наверх
 

Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья. — Москва, 1964

Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964  Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964
 
 
 

Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964. — 244 с., ил.

 
 
 

От автора

 
Настоящая работа представляет исследование архитектуры Индии V—VIII вв. Основанием послужила часть материалов, собранных во время пребывания автора в Индии в 1948—1951 и 1952—1953 гг.
 
В этой книге автор стремится проследить архитектуру Индии в процессе исторического развития и социально-экономической обусловленности, а также осветить наименее исследованные вопросы градостроительства, жилища, строительной техники раннего средневековья. Представляя всю сложность поставленной задачи, автор считает свою работу лишь скромной попыткой в этом направлении.
 
Автор глубоко признателен рецензенту В. Л. Ворониной, советским индологам А. М. Осипову и К. А. Антоновой и всем, принявшим участие в подготовке книги к изданию.
 

 

 

Введение

 
Советская индология может гордиться многими работами, завоевавшими мировую известность. Однако остается далеко не изученной важная область индийской культуры — архитектура. Литература по этой теме на русском языке пока что исчерпывается работами С. И. Тюляева и очерками других авторов. Не получила заслуженного признания архитектура Индии в западно-европейском научном мире. В этом, безусловно, сказалось недавнее колониальное положение страны, губительным образом отразившееся на развитии индийской архитектуры, а также и на ее изучении. До настоящего времени в западном искусствоведении признавались достижения античной цивилизации Греции и Рима и очень мало изучались культурные ценности народов Востока. А между тем архитектура Востока, и в частности Индии, заслуживает не меньшего внимания, чем архитектура Запада. История архитектуры Индии открывается уже в XXX в. до н. э. хорошо спланированными и благоустроенными городами в Мохенджо-Даро и Хараппе¹. Большую ценность представляет обширная древнеиндийская литература по архитектуре и градостроительству. Дворцово-крепостные ансамбли Индии позднего средневековья не уступают лучшим подобным образцам западно-европейского зодчества. Непревзойденными по своей объемно-пространственной и пластической композиции являются средневековые храмы.
____________
¹ Marshall S. J. Mohenjo Daro and the Indus civilisation. London, 1931, vol. 3; Mackay E. The Indus Valley civilisation. London, 1931; Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.
 
 
Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964
 
Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964
 
 
Изучая сложившуюся в своих специфических условиях архитектуру Индии, можно найти общие черты в отдельных композиционных приемах с самобытной архитектурой древней Руси.
 
Индия одна из немногих стран, которая донесла до наших дней древнейшие традиции своей глубоко своеобразной культуры. Ушла в далекое прошлое античная Греция, мертвы руины египетских храмов, в музейную редкость превратился Парфенон, а в Индии до сих пор еще встречается строительство по правилам и канонам, с соблюдением ритуалов, совершавшихся тысячелетия назад. Неразрывная связь с прошлым заметна во всех явлениях индийского народа, в его быту, труде, религии, художественном творчестве и архитектуре.
 
Архитектурные сокровища Индии, остававшиеся долго непризнанными, привлекли серьезное внимание исследователей всего лишь 40—50 лет назад. За последние годы в Англии и Америке появилось сравнительно много работ, главным образом искусствоведческого характера, в которых ярко проявляется тенденциозность — представить индийскую архитектуру и искусство явлением недоступным для общего понимания, подчеркнуть особую склонность индийского народа к мистике, символизму, эротике и исключить все рациональное, что содержит его культура.
 
Характерно, что до сих пор продолжается классификация архитектуры Индии лишь по религиозному принципу: на буддийскую, джайнскую, брахманскую и мусульманскую, принятая еще сто лет назад Фергюссоном. В свое время эта классификация была оправдана тем, что все известные памятники Индии от III в. до н. э. и почти до XV в. н. э. являлись культовыми сооружениями. Большинству зарубежных исторических работ по архитектуре Индии свойственна метафизическая концепция, отсутствие какой-либо периодизации, кроме династийной. В данном случае нельзя не отметить те факторы, которые благоприятствовали метафизическому пониманию индийской архитектуры. В городах древнейшей цивилизации Инда¹ архитектура явилась исследователям уже в сформировавшемся и застывшем виде, не обнаруживая на протяжении многих столетий каких-либо признаков развития в планировочных решениях, строительно-конструктивных методах и архитектурных формах.
____________
¹ Называемой также культурой Хараппы.
 
Поразительным консерватизмом отмечено и более позднее средневековое монументальное зодчество Южной Индии. Исследователям индийской архитектуры трудно определить причины, парализовавшие ее развитие, даже если обратиться к тому неисчерпаемому по богатству содержания и изобилию литературному наследию научного и художественного характера, которое оставила древняя и средневековая Индия. Дело в том, что многочисленные древнеиндийские тексты по различным вопросам, включая и архитектуру, не содержат, как правило, данных ни о местах и времени их возникновения, ни об авторах. Расхождения ученых в датировке текстов достигают иногда нескольких сотен лет.
 
Для древних писателей не имело значения хронологическое изложение событий, фиксирование дат литературных трудов. Поэтому в Индии, в силу специфически сложившихся исторических условий, выработался характерный для нее метафизический взгляд на историю общества и самой вселенной. История представлялась в виде неизменной, предопределенной богом циклической смены различных состояний общества и природы. В результате создавшегося положения Индия по существу осталась без написанных трудов по древней и средневековой истории страны в целом или отдельных ее районов.
 
Поэтому естественно, что метафизический подход к историческим и общественным явлениям переносился в область искусства и архитектуры, укоренившись так глубоко, что затронул почти все известные работы в этой области.
 
Не случайно для данного исследования избрано раннее средневековье. В то время, когда Западная Европа после крушения Древнего Рима вступила в трудные времена сложения культуры на новых началах, Индия вместе с другими странами Востока переживала один из ярких периодов в своей истории. Это было время становления новой общественной формации — феодализма, продолжавшего развиваться в Индии почти до XVIII в.
 
На протяжении более чем шеститысячелетнего развития архитектуры Индии устанавливается пока что этот единственный период, когда наиболее отчетливо обнаруживаются коренные изменения в типах, формах и методах строительства, обусловленные не внешними обстоятельствами, а внутренними закономерностями общественного развития.
 
Для такой большой страны, как Индия, с ее неравномерным характером социально-экономического развития трудно определить хронологические границы переходного времени от древности к средневековью, от рабовладельческих отношений к феодальному способу производства. Переходная эпоха устанавливается по исторической периодизации советских индологов примерно между V—VIII вв. до н. э. Определившиеся хронологические границы подтверждаются анализом сохранившихся памятников монументального зодчества. За три столетия произошло отмирание ранее господствовавших в течение тысячелетий видов и форм пещерного строительства и сложился новый ведущий тип сооружений в новой строительной технике — каменной кладке. Со временем храм развивается в огромный комплекс сооружений различного назначения, сосредоточив в себе многие виды общественной деятельности, занимая главное место в монументальном строительстве Южной Индии до XVIII в.
 
 
Джайпур. Дворцово-крепостной ансамбль Амбер IX—XVI вв.
Джайпур. Дворцово-крепостной ансамбль Амбер IX—XVI вв.
 
 
Индия не оставила памятников гражданского зодчества (за ничтожным исключением) за более чем двухтысячелетний период — от XV в. до н. э. и почти до позднего средневековья XI—XV вв. н. э. Поэтому освещение вопросов гражданского строительства в данном исследовании проводится впервые с использованием данных изобразительного искусства, а также на основе взаимосвязи культовой архитектуры с народной. В этом отношении раннее средневековье особенно благоприятно для исследования. В памятниках этого времени, представляющих раннюю стадию формирования храмовой архитектуры, очень явственно обнаруживаются связи с формами народного зодчества.
 
* * *
 
Раннесредневековую Индию трудно отделить от древней, возможно, так же. как в какой-то степени современную Индию от ее средневекового прошлого. Древнейшие традиции могучей своеобразной культуры, процветавшей уже за 2000 лет до н. э. в долинах рек Инда и Ганга, являются теми незримыми узами, которые на протяжении всей истории объединяли обширную и многоликую Индию. Цельности страны, сохранению глубокой самобытности и древнейших традиций в архитектуре народов Индии, несомненно, благоприятствовала сама природа.
 
Непроходимая стена высоких горных хребтов Гималаев отделяла Индию от остального мира с севера, а с других сторон — безбрежные океаны. Со временем, в ходе исторических событий преодолевались естественные преграды. Соприкасаясь с внешним миром, Индия впитывала и поглощала культурные влияния различных народов, обогащая собственную. Сложная и особенная культура Индии и ее очень важная составная часть — архитектура сформировались в результате специфически сложившихся исторических условий социально-экономического развития.
 
Индия во времена древности и средневековья (по VIII в.) включала территорию современных Индии Восточного и Западного Пакистана и Непала. В политическом отношении Индия почти за всю свою историю (исключая период правления Ашоки — III в. до н. э.) не представляла единого целого и не имела общепринятого для всей страны названия. Виндхийский горный хребет разделяет Индию на две основные части: южную — полуостровную, называвшуюся в древности Дакшина или Дакшинапатха (т. е. Юг), а ныне Деканом, и северную материковую, именуемую Индостаном (а в древней литературе Индии: Ариавартой — страной ариев, или Бхарат-варша). Обе части довольно резко различаются по своим природным и климатическим условиям и развивались до определенного периода почти независимо друг от друга.
 
 
Панорама Южной Индии. Штат Мадрас
Панорама Южной Индии. Штат Мадрас
 
 
Большая часть Декана в древности была покрыта непроходимыми джунглями. Основным строительным материалом на Юге долгое время оставались дерево, бамбук. Субтропический климат Индии резко варьируется в обеих ее частях.
 
Годовые колебания температуры на севере в Индо-Гангской низменности значительнее чем на юге, где постоянная жара несколько смягчается зимой. Восточное побережье по сравнению с западным богаче осадками (возможно, этим объясняются характерные для Орисских построек высокие крыши с крутым скатом, способные выдержать мусонные ливни). На юге Индии в районе Мадраса были обнаружены первые следы человека времен палеолита, однако ранние очаги земледельческой культуры скорее всего возникли в северной части Индии, в плодородной низменности, простирающейся между двух великих рек — на западе Инда и на востоке Ганга. Археологические раскопки 20-х годов XX в. в долине Инда (на территории современного Западного Пакистана) в Мохенджо-Даро и Хараппе произвели по существу революционный переворот в мировой исторической науке. Здесь была обнаружена одна из древнейших в мире высокоразвитая городская цивилизация раннеклассового общества, процветавшая между XXXIII и XX вв. до н. э. По уровню своего развития цивилизация Инда превосходила во многих отношениях культуры Персии, Месопотамии и Египта, с народами которых древнюю Индию, по-видимому, связывали торговые отношения.
 
Города с многоэтажными постройками из обожженного кирпича были отлично для своего времени благоустроены, имея наиболее совершенную для Древнего Востока систему водоснабжения и канализации. В городах были найдены художественные предметы домашнего обихода, расписная керамика, остатки хлопчатобумажной ткани, скульптура из камня, бронзы и терракоты. Судя по археологическим открытиям 1950—1952 гг. в районах Варанаси (Бенарес) и полуострова Катхиавар (штат Бомбей), городская цивилизация Инда распространялась и на западную и центральную часть Индии и еще продолжала процветать в XV в. до н. э. В исторической науке имеется предположение, что созидателями этой культуры были дравиды — предки современных народов Южной Индии. Под постоянным натиском воинственных племен кочевников-скотоводов (главным образом, ариев) дравиды были вынуждены оставить свои исконные земли и отступить в глубь страны. Оставшаяся, по-видимому, небольшая часть населения слилась с пришельцами. Исследователи индийской культуры считают, что в сложном ее составе на определенных этапах ее развития совершенно ощутимо различаются два сильных разнохарактерных направления: дравидийское и индо-арийское, называемых так по наиболее древним поселенцам Индии дравидам и ариям.
 
От исторического периода XV в.—VI в. до н. э. следов материальной культуры пока что не было обнаружено и главными источниками являются литературные памятники. К ним относятся редчайшие в мире произведения литературы — веды¹, религиозные и поэтические сборники середины II тысячелетия до н. э., древнейшие эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», сложившиеся в X—XII вв. до н. э. и не утратившие значения для индийцев до наших дней, и другие произведения так называемой послеведической литературы (брахманы, сутры, буддийской и джайнской канонической литературы).
____________
¹ Творцами вед считают ариев, завоевавших Индию в X в. до н. э. и говоривших на языке индо-европейской семьи.
 
По этим источникам можно судить, что в древнем мире Индия была одной из передовых стран с высоко развитой земледельческой культурой, ремеслом, торговлей. Известны крупные благоустроенные города Айодхья, Гиривриджа и другие; сложные архитектурные сооружения, в которых основным строительным материалом с глубокой древности продолжали служить дерево и кирпич, особенно с огромным искусством использовались строительно-конструктивные возможности дерева. С большим инженерно-техническим мастерством создавались ирригационные и навигационные каналы, мосты, дамбы. Страна была покрыта сетью хороших мощеных дорог. Для путников строились колодцы, постоялые дворы, нередко больницы. Вдоль дорог насаждались плодовые и декоративные деревья, а чаще тенистые баньяны. Расстояние отмечали верстовые столбы. Было хорошо налажено кораблестроение — известны суда, вмещающие по несколько сотен пассажиров.
 
Далеко за пределами страны славились индийские тончайшие хлопчатобумажные ткани, металлические изделия. Большого развития достигли многие области науки, литература, философия, искусство. Тонкой поэзией овеяны произведения древнеиндийского эпоса.
 
Это была страна высокой художественной культуры, сложной экономики и еще более сложной социальной структуры. Классовое и социальное расслоение вылилось в Индии в своеобразную систему деления общества на варны (сословия), сформировавшиеся впоследствии в невиданную в мире, прочно сохранившуюся до наших дней кастовую систему. Основное население древней Индии, так же как и теперь, жило в деревнях. Деревни мало чем отличались от современных по своим постройкам, возведенным из камыша, бамбука, глины, дерева. В деревнях люди жили в общинах, поэтому она оставалась главным ядром индийского общества на протяжении почти всей истории.
 
В течение тысячелетий люди жили строго почитая старину, ведя рутинный образ жизни, обособленный от всего окружающего мира. Никакие общественные события: ни войны, ни крушения империй — не могли поколебать неизменные устои замкнутого в себе патриархального мирка сельских общин, ставших прочной основой восточного деспотизма. Сельской общине Индия обязана сохранением многих традиций, прежде всего в религии, в которой с незапамятных времен и поныне живут старинные верования культа плодородия, вера в перевоплощение душ, обожествление животных, мифы и легенды.
 
В долине Ганга, по-видимому, сформировалась наиболее древняя из известных религий — ведийская¹, в которой, так же как в ранних религиях других народов, обожествлялись различные явления природы и боги наделялись человеческим обликом. По богатству фантастических образов и сюжетов индийская мифология превосходит, например, греческую. В многочисленном пантеоне богов главное место занимали бог солнца (Сурья или Вишну, имеются и другие названия), бог грозы (Индра), огня (Агни).
____________
¹ Ильин Г. Ф. Религии древней Индии. М., 1959.
 
С развитием рабовладельческих отношений ведийская религия и народные верования слились в той или иной форме в известные в Индии три религии: брахманизма, буддизма и джайнизма.
 
Брахманизм освящал кастовое деление общества и господство жречества. Наиболее ранний из трех религий брахманизм оказался наиболее живучим. Современный индуизм не потерял с ним глубокой преемственной связи. До настоящего времени в Индии среди многочисленных богов, наиболее чтимыми богами являются Шива и Вишну. Их сложные образы основаны на древних племенных культах. В Шиве воплощается образ грозных разрушительных сил природы, ее вечного умирания и вечного рождения. В образе Шивы нашел продолжение культ плодородия. С глубокой древности и поныне символом Шивы служит изображение линги (фаллуса). Вишну — хранитель мирового порядка тесно связан с образом Сурья.
 
В VI в. до н. э. в условиях относительно развитого рабовладельческого строя на основе большого социального движения против гнета брахманских жрецов возникли другие религии — буддизм и джайнизм.
 
Буддизм в основном отражал интересы крупных рабовладельцев, стремившихся к централизованной власти. Относительная демократичность и сравнительно гуманистический характер идей буддизма обеспечили ему быстрое и широкое распространение в народе. Буддийский культ был проще и понятнее и не считался с сословной и кастовой принадлежностью верующего. С буддизмом впервые возникла монашеская община (сангха) и появились первые известные в Индии культовые постройки — ступа, храм-чайтья, монастырь-вихара. Буддизм оказал большое влияние на религии многих стран не только Востока, но и Запада. В христианской религии, характере ее культа и сооружений можно найти отдельные общие черты с буддизмом. Джайнизм имеет много общего с буддизмом, но в отличие от него не имел широкого распространения и никогда не занимал господствующего положения в индийском обществе, ограничиваясь поддержкой главным образом группы торговцев, ростовщиков и крупных ремесленников.
 
Политическая история Индии становится более определенной после VI в. до н. э. Плодородные долины Инда и Ганга привлекали многих чужеземцев. Север Индии почти непрерывно подвергался иноземным нашествиям: довольно длительному завоеванию со стороны персов в VI в. до н. э., эпизодическому вторжению греческих войск Александра Македонского в IV в. до н. э., скифов во II—III вв. н. э. Сильные разрушения, связанные с массовым истреблением населения, были нанесены в V—VI вв. во время 75-летнего владычества кочевников-эфталитов (белых гуннов). Позднее, Индия завоевывалась тюркоафганскими племенами и Великими Моголами. Тюрко-афганские племена начали свои набеги с VIII в., завоевав Северную Индию в XII в. В XV—XVI вв. почти вся территория Индии, за исключением Крайнего Юга, находилась под владычеством мусульманских феодалов, выходцев из Средней Азии м Ближнего Востока. От войн и грабительских походов чужеземцев, несомненно, страдали народы Индии, гибли и разрушались города, памятники старины, оставались лишь непоколебимыми основные устои местной культуры. Постоянный поток внешних влияний обогащал и обновлял культуру Индии. Она становилась многогранней и прекрасней. Поэтому немудрено, что современная культура Индии представляет чудесный сплав, в сложном составе которого трудно порой разобраться.
 
Если колыбелью индийской цивилизации стала долина Инда, то сердце Индии всегда лежало в долине Ганга в районе современных городов Дели (на месте древнего города Индрапастха) и Патны (на месте Паталипутры), столицы рабовладельческих государств. Здесь рождались великие гимны Вед, древнейшие эпосы, идеи буддизма, драмы Калидасы.
 
С III в. до н. э. история индийской архитектуры становится уже известной не только по косвенным источникам, но и по сохранившимся памятникам монументального зодчества. Это значительная веха в истории народов Индии, время наивысшего расцвета в стране рабовладельческого строя. Это был один из редких периодов в ее политической истории, когда страна, обычно разобщенная на племена и варны (сословия), объединилась в одно административное целое. Правивший в то время император Ашока использовал как одно из средств объединения страны — буддийскую религию, которая до конца VII в. становится господствующей. Об этом свидетельствуют почти единственно сохранившиеся памятники от III в. до н. э., распространенные почти по всей стране буддийские ступа, монастыри и храмы, а также отдельно стоящие мемориальные столбы (стамбха) с высеченными на них буддийскими изречениями и эдиктами Ашоки. Империя Ашоки просуществовала недолго; во II в. до н. э. под давлением внутренних противоречий и усилившегося натиска вражеских племен шаков и соседних государств Бактрии и Парфии империя распалась.
 
С этих пор на северо-западе Индии выделилось среди других государство Кушанов со столицей Пурушапур (современный Пешавар). Кушанские цари в период расцвета с I в. до н. э. до II в. н. э. распространили свою власть над огромными территориями не только Индии, но Средней и Центральной Азии. Характерные для этого времени памятники искусства и архитектуры в Гандхаре (на территории современного Афганистана и Пакистана) несут на себе следы влияния позднеримского искусства.
 
В период расцвета рабовладельческих государств Индия активно развивала экономические и культурные связи с эллинистическим миром (Сирией, Египтом, Эпиром), с государствами юго-восточной Азии, Китаем. Далеко за пределы Индии распространялось ее культурное и политическое влияние. Полуостровная часть Индии оставалась в стороне от многих исторических событий, ареной которых были долины Инда и Ганга. Но в то же время имеются свидетельства о непрекращающихся, с времен древнейшей цивилизации Инда, связях Южной Индии с Севером¹. Буддийские традиции VI в. говорят о проторенных караванных трактах, соединявших Паталипутру — столицу империи Ашоки и другие центры Северной Индии с портовыми городами Юга.
____________
¹ В Мохенджо-Даро были найдены предметы из золота, близкого по своему составу золоту из районов Мадраса и Хайдарабада.
 
В своем общественном развитии Юг в целом отставал от Севера. Благоприятные условия для развития земледелия, мореходства и торговли способствовали процветанию лишь приморской полосы Южной Индии, широкой на востоке и узкой на западе. Восточная приморская полоса от реки Годавари до мыса Коморина, именуемая Коромандельским побережьем, населена главным образом народами тамилы и телугу (по языку принадлежащими к дравидской семье) — обладателями древнейших на юге литературных традиций. В первые века нашей эры народы Юга уже мало отличались по уровню своего общественно-экономического и культурного развития от народов Северной Индии. В политическом отношении они продолжали оставаться независимыми друг от друга. С I в. до н. э. до II в. н. э. на юге Индии доминировала империя Андхра со столицей Амаравати, ее границы в период расцвета простирались от Бенгальского залива до Аравийского моря, между реками Годавари и Кришна.
 
В начале нашей эры на юге процветали три тамильских государства (Чола, Пандия и Чера), а также небольшое царство Икшваку, оставившие немногие памятники архитектуры, среди которых особенно интересны спортивные сооружения в Нагарджунаконде.
 
В первой половине III в. почти одновременно наступил распад крупнейших рабовладельческих государств, на юге — Андхра, на севере — Кушанов. Затем последовало столетие, в основном характеризующееся политической раздробленностью и экономическим упадком страны.
 
Историческое, социально-экономическое и культурное развитие страны в V—VIII вв. Новый подъем экономики и культуры на Севере Индии произошел в IV в., когда ее северные и центральные районы вновь объединились в мощное государство династии Гупт. В период расцвета при Чандре Гупте II (Викрамадитья), с 375—413 гг.², границы Гуптского государства простирались на севере до Гималайских гор, на востоке — до реки Брахмапутра, на западе охватывали полуостров Катхиавар, а на юге достигали реки Нарбада. Гуптские правители вновь избрали столицей Паталипутру. В V в. государство Гупт доминировало над всеми остальными государствами в Индии. Многие из них находились в экономической зависимости от него или испытывали его влияние.
____________
² По другим данным 380—414 гг.
 
Политика централизации и консолидации государства и расширения сферы его политического и культурного влияния на Ближнем и Дальнем Востоке, характерная для периода правления Ашоки, нашла продолжение в политике императоров династии Гупт, а позднее — правителей южноиндийского государства династии Паллавов.
 
Начатая еще в первых веках до нашей эры эмиграция из Индии на Восток в нынешние Таиланд, Бирму, Камбоджу, Индонезию продолжалась в V в. и усилилась к VIII в. В этих странах довольно прочно обосновались индийские торговые колонии. Насколько глубоко проникло влияние Индии в эти страны, можно судить по сохранившимся памятникам архитектуры и письменности.
 
Начиная с V в., после столетнего перерыва вновь оживились морские и сухопутные связи со странами Средиземноморья, Китаем, Африкой. По проторенным ранее путям вновь наладилась торговля через нынешний Афганистан с Ираном и со Средней Азией. Усилились торговые связи между Севером и Югом Индии. Расцвет внешней и внутренней торговли способствовал подъему ремесленного производства, главным образом предметов роскоши, и сосредоточению больших материальных средств в руках рабовладельческой и феодальной знати, не скупившейся на строительство дворцов и храмов и поощрявшей развитие науки и искусства.
 
Известно, что в V в. в Наланде — крупнейшем научно-религиозном центре страны, знаменитом на весь Древний Восток, своего рода университете— занималось несколько тысяч студентов, изучавших наряду с религиозными дисциплинами философию, медицину, математику. Среди студентов было много приезжих из Китая, Японии и других стран. Подобное учебное заведение имелось также на юге, в Канчипураме — столице Паллавского государства.
 
О высоком техническом прогрессе и пластическом мастерстве Индии, достигнутом в период Гупт, свидетельствует отлитая из бронзы и меди огромная статуя Будды из Султанганджа весом около тонны и высотой около 2,5 м и монолитная железная, не поддающаяся ржавчине до наших дней, колонна в Дели высотой более 7 м. Большого совершенства достигли скульптура, живопись, литература на санскрите. К V—VI вв. относят редакцию многих трактатов по искусству и архитектуре.
 
Индийцы считают V в. второй, после правления Ашоки, наиболее значительной вехой в истории Индии и называют его «золотым веком». Некоторые искусствоведы нередко проводят исторические параллели, сравнивая V в. в Индии с эпохой Перикла в античной Греции, а иногда с эпохой Возрождения в Европе. Такие параллели, проводимые без сравнительного анализа социально-экономических и исторических особенностей каждого из этих периодов, не выявляют действительную историческую картину Индии переходного времени.
 
 
Аджанта. Фрагменты стенных росписей вихары, зал № 17, конец V в. н. э. Апсары — небесные девы
Аджанта. Фрагменты стенных росписей вихары, зал № 17, конец V в. н. э. Апсары — небесные девы
 
 
Для нас V в. в Индии представляется периодом чреватым очень сложными противоречиями, в результате обострения которых зарождалась новая социально-экономическая система, новое мировоззрение и соответственно новые явления искусства и архитектуры.
 
Период расцвета государства Гупт был сравнительно коротким. Внутри него назревали острые социальные противоречия. Большая концентрация материальных благ в руках господствующей аристократической верхушки и буддийского монашества приводила к обнищанию трудящихся масс, тяжелым бременем на них ложилось содержание громадного административного аппарата и армии, необходимых в условиях крупного централизованного государства. Все чаще поднимались крестьянские бунты, поддерживаемые рабами и представителями низших сословий. О них могут свидетельствовать изданные в этот период законы о жестоких наказаниях за упорные восстания против власти.
 
 
Аджанта. Фрагмент росписи плафона вихары, зал № 1, VII в. н. э. Сцена приема персидских послов чалукийским царем
Аджанта. Фрагмент росписи плафона вихары, зал № 1, VII в. н. э. Сцена приема персидских послов чалукийским царем
 
 
Кроме того, давно назревали противоречия — с одной стороны между старыми аристократическими кругами и представителями ростовщичества, поддерживавшими буддизм, буддийскими монахами — владельцами крупных монастырских поместий, и с другой — с представителями новой эксплуататорской верхушки общества в лице феодалов и брахманских жрецов.
 
В конце V в. нашествие гуннов нанесло окончательный удар государству Гупт, сильно ослабленному обострением внутренних противоречий. В течение почти столетия северные и центральные районы Индии не могли оправиться от тяжелых последствий этих событий и только в 540 г. они окончательно освободились от владычества гуннов. Последним независимым крупным государственным объединением на севере Индии было государство Харша (или Канаудж), существовавшее в VII в. в течение 40 лет, со столицей Канаудж. С распадом империи Гупт центр тяжести социально-экономической и культурной жизни Индии переместился за пределы Виндхийских гор — на юг, где соперничали между собой два соседних крупнейших феодальных государства — одно династии Чалукиев и Раштракутов, другое династии Паллавов. В этих государствах феодализм стал развиваться, возможно, одновременно с северными районами.
 
 
Аджанта. Фрагмент стенных росписей вихары, зал № 17, конец V в. н. э. Сцена во дворце
Аджанта. Фрагмент стенных росписей вихары, зал № 17, конец V в. н. э. Сцена во дворце
 
 
Становление феодализма в Индии проходило в специфических условиях, отличных, например, от условий Западной Европы. Индия не претерпела таких, как Европа, сильных внешних потрясений, способных разрушить до конца старую культуру рабовладельческого строя. Раннесредневековая Индия унаследовала от древности хорошо сохранившиеся экономические и культурные центры и города с налаженным ремесленным производством.
 
 
Остров Элефанта. Рельеф в скальном храме VIII в. Шива, исполняющий танец создания Вселенной.
Остров Элефанта. Рельеф в скальном храме VIII в. Шива, исполняющий танец создания Вселенной.
 
 
Индия с давних пор представляла страну высокоразвитой земледельческой культуры. Главным занятием жителей было земледелие и основным видом поселения всегда оставалась деревня. Жизненная необходимость ведения земледелия при сложных оросительных системах вынуждала Индию и в период феодализма придерживаться крупных государственных объединений, опиравшихся прежде всего на сельскую общину.
 
Таким образом, феодальная земельная собственность развивалась при наличии общинного землепользования. Сельская община, сочетавшая в себе занятия земледелием и ремеслом, оставалась незыблемым ядром индийского общества почти на всем протяжении истории Индии, в силу своей особенности задерживая на отдельных этапах ход ее развития. Задержав в свое время формирование крупного рабовладения, сельская община вросла в феодальное общество, затормозив развитие торговли, рост городов и ремесленного производства в них. Вместе с сельской общиной раннесредневековая Индия унаследовала от древности сословное деление общества на Варны, сформировавшиеся впоследствии в невиданную в мире, прочную, сохранившуюся до наших дней, кастовую систему.
 
С конца VI по VIII в. наблюдается дальнейшее утверждение в общественной экономике господства феодалов и брахманскоге жречества. Все более усложнялась политическая структура феодального общества. Феодал выступал не только владельцем своего поместья, но и в роли государя на своей земле. Вместе с этим возникла очень сложная иерархия. В кастовой иерархии теперь, с оформлением сословно-кастового строя, брахманы заняли высшее место. Законы Ману гласят: «Знайте, что десятилетний брахман и столетний кшатрий относится один к другому, как отец и сын, но из них двоих брахман есть отец»¹. Самой низшей касте шудрам «владыка предписал безропотно служить трем (высшим) кастам»².
____________
¹ Законы Ману. Перев. с санскрита С. Д. Эльмановича, СПб., 1913.
² Там же.
 
 
Гора Абу. Штат Раджастхан. Рельеф в храме XI в. Поклонение зодчих Сарасвати — богине науки и искусства.
Гора Абу. Штат Раджастхан. Рельеф в храме XI в. Поклонение зодчих Сарасвати — богине науки и искусства.
 
 
Под давлением развивавшихся новых производственных отношений преобразовывались формы и содержание общественного религиозного мировоззрения. Буддизм трансформировался, в новом свете предстал завоевавший господствующее место брахманизм — и тому, и другому стали присущи черты идолопоклонства.
 
В V в. в Индии буддизм отживал свой век и государственной поддержкой как на Юге, так и на Севере в государствах Гупт, Раштракутов и Паллавов стал пользоваться брахманизм. Его идеи, связанные с укреплением сословного деления общества, отвечали интересам восходящего класса феодалов, поддерживаемых брахманским жречеством. Смена господствующих религий не проходила мирным путем. Еще накануне краха империи Гупт наблюдалось усиленное строительство буддийских монастырей, похожих на неприступные крепости. Буддийские монахи искали наиболее недоступные места в скалах. Им приходилось защищать накопленные от жестокой эксплуатации трудового населения огромные состояния не только от мятежных крестьян и внешних врагов, а прежде всего от новых представителей эксплуататорского класса — претендентов на богатство и власть — феодалов и брахманских жрецов. Известно, что в Канчипураме, бывшем во II в. до н. э. буддийским центром Южной Индии, не осталось и следа от многочисленных буддийских построек, уничтоженных главным образом в VI—VII вв. при паллавском царе Махендравамане I. Это он возмущался тем, что в Индии развелось слишком много монахов и монахинь, ведущих паразитический образ жизни и ставших тяжелым бременем для государства.
 
Возможно, что сложный процесс крушения старого и созидания нового, захвативший в V—VII вв. все области жизни народов Индии, начался еще во времена расцвета Кушанского государства в первых веках нашей эры. Гандхара оказалась международным торговым и культурным узлом, связывавшим Восток и Запад, где в то время бурлила активная экономическая и культурная жизнь, зарождались новью общественные явления и идеи.
 
Именно в Гандхаре, как известно, впервые появились скульптурные, ранее не допускавшиеся буддийской религией изображения Будды и соответственно изменившейся концепции появились первые храмы, в которых стояли статуи божеств. В Гандхаре зародилась новая форма буддизма — махаяна, повлиявшая на религиозное воззрение Китая и Средней Азии, а также Ближнего Востока. В каждой из этих стран одна общая характерная для эпохи феодализма идеологическая основа воплотилась в разных национальных формах. Идея могущества единого бога нашла воплощение в колоссальных статуях Будды, в гигантских изваяниях джайнских святых и богов Шивы и Вишну.
 
Совершенно очевидно, что наметившиеся в ранний период крушения крупнейших рабовладельческих государств на Севере новые явления в общественной жизни, искусстве и архитектуре, завершаются в VII—VIII вв. в Декане. Причем, судя по сохранившимся памятникам архитектуры и искусства, процесс общественного развития, начавшийся на северо-западе, захватил сначала в сферу своего влияния бассейн Ганга с его центром Паталипутрой, постепенно проникая в глубь страны, в Декан, и позднее завершаясь на Крайнем Юге. Здесь, за пределами Виндхийских гор, служивших с незапамятных времен до некоторой степени определенным барьером для внешних завоевателей, богатое культурное наследие Севера нашло себе благодатную почву для дальнейшего развития.
 
Памятники раннего средневековья, возникшие на рубеже двух эпох, в период отмирания старых видов и форм мировоззрения, искусства и становления новых, весьма разнообразны по идейно-художественному содержанию и формам.
 
Столкновение классов, материальных и политических интересов, религиозных и эстетических воззрений — это столкновение старого и нового порождало образы в искусстве удивительно контрастные и противоречивые: невозмутимый в своем спокойствии и безразличии к окружающему Будда и многорукий Шива, увлеченный неистовым движением танца создания Вселенной. Трудно поверить, что оба произведения принадлежат одной эпохе. Одновременно создавались разные и похожие, стоявшие рядом друг с другом постройки различных культов — буддизма, джайнизма и брахманизма. Великолепные и изысканные по убранству интерьеры пещерных сооружений контрастировали с еще далеко несовершенными по своей технике ранними храмами, сооруженными в каменной кладке.
 
К новым веяниям эпохи, отражавшим мировоззрение восходящего класса феодалов и брахманского жречества, можно отнести выпущенные в V в. в литературной обработке брахманские религиозные сборники «Пураны», древние эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Духу современности, насыщенной острыми социальными противоречиями, отвечали появившиеся в записи народные сказания «Панчатантра» и «Курал». Согласно им перед нами, по словам Луначарского, встает «...не Индия благочестивых отшельников и строгих брахманов, создавших гимны Вед и мифы Брахман, не Индия гордых воинов и суровых кшатриев, создавшая великий эпос «Махабхарата», а Индия изнеженных горожан и предприимчивых торговцев, ловких ремесленников и практических земледельцев, страна со сложной экономикой и политическим строем, с высоко развитой торговлей, с изысканными формами быта, с резкой дифференциацией каст»¹.
____________
¹ Панчатантра. Избранные рассказы. Предисловие А. В. Луначарского. Перев. с древнеиндийского, М., 1930.
 
 
Остров Элефанта. Скальный храм VIII в. Трехликое изваяние Шивы в интерьере
Остров Элефанта. Скальный храм VIII в. Трехликое изваяние Шивы в интерьере
 
 
С утверждением господства феодалов и жречества усиливались роль и влияние религии в индийском средневековом обществе. К этому времени окрепла сформировавшаяся на основе буддизма, народных верований и возрожденных идей брахманизма, прочная и эластичная, устоявшая до наших дней религиозная система индуизма. С этих пор литература, философия и все виды изобразительного искусства теряют свое самостоятельное значение и независимость. Все подчинено религии и без ее санкции не имело права на существование. Особенно сильное влияние религии испытывала монументальная архитектура.
 
Синтез архитектуры и скульптуры становился в эпоху феодализма могущественным средством воздействия на сознание средневекового человека, сильнее всех других проводников идеологического влияния, таких, как литература и живопись.
 
В VIII в. сильно возросло могущество брахманского жречества. Об этом ярко свидетельствует развернувшееся массовое храмовое строительство, крупные масштабы, величественные формы храмовой архитектуры и скульптуры, требовавшие огромных материальных затрат. Накопление богатств в руках брахманского жречества несомненно сопровождалось острой классовой борьбой и вызывало сложные противоречивые явления в общественной жизни. Захваченные общим напряженным ритмом эпохи, художники не могли не отразить его в своих произведениях.
 
Драматизмом содержания, динамикой и бьющей через край жизненной энергией наполнены монументальные каменные композиции с изображениями брахманских богов и мифических героев. Главным героем в композициях выступает бог Шива. Захваченный стремительным движением этот многорукий могущественный бог в одном случае беспощадно расправляется со злыми силами, в другом — он в в ликующем танцевальном экстазе создает вселенную. Бог Шива выступает во многих образах, отражая различные стороны общественной деятельности земных повелителей.
 
В поисках большей силы выразительности художники VIII в. отказались от сравнительно плоского рельефа, спокойной уравновешенной композиции и широкой свободной повествовательной манеры, характеризующей, например, рельеф Гангаватарама в Махабалипураме. Порывистость движений, сложные многофигурные композиции, глубокий пространственный рельеф, создающий сильные контрасты света и тени, отличают их произведения.
 
Победное торжество утвердившихся идей индуизма нашло прекрасное выражение в знаменитом гигантском бюсте трехглавого божества Махадео-Шива, помещенном в пещерном храме на острове Элефанта. В монументальном образе выразилась главная идея индуизма: всемогущий бог Шива воплощает в себе силы трех богов: созидания (Брахмы), разрушения (самого себя) и сохранения мирового порядка (Вишну). В этой скульптуре выражена сила могущественного заказчика, продиктовавшего содержание скульптуры, наполненное абстрактными понятиями и сложными идеями религиозной философии, вылившейся в сильно обобщенный идеализированный образ. В этот переходный период социально-экономические и идеологические преобразования в обществе наиболее заметно отразились на монументальной архитектуре. Медленно и постепенно отживали старые формы, типы, виды и методы строительства. Наряду с развитием в монументальном зодчестве нового ведущего типа — средневекового храма в каменной кладке, отражавшего в своих формах идеи утвердившегося господствовавшего мировоззрения, продолжалось в течение четырех столетий скальное строительство и сооружались буддийские монастыри и храмы.
 
Мало затронутым происходившими социально-экономическими изменениями оставалось гражданское строительство, которое продолжало следовать традициям тысячелетней давности.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ ... 4
ГЛАВА I. СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ... 25
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ... 55
ГЛАВА III. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ... 79
ГЛАВА IV. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА V—VIII ВВ. ... 131
ГЛАВА V. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ИНДИЙСКИХ ЗОДЧИХ ... 203
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 235
БИБЛИОГРАФИЯ ... 242
 

 

 

Примеры страниц

 
Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964  Архитектура Индии раннего средневековья / А. А. Короцкая. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск, 104 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

17 апреля 2014, 20:18 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий