|
Иванов Д. Д. Искусство мебели. — Москва, 1924Искусство мебели / Д. Д. Иванов. — Москва : Государственное издательство, 1924. — 32 с., [10] л. ил. — (Русское декоративное искусство / Под редакцией В. А. Никольского; Выпуск 5).[Начальный фрагмент текста издания]
Искусство мебели мало изучено даже за границей, а в России мебель пока совсем не обследована, материал не собран и не приведен в порядок, не известны имена мастеров, отсутствуют даты предметов. Но главное затруднение в этой области искусства состоит в том, что не установлены основные понятия, а потому не имеется общего языка, и каждый говорит о мебели по-своему. Для одних она так тесно соединена с практической целью своего назначения, что искусство не имеет с нею почти ничего общего; другие признают в отдельных предметах мебели произведения высоко художественные, но затрудняются установить связь искусства мебели с остальными родами искусства.
Все это происходит, главным образом, потому, что понятие мебели слишком широко и неопределенно. По своему происхождению это слово означает „движимость“ вообще. Более точно под ним надо подразумевать одни только сравнительно более крупные движимые предметы внутренней обстановки зданий. К мебели относятся: столы, кресла, стулья, диваны, кровати, шкафы, висячие и стоячие зеркала, стоящие на полу часовые футляры, разные тумбы, подставки, горки, этажерки, экраны перед каминами и много других разнообразных предметов. Что касается люстр, канделябров, стенных часов и тому подобных вещей, то они составляют часть меблировки помещения, но не подходят под понятие мебели. Основным материалом для изготовления мебели служит дерево, которое строгают, режут, точат, оклеивают тонким слоем другого дерева — так называемой фанерой, выглаживают поверхность его, иногда красят, иногда покрывают лаком, иногда отполировывают до зеркального отблеска. Но мебель выделывали не только из дерева. Целиком или в значительной части применяли для ее выделки, и иногда с большим успехом, самые разнообразные материалы: камень, кость, серебро, железо, бронзу, фарфор, стекло, рог, кожу, тростник, солому и т. д.
В разное время приемы выделки мебели различны до бесконечности, но в этом хаосе можно разобраться, если подметить основные подходы человеческого творчества в этой области. Как кажется, таких подходов наблюдается четыре.
Во-первых, предметы обстановки производились по методу конструктивному, то-есть так, как предуказывает их материал и имеющиеся инструменты для его обработки, без лишних подробностей и со строгой экономией средств. Таковы шкафы средневековых западных ризниц, в которых с полной ясностью чувствуется с первого взгляда склад их постройки, таковы на Руси многие старые сундуки, скрыни, рундуки, скамьи, лавки и столы. Последним словом в направлении такой экономии средств и строгой конструктивности является венский стул, в котором использовано все, что может дать материал, и не допущено ничего лишнего. В таких предметах искусство, разумеется, остается в стороне и во избежание смешения понятий они должны быть вовсе исключены из области художественной мебели, хотя иные из этих предметов крепкой, здоровой эпохи не лишены известной художественной величавости, создаваемой одним только соответствием частей предмета.
Второй прием — орнаментальный, заключается в стремлении скрасить предмет практического назначения отделкой его поверхности и вообще его внешнего вида разными способами. На очень старых вещах поверхность грубых досок разнообразилась хотя 6ы расположением вбиваемых в них гвоздей с большими шляпками, а в эпохи высокого мебельного мастерства украшали предмет чеканной бронзой ювелирной отделки или наборной работой, состоящей из мозаики редчайших и красивейших пород дерева. Основной прием такой обработки поверхности мебели, известный еще в глубокой древности, состоит в фанировании грубого нехудожественного сорта дерева, например, сосны, наклейкой тонкого слоя другой древесной породы, более приятной для глаза, например, красного дерева. Подобный прием имеет по существу только внешний, поверхностный, плоскостный характер, но в хорошие эпохи и у хороших мастеров он применялся с замечательным успехом. Задача фанирования состоит в том, чтобы так сказать одеть предмет, облечь его в одежду, радующую глаз. Но орнаментальный прием не ограничивается отделкой поверхностей, он вообще стремится, поскольку это возможно, превратить в орнамент все составные части мебели, ножки, спинки, локотники, и т. д.; под его влиянием ножки кресла превращаются, например, в звериные лапы, а локотники в птиц.
Третий прием можно назвать архитектурным. Он относится к самой композиции мебели. В готическом искусстве епископские кресла или какие-нибудь стулья под балдахином „строились“ по всем правилам готической архитектуры, с бесконечным сплетением готических арок и целым лесом острых шпилей. В эпоху Возрождения шкафы представляли собою первоклассные архитектурные произведения, в которых сложно разыгрывались системы арок, колонн, пилястров и т. д., сундуки для приданого имели вид монументальных саркофагов, которые можно было 6ы в увеличенном виде ставить как памятники. В Наполеоновское время делали шкафы в виде храмов, письменные столы в виде триумфальной арки, кровать с пологом в виде величественной палатки античного воина и т. д. Искусство мебели подчас шло в этом направлении так далеко, что простой диван времени Александра I имел иногда больше величия в своей массе и формах, чем некоторые современные монументы.
Наконец, четвертый прием в производстве мебели можно назвать комфортным. Он проявляется по большей части в эпохи сравнительно поздние, но, как и первый древнейший прием (конструктивный), он далек от искусства. Его цель давать в мебели сладкий покой и негу, или, по меньшей мере, здоровый отдых и комфорт. Восточные тахты и софы, роскошные кресла эпохи регентства во Франции, в которых пышные подушки как 6ы сводят на-нет все значение дерева, новейшие клубные кресла, вообще мягкая мебель, стеганая мебель и кожаная мебель относятся главным образом к этой категории.
Разным родам мебели свойственны, по преимуществу, те или другие приемы. Архитектурный прием особенно пригоден для шкафов и роднится с ними так прочно, так неразрывно, что до последнего времени в дешевенькой обывательской квартирке буфетный шкаф очень часто завершался аркою в стиле барокко, да и теперь нередко можно видеть, как ставят скудный завтрак за дверцу, пышно обрамленную колоннами и пилястрами. К мебели для сидения не очень прививаются ни архитектурной, ни орнаментальный приемы. Она постоянно стремится перейти более или менее полно в область комфортной, а следовательно мало художественной мебели. Конечно, потребность в декоративном украшении сказывается и в комфортной мебели, когда ее обивают красивыми материями, но такие предметы переходят по своему художественному интересу скорее в область ткани.
Наметив эти общие положения, легче выяснить, как проявлялось искусство в мебели вообще, а в русской в особенности.
<...>
Перечень иллюстраций
1. Трон, обложенный слоновою костью (XV века, переделан в XVII в.).
2. Резной стул грушевого дерева XVII века.
3. Точеное дубовое кресло XVII века.
4. Деревянный, обложенный серебром, трон царей Петра и Иоанна. Конец XVII века.
5. Кресло Петра Великого.
6. Шкаф Петровской эпохи.
7. Резное золоченое тронное кресло Елизаветы Петровны.
8. Мебель эпохи Екатерины II (Павловский дворец).
9. Мебель Александровской эпохи (Зимний дворец).
10. Мебель карельской березы 1820-х годов (Выставка 1812 года).
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 39,5 МБ)
22 февраля 2024, 12:24
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий