наверх
 

Локотко А. И. Архитектура: авангард, абсурд, фантастика. — Минск, 2012

Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А. И. Локотко ; Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Минск : Беларуская навука, 2012  Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А. И. Локотко ; Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Минск : Беларуская навука, 2012
 
 
 

Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А. И. Локотко ; Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Минск : Беларуская навука, 2012. — 206 с. : ил. — ISBN 978-985-08-1477-7

 
 
 

[Аннотация]

 
Книга является первым исследованием генезиса и эволюции футуристических направлений архитектуры. Раскрыта связь ярких проявлений архитектурного авангарда с переломными моментами истории, индустрии, науки, отношений человека к природе и бытию. Показано влияние кризисных явлений в цивилизационных процессах на динамику стилей и направлений в архитектуре. Современные информационные технологии открывают бесконечную инвариантность в творчестве зодчих, определяют множественность текстового, смыслового, семиотического содержания архитектурного образа.
 
Хронологические рамки исследования охватывают двухсотлетний период с конца XVIII века и до наших дней. Авторская расстановка акцентов «авангард — абсурд — фантастика» позволяет наиболее полно раскрыть креативность, эмоциональность, неистовость творческого порыва архитекторов-авангардистов, на анализе произведений которых и строится содержание книги.
 
Для архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и всех, кто интересуется новаторскими направлениями в искусстве и архитектуре.
 

 

 

ОТ АВТОРА

 
Эта книга посвящена тем направлениям архитектуры, которые чутко реагировали и продолжают отзываться на переломные моменты времени, смены эпох. Эти направления пафосны и драматичны, абсурдны и фантастичны, но вместе с тем неистово отрицая традиции, вступая в конфликт со здравым смыслом, они стали каждое для своего времени прорывом, открыли новые творческие возможности, способствовали появлению новых средств художественной выразительности.
 
На заре Великой французской революции, в конце XVIII века, в эпоху господства большого классического стиля неожиданно появляются проекты утопических городов К.-Н. Леду и поражающие масштабом пафосные творения «бумажной архитектуры» Э.-Л. Булле: соборы и кенотафы, пропилеи и заставы. И ныне поражают воображение фантазии на тему римских древностей Ж.-Б. Пиранези, архитектурные симфонии театральных декораций П.-Г. Гонзаго.
 
В канун Первой мировой войны, последующих революций на фоне романтически-мещанского узорочья модерна над обломками эклектических форм взвивается «Манифест» футуризма. Рисунки Сант-Элиа и Мендельсона открывают фокус зрения в будущее. Супрематизм Малевича, проуны Лисицкого, графические фантазии Чернихова образуют передовой рубеж европейского авангарда. Творчество Голосовых и Весниных, Леонидова и Ладовского оказали влияние на Гропиуса и Таута, Шаруна и Ригфельда, на становление европейского конструктивизма и функционализма 20—40-х годов прошлого века. Научно-техническая революция, формирование транснациональных рынков обострили противоречия между традицией и авангардом в межвоенный период ХХ века. Прагматизм бытия отразился в архитектуре «кожи и костей» Л. Мис ван дер Роэ, минимализме, дефицит средств для амбициозных дизайнерских решений после Второй мировой войны сделал привлекательным брутализм.
 
Яркий представитель архитектуры ХХ века Ле Корбюзье, новатор, большой мастер детальной планировки и новых форм, урбанист и в то же время пластик, последовательно утверждал главенство содержания, материала и формы в архитектуре. Выдающийся мастер чикагской школы Фрэнк Ллойд Райт был последовательным творцом органической архитектуры. Дезурбанист утверждал, что вода, деревья, камень делают жизнь и быт органичными. Коста и Нимейер, Танге и Куракава дали миру яркие образцы авангардной архитектуры, развивающие национальные традиции. В поисках свободы формы в пространстве рождается метаболизм.
 
Начало космической эры, появление виртуальных технологий обостряют кризис между философией и искусством постмодернизма и новыми направлениями в мировой художественной культуре, архитектуре и дизайне. Вызовом консервативным направлениям явился хай-тек, вывернувший наружу технологическую начинку, очистив внутреннее пространство здания для большего комфорта и функциональности. Компьютерное проектирование избавило от необходимости брать сложные интегралы по частям, появились неограниченные возможности формообразования и новое широкое направление — деконструктивизм. Провозгласив разрушение традиционной тектоники, спекулируя неограниченными техническими возможностями, зодчие рисовали здания, похожие на груду осколков (Заха Хадид), нагромождение стальных листов (Фрэнк Гери) или, наоборот, текущих форм, заимствованных из бионики (Сальвадор Калатрава).
 
Виртуальное проектирование, виртуальный дизайн породили направления архитектуры с невероятной пластикой, колористикой, комбинацией объемов и форм. Компьютерная программа чутко реагирует на изменения демографических, социальных, бытовых, экономических параметров (параметрическая архитектура) и одномоментно отражает их в проекте. Виртуальная и нелинейная, неопластическая и параметрическая, эко-тек и био-тек — новейшие направления архитектуры и архитектурного дизайна, где свободно творятся формы: природные и бионические, техногенные и виртуальные, образы реальные и мистические, из микро- и макромиров.
 
Современные авангардные направления имеют глубокий философский смысл, впитывают новейшие мировоззренческие течения. Текстология современной архитектуры заставляет воспринимать, мыслить и чувствовать индивидуально, это совокупность смыслов, разноязычных текстов, знаков, символов.
 
Свобода творческого выражения, философский субъективизм ведут к появлению курьезных, абсурдных сооружений. Известны «дома-улитки», «дома-чайники», «дома-корзины», «дом-сапог», «танцующий» и «плачущий» дома. В тихом провинциальном городе появляется перевернутый дом, на перекрестке автострад мегаполиса — крупный офис в виде стиральной машины. Все это так называемые капризы, фолли, ноэлти.
 
Архитектурная фантастика, некогда бумажная архитектура Булле — ныне главная мизансцена «Звездных войн», фильмов «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Мастер и Маргарита» и др. Из мира фантастических фильмов замки и дома превращаются в реальные объекты туризма, интерактива.
 
В пестром калейдоскопе стилей ХХ века достойное место занимают авангардные направления белорусской архитектуры. Мастера Витебской художественной школы К. Малевич, В. Кандинский, М. Шагал определили пути европейского авангарда. Г. Лавров, И. Лангбард, А. Воинов создали знаковые сооружения, с которыми ассоциируется образ страны. Г. Заборский, М. Парусников, В. Король сформировали яркое архитектурное обличие Минска послевоенных лет. Современные спортивные, жилищно-торговые и деловые комплексы, такие как «Маяк», «Магнит», «Минск-арена», «Олимпийский», «Минск-сити», впечатляют масштабом и свободой формообразования, новизной технологий и материалов. Они экологичны и эргономичны, нарядны и выразительны.
 
Автор стремился к тому, чтобы читатель этой книги ощутил всю эмоциональность, поэтику, музыкальность архитектуры, ее величие и монументальность, пафосность и неистовость, хрупкость и трепетность, красочность и цветистость.
 
Архитектура — не машина для жизни, а живая, духовная обитаемая среда. И, как живой среде, ей присуще и передовое, и абсурдное, и фантастическое.
 

 

 

Введение

 
Архитектура всегда воспринималась как главный вид созидательной деятельности человечества. Будучи материальным воплощением исторического процесса формирования обитаемой среды, она отражала не только индустриальный уровень, но и уровень антропогенного воздействия на природу, определяя смысл понятий «коммуникация» и «инфраструктура». Вместе с тем архитектура стала не только стилеобразующей основой для других искусств, но и носителем текста культурно-исторического развития различных цивилизаций.
 
Поиски равновесия между притяжением земли и конкретными объемами и формами сооружения определяли главный конфликт в архитектуре, который разрешался схемой работы сил, обеспечивавших устойчивость, несение, прочность. Стойки и балки, арки и купола строили рисунок фасадов, а их несущая способность определяла размеры, сечения, пропорции, масштаб. Облагороженные творческим замыслом зодчего, они обрели художественную выразительность и идейно-эстетический смысл.
 
Находясь в согласии с законами природы, архитектура как рукотворное явление отражала и законы организации общества и человеческого мышления, содержания общественного сознания, идей и идеалов времени. В храмах афинского Акрополя видна гражданственность, в форумах Рима — имперское величие, в романских твердынях — борьба пространства и масс, в готических соборах — идея несения, стремления к свету. Ренессанс, барокко, классицизм — эпоха возврата и расцвета античной классики. Доведенная до совершенства, проверенная алгеброй строгих чисел Палладио и Альберти, классика явилась вершиной архитектуры доиндустриальной эпохи.
 
С наступлением индустриальной эры представления о художественном, эстетическом еще некоторое время упирались в стену консерватизма, отрицания художественных начал в промышленных изделиях, которые считались мертвыми в сравнении с продуктом ручной работы (Д. Рескин, У. Моррис). Однако к концу XIX века железо, чугун и бетон освобождаются от декоративных шор колонн, пилястр и карнизов и становятся материальными носителями промышленной эстетики в строительстве.
 
Эклектика, модерн, новая архитектура, конструктивизм — стили эпохи модернизма — базируются на традиционной логике формообразования, производной от конструктивной схемы статики и функциональной организации. К принципиальным отличиям следует отнести отказ от симметрии, стремление к чистоте форм (из стали, железобетона, стекла), цвета. После Первой мировой войны в условиях роста массового жилищного строительства развивается рациональная архитектура из сборных индустриальных элементов (архитектура «кожи и костей» Л. Мис ван дер Роэ). К этому направлению относятся школа «Баухауз», творчество А. Лооса, Ле Корбюзье и др.
 
Функция, конструкция, пространство, форма остаются традиционным фундаментом, на котором базируются прочность, польза, красота — триада архитектуры как строительного искусства, зодчества. Именно такая архитектура способна объединить в себе и вокруг иные формы искусства, создавая интегрированное целое, стремящееся в идеале к вершине человеческого творчества. Именно о такой архитектуре в XIX веке Д. Рескин говорил как о величайшем из искусств.
 
Развитие цивилизации, производства, культуры, социальной организации не было прямолинейным и равномерным. Эпохальные переломы — забастовки, революции — разрешали накопившиеся кризисные явления и конфликты, открывая прорыв к новому, более высокому витку развития. Философы разных эпох искали причины разочарований и скачков в агностицизме, в субъективном и объективном началах смысла и назначения истории, наконец, в вечном конфликте между традицией и новацией. На гребнях перелома с призывным знаменем обновления появляется авангард. Творческая свобода, разрыв с академизмом, высокая степень абстракции порождали в культуре и искусстве произведения, немыслимые в эволюционных рамках. Авангард рождал новые идеалы, являлся ускорителем модернизации в общественном сознании и культуре, которые тем не менее развивались и развиваются, сохраняя детерминизм, в силу чего авангард существует как бы в своем, параллельном времени, а его произведения, взятые из различных эпох, часто поразительно схожи.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
От автора ... 7
Введение ... 13
На заре авангардной архитектуры ... 15
Футуризм ... 19
Конструктивизм ... 27
Супрематизм ... 41
Функционализм ... 51
Минимализм ... 61
Органическая архитектура и деконструктивизм ... 65
Брутализм и метаболизм ... 73
Архитектура и абсурд ... 81
Колониальная архитектура ... 87
«Капризы», фолли, ноэлти ... 91
Хай-тек ... 97
Традиционализм ... 101
Блобитектура ... 105
Нелинейная архитектура ... 109
Виртуальная архитектура ... 117
Архитектура и герменевтика ... 121
Креативная и спекулятивная архитектура ... 127
Концептуализм, параметризм и другие направления ... 139
Архитектурная фантастика ... 149
Новаторские направления белорусской архитектуры ... 165
Заключение ... 185
Список архитектурных сооружений и проектов ... 190
Источники и литература ... 203
 

 

 

Примеры страниц

 
Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А. И. Локотко ; Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Минск : Беларуская навука, 2012  Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А. И. Локотко ; Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Минск : Беларуская навука, 2012
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 38,6 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

10 мая 2024, 20:55 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий