|
Музей нового западного искусства : Альбом. — Москва, 1935Музей нового западного искусства : [Альбом] / Текст Б. Н. Терновца ; Художественная ред. С. А. Абрамова. — [Москва] : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, [1935]. — 1 папка (15, [1] отд. с. текста, 35 отд. л. цв. ил. с текстом).
Редактор Б. М. Никифоров
Оформление, худ. и техн. редакция С. А. Абрамова
Титул и рисунок обложки И. Ф. Рерберга
Цветные репродукции исполнены Гознаком
Аннотации напечатаны Полиграф, институтом
Ромэн Роллан, посетив Музей нового западного искусства в Москве, оставил следующую запись:
«Пробегая залы этого замечательного музея, я был удивлен и растроган, увидев вновь некоторые прекрасные полотна, которые очаровывали меня в молодости: Ренуар, Клод Монэ, тогда только начинавший, и Сезанн, которого Воллар ревниво прятал в своих магазинах. Я жил в этот богатый период французского искусства, который был одним из наиболее славных периодов в истории живописи. Я счастлив, что вижу цветущей эту обильную, разнообразную французскую симфонию под дружественным небом СССР.
РОМЭН РОЛЛАН
29 июня 1935 года».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА
Государственный Музей нового западного искусства в Москве развился на основе национализированных в 1918 году собраний С. И. Щукина и И. А. Морозова¹. Наряду с превосходными коллекциями новейшего французского искусства, эти собрания включали в себя и другие материалы. Так б. Морозовское собрание обладало обширной коллекцией нового русского искусства, б. Щукинское — рядом памятников восточного искусства, а также старого западно-европейского искусства, коллекцией фарфора и т. п. После национализации б. Щукинское собрание получило название I Музея новой западной живописи, б. собрание Морозова — II Музея новой западной живописи. Названия эти, как мы только что видели, не вполне соответствовали содержанию молодых музеев, однако они правильно учитывали основную тенденцию их развития; мы наблюдаем, действительно, как в последующие годы, в процессе перестройки и рационализации музейной сети, коллекции, неотвечавшие основной тематике (собрания русского, восточного искусства, фарфора и т. п.), передаются в соответствующие музеи или Музейному фонду и наоборот, Музей новой западной живописи систематически пополняется произведениями нового западного искусства. Вместе с тем уже в первые годы выяснилась необходимость максимального объединения работы близких по своим задачам I и II Музея новой западной живописи; в 1922 году оба музея новой западной живописи были административно объединены под одним руководством в единый Музей нового западного искусства, а в 1928 году последовало и территориальное объединение обеих коллекций.
____________
¹ С. И. Щукин начал собирать в конце XIX века, И. А. Морозов — в 1904—1905 гг.
Музей нового западного искусства, по богатству своих коллекций и высокому качеству их, справедливо считается первым в Европе собранием французского искусства; хотя в порядке государственного распределения музейного материала Эрмитажу из Музея нового западного искусства в несколько приемов была передана значительная по своему объему и ценнейшая по своему качественному составу коллекция французской живописи, однако все же следует признать, что за Музеем нового западного искусства вполне сохранился характер исключительности. Он заключается в чрезвычайно удачном, выпуклом подборе материала, характеризующем основные моменты развития французского искусства, в высокой качественности материала, в яркости, насыщенности общей картины.
Музей нового западного искусства, как было указано выше, отнюдь не был законсервирован в рамках национализированных собраний; наоборот, все годы революции он усиленно развивался, коллекции его, несмотря на ряд выдач, за эти годы удвоились. Развитие и обогащение Музея нового западного искусства шло в первые годы революции за счет сосредоточения в Музее отдельных разрозненных памятников и коллекций новейшего западного искусства, находившихся в составе других музеев или в Музейном фонде. Из этих источников Музей обогатился рядом первоклассных полотен западных мастеров; упомянем о поступлении произведений Ренуара, Эд. Манэ, Клода Монэ, Дега, Писсарро, Ван-Гога, Гогена, Ван-Донгена, Рафаэлли, Каррьера, Родена, Бурделля и др. Этот способ пополнения был, понятно, вскоре исчерпан. Мы видим в дальнейшем, как с оживлением выставочной деятельности и упрочением культурной связи СССР с заграницей Музей переходит к иным методам пополнения. Основным путем становится теперь приобретение картин с выставок, устраиваемых в Москве; так, с выставки германского искусства в 1924 г. были приобретены Наркомпросом для Музея работы Клее, Даврингаузена, Гарбе, Пехштейна, Кампендонка и др.; с выставки революционного искусства в 1926 г. — работы Мазерееля, Стейнлена, с французской выставки 1928 года — работы Озанфана, Де Кирико, Кампильи, Дюфрена, Утрилло; с выставки Джон Рид Клуба 1931 года — рисунки Берка, Гроппера, Барда, Пасса и др. американских революционных художников; с выставки бригады МБРХ — работы Эллиса, Фогелера, Фоскуила и др. За последние 2 года в Москве прошел ряд выставок, представлявших искусство смежных с СССР западных стран; столица СССР могла познакомиться с искусством Польши, Латвии, Финляндии, Эстонии; со всех этих выставок закупочной комиссией Наркомпроса были приобретены для Музея характерные образцы искусства этих стран.
Начиная с 1928 года Музей провел в своих стенах ряд общих и персональных выставок, главным образом по линии западного революционного искусства; с них также неизменно делались приобретения; Музей нового западного искусства обогатился таким образом за последние годы работами Лафоржа, Мазерееля, Люрса, Эмзена, Эллиса, Борхердта, Тарсила, Минны Гаркави и др. художников. Приобретения с выставок были, однако, не единственным методом пополнения Музея.
Путем организации обмена произведений советского искусства на работы западных художников удалось создать характерную, высококачественную коллекцию современного итальянского искусства и положить начало коллекции английской графики.
Наконец можно упомянуть, что исключительная популярность Музея нового западного искусства за границей побудила ряд художников принести в дар Музею свои работы: по этой линии Музей обогатился работами Леже, Фавори, Лота, Бислинга, Вламинка, Сюрважа, Люрса, Ле Фоконье и др.
Уже из этого сухого перечисления можно усмотреть, что Музей широко раздвинул рамки первоначальных коллекций; не ограничиваясь французским искусством, он энергично собирает искусство других западно-европейских стран; помимо живописи, единственно представленной в прежних собраниях, Музей систематически приобретает скульптуру, гравюру, рисунок, плакат.
Представить основные явления современного западного буржуазного искусства — такова задача Музея; наряду с этим Музей особое внимание уделяет собиранию революционного искусства капиталистических стран, становясь активным центром собирания и изучения революционного искусства Запада. Все позволяет думать, что собирательская работа Музея будет в дальнейшем развиваться еще более усиленными темпами.
Рост международного значения СССР, развитие культурных связей с Западом, означает, с одной стороны, широкий выход нашего советского искусства за пределы СССР, колоссальное усиление его революционизирующего воздействия, с другой — растущее ознакомление, путем устройства соответствующих выставок, с состоянием западно-европейской художественной культуры. Этот рост художественных связей несомненно отразится на укреплении позиций Музея нового западного искусства, на обогащении состава его коллекций.
За годы революции Музей нового западного искусства проделал большую работу; от замкнутых, частновладельческих собраний чисто эстетского типа он вырос в подлинно советский музей, ведущий большую политико-просветительную и научно-исследовательскую работу. Значение Музея для воспитания наших художественных и научных кадров громадно. Музей входит в цепь основных, центральных музеев страны как существенное, необходимое звено.
<...>
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
I. Эдуард Манэ. Кабачок.
II. Клод Монэ. Бульвар Капуцинов в Париже.
III. Клод Монэ. Стог сена в Живерни.
IV. Клод Монэ. Городок Ветейль.
V. Камилл Писсарро. Оперный проезд в Париже.
VI. Альфред Сислей. Деревня на берегу Сены.
VII. Огюст Ренуар. Купанье на Сене.
VIII. Огюст Ренуар. Обнаженная.
IX. Огюст Ренуар. Девушки в черном.
X. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы.
XI. Поль Сезанн. Автопортрет.
XII. Поль Сезанн. Пьеро и арлекин.
XIII. Поль Сезанн. Мужчина, курящий трубку.
XIV. Поль Сезанн. Персики и груши.
XV. Поль Сезанн. Акведук.
XVI. Винцент Ван Гог. Портрет доктора Рея.
XVII. Винцент Ван Гог. Круг заключенных.
XVIII. Винцент Ван Гог. После дождя.
XIX. Поль Гоген. Автопортрет.
XX. Поль Гоген. Букет цветов.
XXI. Поль Гоген. Женщина, держащая плод.
XXII. Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта.
XXIII. Анри Матисс. Семейный портрет.
XXIV. Анри Матисс. Красные рыбы.
XXV. Анри Матисс. Мастерская художника.
XXVI. Альберт Марке. Порт Гонфлер.
XXVI. Андре Дерен. Субботний день.
XXVII. Андре Дерен. Лесная тропинка.
XXIX. Андре Дерен. Стволы деревьев.
XXX. Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком.
XXXI. Пабло Пикассо. Девочка на шаре.
XXXII. Пабло Пикассо. Дама с веером.
XXXIII. Пабло Пикассо. Гитара и скрипка.
XXXIV. Морис де Вламинк. Пейзаж в Овере.
ХХХV. Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре.
Все иллюстрации издания
Клод Монэ. Стог сена в Живерни. 1899
Клод Монэ. Городок Ветейль. 1901
Камилл Писсарро. Оперный проезд в Париже. 1899
Альфред Сислей. Деревня на берегу Сены. 1872
Поль Сезанн. Акведук. Ок. 1890
Андре Дерен. Субботний день. 1911—1914
Андре Дерен. Лесная тропинка.
Андре Дерен. Стволы деревьев. 1912
Пабло Пикассо. Гитара и скрипка. 1912
Морис де Вламинк. Пейзаж в Овере. Ок. 1924
Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре.
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 122 МБ) (скан РГБ)
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 164 МБ) (скан Электронекрасовки) (неполный комплект иллюстраций)
15 июня 2022, 13:08
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий