|
Кузнецова М. В. Закономерности композиционно-геометрического построения центров новых столиц XX—XXI в.в. — Москва, 2018Закономерности композиционно-геометрического построения центров новых столиц XX—XXI в.в. : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.22 Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов / М. В. Кузнецова ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель кандидат архитектуры, профессор Мошков Александр Валентинович. — На правах рукописи. — Москва, 2018. — 152, 68 с., ил.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из актуальных вопросов в градостроительстве является планировочная организация центров крупных городов. В рамках этой проблемы особенный интерес представляет поиск композиционных приёмов организации столичных центров. В городах столичного статуса особенно выражено стремление к образной художественной выразительности, подчёркнутой значимости вновь создаваемой структуры, её семантике и всему тому, в чём нуждается любой проектируемый сегодня новый город.
Богатый опыт проектирования и строительства новых столиц в XX—XXI веке даёт возможность последовательного рассмотрения во времени эволюции подходов к композиционно-геометрическим приёмам построения их центральной части.
Данный период истории отмечен двумя мировыми войнами, мощными социальными, экономическими и политическими изменениями. В течение XX — начала XXI века образовалось около 200 новых столичных центров. В настоящее время формируются новые столицы Египта, Японии, Индонезии и Либерии, обсуждаются возможности переноса столиц Аргентины, Венесуэлы, Южной Кореи, Монголии. Каждая столица уникальна своим образом, только ей присущей историей возникновения и философией развития. Центральная часть столичного города, которая представляет собой сложную систему административно-управленческих, общественно-деловых (коммерческих), культурно-просветительских и торговых функций, должна содержать в себе необходимый потенциал для обеспечения дальнейшего устойчивого развития города. В городах, запроектированных на малоосвоенной территории, наиболее ярко проявляются символические и геометрические основы композиционного построения их планов.
Актуальность данного исследования для практики градостроительного проектирования заключается в формировании метода, позволяющего выявить и использовать геометрический каркас композиционного построения центральной части города. Достижение этой цели лежит в плоскости новых планировочных идей, нового образа на основе раскрытия семиотического кода плана, которые помогут подчеркнуть статус страны, федеральной республики или новой экономической столицы.
Актуальность исследования для теории и истории градостроительства объясняется необходимостью выявления геометрических основ построения планировочной структуры столичных центров, как условия формирования целостного, гармоничного градостроительного ансамбля.
Научное обоснование композиционно-геометрических планировочных особенностей построения столичных центров имеет существенное значение в условиях реального и концептуального проектирования, что свидетельствуют об актуальности данной работы.
Степень разработанности темы.
Источником сведений, касающихся общей истории и теории градостроительства, послужили труды Бунина А. В., Саваренской Т. Ф., Кругловой М. Г., Брунова Н. И., Шкварикова В. А., Павлова Н. Л., Бондаренко И. А., Швидковского Д. О., содержащие богатейший материал по истории градостроительного искусства. Исследованию градостроительных концепций, опыту возведения новых городов посвящены работы Грузы И., Смоляра И. М., Яргиной З. Н., Косицкого Я. В. и др. В исследованиях Гидиона З., Бархина М. Г., Бочарова Ю. П., Иконникова А. В., Гутнова А. Э., Лежавы И. Г. рассматриваются общие вопросы композиции, закономерности структурного, объемно-планировочного и пространственного построения градостроительных объектов. В работах Линча К. подробно и структурно рассмотрен феномен «образа» города. Теоретические модели «Города-сада», движение «Город Красоты», оказавшие влияние на формирование планировочных решений новых столиц начала ХХ века, подробно описаны в работах зарубежных авторов: Говарда Э., Гибберта Ф., Геддеса Э., Холла П., Бернхема Д. и др.
В своём исследовании автор отталкивается от идеи, высказанной в своё время профессором А. П. Иваницким об искусстве плана города, которое делает из него художественное произведение, являясь «важнейшей составной частью градостроительного искусства»1.
____________
1 Иваницкий, А. П. Об искусстве плана города [Электронный ресурс] / Из конспекта лекции студентам Московского архитектурного института. 1940 г. Личный архив А. П. Иваницкого. — Режим доступа: http://theory.totalarch.com/node/150
Закономерностям формирования, развития и функционирования пространств общественного центра города посвящены работы Писарского И. В., Соколова Л. И. Приёмы формализации структурных свойств архитектурных и градостроительных объектов детально раскрываются в трудах Пронина Е. С., Шубенкова М. В. Теории композиционного анализа городского плана посвящены исследования Яргиной 3. Н., Лаврова В. А. и др. В исследованиях Лаврова В. А. найден подход к изучению исторического городского плана путем выявления взаимосвязи его функциональной и композиционной структуры.
С темой художественного образа городского плана напрямую связана диссертационная работа Н. Д. Кострикина2, в которой был использован «метод геометрической формализации». Формализацию, как пример одного из наиболее эффективных графических приёмов анализа композиционной структуры любого архитектурного объекта3, и в первую очередь его плана, мы обнаруживаем во всех исследованиях, посвященных анализу формы. Кудрявцев М. П.4 и Мокеев Г. Я. являются исследователями, демонстрирующими приёмы анализа символики и формализации плана исторически сложившегося города.
____________
2 Кострикин, Н. Д. План города как основа формирования его художественного образа: Дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. / Кострикин Никита Дмитриевич. — М., 1977. — 154 с.
3 Габричевский А. Г. использовал «формальный метод» анализа для изучения объектов архитектуры.
4 Основоположник современного изучения давно забытой тайнописи архитектурных планов.
Изучению проекционной геометрии архитектурного пространства посвящены исследования Горшковой Г. Ф. Семиотические методы исследования архитектурных и градостроительных объектов рассматриваются в работах Пирса Ч. С., Морриса Ч., Глазычева В. Л., Коротковского А. Э., Янковской Ю. С., Ивановой О. А. и др. Проектирование новых городов-столиц и формирование столиц на основе сложившихся городов, в связи с переносом на них столичных функций служат основной темой исследований современных зарубежных учёных: Гордона Д., Готтмана Ж., Кэмпбэлла С, политологов Э. Шаца, Адебанви У., Рубла А., социологов Герборна Г., Кон Чон Хо и др. Модели переноса столиц, схемы их локализации рассмотрены в работах Россмана В. И., Тархова С. А., Вахштайна В. С. и др.
Раскрытие содержательной, идейно-символической стороны городской планировочной системы Вашингтона5 построено на анализе оригинальных архивных документов6 и рукописей7, а также на материалах зарубежных и отечественных исследователей Беднара М., Скотт П., Кохлера С., Оусена Д., Бордевич Ф. М., Ходапа К., Хэнлон М. и др. Исследование плана Канберры построено: на изучении архивных документов Национальной Библиотеки Австралии и Национального Архива Австралии. История проектирования и развития города представлена, опираясь на отчёты проектных комитетов, в том числе, действующего сегодня, «Наследие Гриффина». Джеймс В., Рейд П., Вернон К., Фифс Д., Праудфут П., Д. Репс, Фишер К., Оверолл Д. исследуют в своих трудах модернистский взгляд на планировку новой столицы Австралии.
____________
5 Вашингтон — первый созданный специально для выполнения административной функции город. Его планировочная схема (заявленная в XVIII в., воссозданная и реализованная в ХХ в.) служила композиционным аналогом для проектирования многих новых столиц.
6 Архивные данные Библиотеки Конгресса США, посвящённые: работе Комиссии Мак Миллана, отчётам Американского Института Архитекторов, градостроительным программам о «Памятных трудах», «Наследие».
7 Например, У. Т. Партриджа, который возглавлял ведение проектных работ по реконструкции центральной части г. Вашингтон после утверждения концепции 1901 г., им выполнен аналитический разбор первоначального градостроительного плана Ленфана 1791 г.
Наряду с этим, в литературных источниках недостаточно внимания уделено раскрытию символических основ композиционного построения и скрытых качеств планировочной структуры городских планов, механизмам и инструментарию кодирования градостроительного проектирования, а также изучению композиционно-геометрических закономерностей организации центров новых столиц.
Цель исследования заключается в выявлении планировочных закономерностей композиционно-геометрических построений центральной части новых столичных городов.
Задачи исследования:
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что в основе композиционного построения центра столицы заложены, в явной и неявной форме, определённые, суммирующие исходный замысел, геометрические структуры, которые могут быть выявлены в результате формально-графического метода их анализа.
Границей исследования является геометрический аспект планировочного построения центральной части новых городов, которые задумывались и строились как столичные. Понятие «новый столичный город» соответствует возведению столицы государства на малоосвоенной территории, с предварительной разработкой концепции генерального плана. Это позволяет получить результаты в «чистом виде» и использовать их в более широком контексте. Центральная часть нового столичного города определяется как градостроительный ансамбль, во всей совокупности его иерархических компонентов, объединенных системой знаковых и функциональных связей.
Базовыми объектами исследования выступают проекты столиц Вашингтона и Канберры, в которых наиболее ярко проявляются взаимосвязи геометрических и символических планировочных компонентов центра города, а также планы новых столиц, запроектированные по предварительному замыслу (на основе конкурсов или правительственных решений) и на малоосвоенной территории (Новый Дели (Индия), Бразилиа (Бразилия), Исламабад (Пакистан), Ямусукро (Кот-д’Ивуар), Габороне (Ботсвана), Лилонгве (Малави), Додома (Танзания), Бельмопан (Белиз), Нейпьидо (Мьянма), Абуджа (Нигерия), Астана (Казахстан), Путраджайя (Малайзия), с привлечением исторических примеров городов Рима, Версаля, Санкт-Петербурга).
Предметом исследования являются закономерности композиционного построения планировочных структур и выявление скрытых геометрических и символических форм планировки центральной части новых столичных городов.
<...>
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВКИ НОВЫХ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ XX—XXI ВЕКА.. 14
Раздел 1.1. Феноменология столичного города.. 14
Раздел 2.2. Композиционные решения центров новых столиц XX—XXI века.. 34
Выводы 1 главы.. 56
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО АСПЕКТА НА КОМПОЗИЦИОННО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕНТРОВ СТОЛИЦ США И АВСТРАЛИИ.. 58
Раздел 2.1. Построение планировочной структуры города Вашингтон.. 59
Раздел 2.2. В поисках образа идеального города. История формирования плана города Канберры.. 79
Выводы 2 главы.. 104
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ НОВЫХ СТОЛИЦ (на примере городов Вашингтон, Канберра, Новый Дели, Абуджа, Бразилиа, Астана).. 106
Раздел 3.1. Композиционно-геометрический анализ планировочного построения центральной части группы столичных городов (Вашингтон, Канберра, Новый Дели, Абуджа, Бразилиа, Астана).. 106
Раздел 3.2. Гипотетическая модель планировочного построения центральной части городов Вашингтона и Канберры.. 114
Выводы 3 главы.. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 135
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 151
ТОМ II (Приложения)
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 22,4 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
19 декабря 2020, 13:02
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий