наверх
 

Монгайт А. Муром. — Москва, 1947. — (Сокровища русского зодчества)

Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947 Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947 Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947 Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947
 

Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947. — 31 с., 28 л. ил. — (Сокровища русского зодчества).

 
 

[Из раздела ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ПАМЯТНИКИ]

 
Первое упоминание о Муроме в летописях мы встречаем под 862 годом. Муром не принадлежит к числу тех городов, в архитектуре которых, как в зеркале, отражается их развитие, и сохранил ценные архитектурные памятники лишь XVI—XVII столетий, периода, когда он перестал играть сколько-нибудь значительную роль в жизни страны. Блестящий ансамбль муромских зданий представляет собой лишь отзвук замечательного расцвета московского зодчества. Уходящая в глубь веков, интересная и разнообразная жизнь города почти не оставила более старых памятников на поверхности земли и реконструируется лишь по летописям и археологическим раскопкам.
 
Муром является одним из древнейших русских городов. Он возник в центре многолюдного по тем временам края, населенного одним из мордовских племен — муромой, давшим городу свое племенное имя. В IX—X веках мурома постепенно вытесняется славянским населением. Подобно другому мордовскому племени — мере, мурома быстро ассимилировалась, что привело к полному исчезновению собственно муромских черт в материальной культуре города. Уже в первые столетия своей истории Муром предстает перед нами как город славянский, являющийся форпостом славянства на востоке в среде враждебных славянам племен. Упорное сопротивление этих племен введению христианства долго вспоминалось в местных преданиях.
 
Близкий к могущественному Булгарскому царству, выгодно расположенный на важнейшей для того времени водной артерии — реке Оке, Муром быстро рос. О торговом его значении еще в X веке свидетельствуют огромные клады арабских монет, скопившихся в муромской земле благодаря частым посещениям купцов, проезжавших по Волго-Окскому пути. Муром служил главной пристанью торговых караванов, шедших из глубин мордовских лесов. Не только развитие торговли, но и развитие ремесла определило рост города. Уже в XI веке он перерос за пределы древнего кремля, у стен которого образовался значительный посад, населенный ремесленниками. Раскопки показали здесь наличие мощного (двухметрового) культурного слоя, насыщенного разнообразными изделиями русского ремесла XI—XIII веков. Неудивительно, что город рано привлек к себе внимание и русских князей, и русских летописцев. Уже в начале XI века здесь находился князь Глеб Владимирович. В конце XI века о Муроме говорится как о значительном городе на Оке. За обладание им боролись Изяслав Владимирович (сын Мономаха) и сын Святослава Черниговского Олег Тмутараканский. В результате одержанной Олегом победы город оставался во владении Святославовичей, объединивших на некоторое время в единое княжество два крупных центра на Оке — Муром и Рязань. При этом, очевидно, до середины XII века главенствующим городом считался Муром и лишь позже эта роль перешла к Рязани.
 
О значении Мурома как форпоста русских на востоке свидетельствует участие муромцев в походах на булгар и мордву. Начиная с 1088 года, Муром неоднократно подвергался нападению и бывал разграблен булгарами, однако во всех походах владимиро-суздальских князей на булгар и мордву неизменно участвует муромская дружина. Самым главным, влиятельным и опасным для муромской самостоятельности соседом было Владимиро-Суздальское княжество, под власть которого постепенно попал Муром.
 
Темны страницы истории Мурома, редко в летописях упоминается название города, совсем нет сведений о его внутренней жизни. Превратившись в один из уделов владимирских князей, Муром перестает интересовать летописцев, которые вспоминают о нем лишь в связи с значительными событиями общерусской жизни. Так вспоминают о нем в 1239 году, когда Муром, подобно другим русским городам, подвергся татарскому погрому. Сожженный город едва оправился от разорения. Почти полвека спустя он дважды был вновь сожжен татарами — в 1281 и 1288 годах. После этих ударов Мурому долго не удавалось оправиться. До середины XIV века нет упоминаний о нем в летописях. Лишь в 1351 году князь Юрий Ярославич обновил «запустевший отдавна, от первых князей город Муром». Это сообщение, вероятно, относится к возобновлению укреплений муромского кремля. Но вряд ли это мероприятие было связано с какими-либо попытками вернуть Мурому его прежнее значение. Муромская земля уже не могла существовать как самостоятельное княжество. И когда в 1392 (или 1393) году великий князь Московский Василий Дмитриевич вывез из Орды ярлык на Муромское княжество, это было официальным концом относительной независимости города и княжества. В своей духовной Московский князь благословил сына Василия «своим примыслом Муромом». Муром стал частью Московской земли.
 
Такова древнейшая история Мурома. От этой эпохи в городе не сохранилось ни одного архитектурного памятника. Это могло случиться потому, что город был деревянным. Было высказано мнение, что Муром, лежавший в глухих лесах, в стороне от древних культурных центров и имевший к тому же бедных князей, не мог иметь каменных зданий. С этим нельзя согласиться. Интенсивность жизни города в XI—XII веках, открывающаяся в раскопках, его территориальная близость и династическая связь с таким городом, как Старая Рязань, где каменные здания появляются уже в конце XI века, позволяют предполагать, что каменное зодчество возникло в Муроме еще в домосковское время. Не исключена возможность, что развалины каких-либо древних каменных зданий, уничтоженных при неоднократных разгромах города, сохранились под землей и будут открыты в процессе дальнейших исследований.
 
***
 
Памятники, которые чаще всего доходят до нас от древних городов, — валы и рвы городской крепости — также не сохранились в Муроме. Известный нам муромский кремль имеет настолько деформированный вал, что он с трудом обнаруживается. Впрочем, есть известие о том, что эта крепость не была первоначальной. Документы XVI века говорят о более древнем поселении на Старом городище, там, где теперь находится Благовещенский монастырь. Хотя раскопки подтвердили наличие древнего слоя в кремле, это еще не является опровержением известия о Старом городище.
 
Положение Мурома как столицы пограничного княжества заставляло обращать внимание на городские укрепления. Вероятно, это были обычные для древне-русских городов деревянно-земляные крепости, и только желанием преувеличить славу родного города можно объяснить попытку автора «Сказания о граде Муроме» (XVI век) осмыслить название города, когда он сообщает, что город имел «стены каменны и мраморяны и тако нарицашеся град Муром». В то время, когда Муром уже находился под властью Москвы, но до взятия Казани, ему также отводилась роль важного военно-стратегического пункта. Поэтому муромский кремль постоянно восстанавливался и перестраивался в соответствии с требованиями развивавшейся военной техники. До нас дошло изображение крепости в «Описании путешествия в Московию» Адама Олеария (1636). Подробно об ее устройстве рассказано в писцовых книгах XVII века. Крепость имела вид неправильного четырехугольника, окружена была земляным валом, на котором стояли две деревянные стены длиной в 552 сажени. В город вели трое ворот: двое проезжих и третьи водяные (к тайнику). Над воротами возвышались башни. Стена делилась воротами и 11 глухими башнями на 12 прясел. Башни были построены в три боя: внизу из дубового леса, а вверху из соснового или елового. Внутри крепости находился городской собор, правительственные учреждения, а также жилые дома. Вне кремля на посаде жило довольно значительное торгово-ремесленное население.
 
Начало каменного строительства в Муроме легенда связывает с именем Ивана Грозного. Построение большинства старинных зданий в Муроме либо приписывают его личной инициативе, либо относят к его времени. Это, конечно, не так. Лишь немногие памятники зодчества в Муроме могут быть связаны с XVI веком.
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

История города и его памятник  ... 5
Спасский монастырь..  10
Косьмо-Демьянская церковь... 11
Муром в XVII веке . 16
Троицкий монастырь .. 17
Благовещенский монастырь..   21
Церковные постройки конца XVII века ... 23
Муром в XVIIІ веке... 25
Заключение.   26
Библиография ... 25
Иллюстрации . 29
 
 

Примеры страниц

Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947 Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947
Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947 Муром / А. Монгайт ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1947
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 19,9 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

1 ноября 2015, 4:35 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий