО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Укрепление Русского централизованного государства и превращение его в многонациональное. Н. Е. Мнева.. 237
Деревянное зодчество XIII—XVI веков. П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин.. 245
Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы. М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин.. 282
Зодчество второй половины XV века.. 282
Зодчество первой половины XVI века.. 333
Крепостное зодчество конца XV — начала XVI века.. 371
Русский город и градостроительство XVI века.. 381
Шатровое зодчество XVI века.. 409
Зодчество конца XVI века.. 462
Дионисий и его школа. В. Н. Лазарев.. 482
Живопись, гравюра и скульптура XVI века.. 542
Московская живопись XVI века. Н. Е. Мнева.. 542
Местные школы живописи XVI века. Н. Е. Мнева.. 584
Миниатюра XVI века. Н. Е. Мнева и М. М. Постникова-Лосева.. 599
Гравюра XVI века. А. А. Сидоров.. 610
Скульптура и резьба XVI века. Н. Е. Мнева.. 625
Живопись конца XVI — начала XVII века. Н. Е. Мнева.. 635
«Строгановская школа» живописи. Ю. Н. Дмитриев.. 643
Шитье XVI — начала XVII века. Н. Е. Мнева.. 676
 
Библиография.. 689
Указатель.. 708
Список иллюстраций.. 730
 

 

 

Том IV / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1959.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК И ЕГО КУЛЬТУРА.
Ю. Н. Дмитриев и И. Е. Данилова.. 7
 
АРХИТЕКТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО XVII ВЕКА
Глава первая. Зодчество XVII века. М. А. Ильин.. 57
Глава вторая. Русский город XVII века. М. А. Ильин.. 69
Глава третья. Деревянная архитектура XVII века. П. Н. Максимов.. 91
Глава четвертая. Каменное зодчество второй четверти XVII века. М. А. Ильин.. 121
Глава пятая. Каменное зодчество третьей четверти XVII века. М. А. Ильин.. 153
Глава шестая. Каменное зодчество конца XVII века. М. А. Ильин.. 217
Глава седьмая. Декоративное убранство XVII века. М. А. Ильин.. 279
Изразцы.. 279
Белокаменная резьба.. 289
 
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
Глава восьмая. Резьба и скульптура XVII века. Н. Е. Мнева, Н. Н. Померанцев, М. М. Постникова-Лосева.. 305
 
ЖИВОПИСЬ, МИНИАТЮРА, ГРАВЮРА XVII ВЕКА
Глава девятая. Живопись XVII века. И. Е. Данилова, Н. Е. Мнева.. 345
Глава десятая. Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей. Н. Е. Мнева, М. М. Постникова-Лосева.. 467
Глава одиннадцатая. Графика XVII века. А. А. Сидоров.. 489
 
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVI—XVII ВЕКОВ
Глава двенадцатая. Прикладное искусство XVI—XVII веков. М. М. Постникова-Лосева.. 511
Москва как общерусский центр прикладного искусства.. 526
Золотое и серебряное дело.. 540
Литейное и кузнечное дело.. 572
Прикладное искусство местных художественных центров.. 575
Шитье.. 587
Народное искусство.. 596
 
ИТОГИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА
Итоги развития древнерусского искусства. Н. Н. Воронин.. 613
 
Библиография.. 649
Указатель.. 662
Список иллюстраций.. 683
 

 

 

Том V / Редакторы тома: академик И. Э. Грабарь, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарев. — 1960.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
 
Введение Н. Н. Коваленская.. 7
 
Глава первая. АРХИТЕКТУРА
Московская архитектура начала XVIII века. И. Э. Грабарь.. 25
Петербургская архитектура первой трети XVIII века.. 65
Основание и начало застройки Петербурга. И. Э. Грабарь.. 65
Архитекторы-иностранцы при Петре I. В. Ф. Шилков.. 84
Обучение русских зодчих. И. Э. Грабарь.. 115
Петербургская архитектура 20—30-х годов XVIII века. С. С. Бронштейн.. 122
Московская архитектура 30—40-х годов XVIII века. И. Э. Грабарь.. 151
Петербургская архитектура середины XVIII века.. 174
B. В. Растрелли. Б. Р. Виппер.. 174
C. И. Чевакинский и другие петербургские мастера. А. Н. Петров.. 209
Д. В. Ухтомский и московская архитектура середины XVIII века. И. Э. Грабарь.. 244
Деревянное зодчество первой половины XVIII века. М. А. Ильин.. 272
 
Глава вторая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись первой половины XVIII века. Н. Н. Коваленская.. 287
Портретная живопись начала XVIII века.. 294
Живописцы-иностранцы начала XVIII века.. 303
И. М. Никитин и А. М. Матвеев.. 315
Декоративная живопись середины XVIII века.. 339
Портретисты-иностранцы середины XVIII века.. 553
И. Я. Вишняков.. 358
А. П. Антропов.. 367
И. П. Аргунов.. 380
Пейзажная живопись середины XVIII века.. 395
Гравюра и рисунок первой половины XVIII века. А. А. Сидоров.. 399
Гравюра и рисунок первой четверти XVIII века.. 400
Гравюра и рисунок второй четверти и середины XVIII века.. 414
 
Глава третья. СКУЛЬПТУРА
Скульптура первой половины XVIII века. Г. М. Преснов.. 429
Народная деревянная скульптура.. 431
Скульптура первой четверти XVIII века.. 437
К. Б. Растрелли.. 460
Триумфальный столп в память Петра I и Северной войны.. 475
Скульптура середины XVIII века.. 486
 
Глава четвертая. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Прикладное искусство первой половины XVIII века. Б. А. Шелковников.. 499
 
Библиография.. 527
Указатель.. 538
Список иллюстраций.. 550
Список сокращений.. 508
 

 

 

Том VI / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1961.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
 
Введение. Д. Е. Аркин и Н. Н. Коваленская.. 5
 
Глава первая. АРХИТЕКТУРА
У истоков русского классицизма.. И. Э. Грабарь, С. С. Бронштейн, Г. Г. Гримм.. 41
Основоположники русского классицизма.. 85
В. И. Баженов. И. Э. Грабарь и Г. Г. Гунькин.. 85
М. Ф. Казаков. М. Л. Ильин.. 130
И. Е. Старов. А. Н. Петров.. 166
Петербургские зодчие последней четверти XVIII века. Г. Г. Гримм и А. Н. Петров.. 186
Градостроительство. А. Н. Петров, С. А. Зомбе, Т. М. Сытина.. 236
Архитектура провинции. Т. М. Сытина.. 278
Архитектура русской усадьбы. М. А. Ильин.. 296
Архитектура крестьянских построек. И. В. Маковецкий.. 316
 
Глава вторая. СКУЛЬПТУРА
Ф. И. Шубин. Н. Н. Коваленская.. 329
Э. М. Фальконе. Д. Е. Аркин.. 366
Ф. Г. Гордеев. Н. Н. Коваленская.. 384
М. И. Козловский. В. Н. Петров.. 400
Дальнейшее развитие принципов классицизма в творчестве Ф. Ф. Щедрина и И. П. Прокофьева. В. Н. Петров.. 436
 
Библиография.. 472
Список сокращений.. 483
Список иллюстраций.. 484
 

 

 

Том VII / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1961.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Ф. С. Рокотов. А. Н. Савинов.. 7
Д. Г. Левицкий. Н. М. Чегодаева.. 40
B. Л. Боровиковский. Т. В. Алексеева.. 93
C. С. Щукин и портретисты 1790-х годов. А. Н. Савинов.. 143
Историческая живопись. А. Н. Савинов.. 162
Пейзажная живопись конца XVIII и начала XIX века. А. А. Федоров-Давыдов.. 193
Бытовой жанр. Т. В. Алексеева.. 231
Иностранные художники в России. А. Н. Савинов.. 267
Театрально-декорационная и декоративная живопись. М. В. Давыдова.. 283
 
Глава вторая. РИСУНОК И ГРАВЮРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Рисунок и гравюра. М. 3. Холодовская.. 317
 
Глава третья. ПРИКЛАДНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Прикладное и декоративное искусство. Б. А. Шелковников и Т. Г. Гольдберг.. 367
Народное искусство. М. Н. Каменская.. 415
Искусство XVIII века. Заключение. Т. В. Алексеева.. 449
 
Библиография.. 460
Указатель к VI и VII томам.. 468
Список иллюстраций.. 500
Список сокращений.. 509
 

 

Том VIII, книга 1 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1963.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
 
Введение. Т. В. Алексеева.. 7
 
Глава первая. АРХИТЕКТУРА
Архитектура Петербурга.. 45
Застройка Петербурга. Ю. А. Егоров.. 45
А. Н. Воронихин. М. А. Ильин.. 62
A. Д. Захаров. М. А. Ильин.. 86
Т. Томон. И. Э. Грабарь.. 106
К. И. Росси. Г. Г. Гримм, М. А. Ильин, Ю. А. Егоров.. 128
B. П. Стасов и другие петербургские архитекторы. М. А. Ильин.. 165
Архитектура Москвы. И. Э. Грабарь, С. А. Зомбе, Т. П. Каждан.. 186
Архитектура русской провинции. Т. М. Сытина.. 243
Архитектура русской усадьбы. М. А. Ильин.. 270
 
Глава вторая. СКУЛЬПТУРА
И. П. Мартос. Н. Н. Коваленская, Т. В. Алексеева, В. Н. Петров.. 287
Молодое поколение скульпторов. В. Н. Петров.. 317
 
Глава третья. ЖИВОПИСЬ
Историческая живопись. Н. Н. Коваленская.. 369
О. А. Кипренский. Т. В. Алексеева.. 396
A. О. Орловский. Н. В. Яворская.. 471
Сильвестр Щедрин и пейзажная живопись. А. А. Федоров-Давыдов.. 487
B. А. Тропинин и портретисты начала XIX века. Н. Н. Коваленская, А. Н. Савинов.. 514
А. Г. Венецианов и развитие бытового жанра. Т. В. Алексеева.. 546
 
Глава четвертая. ГРАФИКА
Рисунок, гравюра и литография. М. 3. Холодовская.. 601
 
Библиография.. 652
Указатель.. 667
Список иллюстраций.. 690
Список сокращений... 705
 

 

 

Том VIII, книга 2 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. — 1964.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
 
Введение. Г. Ю. Стернин.. 7
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
К. П. Брюллов. Э. Н. Ацаркина.. 43
Академическая живопись. А. Н. Савинов.. 110
Пейзаж (М. Н. Воробьев и его ученики). А. Н. Савинов и Э. Н. Ацаркина.. 129
А. А. Иванов. Н. Г. Машковцев.. 156
Развитие бытового жанра. Т. В. Алексеева.. 231
Печатная графика. Г. Ю. Стернин.. 261
П. А. Федотов. Э. Н. Ацаркина.. 299
Провинциальная живопись первой половины XIX века. Г. Г. Поспелов.. 345
Театрально-декорационная и декоративная живопись первой половины XIX века. М. В. Давыдова.. 374
 
Глава вторая. СКУЛЬПТУРА
Скульптура. В. Н. Петров.. 407
 
Глава третья. АРХИТЕКТУРА
Архитектура. Н. Ф. Хомутецкий и Н. А. Евсина.. 453
 
Глава четвертая. ПРИКЛАДНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Декоративное и прикладное искусство первой половины XIX века. Б. А. Шелковников и Т. Н. Яковлева.. 507
Народное искусство первой половины XIX века. В. М. Василенко.. 567
 
Библиография.. 617
Указатель.. 631
Список иллюстраций.. 655
Список сокращений.. 669
 

 

 

Том IX, книга 1 / Редакторы тома: В. С. Кеменов и Г. Г. Поспелов. — 1965.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
 
Введение.. 7
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Сатирическая графика 1860-х годов. П. М. Шмельков. Н. Ю. Зограф.. 43
В. Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов. Д. В. Сарабьянов.. 76
Историческая живопись. С. Н. Гольдштейн и О. А. Лясковская.. 143
И. Н. Крамской. С. Н. Гольдштейн.. 176
Н. Н. Ге. Н. Н. Коваленская.. 217
В. В. Верещагин. А. С. Давыдова.. 260
Развитие бытового жанра в 1870—1880-е годы. С. Н. Гольдштейн.. 300
Пейзаж. Ф. С. Мальцева.. 362
И. Е. Репин. Д. В. Сарабьянов.. 445
 
Указатель.. 564
Список иллюстраций.. 576
 

 

 

Том IX, книга 2 / Редакторы тома: В. С. Кеменов и Г. Г. Поспелов. — 1965.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА (продолжение)
В. И. Суриков. В. С. Кеменов.. 7
В. М. Васнецов. Н. Н. Коваленская.. 93
В. Д. Поленов. О. А. Лясковская.. 119
Театрально-декорационное искусство. Ф. Я. Сыркина.. 149
Гравюра и иллюстрация 1870—1880-х годов. О. И. Подобедова.. 185
 
Глава вторая. СКУЛЬПТУРА
Скульптура. М. Л. Нейман.. 213
 
Глава третья. АРХИТЕКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Архитектура. М. А. Ильин и Е. А. Борисова.. 257
Художественная промышленность. Н. Р. Левинсон.. 302
 
Глава четвертая. НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Народное зодчество. И. В. Маковецкий.. 333
Народное искусство. В. М. Василенко.. 352
 
Библиография.. 389
Указатель.. 419
Список иллюстраций.. 434
 

 

 

Том X, книга 1 / Редакторы тома: Н. П. Лапшина и Г. Г. Поспелов. — 1968.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
 
Введение. Г. А. Недошивин, Д. В. Сарабьянов, Г. Ю. Стернин.. 7
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Бытовой жанр и историческая живопись. Р. С. Кауфман.. 43
И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов. Ф. С. Мальцева.. 108
В. А. Серов. Е. Б. Мурина, Д. В. Сарабьянов.. 179
М. А. Врубель. Н. А. Дмитриева.. 250
М. В. Нестеров. И. И. Никонова.. 296
К. А. Коровин. Д. 3. Коган.. 319
«Мир искусства». В. Н. Петров.. 341
В. Э. Борисов-Мусатов. В. Н. Петров.. 486
 
Список иллюстраций.. 500
 

 

 

Том X, книга 2 / Редакторы тома: Н. П. Лапшина и Г. Г. Поспелов. — 1969.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
 
Глава первая. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА (продолжение)
И. Э. Грабарь. О. И. Подобедова.. 7
«Союз русских художников». Р. С. Кауфман.. 27
Новые течения в живописи 1907—1917 годов. Д. 3. Коган.. 87
Театрально-декорационное искусство. М. В. Давыдова.. 163
Графика. В. Н. Петров, А. А. Сидоров.. 222
Журнальный рисунок в период революции 1905—1907 годов. В. Н. Петров, А. А. Сидоров.. 257
 
Глава вторая. СКУЛЬПТУРА
Скульптура. М. Л. Нейман.. 275
 
Глава третья. АРХИТЕКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Архитектура. Е. А. Борисова.. 353
Художественная промышленность. В. Ф. Рожанковский.. 433
 
Глава четвертая. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Народное искусство. Т. М. Разина.. 455
 
Библиография.. 477
Указатель.. 520
Список иллюстраций.. 548
 

 

 

Том XI / Редакторы тома: В. С. Кеменов, Д. В. Сарабьянов. — 1957.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ¹
 
Предисловие.. 5
 
ИСКУССТВО 1917—1920 ГОДОВ
Первые мероприятия советской власти в области искусства. П. И. Лебедев.. 11
Ленинский план «монументальной пропаганды» и первые скульптурные памятники. М. Л. Нейман.. 23
Плакат. Н. М. Чегодаева.. 54
Книжная и станковая графика. Р. С. Кауфман и А. А. Сидоров.. 79
Живопись. Р. С. Кауфман.. 101
Архитектура. К. Н. Афанасьев.. 133
Художественная промышленность. Б. И. Алексеев.. 156
Итоги развития советского искусства 1917—1920 годов.. 167
 
ИСКУССТВО 1921—1934 ГОДОВ
Борьба коммунистической партии за социалистическую культуру и искусство. О. И. Сопоцинский и В. П. Толстой.. 173
Живопись. Р. С. Кауфман.. 182
Скульптура. М. Л. Нейман.. 345
Карикатура и плакат. Р. С. Кауфман и А. А. Сидоров.. 440
Книжная и станковая графика. Р. С. Кауфман и А. А. Сидоров.. 464
Архитектура. Н. М. Бачинский и М. А. Ильин.. 502
Художественная промышленность. С. М. Темерин.. 558
Художественные промыслы. С. М. Темерин.. 574
Итоги развития советского искусства 1921—1934 годов.. 596
 
Библиография.. 601
Указатель.. 615
Список иллюстраций.. 633
 
¹ По техническим причинам в настоящий том не вошла глава, посвященная театрально-декорационному искусству 1917—1934 годов. Эта глава будет включена в XII том «Истории русского искусства».
 

 

 

Том XII / Редакторы тома: В. С. Кеменов, Д. В. Сарабьянов. — 1961.

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ИСКУССТВО 1934—1941 ГОДОВ
 
Введение. Р. С. Кауфман.. 7
Архитектура. А. В. Бунин, О. А. Швидковский.. 20
Скульптура. М. Л. Нейман.. 146
Живопись. Р. С. Кауфман.. 222
Монументальная живопись. В. П. Толстой.. 307
Театрально-декорационное искусство 1917—1934 годов. Б. А. Медведев, Ф. Я. Сыркина.. 331
Театрально-декорационное искусство. А. И. Бассехес.. 379
Книжная и станковая графика. Н. И. Воркунова, Г. А. Чернова.. 400
Сатирическая графика и плакат. Н. М. Чегодаева.. 472
Художественная промышленность. С. М. Темерин, Л. Г. Крамаренко.. 507
Художественные промыслы. С. М. Темерин.. 535
Заключение.. 555
Библиография.. 559
Указатель.. 579
Список иллюстраций.. 601
 

 

 

Том XIII (дополнительный) / Редактор тома Г. А. Недошивин. — 1964.

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
От редколлегии.. 5
Введение. Р. С. Кауфман.. 9
Плакат. Н. Михайлова.. 19
Журнальная и газетная графика. Н. М. Чегодаева.. 63
Станковая и книжная графика. А. Д. Чегодаев.. 103
Живопись. Б. Р. Виппер, Р. С. Кауфман.. 164
Театрально-декорационное искусство. Е. Л. Луцкая.. 222
Скульптура. М. Л. Нейман.. 239
Архитектура. О. А. Швидковский.. 284
Художественные промыслы и художественная промышленность. В. М. Василенко.. 347
Заключение.. 371
Библиография.. 373
Указатель.. 384
Список иллюстраций.. 396
 


 

 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

3 ноября 2019, 21:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут