наверх
 

Куцын Т. И. Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров. — М., 1950

Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. — Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 204 с., ил. Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. — Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 204 с., ил.
 

Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. — Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 204 с., ил.

 
ВВЕДЕНИЕ
 
Современные буквы являются результатом долгих эволюций алфавита, повидимому, от египетских иероглифов, через финикийский до греческого алфавита. Из этих форм раннего письма развились обе главные разновидности шрифта — славянский (в IX в.) и латинский (в V в.).
 
Древнейшие памятники славянской письменности написаны двумя отличными друг от друга алфавитами, известными под названием «кириллицы» и «глаголицы». Оба этих славянских алфавита выработались почти одновременно, причем в основу «кириллицы» легло письмо, составленное из заглавных букв, а «глаголицы» — из строчных букв. В начале XI века «кириллица» стала заменять «глаголицу».
 
Общим для обоих алфавитов является одинаковый порядок букв, а разнятся они в начертаниях и численных значениях букв. Оба алфавита называются церковно-славянским шрифтом и оба существовали до начала XVIII века.
 
До этого времени известны три способа письма: устав, употреблявшийся до XIV века, полуустав, существовавший до XVII века, и скоропись, которая постепенно, начиная с XVI века, начала заменять полуустав. Дошедшие до нас русские чертежи XVII века были надписаны скорописью.
 
Петр I ввел упрощенную азбуку и назвал ее гражданской. 1 марта 1708 года вышла первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, который в его рафинированном виде (академический, елизаветинский, пальмира и др.) широко применяется и теперь. Этот гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1710 году, является одним из самых классических примеров оригинального русского шрифта. Наличие в этом шрифте национальных особенностей несомненно. Гражданский шрифт оставался без существенных изменений до 1740 года. В дальнейшем он был видоизменен в петербургской типографии Академии, наук и приобрел новые самобытные черты.
 
В XVIII и в начале XIX века чертежи надписывались от руки существовавшими тогда почерками — специальных чертежных шрифтов еще не существовало. Впервые они появились в 40-х годах XIX века. Это были художественные шрифты — славянский, рондо, курсив и готический, определявшие лишь начертания букв, но не их наклон и размер. Только в середине 70-х годов прошлого столетия этот специальный шрифт, круглый или рондо, начал определять размеры и наклон букв. Этим шрифтом можно быстро исполнять довольно красивые надписи. Но шрифт рондо имеет существенные недостатки: мелкие надписи выходят грубовато и занимают много места; при размножении светокопированием тонкие отдельные элементы букв плохо отпечатываются на синьке.
 
Значительное место в оформлении чертежей занимают рамки. До XVIII века рамки для чертежей применялись в России как исключение, и только в 40-х годах того же века стали применяться главным образом прямые рамки, часто в виде широкой полосы, начинающейся сразу с края бумаги.
 
До второй половины XVIII века характерны художественные рамки, расписанные золотом и виньетками, с закругленными углами и т. д. К началу XIX века такие рамки постепенно заменялись простыми, сохранившись главным образом в проектах, подаваемых на «высочайшее утверждение». Но, начиная с 70-х годов прошлого столетия, даже простые рамки постепенно выходят из употребления¹.
 
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда широко развернулось строительство, оформлению чертежей начали придавать все большее и большее значение. В 30-х годах нашего века большое распространение в исполнении надписей в чертежах получил нормальный шрифт. В 1932 году на этот шрифт, как рекомендуемый, был установлен ОСТ 353, а с 1946 года этот шрифт уже является обязательным согласно ГОСТ 3454—46.
 
Трудами целого ряда советских художников в области начертания шрифтов достигнуты за последние годы значительные успехи.
 
Из советских художников, много сделавших в области разработки новых типов шрифтов, можно назвать следующие имена: И. А. Фомин. С. В. Чехонин, А. М. Иерусалимский, Е. Д. Белуха, Л. С. Хижинский, И. Ф. Рерберг, Б. Б. Титов и др.
 
Особо надо выделить работы заслуженного деятеля науки и техники проф. Д. И. Каргина; им разработан и удостоен премии на международном конкурсе шрифт антиква «эмке». Шрифт этот предназначен для художественной печати; им печатаются книги в СССР. Позже проф. Д. И. Каргиным была выполнена крупная работа², в которой им были предложены и обоснованы изменения стандартного шрифта.
_________
¹ Подробно см. диссертацию А. А. Кузина «Очерки по истории технических документальных материалов в дореволюционной России» в Историко-архивном институте.
² Доложена на научно-технической конференции ЛИИЖТ в 1941 году.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
Введение 5
Глава I. Общие положения... 7
Глава II. Основы шрифтовой графики... 8
Глава III. Нормальный шрифт..11
Глава IV. Шрифт зодчего  16
Глава V. Романский шрифт .. 21
Глава VI. Различные виды чертежных шрифтов 23
Глава VII. Расстановка букв в словах...25
Глава VIII. Исполнение заголовков и их композиция 34
Глава IX. Штампы и рамки на чертежах . 37
Глава X. Чертежные инструменты и материалы 38
Глава XI. Практика...40
Глава XII. Типичные ошибки..44
Контрольные вопросы по шрифтам...45
Таблицы..47
Перечень таблиц..201
Литература...203
 
 
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск; 4,8 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


4 сентября 2014, 13:00 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий