наверх
 

Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности : Том I. — Москва, 2021

Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности : World artistic culture of the XXI century. Design, environment and problems of cultural identity : Коллективная монография по материалам Международной научной конференции 22–23 октября 2021 года : Том I / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Российская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт (государственная академия), Национальная академия дизайна ; Составители: А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков, В. Р. Аронов. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова ; РАХ ; МАРХИ, 2021
 
 
 

Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности : World artistic culture of the XXI century. Design, environment and problems of cultural identity : Коллективная монография по материалам Международной научной конференции 22–23 октября 2021 года : Том I / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Российская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт (государственная академия), Национальная академия дизайна ; Составители: А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков, В. Р. Аронов. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова ; РАХ ; МАРХИ, 2021. — 276 с. : ил. — ISBN 978-5-87627-228-7

 
 
 

[Аннотация]

 
Коллективная монография по материалам Международной научной конференции 22–23 октября 2021 года. В книге рассматриваются проблемы взаимодействия глобальных и региональных тенденций в промышленном, графическом и средовом дизайне, современном декоративном искусстве и музейно-выставочной деятельности.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ТОМ I
 
12 С. В. КУРАСОВ. Международная научно-практическая конференция «Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности»
17 КРИСТИНА ЛОДДЕР. Искусство, дизайн и проблемы культурной идентичности постцифровой эпохи
20 ФЕДЕРИКА ДАЛЬ ФАЛЬКО. Дизайнеры в эпоху антропоцена. Вызовы времени: от локальных до глобальных в соответствии с видением устойчивого развития
 
ЧАСТЬ I. Теоретические, гуманитарно-художественные и национальные аспекты проблем культурной идентичности в дизайне, архитектуре и декоративном искусстве
 
26 В. Р. АРОНОВ. Проблемы культурной идентичности в пост-цифровую эпоху
31 Г. В. ВЕРШИНИН. Культурная типология и русский дизайн
44 П. Е. РОДЬКИН. Актуальные источники дизайн-идентичности в XXI веке
50 ИЗАБЕЛЬ БЕРЦ. Дизайн на доверии. IED Испания — Академия Строганова, Москва — Лас-Мануэлас, Перу
58 А. С. МИХАЙЛОВА. Национальные модели истории дизайна
69 Н. К. СОЛОВЬЕВ. Метаморфозы культурной идентичности в современной архитектуре
76 А. А. ЧЕРНИХОВ. «Полиграфия архитектуры» и коды памяти
82 М. Т. МАЙСТРОВСКАЯ. Новейшая музейная архитектура стран арабского мира: черты и формы культурной идентичности
100 Н. И. БАРСУКОВА, Э. В. ФОМИНА. Стратегия сохранения культурной идентичности в современных проектах открытых городских пространств
110 Л. В. ЖЕЛОНДИЕВСКАЯ, ЧЖАН ЦЗЯНЬ. Идентификация региональной культуры
117 О. Б. ДРУЖИНИНА. Сохранение и развитие культурной идентичности через ремесленные и промышленные проекты
127 И. А. БАШКАТОВ, С. О. АЛЕКСЕЕВА. Формирование культурной идентичности в условиях глобализации мировой культуры
131 Р. И. АЛИЕВА. Идентичность среды исторического города; бренд территорий
144 Н. А. УНАГАЕВА, И. Г. ФЕДЧЕНКО. Проблемы культурной идентичности открытых общественных пространств
 
ЧАСТЬ II. Наследие истории и современная практика
 
154 Е. В. ЖЕРДЕВ. Художественный метод в проектной культуре xxi века и проблемы идентичности
165 И. Н. ДУХАН. Куртуазный код в дизайне позднего модернизма
173 Д. М. ХАРИТОНОВА, В. О. РЫЖИКОВ. Современный экспозиционный дизайн как поиск культурного диалога старого и нового
178 А. В. КЕЛЬЦЫНА. Взаимосвязь исторической преемственности и современной культуры в дизайне интерьерного текстиля на примере бренда Hermes
185 Л. И. МИССОНОВА. Антропология искусства: методология наследия и практика
192 В. Б. КОШАЕВ, Н. П. ЛИГЕНКО. Материалы экспедиций как источник научных исследований на междисциплинарном уровне
206 О. Д. БУБНОВЕНЕ. Художественная реконструкция материалов археологии и этнографии угорского мира в выставочном пространстве
211 К. Е. ИЛАУСКИ. Роль наследия художественных традиций в формировании культурной идентичности в молодежной среде
214 Г. А. ПУДОВ. Историческое наследие как основа формирования культурной идентичности (на примере русских сундуков)
223 Л. И. ФУСУ. Национальные мотивы русской вышивки как отражение народной космологии: переходное и стабильное
228 Е. А. ЛИСИНА. Резные наличники окон как источник по исследованию восточнославянского мифологического бестиария
233 Е. Н. РЫМШИНА. Линия графика: памяти Владимира Чайки
238 Е. В. БЫКОВА. Авангардный язык плаката тюменского дизайнера Николая Пискулина
248 ГО ЦЗИНЬЮЙ, И. Н. МИКЛУШЕВСКАЯ. Продолжение традиций и идеи новой эпохи в искусстве современного Китая (на примере творчества художников Ванг Хуэя (Wang Hui) и Хуанг Лиюя (Huang Li You)
256 Е. С. ШАФРАЙ. Особенности современных музеев на примере зарубежных музеев в Южной Корее
261 А. В. ПАНКРАТОВА. Культурная идентичность как новый проект в дизайне XXI века
268 Л. Ф. ШИГАБУТДИНОВА, М. К. ХАЛИУЛЛИНА. Значение русского керамического изразца в формировании современного декоративного искусства
272 П. В. АНДРЕЕВА. Сохранение культурной идентичности тульской области при помощи музейных проектов и мероприятий
 

 

 

[Предисловие]

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «WORLD ARTISTIC CULTURE OF THE XXI CENTURY. DESIGN, ENVIRONMENT AND PROBLEMS OF CULTURAL IDENTITY»

 
С. В. КУРАСОВ
Доктор искусствоведения, профессор, ректор МГХПА им. С. Г. Строганова
 
S. V. KURASOV
Doctor of arts, professor, Rector of the Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts
 
 
В предисловии обозначена культурная перспектива конференции и ключевые вопросы для обсуждения, раскрывается структура нынешнего издания материалов конференции в формате коллективной монографии.
 
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, дизайн, культурная идентичность, художественно-промышленное образование.
 
The preface outlines the cultural perspective of the conference and the key issues for discussion, reveals the structure of the current edition of the conference materials in the format of a collective monograph.
 
Keywords: design, environment, cultural identity, art- and industries education.
 
 
22 и 23 октября 2021 г. в дистанционном формате на базе МГХПА им. С. Г. Строганова проходила международная научно-практическая конференция «Мировая художественная культура 21 века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности». Конференция была посвящена обсуждению взаимодействия глобальных и региональных тенденций в промышленном, графическом и средовом дизайне, современном декоративном искусстве и музейно-выставочной деятельности. Конференция продолжила серию международных междисциплинарных научных форумов последних лет, исследующих такие глобальные темы для современной культуры, дизайна, архитектуры, изобразительного искусства как 100-летие авангардных школ Баухауса и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, 100-летие русского конструктивизма, творческие проблемы архитектуры и дизайна в цифровую эпоху.
 
Проблемы культурной идентичности в 2020-е годы стали одними из наиболее актуальных в мировой философии, социологии, культурологии, этнографии, художественной критике. Они оказались в центре внимания не только сохранения мирового исторического наследия, но и развития национальных культур, соединяющей основные региональные, локальные, национальные особенности в единое целое. Они особенно важны в условиях уже начавшегося перехода от т.н. цифровой эпохи к более сложной пост-цифровой эпохе. Задача данной конференции — вычленить из множества подходов творческие основы проектирования новых форм материально-предметного окружения и связанных с ними эстетических идеалов и культурной идентичности.
 
Визуальным символом конференции стал многозначный образ-предвидение кардинальных сетевых, информационных, технологических изменений в культуре, искусстве, экономике. Работа Франциско Инфанте из цикла «Проекты архитектуры автономных искусственных систем в космическом пространстве», 1971. Под названием «Проект «Ожерелье». Вид из космоса» воплощает образ современных глобальных интеграционных процессов.
 
При подготовке конференции был составлен вопросник, участникам предлагалось поразмышлять на следующие темы:
— Что изменилось в трактовке культурной идентичности при переходе от цифровой — к пост-цифровой эпохе?
— В каких областях дизайна, наиболее востребована культурная идентичность: графический и промышленный дизайн, дизайн мебели и интерьера, костюма и ткани и почему?
— Как искусство и его региональные направления влияют на современный дизайн?
— Изменился ли профиль художника и дизайнера за последние четверть века? Что повлияло на этот процесс с точки зрения соотношения глобализации и культурной идентичности?
— Как музеи и выставки меняют пространство культуры XXI века?
— Влияют ли коммерция и рынок на сохранение и развитие культурной идентичности?
— Что из истории дизайна, искусства, архитектуры способствует сохранению культурной идентичности?
— Предметно-пространственная среда унифицирует или индивидуализирует мир XXI века?
 
Проблемы идентичности в сфере дизайна, архитектуры, художественного творчества разворачиваются на уровне индивидуального творчества, школ и направлений, культурной памяти и современной творческой среды, векторов развития, которые задают социальные процессы, наука и технологии, экономика, а также учебные заведения.
 
Устойчивость развития, о котором сегодня говорят многие, не есть статичность и неподвижность. Для системы образования это означает гибкость компетенций, перекрестья жанров и проектных задач, возвращение ценности универсальных, базовых проектно-художественных навыков, умение выявлять связи между явлениями.
 
Идентичность школы складывается из ее стратегии и множества составных индивидуальных импульсов, выдающихся мастеров и фигур, за которыми тянутся и молодые художники, будущие профессионалы.
 
Действует своеобразная синергия соединения проектного, осознанного подхода и самоорганизации, учителей и учеников. Проектный подход должен научиться учитывать эти индивидуальные входящие элементы, благодаря которым и происходит развитие и движение
 
Мы видим это на протяжении всего почти 200-летнего пути развития Строгановской школы, творческое полноценное существование которой возможно только в воздухе культуры, единой среде искусств, в которую ее выпускники и мастера также вносят свою лепту. Одной из ярких фигур в сфере графического дизайна, сформировавших свой неповторимый индивидуальный стиль был выпускник нашей школы, мастер емких по смыслу и лаконичных по форме плакатов, педагог, художник Владимир Чайка, памяти которого мы посвятили эту конференцию.
 
Его тезис о том, что настоящий дизайнер должен заботиться о визуальном здоровье нации ставит высшую планку качества, требовательности, мастерства перед художниками любого направления, жанра, дизайнерами-графиками. Он был верен этому принципу в своих знаковых работах, комментариях и занятиях со студентами, всегда доходил до абсолютного, наполненного глубоким смыслом, графического символа.
 
Владимир Чайка как художник и дизайнер с мировой известностью всегда был в поиске визуальных формул, концентрированных образов явлений современности, его метод работы был сродни научному исследованию.
 
На основе поступивших докладов представителей различных научных и учебных школ из Китая и США, Испании и Швеции, Польши и Южной Кореи, Белоруссии и Узбекистана, педагогов и исследователей из 12 городов России были сформированы следующие тематические блоки конференции. Мы сохранили их и в структуре нынешнего издания:
 
1. Теоретические, гуманитарно-художественные и национальные аспекты проблем культурной идентичности в дизайне, архитектуре и декоративном искусстве. В этой части от категории формы в искусстве и состояния обсуждаемой проблемы мы переходим к стратегиям сохранения идентичности в городской среде и музейно-выставочной сфере, источникам дизайн-идентичности в современной практике и культурной памяти.
 
2. Наследие истории, антропология и предметно-художественное творчество в контексте проблем идентичности предметно-пространственной среды. Исследование прошлого и настоящего как формы диалога истории и современности выявляет потенциал различных культурных эпох и традиций в современном проектном творчестве. Антропология дает один тип и направление поисков, модернистский опыт искусства XX века — другой, авторское видение и художественный метод — третий.
 
3. Предметно-пространственная среда: национальное и интернациональное. Национальные, этнографические модели культуры сегодня существуют в глобальном интернациональном контексте. Выявляя уникальные стороны каждой из проектных и художественных традиций, мы даем им шанс на сохранение и развитие, что особенно актуально для современной России.
 
4. Универсальное и индивидуальное в проектно-художественном творчестве пост-цифровой эпохи. Пост-цифровая эпоха, как свидетельствуют материалы выступлений, предполагает новый формат взаимодействия традиционных и компьютерных технологий проектного и художественного творчества, повышает ценность индивидуального мастерства в ситуации единых технологических алгоритмов производства.
 
5. Проектно-художественное творчество и дизайн-образование в контексте проблем культурной идентичности. Каждая из представленных в этом блоке дисциплин является уникальной, авторской. Для практикующих педагогов подобные конференции дают возможность обмена опытом преподавания, знакомства с конкретными школами.
 
Разнообразие трактовок, сочетание теоретического и проектно- методического подхода, систематизация творческого опыта позволили представить материалы прошедшей конференции в формате коллективной монографии.
 
Суждения двух авторов, любезно согласившихся дать свои версии ответов на поставленные вопросы для обсуждения — Кристины Лоддер (Великобритания) и Федерики Даль Фалько (Италия) — предваряют основную часть издания.
 

 

 

Примеры страниц

 
Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности : World artistic culture of the XXI century. Design, environment and problems of cultural identity : Коллективная монография по материалам Международной научной конференции 22–23 октября 2021 года : Том I / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Российская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт (государственная академия), Национальная академия дизайна ; Составители: А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков, В. Р. Аронов. — Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова ; РАХ ; МАРХИ, 2021
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 5,6 МБ)
 
 
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

12 ноября 2024, 10:40 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий