|
Марфельд Р. Р. Построение архитектурных перспектив. — Москва ; Ленинград, 1930Построение архитектурных перспектив / Р. Р. Марфельд, академик архитектуры. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1930. — 200 с., ил.ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА.
Настоящий труд покойного академика архитектуры Р. Р. Марфельда, законченный еще в 1917 году, по целому ряду неблагоприятных обстоятельств остался ненапечатанным до сих пор.
Между тем еще в рукописи при жизни автора он неоднократно был отмечен, как интересное и оригинальное по замыслу и исполнению практическое пособие при построении архитектурных перспектив, хотя и не претендующее на роль учебного руководства или курса перспективы.
Необычайно богатый личный опыт Р. Р. Марфельда в практическом исполнении перспектив весьма сложных архитектурных композиций дал ему возможность сделать в этом отношении выводы, значение которых сохранилось, несмотря на столь значительную задержку в выпуске его труда в напечатанном виде. Свыше 12-ти лет, разделяющие время составления этого труда от выхода его из печати, конечно отзываются несколько на оценке способа изложения и отчасти подбора тем при разборе примеров по отдельным вопросам, но основная задача автора — наибольшее сокращение труда и времени без ущерба точности при построении архитектурных перспектив нужно и теперь признать выполненной с большой последовательностью и тщательностью, отличающими впрочем все работы покойного Р. Р. Марфельда.
Поэтому и редакционная поверка текста естественно ограничилась лишь сглаживанием немногих мест изложения и восполнением пропусков отдельных выражений, где это являлось необходимым для ясности смысла.
Впрочем, по досадной случайности несколько листов рукописи последнего пятого отдела оказались утраченными; восстановление этого пропуска, охватывающего параграфы 154—65, точно по мысли автора не представлялось возможным, так как ни черновых набросков ни подробного оглавления не сохранилось.
При таких условиях возмещение утраченного могло быть сделано лишь по общему плану всего изложения, поскольку его можно проследить по сохранившейся рукописи. Автор этих заменительных страниц считал своим долгом не только восстановить логическую связь разрозненных пропуском частей, но и подойти в своем изложении к характеру изложения всего труда. Если цельность последнего не утратилась в процессе редакционной проработки, то своевременность его выпуска кажется несомненной в особенности в виду того, что в последнее время получило широкое распространение применение аксонометрических проекций для изображения предметов архитектурной композиции, однако лишь в виде дополнения к проектам, исполненным, как обычно, в ортогональных проекциях. Поэтому нет сомнения, что аксонометрические изображения в данном случае имеют целью дать наглядное представление о композиции, преимущество же измеримости остается за основными, ортогональными чертежами проекта.
Наглядность изображения путем конических проекций (перспективы) конечно достигается в значительно большей мере и предпочтение аксонометрии может быть объяснено лишь большей простотой графического построения с целью экономии труда и времени.
Можно надеяться, что выпускаемая ныне работа покойного Р. Р. Марфельда будет содействовать более широкому использованию возможностей, предоставляемых перспективой, и углублению критической оценки архитектурных произведений, значительно сокращая затрату труда и времени на процесс построения архитектурных перспектив.
Заслуга Ленинградского отделения Государственного издательства и в частности научного отдела издательства, сумевшего спасти от забвения предлагаемый труд, нужно думать, будет признана всеми работающими в области архитектуры.
Иогансен.
20 апреля 1930.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.
Предлагаемый труд есть не что иное, как свод основных приемов перспективного черчения, выборка из числа тех, которые составляют науку о линейной перспективе.
Выбраны исключительно такие приемы, которые, отличаясь наибольшей простотой и полной точностью построения, дают вместе с тем возможность составлять перспективные изображения архитектурных произведений с наименьшей затратой времени и труда.
Предназначается это издание исключительно для архитекторов, т. е. для лиц, всегда имеющих в распоряжении точные планы, фасады и разрезы тех объектов, с которых требуется составить перспективные виды. Живописцам же предлагаемые здесь приемы редко могут пригодиться, так как им постоянно приходится иметь дело с построениями далеко более сложными — в виду того, что они в большинстве случаев не имеют планов и фасадов изображаемых предметов.¹
____________
¹ Эти строки были написаны автором до составления им пятого отдела книги, специально предназначенного, согласно пометке автора, для живописцев и скульпторов. Прим. ред.
Для того, чтобы лица, незнакомые с теорией линейной перспективы, также могли пользоваться предлагаемыми приемами, в начале помещена вступительная глава, содержащая элементарные понятия о перспективе, но лишь в объеме, необходимом для того, чтобы смысл изложенных далее построений был вполне ясен.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие редактора.. 3
Предисловие автора.. 5
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ОБЩАЯ КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.
Глава I. Предварительные данные по линейной перспективе.. 13
§ 1. Перспективное изображение предметов.. —
§ 2. Величина перспективных изображений.. —
§ 3. Вспомогательные построения, необходимые для перспективного изображения предмета.. 14
§ 4. Наименования разных частей перспективных построений (номенклатура их).. 15
§ 5. Изображение в перспективе вертикальных линий предмета.. 16
§ 6. Изображение горизонтальных линий.. 17
§ 7. Доказательство положения относительно точки схода параллельных друг другу горизонтальных линий.. 18
§ 8. О линиях схода.. 20
§ 9. Точки схода наклонных линий и линии схода наклонных плоскостей.. —
§ 10. Линии схода вертикальных плоскостей.. 21
Глава II. Изображение горизонтальных линий.. —
§ 11. Изображение горизонтальной линии, параллельной к картинной плоскости.. —
§ 12. Изображение горизонтальных линий, перпендикулярных к картинной плоскости.. 22
§ 13. Изображение, горизонтальных линий, составляющих с картинной плоскостью некоторый угол.. 23
§ 14. Нахождение случайной точки схода любой группы параллельных между собой горизонтальных линий.. 24
ОТДЕЛ ВТОРОЙ.
УСТАНОВКА ПЕРСПЕКТИВЫ.
Глава III. Способы получения предварительных данных.. 25
§ 15. Заготовление плана изображаемого в перспективе объекта.. —
§ 16. Выбор главного луча зрения.. 26
§ 17. Выбор положения картинной плоскости.. 28
§ 18. Расположение картинной плоскости параллельно одной из граней предмета.. 28
§ 19. Установление расстояния точки зрения от картинной плоскости.. 29
§ 20. Выбор высоты точки зрения.. 30
§ 21. Общий метод определения точек схода для горизонтальных линий.. 32
§ 22. Определение точек схода для перспективных изображений большого размера.. 33
§ 23. Число точек схода, необходимых обычно при построении архитектурных перспектив, и их определение.. 34
§ 24. Таблицы расстояния точек схода от главной оси перспективы.. 37
§ 25. Изложение способа составления таблиц расстояний точек схода.. 38
§ 26. Определение пространства, необходимого для установки перспективы.. 40
§ 27. Определение с помощью таблиц отдаления точек схода от оси.. —
§ 28. Черчение требуемого угла графическим построением при помощи таблиц.. 41
Глава IV. Практические методы установки.. 43
§ 29. О чертежных принадлежностях, необходимых для черчения перспективы.. —
§ 30. Перспективная линейка и ее устройство.. 45
§ 31. Установка перспективной линейки.. 46
§ 32. Применение перспективной линейки при черчении наклонных линий.. 49
§ 33. Черчение солнечных лучей при изображении теней на перспективах.. 50
§ 34. Установка небольшой перспективы.. 51
§ 35. Установка перспективы средней величины.. 55
§ 36. Установка весьма больших перспектив с применением перспективной линейки.. 57
§ 37. Установка перспективы при картинной плоскости, параллельной одному из фасадов.. 58
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.
ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ.
Глава V. Черчение линий.. 59
§ 38. Черчение вертикальных линий.. —
§ 39. Черчение горизонтальных линий.. 60
§ 40. Черчение наклонных линий.. 61
§ 41. Построение линии схода наклонных плоскостей.. 62
§ 42. Деление горизонтальных линий на части.. 65
§ 43. Построение архитектурных обломов (профилей).. 67
§ 44. Черчение ступеней и крылец.. 70
§ 45. Применение перспективного плана.. —
§ 46. Построение дуг.. 71
§ 47. Построение архивольтов.. 72
Глава VI. Построение тел.. 73
§ 48. Построение восьмигранной призмы.. —
§ 49. Построение шестигранной призмы.. 74
§ 50. Построение прямого цилиндра.. 75
§ 51. Построение прямого конуса.. —
§ 52. Построение сферических куполов.. 76
§ 53. Построение купола с профилевкой.. 77
§ 54. Построение чешуйчатого купола.. 78
§ 55. Построение купола с гуртами.. 79
§ 56. Построение тела вращения в виде луковицы.. 80
Глава VII. Изображение внутренних частей здания.. 81
§ 57. Цилиндрический сход с распалубками.. 82
§ 58. Крестовый свод.. —
§ 59. Парусный свод со скуфьей.. 83
§ 60. Черчение плитных настилов полов.. —
§ 61. Внутренние виды помещений.. 84
§ 62. Стрельчатое слуховое окно и пересечение его со скатом крыши.. —
§ 63. Пересечение вертикального цилиндра (напр. шейки главки) с наклонной поверхностью двускатной крыши.. 85
§ 64. Пересечение цилиндра с четырехскатной (пирамидальной) и восьмискатной (с четырьмя фронтонами) крышами.. —
§ 65. О штаффаже. 86
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕНЕЙ.
Глава VIII. Введение в построение перспективных теней.. 88
§ 66. Об источниках света и положениях их по отношению к картинной плоскости.. —
Глава IX. Построение теней точек и линий.. 95
§ 67. Тень вертикальной линии на горизонтальной плоскости при солнце перед зрителем.. —
§ 68. Тень вертикальной линии на такую же плоскости.. 96
§ 69. Тень вертикальной линии на наклонную плоскость.. 97
§ 70. Тень горизонтальной линии на горизонтальную плоскость.. —
§ 71. Тень горизонтальной линии на вертикальной плоскости, параллельной ей.. 98
§ 72. Тень горизонтальной линии на вертикальной плоскости, перпендикулярной к ней.. —
§ 73. Тень горизонтальной линии на наклонной плоскости, параллельной ей.. 100
§ 74. Тень горизонтальной линии, лежащей в плоскости перпендикулярной к наклонной плоскости на этой последней.. —
§ 75. Тень наклонной линии на горизонтальной плоскости.. 101
§ 76. Тень наклонной линии на вертикальной плоскости.. —
§ 77. Тень наклонного шеста, прислоненного к вертикальной стене.. 102
§ 78. Тень наклонной линии на наклонной плоскости.. —
§ 79. Тень вертикальной линии на горизонтальной плоскости.. 103
§ 80. Тень вертикальной линии на вертикальной плоскости.. —
§ 81. Тень вертикальной линии на наклонной плоскости.. 104
§ 82. Тень горизонтальной линии на горизонтальной плоскости.. —
§ 83. Тень горизонтальной линии на вертикальной плоскости, параллельной ей.. 104
§ 84. Тень горизонтальной линии на вертикальной плоскости, не параллельной ей.. 105
§ 85. Тень горизонтальной линии на вертикальной плоскости, перпендикулярной к ней.. —
§ 86. Тень горизонтальной линии на наклонной плоскости, параллельной ей.. 108
§ 87. Тень горизонтальной линии, лежащей в плоскости, перпендикулярной к наклонной плоскости, на эту последнюю.. —
§ 88. Тень наклонной линии на горизонтальной плоскости.. 109
§ 89. Тень наклонной линии на вертикальной плоскости.. —
§ 90. Тень наклонной линии, прислоненной к вертикальной плоскости.. 110
§ 91. Тень наклонной линии на наклонной плоскости.. —
Глава X. Построение теней тел.. 111
§ 92. Тень куба.. —
§ 93. Тень прямой призмы.. 112
§ 94. Тень прямой призмы и наложенной на ней плиты.. —
§ 95. Тень карниза на углу здания.. 114
§ 96. Тень призмы с фронтоном на плоскости основания.. 115
§ 97. Тень призмы с фронтоном.. —
§ 98. Падающая тень здания с фронтоном и карнизом.. —
§ 99. Падающая тень дома с фронтоном и карнизом.. 116
§ 100. Тень балкона на стене.. —
§ 101. Тень балкона на стене.. 117
§ 102. Тень дымовой трубы на крыше (солнце перед зрителем).. —
§ 103. Тень дымовой трубы на крыше (солнце за зрителем).. 118
§ 104. Тени на ступенях наружного крыльца и его щековой стенки.. —
§ 105. Тени прямой восьмигранной призмы.. 119
§ 106. Тень пирамиды.. —
§ 107. Тень прямого цилиндра.. —
§ 108. Тень прямого конуса.. 120
§ 109. Тень цилиндра и помещенного над ним конуса.. —
§ 110. Тень в оконной амбразуре.. 121
§ 111. Тень большого цилиндра, наложенного на меньший.. 122
§ 112. Тень квадратной плиты на цилиндре.. —
§ 113. Тень плиты и валика на цилиндре.. 123
§ 114. Тень в цилиндрическом своде.. —
§ 115. Тени тела вращения.. 124
§ 116. О световых пятнах (бликах).. 125
Глава XI. Об отражениях.. 126
§ 117. Основной закон отражения.. —
§ 118. Отражение точки в воде.. 127
§ 119. Пример отражения здания в воде при произвольных положениях и очертаниях берега.. —
§ 120. Отражение арочного моста в воде.. 128
§ 121. Отражение светила в воде.. 129
§ 122. Высота солнца над горизонтом.. 130
§ 123. Положение солнца и луны в разных широтах в разные времена года.. 132
ОТДЕЛ ПЯТЫЙ.
ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БЕЗ ПЛАНА И ВЕЩЕСТВЕННЫХ ТОЧЕК СХОДА.
Глава XII. Общие положения и основные приемы построения.. 137
§ 124. Главные соображения, которыми должен задаться художник, прежде чем приступить к исполнению перспективы.. —
§ 125. Перечень главных основных приемов построения перспектив.. 139
§ 126. Первый главный способ: прием уменьшенных вспомогательных плана и перспективы.. 139
§ 127. Второй главный способ: прием так называемого „вспомогательного отрезка“.. 142
§ 128. Третий главный способ: прием так называемых „хорд поворота“.. 143
§ 129. Четвертый главный способ: приемы так называемого „перспективного масштаба“.. 145
§ 130. Пятый главный способ: прием, называемый нами „приемом смешанных ординат“.. 146
§ 131. Шестой главный способ: прием совмещения и поворота.. 148
Глава XIII. Примеры применения главных основных приемов.. 150
§ 132. Проведение по горизонтальной плоскости линии, параллельной данной.. —
§ 133. Построение перспективы прямого угла.. 151
§ 134. Проведение в плане линии под известным углом (тупым или острым) к другой, данной, линии.. 152
§ 135. Откладывание равных отрезков на горизонтальных линиях.. —
§ 136. Откладывание на горизонтальных линиях отрезков данной величины.. —
§ 137. Откладывание данных отрезков при условии, что точка находится вне пределов картины.. 153
§ 138. Откладывание данных отрезков при пересечении линий как линию основания и линий горизонта вне пределов картины.. 154
§ 139. Откладывание одновременно не одной, а целой партии отрезков.. —
§ 140. Применение способа III-го при отдаленных точках схода и больших расстояниях глаза.. 155
Глава XIV. Построение линий и фигур в плоскости основания.. 156
§ 141. Черчение квадрата на плоскости основания.. —
§ 142. Черчение прямоугольника в плоскости основания.. 157
§ 143. Нахождение по данной в перспективе точке ее места в плане.. 158
§ 144. Построение перспективы неправильного пятиугольника.. 160
§ 145. Построение перспективы круга.. —
§ 146. Определение положения отдельных точек круга в перспективе.. 161
§ 147. По данной на окружности точке определить на ней еще три точки.. 162
§ 148. Построение перспективы точки, удаленной за картинной плоскостью на расстоянии глаза.. 163
§ 149. Перспектива горизонтальной линии, направленной к глазу зрителя.. 164
§ 150. Построение точек, линий и фигур на горизонтальных плоскостях, лежащих выше или ниже плоскости основания.. 165
Глава XV. Построение перспективы вертикальных и наклонных плоскостей.. —
§ 151. Черчение перспектив вертикальных плоскостей.. 165
§ 152. Построение перспективы двух вертикальных плоскостей; пересекающихся под прямым углом.. 166
§ 153. Нахождение определенной точки на вертикальной плоскости.. 166
§ 154. Нахождение пересечения вертикальной плоскости с перпендикулярной к ней наклонной плоскостью.. 167
§ 155. Построение пересечения двух наклонных плоскостей, заданных положением следов и углами наклона.. —
§ 156. Построение перспективы наклонных линий под определенным углом к данной наклонной плоскости.. 168
Глава XVI. Построение падающих теней при параллельных лучах света.. 169
§ 157. Построение падающей тени от прямоугольного здания.. 170
§ 158. Построение тени от прямоугольного здания.. 172
§ 159. Построение по имеющейся на картине тени одного предмета тени от другого.. 173
Глава XVII. Построение падающих теней при заданном на картине источнике света.. 174
§ 160. Тень от вертикального шеста на стене и полу.. 174
§ 161. Тень от вертикального щита на стенах и на полу.. 175
§ 162. Тень от наклонного шеста на стенах и на полу.. —
§ 163. Тень от вертикального щита на наклонной плоскости.. 176
§ 164. Тень от горизонтального шеста на стенах.. 177
§ 165. Тень от стола на стене и полу.. —
§ 166. Тень угловой прямоугольной полки на стенах и потолке.. 178
§ 167. Тень наклонной рамки на стене и потолке.. —
§ 168. Тень в прямоугольной нише.. 179
§ 169. Тень от бра на стене и на полу.. —
§ 170. Тень полукруглой полки на стене и потолке.. —
§ 171. Тень в нише, покрытой цилиндрическим сводом.. 180
Глава XVIII. Построение перспективного изображения отражений в зеркалах.. —
§ 172. Главный принцип построения отражений в зеркалах.. —
§ 173. Отражение в прямых зеркалах.. 181
§ 174. Отражение в наклонных зеркалах.. 182
Приложение.. 185
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 71,2 МБ)
6 марта 2019, 20:09
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий