наверх
 
Удмуртская Республика


Молодые мастера искусства. — Москва ; Ленинград, 1938

Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
 

Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938. — 380 с., 12 вкл. л. ил., портр. : ил.

 
 

СТАЛИНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ

 
В дни всенародного праздника двадцатилетия Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи мы с чувством огромной любви и признательности отмечаем огромную роль Ленинского комсомола в деле развития искусства нашей социалистической родины.
 
Все помнят знаменитый конкурс скрипачей имени Изаи в Брюсселе, превратившийся в международную демонстрацию расцвета советского искусства. В те дни окруженные толпой иностранных музыкантов советские лауреаты услышали полные зависти слова: «Хорошо вам. Вы можете безгранично совершенствоваться. Вам не нужно отдавать почти все свое время поискам заработка. О вас заботится великая, большая страна».
 
Советские музыканты не отрицали этого. Да, о них, о молодых дарованиях, заботятся страна, народ, партия, комсомол. Да, они — воспитанники всей страны. Они рождаются в народе, их выдвигает народ.
 
Елена Кругликова — дочь подольского сапожника, Яков Флиер — сын орехово-зуевского часовщика, Иван Дзержинский — сын белорусского крестьянина, Тамара Ханум — дочь деповского токаря из Ферганы...
 
Если даже до революции в нечеловечески тяжелых условиях существования из народа выходили величайшие таланты, именами которых гордится мировое искусство, то нет ничего удивительного в том, что сейчас наша страна, завоевав свободу, идет впереди всех по богатству молодых дарований. Музыка, театр, шахматы, спорт, авиация, техника — всюду наша молодежь побеждает.
 
Молодежь дала уже целое поколение поэтов, воспитанных комсомолом, выдвинула талантливых актеров и музыкантов, вырастила прекрасных режиссеров, архитекторов, композиторов, скульпторов и художников.
 
Творческое горение характеризует эту молодую армию работников искусств, ежегодно пополняющуюся новыми кадрами. Каждый выпуск художественных учебных заведений дает стране имена, которыми гордится советский народ.
 
Особенность этого советского племени художников заключается в том, что оно окончательно опрокинуло все ложные нормы «чистого искусства», вдохнуло в наше искусство полнокровную жизнь социалистической действительности — бодрую, радостную, счастливую жизнь. Это — искусство неувядающей молодости.
 
И каждый мог бы сказать словами одного из этих молодых:
 
... Я — русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я — русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на родину свою...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
... Поклон, богатыри!
Над нами коршун кружит,
Но мы спокойно ждем. Пускай гремит гроза.
В огнях боев рождалась наша дружба,
С тобой, мой друг киргиз, с тобой, мой брат казах.
Как я люблю снега вершин Кавказа,
Шум северных дубрав, полей ферганских зной!
Родился я в Москве, но сердцем, сердцем связан
С тобою, мой Баку, Тбилиси мой родной.
Мне двадцать девять лет. Я полон воли к жизни.
Есть у меня друзья, — я в мире не один.
Я — русский человек, я — сын социализма.
Советского Союза гражданин.
(Виктор Гусев)
 
Советскую молодежь, молодое поколение справедливо называют сталинскими питомцами, сталинским поколением. Советская власть, партия, лично товарищ Сталин проявляют величайшую заботу о молодежи, предоставляя ей все — работу, учебу, отдых, развлечение, красивую, счастливую жизнь. Согретая отеческим сталинским вниманием советская молодежь и ее передовые представители — комсомольцы — играют огромную роль в общественно-политической жизни страны. Маша молодежь преисполнена благодарности к великому вождю народов, своему лучшему другу, заботливому отцу Иосифу Виссарионовичу Сталину.
 
Ленинско-сталинский комсомол, а вместе с ним и вся советская молодежь как никогда сплочены вокруг коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина. Враги народа, подлые негодяи из троцкистско-бухаринской бандитской шайки, пробравшиеся в комсомол на руководящие посты, пытались разложить ленинско-сталинский комсомол, оторвать его от партии, отдалить молодежь от комсомола. Но они просчитались! Комсомол при помощи партии, при помощи товарища Сталина разоблачил людей, проводивших враждебную линию, оздоровил разложившееся руководство ЦК ВЛКСМ. Комсомол под руководством партии до конца выкорчует все остатки вражеского руководства, дотла уничтожит все препятствия, чинимые врагами и их пособниками делу большевистского воспитания молодежи.
 
Для комсомола нет более важной задачи, чем задача вооружения большевизмом, теорией марксизма-ленинизма миллионов комсомольцев и молодежи. Выпуск «Краткого курса Истории ВКП(б)» и постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде дают комсомолу в руки мощное идейное оружие для закалки и воспитания своих кадров, для воспитания всей молодежи в духе большевизма.
 
Среди советской молодежи большую прослойку составляет молодежь, работающая в искусстве — молодая художественная интеллигенция. Ее роль в идеологическом воспитании молодежи велика. Эта роль увеличится во много раз, если мы вооружим наши художественные молодые кадры теорией марксизма-ленинизма, глубоко и серьезно развернем воспитательную работу с молодой интеллигенцией, ибо «задача марксистско-ленинского воспитания советской интеллигенции является одной из самых первоочередных и важнейших задач партии большевиков» [из постановления ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса Истории ВКП(б)»].
 
* * *
 
В прекрасных, счастливых условиях растут, воспитываются кадры нашей молодой художественной интеллигенции.
 
Наши молодые мастера не знают обычного в капиталистическом мире унизительного рабства у антрепренеров и импрессарио, позорной зависимости от буржуазной прессы, не знают страшной борьбы за общественное признание.
 
Что выдвигало мастеров искусства в первые ряды до революции? — Случай. «Только случайность решила мою судьбу», говорит А. В. Нежданова. Сколько больших, настоящих талантов гибло, не дождавшись этого случая. Известно, с каким трудом пробили себе дорогу мировые композиторы — Гайдн, Паганини, Верди, Антон Рубинштейн, Балакирев. Шуберт был признан только после смерти.
 
Подлинная свобода артиста, полное признание и оценка дарования возможны только там, где нет страдания от неудовлетворенной потребности учиться, где искусство — не предмет купли-продажи, где люди искусства окружены любовью, вниманием и почетом. Советская молодежь отличается высокой идейностью, бодростью и ясностью духа, которых не может быть у молодежи капиталистических стран. Уже отсюда поняты успехи нашей молодежи на международных конкурсах.
 
Будучи поставлен в совершенно иные условия развития, советский молодой артист формируется и внутренне в ином направлении. Прежде всего ему незнакома профессиональная замкнутость, свойственная представителям капиталистического искусства. Он не заключен в узкие рамки своей специальности. Он получает всестороннее развитие. Так, советский молодой танцор, будучи учеником балетного училища, получает общее, политическое, художественное и музыкальное образование.
 
Советским молодым артистам и художникам совершенно не свойственен также и западноевропейский индивидуализм. Наш молодой художник прежде всего общественник, он принимает самое деятельное участие в общеполитической и культурной жизни страны. Он самыми прочными узами связан со своим коллективом. А связь с коллективом увеличивает чуткость артиста.
 
Начиная с музыкальной школы-десятилетки, из которой вышли такие выдающиеся музыканты, как Лиза Гилельс, Буся Гольдштейн, Миша Фихтенгольц, Роза Тамаркина, Арнольд Каплан и другие, с первых самостоятельных шагов в искусстве наши молодые таланты окружены исключительным вниманием и заботой партии и всей нашей общественности. И этом специфика советского воспитания.
 
Можно ли с этим сравнивать дореволюционную театральную школу?
 
В своих воспоминаниях о театральной школе знаменитый русский актер П. Медведев восклицает: «Палка. О, это была наша главная учительница!»
 
Удивляться успехам нашей молодежи на международных конкурсах может только тот, кто не видит, в чем разница между социалистической и капиталистической художественной культурой.
 
Основным является то, что наши молодые мастера — воспитанники всего народа, и что наше искусство есть достояние народа. Искусство настолько популярно и любимо в нашей стране, что сейчас уже нельзя найти ни одного жителя города и деревни, который был бы совершенно незнаком с музеями, выставками, творческими кружками и т. д.
 
Когда победил народ и пало вековое рабство, когда стопятидесятимиллионное население бывшей Российской империи прекратило повседневную тяжелую борьбу за нищенский кусок хлеба и под знаменем Ленина—Сталина стало строить страну цветущего социализма, когда мечта лучших представителей человечества превратилась в быль, тысячи талантливых людей из народа во имя народа и для народа стали создавать свою культуру, свое искусство.
 
Крепнет, растет, развивается искусство советских народов.
 
В глухой тайге, за тысячи километров от железной дороги, в местности, где до революции не было ни одного грамотного жителя, в Банкитском районе Красноярского края в школе-интернате эвенки (тунгусы) ставят спектакли. В далеком заполярном порту Игарке давала спектакли бригада московских театров. В глухих пограничных поселках Бурят-Монголии в бывших буддийских храмах, теперь клубах, занимаются кружки самодеятельности.
 
Музеи посещают десятки тысяч людей, художественные выставки с трудом пропускают огромную массу посетителей — явление, совершенно незнакомое и непонятное капиталистическому миру.
 
Поэтому советское искусство, самое богатое по содержанию и по средствам художественного воздействия, вместе с тем является и самым демократическим в мире. Оно всенародно.
 
Художественные олимпиады сделались подлинно народными праздниками, настоящими большими событиями в общественной жизни страны.
 
Песни и пляски нашего народа приобрели широкую популярность за пределами Советского Союза. Молодой ансамбль красноармейской песни и пляски получил полное признание за рубежом. Постепенно исчезает грань между профессиональным и самодеятельным искусством. Некоторые коллективы художественной самодеятельности почти ничем не отличаются от профессиональных ансамблей (например, известный коллектив железнодорожников).
 
Общемосковский смотр художественной самодеятельности в июне 1938 года и предшествовавшие ему районные смотры показали, что мастерство многих коллективов приближается к искусству профессиональных ансамблей. Зрелым мастерством исполнения и превосходными вокальными данными привлекли всеобщее внимание многие певцы и музыканты: работник Электрозавода Куслаев, инженер Яковлев, работница Мособлпромбытсоюза Петропавловская и другие. Громадный уровень мастерства показала и прошлогодняя выставка народного изобразительного искусства.
 
Содружество с художественной самодеятельностью — одни из важнейших секретов быстрого развития профессионального мастерства. В апреле этого года на сцене Большого театра СССР выступали представители азербайджанского искусства. Исполнители-профессионалы чередовались с самодеятельными артистами. Народная артистка республики Шевкет Мамедова пела вслед за выступавшими молодыми колхозниками и пионерами Гильского района.
 
Художественная самодеятельность — свидетельство огромной активности и величайшей инициативы молодежи.
 
В этой специфически советской системе выдвижения молодых талантов — несокрушимая сила, с которой не может конкурировать капиталистическое искусство.
 
Среди миллионов участников строительства художественной культуры формируются будущие профессиональные актеры, режиссеры и музыканты. Художественная самодеятельность есть средство для раскрытия новых и новых талантов, которыми так богат наш народ. Для воспитания и совершенствования этих талантов на сцену в выступает советская художественная школа.
 
Густая сеть музыкальных школ и художественных студий покрывает Советский Союз. Даже самые маленькие театры стремятся создать у себя студию для пополнения своих кадров.
 
У нас созданы двенадцать консерваторий, восемнадцать высших и около двухсот средних художественных школ. Около тридцати двух тысяч учащихся! Такого размаха не знала мировая история искусств.
 
Вот простая, ставшая для нас будничной, корреспонденция, напечатанная 13 июля 1938 года в «Правде»:
 
«Архангельск, 11 июля (по телеграфу). Закончились выпускные испытания в Архангельском театральном училище. Одиннадцать актеров, подготовленных для работы в профессиональном театре, — первый выпуск училища. Он состоит исключительно из молодежи, пришедшей в училище четыре года назад с лесозаводов и из колхозов».
 
Наш народ, прямой наследник всех ценностей мировой культуры, с каждым днем предъявляет все более и более строгие требования к молодым мастерам искусства. Признание народа можно получить лишь ценой упорной работы над собой, лишь давая образцы самого полноценного, самого добротного мастерства. А чем бесспорнее талант, тем больше нужно над ним работать.
 
При этом труд должен быть систематическим, непрерывным и дисциплинированным.
 
Комсомол умеет напрягать волю и вести воспитательную работу внутри коллектива. Он объявил войну «Митрофанушкам в искусстве» и дилетантизму, т. е. увлечению творчеством без упорной черновой работы.
 
В основе нашей книги — простые факты и простые биографии. Факты говорят сами по себе, убеждают лучше любых доказательств.
 
О советской музыкальной культуре можно совершенно уверенно сказать, что это искусство принадлежит молодежи. Все лауреаты — молодежь, взращенная партией и Ленинским комсомолом. Наши лучшие композиторы — Дзержинский, Шостакович, Хренников, Хачатурян — воспитаны в советских консерваториях. Даже среди народных артистов СССР два места принадлежат молодым. Это — Куляш Байсеитова и Халима Насырова.
 
Нечего и говорить о многочисленной плеяде молодых музыкантов-исполнителей. В статье И. Нестьева приведены многочисленные примеры выдвижения музыкальной молодежи. Советская хореграфия завоевала первое место в мире. Нашему молодому балету свойственна простота и благородство формы, законченность и безукоризненная правильность танцовального рисунка в сочетании с легкостью и прозрачностью исполнения. Галина Уланова, Ольга Лепешинская и другие воспитанники советской школы завоевывают балетную сцену.
 
А советский молодой цирк? Разве новые цирковые представления не красноречивее докладов, сводок и выкладок говорят об огромной воспитательной работе, проделанной за эти двадцать лет? Каждое новое представление в цирке — праздник молодежи, демонстрация молодости, демонстрация силы, ловкости, бесстрашия и мастерства. Большинство цирковых артистов — советские физкультурники, пришедшие на арену через цирковые техникумы. В этом успех их молодежных программ: с ними легко работать режиссеру, у них нет тяжелого груза традиций и навыков старины.
 
Реалистическую полноценность молодых художников и скульпторов можно видеть по последним выставкам, по оформлению сооружений, во всех изображениях действительности в ее революционном развитии и в первую очередь в создании образа социалистического человека.
 
Каждая новая выставка приносит новые имена. Многие из них (особенно после выставок пяти-, десяти-, пятнадцати- и двадцатилетия Красной Армии) пользуются заслуженной известностью: художники Лукомский, Короткова, Одинцов, Бубнов, Невежин и другие; скульпторы — Иодко, Андреев, Виленский, Баландин, Листопад, Белашова-Алексеева и другие.
 
В особом положении находится архитектура, где наука и техника органически сливаются с искусством. Здесь достижения последних лет являются достижениями передовой советской индустрии, и здесь решающей силой становится молодежь, перед которой открыты грандиозные творческие перспективы.
 
Так комсомол и молодежь завоевывают искусство. Живопись и кино, театр и музыка, цирк и архитектура чувствуют влияние комсомола. Героическая борьба комсомола, незабываемые подвиги советской молодежи глубоко и серьезно волнуют мастеров советского искусства, которые стремятся создать полнокровные и яркие образы молодых людей Сталинской эпохи.
 
Литература и искусство заняли прочное место в общей системе коммунистического воспитания подрастающего поколения. И в той будущей борьбе за создание новых замечательных произведений социалистического искусства, которую поведет наша страна, Ленинский комсомол, как верный, непоколебимый помощник великой партии Ленина—Сталина, являясь подлинным вождем всей советской художественной молодежи сыграет огромную роль. Нет никакого сомнения в том, что комсомольское поколение в искусстве в ближайшие годы покажет невиданный взлет и еще не раз удивит мир своими сверкающими талантами.
 
* * *
 
Различными путями шли, переступив октябрьский рубеж, представители старших поколений работников искусств. Но, перейдя его, со всей страстностью большого художника они отдались честному служению социалистической родине. Им открылись такие творческие возможности, каких они не могли найти, о которых многие из них лишь робко мечтали прежде.
 
Перед ними предстала новая аудитория — огромнейшая, строгая, но чуткая и признательная.
 
У них появились ученики, очень взыскательные к самим себе, смелые и дерзающие.
 
Волна новой жизни, молодой и радостной, проникла в их мастерские.
 
Они помолодели.
 
И потому, обратившись к своим молодым товарищам в день двадцатилетия ВЛКСМ, и они говорят словами неувядающей и творческой молодости.
 
* * *
 
«Молодость, — говорит В. И. Немирович-Данченко, — не только наше будущее, а один из живительнейших источников нашего настоящего. Люди, которых уже начали называть «стариками», тем дольше сохранят свою творческую энергию, благородство мысли, свежесть идеологии, чем больше будут любить свое молодое окружение. И любить просто, по-товарищески, без зазнайства своим опытом, как бы он ни был богат».
 
Собранные в этой книге пожелания мастеров молодым работникам искусств зовут молодежь учиться, творить и дерзать.
 
Они несут молодежи свой опыт и знания.
 
Они говорят творческой молодежи работников искусств о тех своих чувствах, которые на приеме в Кремле работников высшей школы гениально выразил великий Сталин в произнесенном им тосте за науку и здоровье передовых людей науки:
 
«За процветание науки, той науки, которая не дает своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлупу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возможность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодежи от науки».
 
Будущность принадлежит молодежи — молодежи Советской страны!
 

 

Б. Иофан

Архитектор, орденоносец

СТАЛИНСКИЙ СТИЛЬ СОВЕТСКОГО ЗОДЧЕСТВА

 
Грандиозные изменения, происходящие по всему Советскому Союзу, находят свое отражение и в архитектуре.
 
Сталинская эпоха построения социализма поставила перед советской архитектурой и архитекторами задачу создания архитектурного стиля, достойного великой эпохи.
 
Эта трудная, но счастливая творческая задача выпадает и на долю молодых архитекторов нашей социалистической родины. Среди них немало воспитанников Ленинского комсомола, достигших в своей работе большого мастерства, орденоносцев, отмеченных советской общественностью: Бирюков, Кильпе, Аня Сущевская, Леня Баталов, Иннокентий Мельчаков и другие.
 
Старшему поколению архитекторов нашей социалистической родины приходилось не раз наблюдать молодых строительных рабочих, попадавших на стройку с других производств и из деревень, которые, пройдя строительную школу, получали специальное образование, кончали архитектурные вузы и сейчас являются талантливыми архитекторами. На строительстве Дворца Советов в Архитектурной мастерской работает около пятидесяти процентов всего состава молодых архитекторов. Никогда в прошлом, даже в эпохи самого большого расцвета в искусстве, молодым архитекторам не поручались такие ответственные задачи, как у нас. Молодые архитекторы капиталистических стран составляют лишь армии безработных, тогда как у нас архитектурной молодежи открыты все пути для проявления ее творческого пыла, энтузиазма и мастерства.
 
Разумеется, все это возлагает на молодого архитектора большую ответственность, большие обязанности. Он прежде всего обязан стоять на высоте поручаемых ему политических и архитектурно-художественных задач, отвечающих идее грандиозной сталинской стройки социализма. А для этого необходима постоянная учеба; молодому архитектору необходимо овладевать учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, необходимо овладевать современными достижениями передовой техники, необходимо учиться на лучших архитектурных образцах крупнейших зодчих всех времен и народов.
 
Советские произведения архитектуры должны быть целеустремленными, советская архитектура должна отображать героику великой борьбы, великого строительства народов СССР, замечательную Сталинскую эпоху.
 
Нельзя забывать, что без синтеза искусств никакой большой архитектуры, тем более архитектуры социализма, быть не может; а поэтому молодой архитектор должен изучать и скульптуру, и живопись, и другие искусства, связанные с архитектурой.
 
Нужно постоянно помнить, что молодой архитектор, воспитанный нашей социалистической действительностью, обязан быть в своих произведениях высокоидейным и принципиальным мастером.
 
Неустанно работая над собой, советский архитектор (это особенно важно для нашей молодежи) из опыта каждого своего произведения извлекает пользу для дальнейшего творческого роста, подвергая это произведение глубокому, всестороннему анализу и самокритике.
 
Молодой архитектор не одинок: он работает в коллективе, и старшие поколения архитекторов всегда поделятся с ним их идейно-художественным и производственным опытом, их знаниями.
 
В славную двадцатую годовщину Ленинского комсомола, вырастившего талантливых и передовых представителей архитектурной молодежи, приветствую молодых зодчих страны, надежду нашей социалистической родины, и желаю им успеха в учебе и в совершенствовании своего мастерства.
 

 

СПИСОК ЦВЕТНЫХ РЕПРОДУКЦИЙ

 
Н. Короткова — Красногвардейка.
Н. Короткова — В обеденный перерыв (Чирчикстрой).
Т. Гапоненко — На обед к матерям.
С. Адливанкин — Танец в степи.
П. Мальцев — Выходной день.
В. Васильев — Сын родился.
Г. Нисский — Яхта.
В. Одинцов — Стихи.
В. Ефанов — На новой родине.
Ф. Антонов — В родном колхозе.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Сталинское поколение.. 5
 
МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ АРТИСТОВ
К. Станиславский. Боритесь за крепкий дружный коллектив.. 13
В. Немирович-Данченко. Любите молодость.. 15
М. Блюменталь-Тамарина. Юная душа — чудесное горнило.. 16
А. Яблочкина. Боритесь за знания.. 18
Е. Корчагина-Александровская. Быть правдивым и искренним.. 20
И. Москвин. Мои советы молодежи.. 23
Е. Гельцер. Растите с полной верой в свои силы.. 29
М. Литвиненко-Вольгемут. Совершенствуйте свое искусство.. 31
А. Нежданова. Никогда не успокаиваться на достигнутом.. 33
А. Гольденвейзер. Изучайте искусство прошлого.. 35
Р. Глиэр. Быть всегда впереди.. 36
П. Столярский. Горячий привет счастливой молодежи.. 37
А. Герасимов. Советской молодежи открыты все пути.. 39
И. Грабарь. Упорно работать над собой.. 41
Д. Моор. Умейте видеть жизнь.. 43
И. Бродский. Уверенно двигаться по ленинскому пути.. 46
Ф. Федоровский. Вперед к творческим победам.. 48
А. Шервуд. Развивайтесь и творите.. 61
В. Пудовкин. Без мысли нет искусства.. 54
С. Эйзенштейн. В энтузиазме — основа творчества.. 56
Б. Иофан. Сталинский стиль советского зодчества.. 58
Б. Иогансон. За работу, товарищ.. 60
М. Манизер. Бодрость, целеустремленность, уверенность.. 62
И. Дунаевский. Путь к сердцам и душам слушателей.. 64
Н. Черкасов. Комсомол воспитал во мне художника, общественника, гражданина.. 66
 
МОЛОДЕЖЬ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
И. Нестьев. Гордость советского музыкального искусства.. 71
Г. Рейзе. Три поколения.. 97
Ю. Слонимский. Молодые мастера хореграфии.. 123
Н. Колин. Молодой цирк.. 145
Г. Бандалин. Искусство молодых художников и скульпторов.. 165
И. Вайсфельд. О молодых мастерах кинематографического искусства.. 185
А. Изаксон. Молодежь в архитектуре.. 205
 
МОЛОДЫЕ МАСТЕРА ИСКУССТВА
А. Острецов. Дмитрий Шостакович.. 225
А. Острецов. Иван Дзержинский.. 235
Фаб. Гарин. Тихон Хренников.. 245
Мих. Флеер. Абдылас Малдыбаев.. 251
А. Лилиенфельдт. Кара Караев.. 255
Д. Рабинович. Эмиль Гилельс.. 259
Д. Рабинович. Яков Флиер.. 267
С. Александров. Давид Ойстрах.. 273
Халима Насырова. Мой путь.. 279
Т. Лавров. Куляш Байсеитова.. 285
Фаб. Гарин. Елена Кругликова.. 289
Е. Весенин. Соломон Хромченко.. 295
А. Лилиенфельдт. Вера Енютина.. 301
Н. Клязьминский. Настя Георгиевская.. 307
Фаб. Гарин. Ольга Лепешинская.. 311
Василий Москва. Галина Уланова.. 317
Ал. Вольский. Тамара Ханум.. 323
А. Лилиенфельдт. Гамэр Алмас-Заде.. 331
Е. Кузнецов. Владимир и Юрий Дуровы.. 335
А. Лилиенфельдт. Федор Решетников.. 343
Ю. Нейман. Александр Бубнов.. 351
И. Трауберг. Александр Зархи и Иосиф Хейфиц.. 359
Марк Нейман. Молодые мастера скульптуры.. 367
 
Список цветных репродукций.. 377
 

 

Примеры страниц

 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 
Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938  Молодые мастера искусства : [Статьи и биографические очерки] / Редактор-составитель П. А. Полуянов ; Портреты работы художника Льва Баскина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1938
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 162 МБ).
 
 

16 сентября 2020, 6:38 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут