наверх
 

Марков В. Принципы творчества в пластических искусствах : Фактура. — СПб., 1914

Принципы творчества в пластических искусствах : Фактура / В. Марков [Волдемар Матвейс]. — С.-Петербург : Издание О-ва художников «Союз молодежи», 1914 Принципы творчества в пластических искусствах : Фактура / В. Марков [Волдемар Матвейс]. — С.-Петербург : Издание О-ва художников «Союз молодежи», 1914
 

Принципы творчества в пластических искусствах : Фактура / В. Марков [Волдемар Матвейс]. — С.-Петербург : Издание О-ва художников «Союз молодежи», 1914. — 70, [2] с.

Принципы творчества въ пластическихъ искусствахъ : Фактура / В. Марковъ. — С.-Петербургъ : Изданіе О-ва художниковъ «Союзъ молодежи», 1914. — 70, [2] с.

 
 
Волдемар Матвейс (псевдоним — Владимир Марков; 13 октября 1877, Рига, Российская империя — 16 мая 1914, там же) — российский латвийский художник-модернист и теоретик искусства. Учился в школе живописи и рисунка Вениамина Блума в Риге. В 1902 году картина Матвейса «Берёзы на закате Солнца» (лат. Bērzi saules rietā) была включена в передвижную выставку Балтийского общества, он получил за неё золотую медаль.
 
В 1905 году Матвейс поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, до этого несколько лет работав учителем рисования в Тукумсё. В Санкт-Петербурге он организовал группу художников «Союз Молодёжи» (лат. Jaunatnes savienība), которая придерживалась основных принципов «русского авангарда» и «новых принципов искусства». Группа работала в модернистских стилях искусства (фовизм, кубизм, постимпрессионизм), также следуя традициям прерафаэлитов и русской иконописи. Матвейс также серьёзно занимался изучением «примитивного» искусства (в 1907—1914 годах он много путешествовал, занимался этнографией и изучением искусства народов Африки и Океании; результаты этих исследований были описаны в его произведениях «Искусство острова Пасхи» и «Искусство негров»). Матвейс также написал эссе о фактуре (1914). Кроме того, важное место в его творчестве занимали китайские мотивы.
 
Среди работ Матвейса — пейзажи («Сад»), панорамы Санкт-Петербурга («Зима в Санкт-Петербурге»), картины на фольклорные мотивы («Античность»), подражания средневековой иконописи («Голгофа», «Положение во гроб») и так далее.
 
 
Из предисловия Александра Лозового к переизданию работы В. И. Маркова «Фактура» 1914 года
 
«Фактура» — полезная вещь для тех, кто хочет непредвзято расширить своё мировоззрение в области истории искусства, а также понять принципы создания художественного произведения. Для художников в «Фактуре» существуют технологические «рецепты», которые актуальны, но, к сожалению, забыты и не используются в современной живописной практике, а также имеются ценные сведения о художественных материалах и использовании красок.
 
«Фактура» — это «путеводитель» по искусству многих времён и народов. Само понятие фактуры автор рассматривает значительно шире, нежели просто привычное понятие о поверхности картины или объекта. Фактура в трактовке автора — это органическая взаимосвязь внешней, видимой и внутренней структуры художественного произведения.
 
«Фактура» поражает эрудицией и поистине энциклопедическими знаниями автора. Архитектура, мода, фотография, живопись, этнография, скульптура, философия — диапазон затрагиваемых здесь тем. В тот же 1914 год вместе с «Фактурой» было издано и другое исследование Маркова «Искусство острова Пасхи».
 
«Фактура» по своей сути теоретическое исследование, но написано искренним и крайне доступным языком. Интеллигенты в России в начале ХХ века избегали заумно-надуманных фраз и выражений, которыми стал так богат их язык в последующее время. Так что язык автора — это ещё один из образцов эпохи «серебряного века».
 
В. Марков — псевдоним латышского художника и теоретика искусства Вольдемара Ганса Иоганна Матвейса (1877—1914). Сам Матвейс представлялся Владимиром Ивановичем Матвеем. Так его называли Филонов, с которым он учился на одном курсе в Петербургской академии художеств, «фамильные футуристы Бурлюки», члены «Союза Молодёжи», одним из основателей которого он являлся.
 
С 1964 года я учился в частной мастерской художника русского авангарда Варвары Дмитриевны Бубновой (1886—1983). Бубнова была женой Матвея. Она осталась единственным человеком, кто наиболее полно сохранил сведения об этом, без преувеличения, выдающемся, человеке являющемся одним из образованнейших людей своего времени.
 
Всю свою долгую жизнь Бубнова продолжала дело Матвея. В 1919 году она пишет предисловие и способствует изданию исследования Матвея «Искусство негров». В 1920 году Бубнова знакомит Кандинского с неопубликованными исследованиями Матвея. Ранее Кандинский был знаком с Матвеем и состоял с ним в переписке. Кандинский очень высоко и уважительно отзывался о Матвее. Вполне вероятно, что Кандинский понял и оценил, как мало кто другой в то время, именно те принципы творчества, которые определил Матвей.
 
К трудам Матвея почтительно отнеслись Родченко, Древин, Степанова, Попова, с которыми Бубнова вместе работала в Инхуке, а также Татлин, с которым в один и тот же день Бубнова была принята в «Союз Молодёжи».
 
Матвей в детстве тяжело болел. Отчим присылал ему деньги из Риги в Петербург, но нерегулярно. Умер Матвей внезапно от воспаления брюшины, или, как говорят, от аппендицита. Отпевали Матвея по лютеранскому обряду в часовне при Александровской немецкой больнице в Петербурге. Похоронен он в Риге. Могила не сохранилась. На этом месте проходит одна из магистралей.
 
После смерти Матвея Бубновой осталось его нехитрое наследство: записные книжки, фотографии, этнографические материалы, рукописи. Бубнова передала их в отдел рукописей Исторического музея в Москве, Инхук, Комиссариат по делам искусств. Сегодня нельзя утверждать, что они безвозвратно исчезли, но отыскать их чрезвычайно трудно. Также не найдена до сих пор рукопись Матвея об искусстве народов Приамурья. Несколько небольших по размеру работ Матвея постоянно находились в мастерской Бубновой перед её глазами до последних лет её жизни.
 
В 1960 году Бубновой удалось опубликовать статью «Последние годы жизни и работы В. И. Матвея». В последующие годы главный редактор «Нового Мира» поэт А. Твардовский пытался опубликовать в своём журнале статьи Бубновой, в которых были обобщены и развиты некоторые воззрения Матвея на искусство, но ему не удалось это сделать по не зависящим от него причинам.
 
Бубнова училась с Матвеем на одном курсе в Петербургской Академии художеств. Из общения с Матвеем в Петербурге и продолжительных поездок с ним по Европе в 1911 и 1913 году Бубнова почерпнула новые для себя сведения и осознанно встала на точку зрения Матвея на искусство. Это легло в основу теоретических работ Бубновой. Некоторая часть из них была опубликована уже после смерти самой Бубновой в книге «Уроки постижения. Художник Варвара Бубнова», М., 1994 год, составитель И. П. Кожевникова. Это исследования: «О композиции в живописи изобразительной», «Пластический символ», «О трудной работе художника», «О пластической тяжести в живописи», «Орнамент и абстрактная живопись». В них отражены мысли и высказывания Матвея.
 
Нужно отдать должное и историкам искусства Латвии. На протяжении длительного времени они тщательно восстанавливают всё, что связано с творчеством и жизнью Матвея.
 
К изобразительному искусству Матвей относился как к точной науке, имеющей свои определённые объективные законы. Матвеем была создана унификация построения картины. По ней можно «расшифровать» принципы построения того или иного шедевра или определить, почему картина таковым не является.
 
 
СОДЕРЖАНІЕ
 
Основные факторы обусловливающіе фактуру.
Матеріалъ. Блескъ. Красочные пигменты. Нематеріальная фактура. Матеріалъ на которомъ приходится работать. Инструментъ. Манера. Связующіе матеріалы. Порабощеніе одного матеріала другимъ. Рама...1—12
 
Скульптура.
Принципъ «прислоненія» въ круглой скульптурѣ. Принципъ простыхъ геометральныхъ массъ въ круглой скульптурѣ. Принципъ введенія въ круглую скульптуру плоскостей. Принципъ нарочитаго выдвиганія и отодвиганія, подъема и спуска массъ и плоскостей въ круглой скульптурѣ. Барельефъ. Принципъ „прислоненія“ въ барельефѣ. Принципъ „спекулятивныхъ подъемовъ въ барельефѣ“.12—21
 
Архитектура.
Матеріалы. Нематеріальная фактура. Принципъ „прислоненія въ архитектурѣ“. Принципы основныхъ формъ и „спекулятивныхъ подъемовъ“. Свѣтъ. Порабощеніе одного матеріала другимъ. Рама  ... 22—25
 
Техника природы.
Фактура, вызванная органическою необходимостью. Природа — имитаторъ. Природа, какъ создатель „новой“ и „старой“ фактуры . . . 25—28
 
Техкика человѣка.
Школа и традиціи. Техника рукъ. Машинная техника ... 29—34
 
Имитація.
Имитація одного матеріала другимъ. Имитація многихъ матеріаловъ однимъ. Символическая имитація. Имитація старины...35—41
 
Любовь къ матеріалу...42—44
 
Поверхность.
Поверхность картины. Поверхность скульптуры. Сиккативъ. Чистка иконъ...45—53
 
Наборъ матеріаловъ.
Наборъ матеріаловъ въ природѣ. Наборъ матеріаловъ въ искусствѣ. Органическая, механическая и эстетическая связь между матеріалами. Порабощеніе одного матеріала другимъ ...54—63
 
Камертонъ.
Безсознательный камертонъ. Сознательный камертонъ...64—70
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 19,1 МБ).
 
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


18 апреля 2015, 21:33 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий