наверх
 
Удмуртская Республика


Никольский В. А. Петр Петрович Кончаловский. — Москва, 1936

Петр Петрович Кончаловский / Текст В. А. Никольского. — Москва : Всекохудожник, 1936  Петр Петрович Кончаловский / Текст В. А. Никольского. — Москва : Всекохудожник, 1936
 
 

Петр Петрович Кончаловский / Текст В. А. Никольского. — Москва : Всекохудожник, 1936. — 151, [2] с., 23 вкл. л. крас. ил., портр. : ил.

 
 

ОТ АВТОРА

 
Новизна типа настоящей книги вызывает необходимость в некоторых предварительных пояснениях. Эта книга не претендует на значение обычной искусствоведческой монографии, потому что развитые искусствоведческие анализы и оценки заменены здесь мимолетными комментариями, дополнениями и высказываниями самого художника. Невозможно было бы назвать ее и автобиографией мастера, потому что Кончаловский наотрез отказался писать о самом себе. «Когда-то в детстве, по настоянию отца, я много писал и как будто добился некоторых успехов в литературном деле, — заявил художник. — Но потом я совершенно разучился писать и даже простые письма пишу теперь неохотно».
 
Эта книга приближается к тем беседам с крупными мастерами об их творчестве, какие издавал в Париже Поль Гзелль, потому что в ней видное место занимают высказывания самого художника о своих взглядах на искусство, о творческих своих методах и приемах, о достоинствах и недостатках своих произведений. Но эти высказывания соединены здесь с изложением фактов из биографии художника и в целом дают очерк истории творческой жизни Кончаловского. В этом и заключается новизна типа нашей книги.
 
Самую трудную задачу при этой первой попытке создать историю творческой жизни художника на основе его собственных высказываний, естественно, составляла запись подлинных слов художника, которая, конечно, никак не могла ограничиться простой работой стенографа и авторской корректурой стенографических записей, потому что Кончаловский отнюдь не произносил заранее подготовленных речей, а вел непринужденные беседы о себе и своем искусстве. Здесь приходилось объединять все сказанное по данному вопросу во время многочисленных бесед; многое понадобилось исправлять и уточнять, пока не было получено авторизованного Кончаловским текста его высказываний.
 
Давая, с одной стороны, материалы автобиографической ценности для авторов будущих монографий о Кончаловском и марксистских историков советского искусства, эта книга окажется в то же время несомненно полезною и для советской художественной молодежи, потому что она раскрывает творческий метод художника с такой полнотой, с какою он едва ли мог бы быть раскрыт в монографии обычного типа, где первое место и слово отдается искусствоведу, а не самому художнику. Ценность или спорность взглядов и оценок принадлежат здесь самому художнику, а не толкователю его творчества, и в этом заключается, по нашему мнению, новизна настоящей книги, разумеется, не лишенной недостатков, как и всякие начинания.
 
Во всяком случае, художественный путь и опыт Кончаловского освещены здесь достаточно полно, и творческие процессы одного из крупнейших мастеров советского искусства представляются довольно ясными, а это, именно, и являлось основной нашей задачей.
 

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 
Плющи, 1908.. 8
Рисунок „Пальмы“, 1910.. 10
Рисунок „Матадор“, 1910.. 11
Казбек утром, 1927.. 13
Бой быков, 1910.. 14
Портрет Якулова, 1910.. 16
Семейный портрет, 1911.. 18
Сиенский портрет, 1912.. 19
Автопортрет, 1926.. 21
Сиена, 1912.. 22
Печка, 1912.. 23
Корабли в Кассисе, 1913.. 25
Букет, 1928.. 27
Агава, 1916.. 28
Рисунок „Натурщица у печки“, 1917.. 29
Мост в Наре, 1918.. 31
Табачные листья, 1929.. 33
Перед зеркалом, 1930.. 35
Героический натюр-морт, 1918.. 36
Скрипач, 1918.. 37
Ханские сады в Бахчисарае, 1930.. 39
Жатва, 1923.. 40
Жатва, 1923.. 41
Натюр-морт, 1930.. 43
Натурщица, 1923.. 44
Натурщица, 1923.. 45
Художник и его жена, 1922.. 47
Рисунок „Молотьба“, 1923.. 49
Куры, 1930.. 51
Иван Паяла, 1923.. 52
Лежащая женщина, 1923.. 54
Женщина под ветвями, 1923.. 55
Осень, 1930.. 57
Сорренто, 1924.. 59
Оливки в Сорренто, 1924.. 61
Марк Аврелий, 1924.. 63
Садовая ночью в Москве, 1931.. 65
Площадь св. Петра, 1924.. 66
Кончаловская с ожерельем, 1925.. 67
Японка, 1931.. 69
Антоний Римлянин, 1925.. 70
Возвращение с ярмарки, 1926.. 71
Розы, 1931.. 73
Новгородский пейзаж, 1925.. 74
„Миша, пойди за пивом“, 1926.. 75
Ай-Петри к вечеру, 1930.. 77
Эскиз к „Купанью красной конницы“, 1926.. 78
Фелюги в Батуме, 1927.. 80
Голубые ветлы, 1926.. 81
Эскиз для подноса, 1931.. 83
Ковка буйвола, 1927.. 84
Стадо овец, 1927.. 85
Тучкова набережная в Ленинграде, 1932.. 87
Окно, 1928.. 89
Пушкин, 1932.. 91
На Ильмень-озере, 1928.. 92
Грузинки, 1927.. 93
Домик Петра Великого в Ленинграде, 1932.. 95
Школа юнгов, 1929.. 96
Рыбацкий пейзаж, 1926.. 97
Шхуна, 1929.. 99
Всякая снедь, 1932.. 103
Натюр-морт с табаком, 1929.. 104
Персики, 1930.. 106
Мать и дитя, 1929.. 107
Натюр-морт с кувшином, 1929.. 109
Игра в хоккей, 1929.. 111
Дом Олега в Рязани, 1932.. 113
Пианист Софроницкий, 1932.. 115
Спящая Катенька, 1932.. 116
Катенька и Поля, 1934.. 117
Спиридоновка, 1932.. 120
Кутаис, 1933.. 121
Поезд, 1932.. 123
Катенька с крупой, 1933.. 124
Церковь „Василий Блаженный“ в Москве, 1932.. 127
Сирень, 1933.. 128
Натюр-морт, 1933.. 129
Портрет В. А. Никольского, 1933.. 131
 

 

Примеры страниц

Петр Петрович Кончаловский. Автопортрет с собакой, 1933  Петр Петрович Кончаловский. Плющи, 1908
 
Петр Петрович Кончаловский. Казбек утром, 1927  Петр Петрович Кончаловский. Сиенский портрет, 1912
 
Петр Петрович Кончаловский. Пушкин, 1932
 
Петр Петрович Кончаловский. Домик Петра Великого в Ленинграде, 1932  Петр Петрович Кончаловский. Церковь. Василий Блаженный в Москве. 1932
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 120 МБ).
 
 

19 февраля 2019, 17:14 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут