наверх
 

Карбоньер А. А. Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле. — С.-Петербург, 1893

Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893 Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893
 
 

Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893. — [6], II, 153 с., 5 л. ил. : ил.; 21.

Каталогъ предметовъ стекляннаго производства и живописи на стеклѣ / Составилъ А. А. Карбоньеръ ; Музей Центральнаго Училища техническаго рисованія барона Штиглица. — С.-Петербургъ : Типографія А. Бенке, 1893. — [6], II, 153 с., 5 л. ил. : ил.; 21.

 
 

Живопись на стекле.

 
Фиг. 44. Медальон. Живопись на стекле. Фландрия.
Фиг. 44. Медальон. Живопись на стекле. Фландрия.
 
 
Уже с III ст. до Р. X. римляне стали заполнять оконные пролеты дискообразными пластинками из литого стекла.
 
Впоследствии это употребление стекла из Греции и Рима перешло и распространилось по всей западной Европе.
 
Само собою разумеется, что эти первобытные оконные стекла были лишены всякой фигуральной или орнаментальной декорации.
 
Относительно же этой декорации известно, что, в последующие времена, ранее всего стекло начали украшать живописью, инициатива изобретения которой принадлежит Германии и по времени относится к X ст., пользование же ею для украшения стекол в окнах началось только со второй четверти XI ст.
 
Способ расписывания стекла, в это время, как описывает его известный уже нам средневековый монах Теофил, остается без изменений и для следующего периода времени, вмещающего в себе XII и XIII столетия. Заключался же этот способ расписывания стекол в том, что, вырезанные, по снятым с рисунка шаблонам, куски стекла окрашивались в требующиеся для них тона, а затем, собранные на рисунке, они заканчивались наведением на них тушевки и некоторых очертаний эмалью бурого цвета. По обжиге, куски эти собирались и скреплялись в узенькие связывающие их обрамления из олова.
 
В XII ст., в декорации окон часто встречаются небольшие, симметрично расположенные медальоны всевозможных форм: круглые, четырехлопастные, эллиптические и пр., с изображениями в них исторических сюжетов. Медальоны эти располагались на ковровых фонах, из разноцветных стекол и обрамлялись богатыми фризевыми окаймлениями.
 
Такого рода окна представляли собою прозрачную мозаику, составляли своею декорациею одно целое с архитектурою здания и служили необходимым дополнением для общего эффекта здания этой эпохи.
 
Рисунок на них передавался простыми очертаниями; часто несколько штрихов определяли и заканчивали складки материи. Прекрасный тон красок был очень ярок и хотя палитра окраски ограничивалась голубым, красным и зеленым цветами, но в общем получался общий тон, усугубляющий характер условности этой декоративной живописи.
 
В XIII ст., прием расписывания остается тот же самый, хотя рисунок расписных оконных стекол значительно улучшается. У нас в музее имеются образцы расписных окон этой эпохи за №№ 618—620, представляющих особое характерное изображение Моисея, св. Петра и Богородицы со Спасителем, восседающей на коленях св. Анны.
 
Но в XIV ст. происходят важные перемены: мастера, расписывающие стекла, начинают подражать природе; они ищут эффекты светотени; тело у них уже не окрашивается в лиловатый тон, как прежде, но пишется en grisaille; связки из олова становятся реже и тем менее испещряют рисунок; чаще стали встречаться большие фигуры без дополнительной декорации, без архитектурных форм, с фоном, большею частиею однотонным, или же украшенным дамаскированным узором. В XIV же ст. открыта была желтая краска, изготовлявшаяся из серебра.
 
В Италии живопись на стекле появляется только в конце XIII ст. Этому времени принадлежат прекрасные оконные стекла, расписывавшиеся мастерами Сиенны и Флоренции, как-то: Доно, Джиунто Сиеннским, Фрате, Джюсто, Андрео ди-Мино и Туччио.
 
В XV ст. палитра мастеров, расписывающих стекла, обогатилась еще другим телесным цветом, а также расширила значительно свои рамки, чрез совмещение стекол разных цветов (двойные стекла): от сочетания этих стекол по два получилось много новых тонов.
 
В XV же столетии, в живописи на стекле, начинает проглядывать индивидуальность мастера. Появляются архитектурные декорации, пейзажи. Синие или красные драпировки начинают украшаться богатым дамаском, а бордюры завитками из листьев довольно сухого характера. Так как эпохе возрождения особенно свойственна была любовь формы, то живописцы этого времени ревниво старались выделять ее из фона, хотя бы даже в ущерб гармонии общего, всего здания. А потому, появляются большие фигуры, на светлых фонах, а также способ писания en grisaille, дающий много света, был тоже в это время в большем употреблении. При этом надо упомянуть о долго державшемся обычае объяснять сюжет написанными на стекле текстами, (см. фиг. 45).
 
Мы имеем несколько медальонов с окон и частей окон этого времени за №№ 621—626.
 
В второй половине XV ст., при расписывании оконных стекол встречаются уже сюжеты светского содержания.
 
В XVI ст., около 1540 г. открыта была красная эмалевая краска, добывавшаяся из железа; около 1550 г. с открытием еще многих других красок одновременно открыта была способность алмаза резать стекло.
 
 
Фиг. 45. Медальон. Живопись на стекле, XV ст.
Фиг. 45. Медальон. Живопись на стекле, XV ст.
 
 
Увеличившаяся красками палитра художников, расписывавших стекла XVI столетия, дала сим последним возможность писать на прозрачном стекле, как на полотне. Это имело важное значение для живописи на стекле и именно в том отношении, что поколеблен был в основании державшийся до сих пор условный прием живописи на стекле. И действительно, мастера, расписывавшие стекла, вскоре совсем забывают прежний, подчиненный условности, декоративный прием расписывания оконниц и предаются, исключительно просто, передаче на стекле высших образцов живописи эпохи возрождения. Они писали тоже способом en grisaille, с раскрытием некоторых частей желтым тоном.
 
При этих условиях живопись на стекле теряет свою условность — служить архитектуре, а между тем, вследствие своей прозрачности, она не могла исполнить задачи живописи, исполнявшейся масляными красками и потому приравняться к ней, что и должно было вредно отразиться на дальнейшем ее развитии.
 
Этому же времени, т. е. XVI и началу XVII ст., принадлежит прекрасная геральдическая живопись на стекле немецкой части Швейцарии, прекрасные образцы которой имеются у нас за №№ 633, 634, 645 и др.
 
Около половины XVII ст. эта интересная отрасль искусства приходит в упадок, прекращается, но с тем чтобы в начале XIX ст. возродиться вновь и сделаться предметом тщательного изучения.
 
 
Фиг. 46. Англия около 1500 года.
Фиг. 46. Англия около 1500 года.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 
Введение.
Стеклянное производство в древнем мире . 1
Стеклянное производство христиан первых веков .. 11
Стеклянное производство восточных стран и Византии 14
Стеклянное производство на Западе..19
Современное стеклянное производство ...45
Живопись на стекле..51
 
Каталог.
Стеклянное производство в древнем мире.57
Стеклянное производство христиан первых веков .. 62
Стеклянное производство восточных стран и Византии 63
Стеклянное производство на Западе:
Венеция..68
Германия и Нижнерейнские провинции..75
Богемия..88
Франция..90
Испания:
a) Кадальзо..90
b) Каталония.96
c) Сан-Ильдефонсо...104
d) Мария ..109
e) Картагена..114
f) Бриар.117
Современное стеклянное производство:
Венеция. 130
Богемия.. 138
Англия. 139
Франция. 142
Живопись по стеклу... 143
 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕННЫХ В КАТАЛОГЕ ПОЛИТИПАЖЕЙ.

 
1. Производство стекла в Египте.. 1
2. Производство стекла в Египте .2
3. Производство стекла в Египте ..—
4. Бусина из ожерелья царицы Рамака..—
5. Вазочка. Египет (Луврский музей). 3
6. Античное римское стекло...4
7. Античное римское стекло  5
8. Античное римское стекло . 6
9. Античное римское стекло  7
10. Античное стекло. (Британский музей)...8
11. Античное стекло. (Неаполитанский музей).9
12. Античное стекло. (Сокровищница церкви Св. Марка) . 10
13. Античное стекло. (Найдено в Страсбурге)...—
14. Ампулы хранящиеся в Монце..11
15. Св. Петр и Павел. Древне-христианское стекло..12
16. Стекло V века. (Эрмитаж) ..13
17. Кальян. (Колл. Ротшильда)..15
18. Стакан Св. Гедвиги. (Амстердам). 16
19. Бассейн. (Музей Клюни)..18
20. Деталь бассейна. (Музей Клюни).—
21. Средние века. І. Рекульвер (Кент). — 2. Зельцер (близ Майнца). — 3. Фейфорд (Глочестер). — 4. Дувренд (Нормандия). 20
22. Средние века. (Раскопки в Енверме. Департамент Нижней Сены)...—
23. Венеция XV ст. (Сут-Кенсингтонский музей)...23
24. Венеция. Сут-Кенсингтонский музей..24
25. Венецианское стекло...25
26. Венецианское стекло ...26
27. Венеция. (Музей Клюни)..27
28. Венецианское стекло. 28
29. Венецианское стекло ...29
30. Зеркало. Венецианское производство..31
31. Стакан. Германия, XIV ст. 32
32. Братина. Германия.33
33. Стекло, украшенное гравюрою. Германия..35
34. Франция, XVI ст. Эмалированное стекло. (Колл. г. Слэда) .. 36
35. Франция (Пуату), XVI ст. (Музей Клюни).37
36. Франция. Эмалированное стекло, XVIII ст. (Колл. Шанфлери). 38
37. Ваза. Испания. (Кадальзо), XVII ст. 40
38. Стекло Испании.41
39. Испания. (Сан-Ильдефонсо)..—
40. Фляга. Испания (Мария или Кастриль, XVII ст.)...42
41. Вазочка. Испания, XVII ст. 43
42. Вазочка. Испания (Мария), XVI. 44
43. Граненое и украшенное гравюрою стекло..47
44. Медальон. Живопись на стекле. Фландрия...51
45. Медальон. Живопись на стекле, XV ст. 54
46. Англия около 1500 года..55
 
Фототипии:
Табл. I. после 58
Табл. II.. » 62
Табл. III.. » 74
Табл. IV.. » 90
Табл. V.. » 140
 

 

Примеры страниц

Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893 Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893
 
Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893 Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893
 
Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893 Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле / Составил А. А. Карбоньер ; Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. — С.-Петербург : Типография А. Бенке, 1893
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 51,8 МБ).
 

18 марта 2018, 21:50 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий