наверх
 

Можаров Г. Г., Никитин А. С. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР. — Чебоксары, 1987

Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1987  Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1987
 
 
 

Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1987. — 175 с., ил.

 
 
 

[Аннотация]

 
О важнейших памятниках истории и культуры древнего волжского края, революционных событиях, жизни и деятельности наших славных земляков.
 
На широкий круг читателей.
 

 

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

 
Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят на этот вопрос по-разному. Искусствовед назовет памятником архитектуры старинные строения и сооружения, находящиеся под охраной государства, филолог — «Слово о полку Игореве», новгородские берестяные грамоты ... Для историка памятником будут те же берестяные грамоты, камзол Петра I, хранящийся в Историческом музее Москвы и т. д. Что же относится к памятникам истории и культуры? 29 октября 1976 г. принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В нем дается исчерпывающее определение понятия «памятник». «Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность... Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства.
 
В памятниках истории и культуры воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение коммунизма... 
 
В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся»1. На таких четких положениях Закона организована работа по охране памятников.
____________
1 Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». М., 1976, с. 3—4.
 
Охрана памятников стала одной из постоянных забот Советской власти, ибо они свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», — писал А. С. Пушкин.
 
Советское государство с первых дней своего существования заботится о сохранении памятников искусства и культуры. По инициативе В. И. Ленина были приняты важные законодательные акты об охране исторических и культурных богатств и достопримечательностей — декреты «О памятниках Республики» (12 апреля 1918 г.), «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.), «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.), «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» (7 января 1924 г.) и др.2 На основании советских законов тысячи памятников истории и культуры были взяты под государственную защиту и стали всенародным достоянием. Возникают органы охраны, использования, реставрации и пропаганды культурных ценностей. Советское законодательство о памятниках постоянно совершенствовалось. Ленинское отношение к ним ныне закреплено в ст. 68 Конституции СССР. На XXVII съезде КПСС было сказано, что партия высоко ценит и поддерживает подъем патриотических чувств, возросший интерес людей к истории Отечества и к его памятникам. Поставлена задача — сохранить их для будущих поколений, широко пропагандировать и воспитывать трудящихся «на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры»3.
____________
2 Охрана памятников истории и культуры. Сб. док. М. 1973, с. 15—40.
3 Программа КПСС. Новая редакция. М. Политиздат. 1986, с. 58.
 
Чувашский край расположен в средней зоне великой русской реки Волги. Его не минули важнейшие исторические события. До наших дней сохранилось множество памятников материальной и духовной культуры прошлых поколений. Они свидетельствуют, что художественное наследие чувашского народа уходит корнями в глубокую древность.
 
Выявление ценнейших памятников истории и культуры чувашского народа было начато еще до Великой Октябрьской социалистической революции. В этой связи необходимо отметить труды Г. Ф. Миллера, И. И. Лепехина, П. С. Палласа, В. А. Сбоева, А. А. Фукс, В. К. Магницкого, И. Н. Смирнова, С. М. Михайлова, Н. И. Ашмарина, Н. В. Никольского, Г. И. Комиссарова, Н. Е. Симакова и др. В Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде до сих пор хранятся около 30 самых древних образцов чувашского орнамента, собранные во второй половине XVIII в. И. И. Лепехиным и П. С. Палласом4.
____________
4 Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. ЧНИИ. Чебоксары. 1983, с. 80—120; Григорьев А. Г. У истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. Чебоксары. Чувашкнигоиздат. 1978, с. 50.
 
Сбор и учет культурных ценностей по-научному был развернут в советское время. Эта работа заметно активизировалась после образования Чувашской автономной области. В нее включились специалисты, краеведы, энтузиасты, все ревностные хранители памятников старины. В феврале 1921 г. открывается Чувашский краеведческий музей. В том же году стало действовать «Общество изучения чувашского края». В создание первого этнографического музея много труда вложили художник М. С. Спиридонов, краеведы М. П. Петров, К. В. Элле и др.
 
При изучении и оценке материальной и духовной культуры чувашского народа и ее памятников в отдельных случаях допускались односторонние трактовки и выводы5. Советские авторы были против идеализации старины, но в то же время решительно отвергали мнение о том, что в прошлом чувашский народ не создавал ценных памятников культуры. В этой связи исключительно важное значение имели археологические раскопки, начатые в Чувашии в 20-х годах.
____________
5 Денисов П. В. Этнографическое изучение чувашского народа за годы Советской власти. — «Сов. этнография», 1975, № 6.
 
В изучение быта и культуры чувашского народа в советское время достойный вклад внесли Г. Т. Тимофеев, В. Ф. Смолин, П. Н. Третьяков, А. П. Смирнов, В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев и другие. Выявлено и изучено сотни памятников истории и культуры, ценные взяты на учет. Обширны богатства музейных фондов, государственных и партийных архивов, библиотек и других хранилищ. Они постоянно пополняются. Советские люди передают в дар музеям или государству исторические ценности, предметы быта и искусства, рукописи.
 
Памятники истории и культуры чувашского народа имеются и в других городах нашей страны — Казани, Ульяновске, Москве, Ленинграде, Саратове, Куйбышеве, Уфе и т. д. В Ульяновске, например, они связаны с деятельностью великого русского просветителя И. Н. Ульянова и первого чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Почти 4 тысячи предметов советской культуры хранятся в фондах Государственного музея и этнографии народов СССР в Ленинграде, около 700 вышивок и их зарисовок собрано в Государственном музее Татарской АССР, около 250 изделий чувашского народного прикладного искусства содержат фонды Саратовского областного музея краеведения и т. д.6
____________
6 Григорьев А. Г. Указ. соч.
 
На территории Чувашии имеются памятники, созданные на основании ленинского плана монументальной пропаганды — Декрета «О памятниках Республики», сыгравшего основополагающее значение для развития советского искусства. В. И. Ленин говорил А. В. Луначарскому о том, что открытие нового памятника должно быть актом пропаганды и одновременно «маленьким праздником»7.
____________
7 Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М. 1968, с. 198—199.
 
Попыткой реализовать в жизнь ленинские идеи явилось решение Ревкома Чувашской автономной области, принятое в августе 1920 г. о строительстве Памятника автономии в честь образования национальной государственности чувашского народа8.
____________
8 Румянцев М. В. За ленинское отношение к памятникам истории и культуры. Чебоксары, 1970, с. 8.
 
1 Мая 1921 г. был открыт памятник Степану Разину, построенный в Чебоксарах по проекту Г. С. Спиридонова. Трехгранный обелиск (на трехгранном же постаменте) с барельефом портрета Разина был сооружен под руководством М. С. Спиридонова9. Памятник не сохранился.
____________
9 Ургалкина Н. А. Художники Чувашии. Л. «Художник РСФСР». 1978, с. 102.
 
В последующие годы памятники посвящались теме революции и ее вождю В. И. Ленину. Трудящиеся хотели увековечить имя и дело В. И. Ленина. Они по своей инициативе строили различные памятные сооружения, включающие в свою композицию изображения В. И. Ленина. Первый такой памятник, посвященный В. И. Ленину, был построен (в виде вертикальной плиты с шаром на четырехгранном постаменте из бетона с надписью «Владимиру Ильичу Ленину») и в торжественной обстановке открыт 7 ноября 1924 г. на Урмарской фабрике «Единство». Собравшимся была оглашена поздравительная телеграмма, присланная Цивильским укомом РКП(б). Памятник сооружен по чертежу (проекту) М. Курочкина и воздвигнут под руководством мастера Ухарского. В его строительстве активное участие приняли коммунисты, комсомольцы и рабочие предприятия10.
____________
10 ПАЧО, ф. 9, оп. 1, д. 286, лл. 342—343; ф. 113, оп. 1, д. 5, л. 16.
 
В Чебоксарах на Красной площади была возведена «Триумфальная арка» или «Красные ворота» — так называлось в народе это деревянное сооружение. Памятник посвящался теме социалистической революции и ее роли в жизни чувашского народа. К сожалению, он не сохранился, не известны авторы, но есть фотография арки11. Не сохранился для потомков и первый скульптурный памятник В. И. Ленину из гипса, созданный неизвестными авторами к 10-летию Великого Октября и установленный в чебоксарском городском парке12.
____________
11 «Советская Чувашия». 1986, 27 ноября.
12 Румянцев М. В. Указ, соч., с. 13.
 
Оценивая первые шаги монументальной пропаганды прошлых лет, мы должны подойти к этим памятникам (памятным сооружениям) с определенной долей снисходительности. Необходимо учитывать состояние монументальной пластики того времени, новизну и краткость сроков изготовления и скудость выделяемых средств. Но велико их значение. Каждое открытие памятника приобщало тысячи трудящихся к просвещению и новой культуре.
 
Советское монументальное искусство достигло заметных успехов в годы первых пятилеток, связанных с развитием градостроительства и художественным оформлением памятных мест. В 1930 г. московский скульптор Б. В. Лавров, поселившийся в Чебоксарах, представил проект памятника В. И. Ленину, эскизы барельефов и скульптурные этюды к нему. Бронзовый памятник (фигура вождя в натуральную величину) был открыт 7 ноября 1930 г. в художественном оформлении М. С. Спиридонова. В 1960 г. из зоны затопления ГЭС он был вывезен и установлен в Чапаевском поселке столицы13.
____________
13 Ургалкина Н. А. Указ, соч., с. 103—105; Терентьев А. Первый памятник Ильичу. — «Советская Чувашия», 1986, 23 декабря.
 
Памятники В. И. Ленину были открыты в новых городах — Шумерле (1940), Канаше и в ряде районных центров Чувашии.
 
26 июня 1960 г. на площади Ленина в Чебоксарах открыт первый монументальный памятник В. И. Ленину с трибунами. Он отлит из бронзы по модели скульпторов А. И. Даниленко, В. И. Татарович и Г. Д. Ястребенецкого. Архитектор — Г. А. Израилевич. Специалисты и общественность республики высоко оценили его художественные достоинства. Ленин изображен как бы в движении, идущим вперед. Достоинством памятника является еще и то, что это — первое новое сооружение, которое решало крупную градостроительную задачу: он стал идейно-художественным центром большого пространства. Вся планировка обширной территории — аллеи, газоны, цветники и деревья — подчинена единому архитектурному решению.
 
В эти годы активно работал молодой скульптор И. Ф. Кудрявцев. Он создает портрет С. Орджоникидзе, бюсты В. П. Чкалова, A. М. Горького, А. С. Пушкина и др. Бюст Горького включен в экспозицию Дома-музея писателя в Горьком. Работал над портретами B. И. Чапаева, И. Я. Яковлева, К. В. Иванова, Н. И. Полоруссова-Шелеби, А. К. Ургалкина и т. д. При создании бюста К. В. Иванова он получил ценные консультации у известного скульптора В. И. Мухиной14.
____________
14 Демидов А. Д. Чувашский скульптор И. Ф. Кудрявцев. Чебоксары. 1963.
 
В дальнейшем работа по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды все более расширялась. Особенного размаха она достигла в 1960—1970 гг. В этот период в республике создается ряд выразительных произведений: устанавливаются памятники, бюсты, обелиски, надгробия борцам за революцию и Советскую власть, выдающимся деятелям науки и культуры, героям войны и труда и т. д. Новой формой искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны. Большое распространение получили памятники-предметы, установленные на пьедестал: танки, самолеты и т. д. Так, на центральной усадьбе колхоза «Красный луч» Алатырского района в память патриотического подвига колхозника А. М. Сарскова на видное место воздвигнут отслуживший срок военный самолет. 58-летний Андрей Михайлович внес 100 тыс. рублей на строительство самолета и обратился к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР с просьбой вручить его Герою Советского Союза Ф. Н. Орлову. Теперь в салоне стальной птицы разместился сельский музей боевой славы15.
____________
15 «Правда», 1987, 1 марта.
 
Объектами мемориализации становятся зримые свидетельства трудовой славы, профессионального мастерства и гражданской патриотической сознательности трудящихся республики. Перед главным корпусом Чебоксарского завода промышленных тракторов на пьедестал установлен один из первых образцов продукции предприятия. Два первенца Чебоксарского городского электротранспорта — троллейбусы, ушедшие в путь 7 ноября 1964 г., в 1986 г. поставлены на постамент у ворот троллейбусного управления16.
____________
16 «Советская Чувашия». 1987, 4 февраля.
 
Не много затрат потребовалось и для создания оригинального памятного знака в честь трудового подвига рабочих участка железной дороги Канаш—Юдино. В ноябре 1986 г. в Канаше сооружена «Золотая опора» с установкой по ее верху цифры «50 тысяч», означающая, что в СССР протяженность электрифицированных железных дорог здесь достигла 50 тыс. км. Этот пример еще раз доказывает, что можно добиться сильного эмоционального воздействия и за счет достаточно скромных, но выразительных художественных средств.
 
В патриотическом воспитании трудящихся важную роль играют и памятники природы, которые сейчас берутся под особую защиту.
 
В настоящее время всего учтено более 1000 памятников истории и культуры. Это результат большой работы партийных, советских органов и всех ценителей истории и культуры края. Все заметнее входит монументальное искусство в формирование эстетического облика сел и городов. Есть целая сеть краеведческих музеев, созданных энтузиастами и существующих благодаря их бескорыстному труду.
 
Культура — наше общее достояние и мы все в ответе за ее судьбу, за то, что сумеем сохранить и передать нашим потомкам. Ни для кого не секрет, что до последнего времени отношение к ее памятникам не везде было на должной высоте. Много копий поломано в спорах по поводу того, что сносить, а что оставить в исторических районах старых городов, а надо было ставить вопрос о сохранении целых кварталов и улиц, чтобы зримо соединить вчерашний день с сегодняшним. Но, к сожалению, нередки случаи, когда, решая социально-экономические задачи, по инерции проявляется недооценка исторической памяти. В связи с созданием ложа для Чебоксарской ГЭС ряд памятников старины был снесен, а часть разобрана в расчете на их восстановление, но дело до сих пор не доведено до конца. Срочного внимания требуют памятники старины сельских мест, где многие из них должным образом даже не изучены специалистами. А время не ждет. Быстро разрушаются деревянные постройки, которые таят в себе еще неузнанные сведения об истории края, села, о народе, его духовной и материальной культуре. В 1916—1917 гг. в крае насчитывалось 542 водяных, 1704 ветряных и 15 паровых мельниц, теперь их осталось единицы.
 
Когда-то Чебоксары славились производством своих колоколов и колокольчиков, а теперь их не увидишь и в музеях. Краеведы ставят вопрос и о создании музея техники.
 
Выявление, сохранение и правильное использование исторических и культурных ценностей — дело сложное. Оно требует слаженной работы реставраторов, ученых, краеведов, исполнительных органов. История, революция, их памятники — это могучий источник воспитания ревностных хранителей прекрасных творений известных и неизвестных авторов. Авторы данной работы не ставили перед собой задачу описать все известные им памятники истории и культуры. К тому же ряд памятников материальной и духовной культуры (археологические, историко-этнографические, народного творчества и др.) в литературе описан довольно подробно. Книга знакомит читателя с основными из них, имеющими отношение к истории чувашского народа, к его культуре, освободительной, революционной борьбе. В ней ряд разделов освещает памятники (памятные места), посвященные становлению Советской власти в крае, героям и событиям гражданской и Великой Отечественной войн и мирному строительству. Значительное место уделено знатным землякам, орденоносным трудовым коллективам, памятникам природы Чувашии, материальной культуры г. Чебоксар, дан перечень памятников старины сельских районов республики. В целях целостного восприятия конкретного исторического материала авторы не выделили в отдельные разделы памятники материальной и духовной культуры.
 
В книге использована опубликованная по теме литература, а также данные периодики и архивов, ранее не исследованные и малоизвестные факты. В список литературы и источников включены лишь основные работы.
 
Авторы будут благодарны за присланные замечания и предложения.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Слово к читателю ... 3
Памятники природы ... 10
Раскоп прошлого ... 18
«И государь их пожаловал, гнев свой им отдал...» ... 23
Единство исторических судеб ... 26
«Верьте в Россию, любите ее, и она будет Вам матерью» ... 30
Люди русской науки и культуры о Чувашии и чувашах ... 36
Улыпы-вожаки народных движений ... 44
Ими гордится каждый ... 49
След яркой жизни ... 61
Полпреды партии ... 67
Наши знатные земляки ... 80
Памятники трудовой славы ... 109
Вас помнят благодарные потомки ... 115
Веде-суар—Чебоксары—Шабогсхар—Шупашкар ... 128
Западный косогор ... 129
Восточный косогор ... 135
Центральная часть ... 136
Владимирская горка ... 137
Город растет и расширяется ... 140
Памятники старины ... 149
Музеи ... 156
Литература ... 168
 

 

 

Примеры страниц

 
Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1987  Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. — Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1987
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 4,9 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

14 мая 2024, 12:22 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий