|
Матовников Г. С. Принципы формирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы). — Москва, 2017Принципы формирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы) : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / Г. С. Матовников ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Щепетков Николай Иванович. — На правах рукописи. — Москва, 2017. — 226 с., ил.Введение
Актуальность темы. Современный город в темное время суток живет не менее интенсивно, чем днем, и его «ночная жизнь» немыслима без искусственного освещения. Один из главных элементов городской среды — предназначенные для пешеходов, привлекательные для них общественные пространства — в последнее время преображается: идет процесс реконструкции ряда полифункциональных улиц в центрах многих городов России и мира в пешеходные или преимущественно пешеходные улицы. Изменяющееся качество среды этих улиц, а с ним и качество городской среды в целом, новое прочтение и образная интерпретация их архитектурного пространства не только в дневное, но и в вечернее время при искусственном освещении невозможны без аналитического, «соревновательного» сопоставления их особенностей, достоинств и недостатков. И если дневной среде пешеходных городских пространств посвящен ряд исследований, их вечерняя световая среда остается малоизученной. Поэтому тема исследования — взаимодействие предметно-пространственной архитектурной среды пешеходных улиц города и их искусственного освещения, приводящее к возникновению нового качества городской среды, возможное определение которой — «архитектурно-световая среда». Это понятие требует отдельного изучения в контексте современного пространственно-средового подхода в архитектурно-дизайнерском проектировании.
Светодизайн городской среды — активно развивающееся в последние 30-40 лет направление в искусстве наружного электрического освещения, результат его развития на протяжении всего ХХ века. В комплексном дизайне среды на стыке урбанизма, архитектуры, городского дизайна и светотехники появилась эта новая дисциплина — световой дизайн, но его теоретические и методологические основы ещё находятся в состоянии формирования. Существующие нормы наружного искусственного освещения преимущественно утилитарны и в части архитектурного и уличного освещения слабо детализированы, их соблюдение не гарантирует должного качества формируемой визуальной среды. Тем более, что действующие, весьма элементарные нормативы зачастую не принимаются во внимание, и в проектировании наружного архитектурного освещения господствует интуитивный, эмпирический подход. В результате качество создаваемой искусственной световой среды в массовом порядке все еще относительно низкое. Отсутствие методологии комплексного подхода в концепциях и реализациях наружного освещения и господство интуитивно-эмпирических решений приводит к негативному влиянию некачественной визуальной среды на психоэмоциональное состояние человека: световому хаосу в ночном городе, «световому загрязнению» неба, зрительному дискомфорту и общему уменьшению привлекательности вечерней городской среды. Подобная дестимуляция пребывания человека в ней косвенно влияет на многие сферы общественной жизни — вплоть до ухудшения экономических показателей. Для Москвы, проводящей активную политику по благоустройству города и реализующую программы урбанистического масштаба, где реконструируются многие улицы и районы, в том числе в историческом центре города, вопрос качества их световой среды становится крайне актуален.
Архитектурно-световая среда пешеходных улиц — один из важнейших факторов, формирующих образ города. Но ночной его образ иной, чем днем, поэтому читаемость, узнаваемость среды, ее элементов и деталей, ощущение зрительного комфорта и возможность незатрудненного ориентирования в пространстве являются ключевыми факторами, влияющими на ее привлекательность для человека, и, как следствие, на существование специфической уличной общественной жизни. Улучшение качества среды является приоритетной задачей для любого «дневного» урбанистического и «вечернего» светоурбанистического проекта, в частности — «оживление» вечерних улиц, рост интереса к городу, как к месту рекреации, общения в свободное от работы вечернее время; культивирование отношения к городу как к общественной ценности, а не как к препятствию движения между точками А и В, тем более, в историческом центре. Таким образом, поиск и формулирование рекомендаций для комплексного подхода к формированию функционально и эстетически качественной архитектурно-световой среды в условиях искусственного освещения является не только оправданным, но и необходимым.
При создании таких рекомендаций необходимо взаимосвязанно исследовать количественные и качественные характеристики освещения, качества архитектурного пространства в его взаимодействии с искусственным освещением, приводящие к формированию комфортной, художественно полноценной и эмоционально привлекательной городской среды в вечернее время.
Степень научной разработанности темы. Анализ тенденций взаимодействия светотехнических и пространственных характеристик архитектурной среды в условиях искусственного освещения в пешеходных улицах в достаточной мере не проводился. Понятия архитектурно-световой среды и светопространства, развивающие идеи наружного архитектурно-художественного освещения и световой архитектуры, отражены в работах отечественных ученых и архитекторов И. Азизян, Н. Быстрянцевой, В. Воронова, Н. Гусева, М. Гизе, В. Голубева, В. Карпенко, В. Колейчука, В. Макаревича, М. Червякова, Н. Щепеткова. Вопросы пропорционирования света в городских пространствах были проанализированы и указаны как объект для дальнейшего изучения. Отчасти изучены особенности зрительного восприятия плановости и глубины пространства при искусственном освещении, влияние контрастности освещения на восприятие архитектурной формы, интенсивности и цветности света на эмоциональные оценки архитектурной среды в условиях темновой адаптации зрения в городском пространстве.
Диссертационное исследование опирается также на работы теоретиков искусственного освещения, светотехников и светодизайнеров, научные труды в области светотехники, теории градостроительства и урбанистики, социологии, психологии и видеоэкологии.
Кроме работ вышеуказанных авторов рассматривался и опыт европейской, в первую очередь французской, теории и практики искусственного освещения города: концепция «светового урбанизма» Р. Нарбони, труды Л. Клера, А. Гийо. Теоретические и практические вопросы искусственного освещения и зрительного восприятия раскрываются в трудах Р. Арнхейма, Д. Барнетт, А. Батовой, Д. Бениа, К. Винкельса, Я. Гейла, А. Дамского, А. Данлера, М. Ишии, Г. Каменской, В. Келера и В. Лукхарда, Я. Керсале, М. Марини, М. Мейжора и Д. Спейрса, К. Менде, Д. Нойманна, Н. Оболенского, Д. Понти, Р. Сонетто, Д. Филлипса, М. Хубера, Т. Шилке, Ф. Янноне.
Вопросы светотехники и осветительного оборудования в области архитектурного освещения рассматриваются в работах Ю. Айзенберга, Н. Волоцкого, Н. Горбачева, Р. Келли, В. Лэма, В. Пятигорского,на страницах профессиональных журналов «Светотехника», PLD, LD, LBA, ILR и др., в интернет-ресурсах www.iald.org; www.ldcol.com; www.archlighting.com; www.via-verlag.com; www.enlightermagazine.com; www.ies.org/lda; www.pld-m.com.
Проблемы формирования образа города и дизайна городской среды, связанные с темой исследования, но рассмотренные в условиях дневного освещения, раскрыты в трудах Я. Гейла, В. Глазычева, А. Гутнова, Д. Джейкобс, Т. Дэна, А. Ефимова, А. Ермолаева, А. Иконникова, И. Лежавы, К. Линча, А. Раппапорта, вопросы визуального восприятия и ориентации человека в пространственной среде города, также в дневное время, описаны в работах А. Беккер, К. Линча, Е. Беляевой, Л. Таруашвили, В. Шимко.
Методы социологических исследований, использованные в диссертации, разработаны авторами: В. Андеенковым, И. Бутенко, А. Гусевым, О. Масловой, А. Наследовым, Л. Терстоуном, В. Дуравлевой, В. Ядовым.
Особенности эстетики и психологии зрительного восприятия объектов архитектурной среды города в условиях дневного зрения отражены в трудах Н. Агреста, Р. Аракеляна, Р. Арнхейма, Е. Бартес, С. Вавилова, А. Высоковского, Дж. Гибсона, Р. Грегори, В. Зинченко, М. Идена, П. Колерса, С. Кравкова, А. Матвеева, В. Мешкова, А. Моля, В. Розина, А. Степанова, В. Шимко, В. Филина, З. Яргиной.
В контексте темы диссертационного исследования выявлено, что до сих пор недостаточно изучены вопросы:
Объект исследования: архитектурно-световая среда пешеходных улиц в городе, понимаемая как результат взаимодействия искусственного освещения с архитектурным пространством улицы и объектами в нем.
Предмет исследования: светокомпозиционные качества архитектурной среды в пешеходных улицах при искусственном освещении, где главным объектом различения приняты лицо и фигура человека.
Цель исследования: разработка принципов комплексного подхода в формировании архитектурно-световой среды пешеходных улиц города.
Задачи исследования:
Границы исследования: исследуются светокомпозиционные характеристики, связанные с количеством и распределением искусственного света в пространстве и на поверхностях объектов, с контрастностью освещения в архитектурной среде создаваемых пешеходных улиц (на примере Москвы), с учетом взаимодействия архитектурно-планировочных элементов среды и осветительных установок. Вопросы цветности и динамики (в т.ч. режимов), обеспечения условий освещения для транспортного движения, а также светодизайна различных типологических объектов среды и стилистики дизайна установок наружного освещения, не рассматриваются.
<...>
Оглавление
Введение.. 5
Глава 1. История развития и современное состояние искусственной световой среды пешеходных улиц города.. 15
1.1. Эволюция искусственной световой среды пешеходных улиц.. 15
1.1.1. Эра доэлектрического освещения городских улиц.. 15
1.1.3. Развитие искусственного освещения в городе: световая архитектура, светодизайн, световой урбанизм.. 18
1.2. Современные пешеходные улицы и их искусственная световая среда.. 23
1.2.1. Генезис современной пешеходной улицы.. 23
1.2.2. Светодизайн современных пешеходных пространств в городе.. 29
1.2.3. Эволюция пешеходных улиц в СССР и России.. 33
1.2.4. Классификация систем искусственного освещения пешеходных улиц.. 42
1.3. Вопросы качества среды пешеходных улиц в условиях искусственного освещения.. 43
1.3.1. Функциональный аспект качества среды пешеходной улицы.. 43
1.3.2. Количественные характеристики освещения.. 57
1.3.3. Качественные характеристики световой среды.. 59
Выводы по первой главе.. 63
Глава II. Натурные исследования искусственной световой среды новых пешеходных улиц Москвы.. 64
2.1. Методика натурного исследования искусственной световой среды пешеходных улиц.. 64
2.1.1. Подготовительный этап исследования.. 64
2.1.2. Методы проведения измерений.. 65
2.1.3. Методы обработки и анализа результатов.. 66
2.2. Первый этап исследования искусственной световой среды новых пешеходных улиц Москвы (2012—2013 гг.).. 70
2.2.1. Зона «Тверской район».. 70
2.2.2. Зона «Замоскворечье».. 77
2.2.3. Зона «Крымская набережная».. 87
2.3. Второй этап исследования искусственной световой среды новых пешеходных улиц Москвы (2014 г.).. 94
2.3.1. ул. Маросейка.. 95
2.3.2. ул. Пятницкая.. 97
2.3.3. Общие наблюдения за период исследования 2012—2015.. 98
Выводы по второй главе.. 101
Глава III. Теоретические и экспериментальные основы методики проектирования освещения пешеходных улиц.. 103
3.1. Архитектурно-световая среда: выбор приоритетов.. 103
3.1.1. Предпочитаемые количественные и качественные характеристики светового поля пешеходных улиц.. 103
3.1.2 Субъективные аспекты качества архитектурно-световой среды.. 105
3.1.3. Элементная база искусственной световой среды.. 112
3.2. Экспериментальное исследование световой среды и ее объектов на моделях.. 121
3.2.1. Плоскостное компьютерное моделирование яркостной композиции ансамбля пешеходной улицы с помощью световых примитивов.. 122
3.2.2. Светомоделирующий эффект освещения на человеческом лице.. 138
3.2.3. Светомоделирование на макете фрагмента пешеходной улицы.. 142
3.3. Принципы формирования световой среды.. 148
3.3.1. Принцип иерархической организации проектных решений светодизайна.. 149
3.3.2. Принцип встроенности в световой генплан.. 150
3.3.3. Принцип функциональной светопланировки и масштабно-ритмической модуляции светопространства.. 150
3.3.4. Принцип светового зонирования-горизонтального (2D), вертикального (2D), пространственного (3D).. 151
3.3.5. Принцип согласованного решения элементов городской среды — urban-дизайна и светодизайна.. 152
3.3.6. Принцип комплексности разработки и программирования управления системами наружного освещения.. 153
3.3.7. Принцип масштабного, стилевого и экологического соответствия установок наружного освещения параметрам современной архитектурной среды ..154
Выводы по третьей главе.. 155
Основные результаты и выводы исследования.. 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 162
Приложение: иллюстративный материал.. 174
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 11,5 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
20 января 2021, 13:27
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий