наверх
 
Удмуртская Республика


Коваленская Н. Н., В. А. Тропинин (1776—1857). — Москва, 1930

В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930  В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930
 
 

В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930 (обл. 1931). — 164, [3] c., [20] л. ил.

 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Творчество Тропинина, до сих пор почти неизученное, представляет, однако, несомненный интерес. Этот скромный художник является ярким представителем своего времени: в нем четко отразилась эволюция русского искусства XIX в.; долгая жизнь позволила ему быть и последним наследником культуры XVIII в., и первым предшественником передвижничества. В то же время Тропинин был типично-московским мастером; изучение его творчества помогает выяснить вопрос о специфических особенностях московской живописной школы, значение ее в развитии передвижничества. Кроме того, он был художником-крепостным1). Известно, как много в блестящей культуре XVIII в. было создано скромными, безвестными руками крепостных; между тем история их искусства еще почти не изучена2); это усугубляет интерес к крепостному Тропинину.
____________
1) Тропинин получил свободу 47 лет, в 1823 г. 3-го мая (архив Историч. Музея — письмо Тропинина к А. Г. Варнеку).
2) Первый опыт в этом направлении представляет книга Е. С. Коц: «Крепостная интеллигенция», 1926 г.; проблема искусства крепостных художников была более углубленно поставлена в специальном докладе А. Н. Греча, прочитанном им в Институте Археолог. и Искусствозн. в 1927 г.
 
Однако, литература о нем очень не богата. Специальные статьи посвящены лишь биографии художника; наиболее ценные сведения содержатся в воспоминаниях его современника, лично его знавшего, Рамазанова1) и в статье Рогозинского2), использовавшего сообщения другой его современницы, дочери И. И. Моркова, которому принадлежал Тропинин (статья освещает, главным образом, украинский период, неизвестный Рамазанову). Биографические сведения, помещенные в других статьях, не всегда верны3). Творчеству художника посвящены лишь беглые замечания в общих трудах и критических обзорах. Эта критика Тропинина имела свою историю, не лишенную интереса.
____________
1) Рамазанов. Воспоминания о Тропинине, «Русск. Вест.», 1861, ноябрь.
2) Рогозинский. В. А. Тропинин. Искусство в южной России. 1913 г., № 1.
3) Так, Врангель (в каталогах Русск. Муз. и выставки портретов 1902 г.) повторяет ряд ошибок Энцикл. Словаря (Сомова?). Кроме перечисленных источников мы имели возможность использовать также бумаги Тропинина в Бахрушинской папке Истор. Муз. и архив художника, находящийся в частных руках.
 
Современники ценили в нем колориста. Павел Свиньин писал о нем в «Отечественных Записках» в 1819 г.: «Он имеет счастливые дарования и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов». В «Старике-нищем» (1823 г.) он отметил «шибкую, смелую, эффектную кисть, вроде Лафранка» (т.-е. Ланфранко), в «Скотникове» — «выполнение тончайших планов в лице». Но больше всего он восхищался «Кружевницей», говоря, что «картину сию весьма можно принять за произведение самого Греза». Она «обнаруживает чистую, невинную душу красавицы и тот взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то, вошедшего в ту минуту: обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вылетел вздох на девственной груди, покрытой кисейным платочком»4).
____________
4) «Отечест. Зап.», 1823 г., № 10.
 
Таким образом первая слава досталась Тропинину как «русскому Грезу» . Но популярность в московском обществе ему создал, главным образом, портрет, уменье улавливать сходство1). Во вторую половину XIX в. слава Тропинина перешла именно в этой форме: поколение, современное передвижникам, ценило в нем прежде всего реализм2).
____________
1) Рамазанов, op. cit.
2) Петров. Отечествен. живопись за 100 лет. «Сев. Сияние», 1863 г.
 
Такую оценку мы встречаем и в статье о нем в энциклопедическом Словаре3): Тропинин умел схватывать сходство, его портреты очень выразительны, но колорит не блестящ. Эта же оценка перешла к Никольскому4). Она основана на произведениях художника, относящихся к 40-м годам: более ранние периоды как-то ушли из поля зрения критиков второй половины XIX в. Наоборот, с начала XX в. появляется интерес к раннему Тропинину. Бенуа считает, что в молодости художник обладал «чудесным колоритом и красивой, сочной техникой», которые утратил в зрелых годах, одновременно сделавшись «крайне небрежным в рисунке»; его головы стали бесхарактерными, «шаблонно-миловидными»5). Несмотря на явный перегиб в отрицании ценности зрелого Тропинина и нечеткость анализа, из-за которой Бенуа сваливает в один упадочный период все работы художника, начиная с 20-х годов, — все же Бенуа принадлежит честь открытия раннего Тропинина, хотя ему были известны далеко не все работы этого периода.
____________
3) «Энцикл. Словарь» Брокгауза и Эфрона, т. XXXIII (статья о Тропинине без подписи принадлежит вероятно А. Сомову).
4) Никольский В. Русская живопись. ПБ. 1904.
5) Бенуа А. История русской живописи в XIX в.
 
Проф. Н. И. Романов6) первый поставил Тропинина в связь с развитием русской культуры и общества, видя в нем представителя чувствительности и конкретности, выдвинутых «средними классами» взамен абстрактного рационализма XVIII в. Эти беглые замечания правильно намечают путь дальнейшей разработки вопроса.
____________
6) Романов Н. И. Каталоги картин. галл. Румянцевского Музея 1904—6 гг. и 1915 г.
 
Особое место в литературе о Тропинине занимает статья проф. Щероцкого, выдвигающая влияния на него украинского искусства; нам придется в свое время коснуться этого вопроса. Ряд мелких статей и заметок о Тропинине указан нами в библиографии.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Введение.. 5
І. Жизнь и личность.. 9
ІІ. Эволюция творчества
1. Живопись.. 20
2. Рисунки.. 50
III. Художественные влияния.. 60
IV. Социальные основы творчества.. 79
V. Библиография.. 99
VI. Список произведений.. 101
1. Живопись.. 107
2. Рисунки.. 122
3. Дополнительный список (не найденных произведений).. 154
VII. Словарь иностранных слов.. 160
VIII. Список иллюстраций.. 165
 

 

Примеры страниц

В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930  В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930
 
В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930  В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930
 
В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930  В. А. Тропинин (1776—1857) / Н. Н. Коваленская ; Государственная Третьяковская галерея. — Москва : Изд. Государствен. Третьяковской галереи, 1930
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 43,0 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

24 сентября 2018, 17:32 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ALFRESCO
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут